Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три базовые практики: выслеживание – трансформация – неделание
В этом разделе представлены три базовые энергетические практики, ведущие к внутренним изменениям. Каждая практика включает множество техник энергетической трансформации. Основным источником техник являются древние духовные традиции. Хорошо известно, что в духовных традициях берут начало многие эффективные психотехнологии. Не столь известно, однако, что при всем культуральном многообразии технических приемов разных традиций существует единая структура духовного пути: от поверхности – вглубь внутренней территории. Для осуществления такого движения используется единая структура духовных практик. Она содержит определенный алгоритм использования энергетических практик и одинакова для всех традиций, будь то христианство, буддизм, даосская или любая другая (как бы они ни различались в своих внешних проявлениях и даже идеологически). Эта глубинная структура духовных практик представлена ниже. Она состоит из трех базовых практик, выполняемых в строгом соответствии с особенностями внешнего событийного потока. В дальнейшем для этой последовательности используется название круг практик.
15.1. Выслеживание себя [29]
Эта практика позволяет осознавать тончайшие чувственные реакции на любое препятствие во внешнем мире. Внешний мир может быть представлен как конкретными внешними сюжетами, так и собственным подсознанием человека. Последнее проявляется через «случайные» ассоциации и сновидческие символы, а также через «случайные» совпадения. В духовных традициях не только негативные, но и неумеренно позитивные чувственные реакции («страсть», «желание»), рассматриваются как нездоровое явление и «источник страдания». Говоря энергетическим языком, «страсти» – это продукт распада энергии ци, т. е. конструктивного состояния духа, на энергии инь и ян. В нашем подходе негативные или подчеркнуто позитивные чувственные реакции всегда рассматриваются как указания на процессы распада ци. Возникающее при этом раздвоенное состояние не осознается или осознается частично. В обобщенном смысле оно может рассматриваться как одновременное переживание[30] «страха» и «захваченности». Эти продукты распада и являются объектом выслеживания. Термин выслеживание подчеркивает отличие этой практики от общепринятого анализа. Анализ – это ментальная медитация, основанная на причинно-следственных связях в рамках некоторой аксиоматики, часто неосознаваемой. Выслеживание же основано на чувствовании и является частью системного подхода, где нет причинно-следственных связей (все связи организованы круговым образом, как на рисунках 6,7, стр. 21, и не может быть внешне заданной аксиоматики.
Практика выслеживание себя позволяет находить источник личных и деловых проблем, а также острых и хронических заболеваний в собственном бессознательном опыте, а затем определять направление работы по их преодолению, вплоть до конкретных шагов каждой сессии.
* * *
Один из аспектов практики – выявление устаревших стереотипов мышления или поведения, которые ведут к актуальным проблемам. Эти стереотипы с трудом поддаются изменениям; они создавались на ранних этапах жизни как адаптивная мера; тем не менее они должны быть изменены. Мы будем рассматривать эти стереотипы как внешние [31], т. к. они проявлены в сюжетах внешней территории. Каждому из них предшествует определенная внутренняя (чувственная) реакция. Для нее будет использоваться термин энергетический стереотип . Под этим мы понимаем любой типичный для данного человека, т. е. привычный и неотвратимый, способ внутреннего (чувственного) реагирования на внешние обстоятельства. Энергетический стереотип может переживаться либо как простая эмоция – обида, гнев, мгновенный всплеск активности или состояние протеста, либо как более сложный многошаговый процесс, в котором внутренние реакции сменяют друг друга. Именно энергетические стереотипы (а не внешние объективные причины) оказываются источником всех жизненных сложностей и заболеваний. Энергетические стереотипы, как правило, относятся к области бессознательного (неосознаваемой части внутренней территории) и представлены в нем скоплениями энергий инь и ян — продуктами распада ци; такие скопления занимают обширную территорию, проходящую через все уровни сознания, и порождают множество негативно окрашенных внутренних состояний, в том числе и сильные эмоции. Без специальных усилий осознается лишь небольшая часть этих внутренних состояний и поддерживающих их энергетических скоплений.
Как уже сказано, энергетический стереотип всегда связан с некоторым внешним (поведенческим) стереотипом. Этот внешний стереотип (и связанные с ним скопления энергий инь и ян) можно рассматривать как материализацию энергетического стереотипа. Наоборот, энергетический стереотип можно рассматривать как продолжение поведенческого стереотипа в область бессознательного; некоторые его фрагменты могут осознаваться в виде чувственных реакций. Вместе оба стереотипа представляют собой целостную систему с двойной связью, см. рис. 29 ниже. В ней нет причинно-следственных отношений: первый из них – поведенческий стереотип — можно рассматривать как причину второго – энергетического (верхняя стрелка), точно так же как второй можно рассматривать как причину первого (нижняя стрелка). Такая система внутренне референтна и стабильна, т. е. плохо поддается изменяющим внешним воздействиям. Действительно, попытка изменить один из двух взаимосвязанных стереотипов блокируется воздействием другого. Как уже сказано, более плотная часть этой системы (интенсивные переживания и поведенческий стереотип) осознается относительно легко, а более тонкая часть (глубокие переживания и энергетический стереотип) находится в тонких слоях внутренней территории и плохо осознается.
