Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Катастрофическое изменение: Развитие и интуиция
Преобразования в О всегда обладают подрывным свойством. В модели Биона это описывается как катастрофическое изменение. Этот термин объединяет в устойчивую связь события, характеризующиеся насилием, подрывом системы и инвариантностью по отношению к контейнеру-содержимому. Реализации, соответствующие этой устойчивой связи, можно найти в самых разных областях. Если контейнером является психика или личность (с характерной для нее структурой в данный момент), а содержимым является О, то их взаимодействие, при подходящем О, обнаружит все описанные выше свойства, то есть насилие, подрыв существующей системы и инвариантность в процессе преобразования. Невротическая личность сталкивается с проблемами, происходящими из вытесненных инфантильных конфликтов, которые могут стать явными в аналитической терапии, благодаря тому, что эти явления переноса подразумеваются, например, теорией эдипова комплекса. В теории преобразований данная область охватывается термином преобразования движения и в этом контексте подходящим О является "бытие" сознания инцестуозных тенденций и сопровождающей их кастрационной тревогой. Сопротивление личности преобразованию К —> О включает в себя классическое явление сопротивления, описанное Фрейдом. Область личности, в которой доминирует преобразование проекции, отчасти была определена в теориях Кляйн, посвященных бессознательным фантазиям, частичным объектным отношениям и психотической тревоге, таким образом соответствуя теориям параноидно-шизоидной и депрессивной позиций с характеризующими их защитами, в особенности патологическим расщеплением и проективной идентификацией. В этом контексте подходящим О является, например, "бытие ответственности" или "бытие жадности" или "бытие садизма"; сопротивление преобразованию К —> О связано с этими явлениями. Если область, с которой мы работаем, соответствует преобразованиям в галлюцинирование, то подходящее О приближается к тому, что известно как "бытие сумасшествия” или "бытие убийцы" или "бытие Бога." Реализации этого типа относятся к состоянию, которое не было включено в упоминавшиеся выше теории. Необходима новая теоретическая формулировка, которая бы включала в себя не только реализации, но также и представляющие их умственные и эмоциональные состояния.
В этих случаях катастрофическое изменение имеет особое качество, неистовство которого, вместе с недостаточной способностью контейнера-психики контейнировать его, может вызвать эффект, который выйдет за рамки психоаналитической ситуации и подобно взрыву распространится в другие области - группу, общество и т.д. Сопротивление психотической личности катастрофическому изменению будет соответственно более неистовым и настойчивым, поскольку конфронтация угрожает подрывом, который также является более болезненным и неистовым. В книге "Внимание и интерпретация" [5]Бион разбирает, в частности, и эти проблемы. Его подход акцентирован на аналитике во время сессии, в аналитическом опыте переживания, где он должен взять на себя сложную задачу схватывания преобразований из О, с тем, чтобы интерпретировать их в надежде вызвать в пациенте преобразование К —> О. Можно сказать, что реальность, с которой мы имеем дело в качестве аналитиков, а именно, психическая реальность, является неограниченной и имеет множество аспектов. Обычно, она не является объектом наших чувств. Бион предлагает использовать слово интуиция, для обозначения наблюдения психической реальности, в отличие от методов наблюдения, используемых в медицине (зрение, осязание, слух, обоняние). Психоаналитическая точка зрения, или, как Бион предпочитает ее называть, психоаналитическая позиция, является О, неизвестным, новостью и чем-то, еще не получившим оценку. Мы полагаем, что ее можно развить до такого момента, когда наша интуиция сможет ухватить ее и сделать связанной. Проявления или эволюция О предстают перед интуицией аналитика, и он должен оценить наличие каждого проявления развития прежде, чем он сможет сформулировать интерпретацию. Интерпретация и процесс придания ей формы - Т(аналитик)-бета и Т(аналитик)-альфа - задаются с помощью терминов, являющихся производными чувств, и могут быть классифицированы как мысли. Процесс под названием эволюция является объединением, в результате внезапного озарения (интуиции), массы кажущихся различными явлений, таким образом придавая им связанность и смысл. Эти процессы аналогичны тем, что были описаны Пуанкаре как появление "избранного факта,"[6]как гармонизирующий фактор открытия, который появляется - или должен появиться - в душе аналитика во время аналитической сессии, если он находится в правильном психическом состоянии. Этот процесс также может быть описан в терминах перехода от параноидно-шизоидной позиции к депрессивной позиции, или как движение от бытия пациента к бытию безопасности (secure). Пациент, неспособный пройти через эти две фазы пациента и безопасности, не сможет проделать работу, которая требуется для того, чтобы получить интерпретацию. Что есть адекватное умственное состояние, необходимое для интуитивного схватывания эволюции О? Бион предлагает систематически избегать воспоминаний и желаний, поскольку они коренятся в чувствах, вмешиваются в интуицию и поэтому - в возможность контакта с О в процессе эволюции.
