Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Визуальные образы в тонких слоях внутренней территории
Каждый внешний сюжет может быть воспринят из разных слоев внутренней территории. В зависимости от слоя, ему приписываются разные смыслы. Визуальный образ, моделирующий внешнюю реальность, также может быть расположен в разных слоях, и также по-разному переживается в зависимости от слоя. Воспроизводя визуальный образ, можно заметить важную особенность: при переходе в более тонкий слой он становится все более «бесплотным» и менее ярким. Во втором, третьем и четвертом слоях образы, как правило, яркие, «плотные» и отчетливые. У некоторых людей они выглядят столь же яркими и отчетливыми, как и реальные объекты. Это особенно характерно для второго и третьего слоев. Более яркие, объемные, четкие, цветные образы порождают более сильные ощущения и эмоции. Таким образом, перемещая образ в один из нижних слоев (от второго до четвертого), мы можем усиливать переживание ощущений и эмоций, варьируя визуальные субмодальности. Популярные субмодальные техники изменения состояний (в том числе приведенные в цитированной выше книге Р. Бэндлера) эффективны именно в этих слоях. По сути, эти техники представляют собой опосредованные приемы работы с энергией второго-четвертого слоев. В пятом слое образы становятся тусклыми и нечеткими, цвета также выглядят неяркими. Сильные ощущения и эмоции исчезают. Это не мешает точной передаче содержания; возрастает глубина переживаний; несмотря на нечеткость образов, в сознании присутствует полная информация о мельчайших визуальных деталях. Смысловые интерпретации становятся более тонкими. Они по-прежнему закодированы в субмодальностях образа; однако их восприятие требует намного больше восприимчивости и осознанности, чем в случае третьего и четвертого слоев. Образы шестого и седьмого слоев еще более бледные. Они становятся прозрачными и бесплотными, контур едва намечен и трудно различим. Сюжетные и субмодальные изменения происходят так быстро, что это затрудняет осознание образов. Некоторые образы появляются только на малую долю секунды и становятся несколько иными при каждой попытке их воспроизведения. Это связано с большой скоростью спонтанной эволюции любого состояния шестого и седьмого слоев, а также с многомерностью пространства этой области внутренней территории.
Как уже сказано, обычные субмодальные техники, буквально применимые во втором-четвертом слоях, неэффективны в пятом слое. Техники, касающиеся аудиальных субмодальностей, до некоторой степени работают и в пятом слое. Управление состоянием и его стабилизация только с помощью визуальных образов также становятся все более затруднительными при возрастании слоя. В этой ситуации необходимо использовать стратегию «целостного видения» (рис. 18 в, с. 61), а также визуальные символы тонких слоев. В шестом-седьмом слоях скорость восприятия существенно возрастает. Если попытаться выразить соответствующее содержание в виде текста, он может оказаться сложным и объемным; часто такое содержание попросту не укладываются в словесные формы. В еще более тонких слоях смысловая трактовка уже не может быть передана вербальными средствами. В духовных традициях говорят о невыразимом или «безмолвном» знании. Для его передачи используют метафоры, притчи и невербальные формы. Во всех этих случаях смысловое содержание может быть выражено через тонкие ощущения без визуального сопровождения. Итак, высокие скорости процессов мышления возможны только в тонких слоях – в пятом и выше. Мышление здесь представляет собой эволюцию тонких ощущений и внутренних состояний. Визуальные образы – изменчивые, неяркие и даже призрачные – играют второстепенную и вспомогательную роль. Более того, использование визуализаций существенно замедляет мышление, т. к. яркие образы относятся к третьему и четвертому слоям, где все процессы, в том числе и интеллектуальные, идут на низких скоростях.
* * *
Популярность визуальных субмодальных техник в современных психологических направлениях связана с тем, что многие проблемы в современном мире относятся к поведенческому уровню и решаются в третьем-четвертом слоях. Более сложные задачи должны решаться в тонких слоях сознания. Они требуют сильной концентрации и прямой, а не опосредованной, работы с энергией (тонкими ощущениями). Уместно также вспомнить о классификации уровней зрелости, которая рассматривалась в разделе 5.4. В этой классификации рассматриваются детская, подростковая, юношеская, взрослая и зрелая формы мышления. Напомним, что здесь категории дети, подростки и т. д. характеризуют не биологический возраст, а формы мышления и поведения. Каждая из этих форм может встречаться в поведении биологически взрослого человека любого возраста.
В мышлении детей и подростков в основном представлены второй, третий и четвертый слои. Поэтому дети и подростки используют в своем мышлении яркие визуализации. В мышлении юношей преобладают энергии пятого слоя, здесь визуализации менее оформленные, нечеткие и тусклые, что сильно затрудняет или делает невозможным использование визуальных субмодальных техник. Яркие визуализации доступны, но используются редко. В процессах мышления взрослого или зрелого человека образы могут отсутствовать (в случае сложных задач). Иногда яркие визуализации в принципе недоступны. Понимание смысла зависит от слоя внутренней территории. Интенсивность любого переживания уменьшается с переходом в более тонкие слои, тогда как глубина — возрастает. Яркие образы второго-четвертого слоев порождают интенсивные переживания. Бесплотные символические образы тонких слоев трудно различимы, и порождают переживания слабой интенсивности, но большой глубины. В тонких слоях смысловое переживание проблемного сюжета становится все более объемным и многомерным. За пределами шестого слоя переживания становятся, как уже сказано, трудновыразимыми или вовсе невыразимыми. Иногда для подобных переживаний используются термины (в проблемных состояниях): бессмысленность, уныние, безрадостность, печаль, безнадежность и т. п. Эти состояния, в отличие от ярких эмоций (гнев, обида, страх и т. п.), переживаются как фоновые, могут длиться несколько часов или дней, часто не осознаются (для их осознания требуется перейти в тонкий слой – шестой и выше, что требует высокой концентрации и редко случается в обыденных социальных контекстах). Приведем, в заключение, примеры восприятия одного и того же эпизода из разных слоев. Этот эпизод обсуждался на одном из тренингов двумя участниками. Они рассказывали о беседе со своим руководителем, который пребывал в «несколько раздраженном настроении». Из пятого слоя оба воспринимали поведение руководителя как последовательность высказываний и действий, выражая ее в таких категориях: давление, проявление злобности, надменность, пренебрежение. Затем каждого из них попросили последовательно переходить в более тонкие слои, выражая смысл всего эпизода как субъективное переживание. Они дали следующие описания:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.005 с.) |