Рис. 29. Соотношение между поведенческим и энергетическим стереотипами. Каждая проблема представлена одновременно во внешней и во внутренней территории. Задача выслеживания складывается из двух частей: во внешней территории – обнаружить поведенческий стереотип, ведущий к проблеме; во внутренней территории – найти энергетический стереотип, обычно неосознаваемый. Поведенческий стереотип (неточности в поведении) порождает негативную или подчеркнуто позитивную чувственную реакцию, и наоборот, подобная чувственная реакция ведет к неточностям в поведении и усилению поведенческого стереотипа.
Технически каждый акт выслеживания себя начинается с осознания шагов поведенческого стереотипа, порождающего проблему во внешней территории (поведенческие ошибки). Затем акцент внимания смещается во внутреннюю территорию для выслеживания энергетического стереотипа. Устаревшие стереотипы, как энергетические, так и поведенческие, должны быть отменены или изменены с помощью трансформационных техник. Итак, результатом выслеживания является: 1. Точное знание о том, какой фрагмент внешних событий и как именно порождает проблемное внутреннее состояние. 2. Осознавание энергетического стереотипа, т. е. чувственной реакции и связанного с ней распределения телесных ощущений (скоплений энергий инь и ян). Выслеженное внутреннее состояние должно воспроизводиться при каждой визуализации проблемного внешнего сюжета. Это является необходимым условием для возможности последующей трансформации.
* * *
Выслеживание себя представляет собой часть более общей практики выслеживания, которая восходит к искусству охоты. Объектом выслеживания в прежние времена были не только животные, но и «тонкие силы», действовавшие в той реальности, например, духи пустыни, источников, деревьев, жители «нижнего» и «верхнего» миров и т. п., влияющие на волю человека и «забирающие силу» или дающие поддержку. Здесь выслеживание внешних сил плавно перетекает в выслеживание собственного состояния и превращает эту практику в выслеживание себя.
Современный городской житель, самостоятельно или с помощью психолога, выслеживает «подсознательные комплексы» и «стереотипы реагирования», ведущие к неудачам и болезням, что по сути мало отличается от выслеживания «духов местности» или «сущностей». Подсознание в этой картине можно рассматривать как аналог «нижнего мира» шаманской реальности, а объектом выслеживания являются (как аналоги тонких сил или «сущностей») склонности человека и обязательства, карьера, деловые качества, привычки, отношение к распределению денежных потоков, стереотипы неудач и болезней, дружественные и враждебные тенденции в личных и формально-деловых отношениях и т. п. Таким образом, в современном городском контексте также можно говорить о выслеживании «враждебных сил», заставляющих действовать неадекватно, – либо «сил дружественных», которые помогают достигать успеха. Однако, в том и в другом случае только собственные неэффективные (или устаревшие) энергетические стереотипы превращают человека в жертву этих сил. Задача выслеживания — осознавать эти стереотипы во всех личных и социальных контекстах и, тем самым, получить власть над ними. Практика выслеживания выполняется непосредственно в реальном событийном контексте (и в меньшей степени – за его пределами), и это требует определенной тренированности.
Трансформация энергии
Трансформация энергии может быть определена как медитация, направленная на восстановление ци , см. раздел 4. Энергии инь и ян, возникшие после распада ци, скапливаются в пространственно разделенных телесных зонах. Восстановление ци можно представлять себе как пространственное объединение и аннигиляцию этих полярных энергий. Оно подобно взрыву, рождающему новую ци. Как уже говорилось, с распадом ци в данном подходе ассоциируется каждая проблема или неточное поведение в момент стресса. Ограничивающие убеждения и привычные глубинные страхи, в том числе и трансперсональные, тоже являются продуктами распада ци. Продукты распада – скопления энергий инь и ян — остаются во внутренней территории и могут сохраняться сколь угодно долго, создавая и поддерживая хронические телесные напряжения. Эти хронические напряжения снижают энергетическую прозрачность (проводимость) физического тела и внутренней территории, что в свою очередь снижает интенсивность всех энергетических процессов. Субъективно это переживается как негативные внутренние состояние — уныние, безнадежность, бессилие, протест или агрессия и т. п. Некоторые из них (для разных людей – разные) имеют тенденцию повторяться. Такие повторяющиеся состояния сформированы под влиянием множества моментов стресса, пережитых в прошлом; с другой стороны они же оказываются причиной новых стрессов. В психологии об этих явлениях говорят как о проблемах, вытесненных в бессознательное.
Таким образом, практика трансформации энергии возвращает внутренние ресурсы, «замороженные» еще в далеком прошлом. Она позволяет превратить переживания актуальных и вытесненных проблем в энергию для новых активных действий и для создания новых вариантов поведения, а также активизирует процесс мышления, делая его масштабным, быстрым и творческим. Исцеление заболеваний также является одним из практических навыков, развивающихся в процессе освоения техник трансформации. В духовных традициях трансформация переживаний обычно выполняется в ритуальной обстановке за пределами событийного контекста, в форме молитвы или медитации. В терминологии толтекского мифа – это техники перепросмотра и стирания личной истории.
* * *
Авторская версия техник трансформации приводится в главах 16–23. Она представляет собой перепроживание полярностей, связанных с «проблемным» сюжетом [32]. Перепроживание полярностей выполняется таким способом, чтобы перевести скопления энергий инь и ян в состояние движения, добиться их пространственного объединения и «аннигиляции». В результате рождается ци. Для этого необходимо осознанно двигаться навстречу переживанию состояний стресса, усиливая это переживание. В качестве иллюстрации мы рассмотрим два варианта такого процесса.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.017 с.) |