Эта концепция очень похожа на концепцию свободно парящего внимания и легко понимается, если под "желанием" понимать, например, "желание, чтобы сессия подошла к концу" или «вдохновенный восторг при лечении» ("furor curandi"), а под "воспоминанием" - скажем, цепкое воспоминание о последней психоаналитической статье, прочитанной с целью понять материал, представляемый пациентом. Очевидно, эти желания и воспоминания вмешиваются в психоаналитический контакт с пациентом. Однако, Бион идет дальше. Он распространяет "воспоминание" на всю память; он предлагает аналитику забыть все, что он уже знает о пациенте и на каждой сессии рассматривать его как нового пациента. Это может поставить аналитика в более благоприятные условия для открытия того, что он прежде игнорировал. Бион также распространяет "желание" на все желания, включая желание понять, и признает трудности, связанные с достижением и поддержанием этого состояния. Он удовлетворяет этим условиям выдвигая гипотезу, что психическая реальность не является чувственно воспринимаемой, а значит, наши чувственные средства мешают способности схватывать ее. Он указывает на значимость способности терпеть страдание и фрустрацию, связанные с "незнанием" и "непониманием." Недостаточная терпимость к этому виду фрустрации может быстро привести аналитика к тому, что он будет искать "факты и причины," чтобы облегчить свое чувство неизвестности. Интерпретации, исходящие из этого рано развившегося поиска определенности, даже несмотря на то, что он может способствовать большему знанию, направлены против открытия и инсайта, которые тесно связаны с подходящим О. Язык достижения происходит из возможности терпеть полу-сомнения, полу-тайны и полу-правду. Это язык, который одновременно является и прелюдией действия и видом самого действия. Это язык, который аналитик должен освоить, кроме того, этот язык связан со "способностью забывать, с возможностью тщательно избегать желание и понимание,"[7]находясь в контакте с пациентом, во время уникального и непередаваемого опыта каждой психоаналитической сессии.
Примечания
[1]W.R.Bion, Transformations // Преобразования, Heinemann, London, 1965.
[2]Там же. [3]S.Freud, Remembering, repeating and working-through // Воспоминание, повторение и проработка, S.E. 13. [4]W.R.Bion, цитируемое произв. [5]W.R.Bion, Attention and Interpretation // Внимание и интерпретация, Tavistock, London, 1970. [6]W.R.Bion, Elements of Psycho-Analysis // Элементы психоанализа, Heinemann, London, 1963, p. 39. [7]W.R.Bion, Attention and Interpretation // Внимание и интерпретация, p. 51.
Глава 5
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ГАЛЛЮЦИНИРОВАНИЕ
Преобразования в галлюцинирование * Пространство и время в психотической области личности * Психическое пространство в галлюцинировании
К проблеме галлюцинаций можно подойти с различных сторон. Ее изучение всегда вызывало большой интерес и споры, особенно с точки зрения источников, динамики и природы. Фрейд[1]в своей теории психического аппарата объяснил, что галлюцинаторные явления у младенца являются результатом стремления удовлетворить желание при отсутствии удовлетворяющего объекта. Он назвал это "галлюцинаторной реализацией желаний при доминировании принципа удовольствия." Когда в процессе нормального развития эго младенца сталкивается с доказательством того, что галлюцинаторная реализация желания не дает соответствующего удовлетворения, оно отбрасывает этот метод и заменяет его другим более реалистичным, который использует мысли и в котором доминирует принцип реальности. Поддержание этого галлюцинаторного функционирования психического аппарата можно обнаружить в феноменах сна и психотических заболеваниях, среди которых Фрейд[2]поместил острое галлюцинаторное помешательство (confusion) ("аменция" Минерта), которое он отчасти объяснил регрессией к этому примитивному способу функционирования. Бион формулирует гипотезу о том, что галлюцинации являются продуктом изгнания бета-элементов и соответствуют, поэтому, уровню примитивного мышления (строка А системы координат). С другой стороны, он ставит мысли сновидения на генетически более высокий уровень (характеризующийся наличием альфа-элементов) и постулирует существование альфа-функции как предпосылки формулирования этих мыслей сновидения (строка С системы координат; см. Главу 3). Он концептуализирует галлюцинаторные феномены как отличающиеся от сновидений и приписывает первые психотической части личности. Термин галлюцинация состоит из ряда явлений, которые включают в себя проявление галлюцинации (зрительное, слуховое, осязательное и т.д.), а также другие феномены, являющиеся не столь очевидными с клинической точки зрения, но генетически эквивалентные. "Мимолетные и исчезающие как дым" галлюцинации и "невидимые" галлюцинации, относящиеся среди прочих к этому типу явлений.
Это, а также проявление галлюцинаций и других явлений, входят в более широкий процесс, названный Бионом преобразования в галлюцинирование (transformation in hallucinosis).
Преобразования в галлюцинирование
Преобразования в галлюцинирование состоит из широкого диапазона явлений, которые имеют отношение к психотической части личности. Напомним читателю, что во всех преобразованиях (Т) мы принимаем во внимание следующие элементы: О - изначальный опыт (вещь-в-себе); Т-альфа - процесс преобразования, в котором важно помнить о среде, в которой происходит преобразование, и правилах, по которым оно осуществляется; и Т-бета - конечный продукт или момент, когда преобразование можно считать завершенным. Хочется подчеркнуть важность среды, в которой происходит преобразование, так как конечный продукт процесса - которым могут быть слова или более сложные утверждения, такие как сформулированные мысли - может служить свидетельством либо преобразования в галлюцинирование, либо преобразования в мысль.[3] Бион полагает, что этот уровень функционирования мышления существует у всех живых существ, даже несмотря на то, что он не создает препятствий развитию нормальной личности и может не проявляться в поведении. Тем не менее, каждый при некоторых обстоятельствах испытывает страх, как бы этот вид умственного функционирования не стал явным, особенно в контексте психоаналитической терапии. Преобразования в галлюцинирование связаны с примитивным "бедствием" или "катастрофой," в которых эмоциональное содержание, вещи-в-себе, бета-элементы не находят контейнер (мечтающую мать), который бы смог вместить и преобразовать их. "Безымянный страх," который возвращается младенцу в таких условиях, или "психотическая паника" как Бион называет его, образует вид умственного функционирования в зоне с бесконечным числом измерений, которая не может выполнять роль контейнера. В этом состоянии психотическая личность обращается к защитам, приспосабливая их к тому, чтобы избегать панику путем отторжения функций, которые бы могли ее переживать. Происходит преобразование примитивной эмоциональной катастрофы - О галлюцинирования. Среда, в которой это преобразование происходит, называется "психотической областью личности." Факторами, задействованными в этом преобразовании, является зависть, связанная с жадностью, которые принимают участие уже в первом бедствии, распространяющемуся теперь, однако, подобно "раковой опухоли." Органы чувств, обычно использующиеся для восприятия, предупреждения и распознания объектов, становятся каналами для изгнания продуктов или фрагментов, образовавшихся в процессе преобразования в галлюцинирование. Мышцы также могут выполнять эту функцию изгнания. Изгнание через органы чувств может коррелировать с наличием клинических свидетельств зрительных, слуховых, обонятельных или осязательных галлюцинаций; изгнание через мышцы или посредством действия может быть отнесено к клиническому понятию отреагирования. Галлюцинации, действия или слова, использовавшиеся для изгнания могут рассматриваться как некоторое Т(пациент)-бета (Тр-бета) преобразования в галлюцинирование.
Процессы (Т-альфа) преобразований в галлюцинирование, представленные более описательно (строка С системы координат), могут быть выражены следующим образом: человек, использующий данный вид преобразования, полагает, что его "творения" являются результатом его способности окружать себя пространством, созданным им для обеспечения "непогрешимого" метода избегания боли фрустрации. Пациент "верит", что этот метод (преобразование в галлюцинирование) лучше любых других методов, которые, как считается, должны помочь ему, - особенно методов, предлагаемых психоанализом или другими видами терапии. Это можно также описать как "полную свободу от ограничений, накладываемых реальностью," поскольку такой реальности не существует: "реальностью" является преобразование в галлюцинирование. Другими словами, пациент в этих условиях должен отрицать существование внешней реальности, создающей ограничения, угнетающей и грозящей ему болью фрустрации. Поэтому, единственной "реальностью," в которую он "верит," является "реальность," созданная им самим посредством преобразования в галлюцинирование. Если для оценки Т-бета этих преобразований мы пользуемся системой координат (см. Главу 3), то мы должны понимать, что они соответствуют категории А (А1 - А6), даже несмотря на то, что их формулировки, когда они осуществляются посредством слов или мыслей, могут иметь вид, свойственный другим категориям (строки C, D, E, F, G и Н). Способность терпеть боль фрустрации (представленная в других частях книги как терпимость к катастрофическому изменению) создает основу для развития непсихотической части личности, а значит и для развития преобразований в мышлении или любого другого элемента с реальными представляющими его свойствами (музыка, рисование, математика и т.п.). Если мысли мы рассматриваем как "постановку проблемы," то эти мысли приводят к поиску соответствующего действия, однако если личность не способна терпеть боль фрустрации, то она будет обращаться к преобразованиям в галлюцинирование и чувствовать и развивать все описанные выше процессы. Система галлюцинирования основывается, таким образом, на нетерпимости к отсутствию объекта с сопровождающей (concomitant) это неспособностью выносить боль фрустрации. Изгнание бета-элементов (галлюцинации в области чувств по Биону) создает "область несуществования" душевного мира, где являющееся несуществующим "существует" и в силу этого несуществующим является причиняющее боль страдание от фрустрации. "Благодарность и свобода," созданные этой системой галлюцинирования, является, с точки зрения наблюдателя, использующего преобразование в мышление, "свободой," которая в действительности есть заточение и ограничение. Однако, с точки зрения психотической части личности, "свобода" приводит к немедленному результату, не будучи "ограничена" созданием символов, слов, сновидений или других проявлений, служащих представлению чего-то.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.03 с.) |