Катастрофическое изменение: Развитие и интуиция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Катастрофическое изменение: Развитие и интуиция



 

Преобразования в О всегда обладают подрывным свойством. В модели Биона это описывается как катастрофическое изменение.

Этот термин объединяет в устойчивую связь события, характеризующиеся насилием, подрывом системы и инвариантностью по отношению к контейнеру-содержимому. Реализации, соответствующие этой устойчивой связи, можно найти в самых разных областях. Если контейнером является психика или личность (с характерной для нее структурой в данный момент), а содержимым является О, то их взаимодействие, при подходящем О, обнаружит все описанные выше свойства, то есть насилие, подрыв существующей системы и инвариантность в процессе преобразования.

Невротическая личность сталкивается с проблемами, происходящими из вытесненных инфантильных конфликтов, которые могут стать явными в аналитической терапии, благодаря тому, что эти явления переноса подразумеваются, например, теорией эдипова комплекса. В теории преобразований данная область охватывается термином преобразования движения и в этом контексте подходящим О является "бытие" сознания инцестуозных тенденций и сопровождающей их кастрационной тревогой. Сопротивление личности преобразованию К —> О включает в себя классическое явление сопротивления, описанное Фрейдом.

Область личности, в которой доминирует преобразование проекции, отчасти была определена в теориях Кляйн, посвященных бессознательным фантазиям, частичным объектным отношениям и психотической тревоге, таким образом соответствуя теориям параноидно-шизоидной и депрессивной позиций с характеризующими их защитами, в особенности патологическим расщеплением и проективной идентификацией. В этом контексте подходящим О является, например, "бытие ответственности" или "бытие жадности" или "бытие садизма"; сопротивление преобразованию К —> О связано с этими явлениями.

Если область, с которой мы работаем, соответствует преобразованиям в галлюцинирование, то подходящее О приближается к тому, что известно как "бытие сумасшествия” или "бытие убийцы" или "бытие Бога." Реализации этого типа относятся к состоянию, которое не было включено в упоминавшиеся выше теории. Необходима новая теоретическая формулировка, которая бы включала в себя не только реализации, но также и представляющие их умственные и эмоциональные состояния.

В этих случаях катастрофическое изменение имеет особое качество, неистовство которого, вместе с недостаточной способностью контейнера-психики контейнировать его, может вызвать эффект, который выйдет за рамки психоаналитической ситуации и подобно взрыву распространится в другие области - группу, общество и т.д. Сопротивление психотической личности катастрофическому изменению будет соответственно более неистовым и настойчивым, поскольку конфронтация угрожает подрывом, который также является более болезненным и неистовым.

В книге "Внимание и интерпретация" [5]Бион разбирает, в частности, и эти проблемы. Его подход акцентирован на аналитике во время сессии, в аналитическом опыте переживания, где он должен взять на себя сложную задачу схватывания преобразований из О, с тем, чтобы интерпретировать их в надежде вызвать в пациенте преобразование К —> О.

Можно сказать, что реальность, с которой мы имеем дело в качестве аналитиков, а именно, психическая реальность, является неограниченной и имеет множество аспектов. Обычно, она не является объектом наших чувств. Бион предлагает использовать слово интуиция, для обозначения наблюдения психической реальности, в отличие от методов наблюдения, используемых в медицине (зрение, осязание, слух, обоняние).

Психоаналитическая точка зрения, или, как Бион предпочитает ее называть, психоаналитическая позиция, является О, неизвестным, новостью и чем-то, еще не получившим оценку. Мы полагаем, что ее можно развить до такого момента, когда наша интуиция сможет ухватить ее и сделать связанной. Проявления или эволюция О предстают перед интуицией аналитика, и он должен оценить наличие каждого проявления развития прежде, чем он сможет сформулировать интерпретацию.

Интерпретация и процесс придания ей формы - Т(аналитик)-бета и Т(аналитик)-альфа - задаются с помощью терминов, являющихся производными чувств, и могут быть классифицированы как мысли.

Процесс под названием эволюция является объединением, в результате внезапного озарения (интуиции), массы кажущихся различными явлений, таким образом придавая им связанность и смысл. Эти процессы аналогичны тем, что были описаны Пуанкаре как появление "избранного факта,"[6]как гармонизирующий фактор открытия, который появляется - или должен появиться - в душе аналитика во время аналитической сессии, если он находится в правильном психическом состоянии. Этот процесс также может быть описан в терминах перехода от параноидно-шизоидной позиции к депрессивной позиции, или как движение от бытия пациента к бытию безопасности (secure). Пациент, неспособный пройти через эти две фазы пациента и безопасности, не сможет проделать работу, которая требуется для того, чтобы получить интерпретацию. Что есть адекватное умственное состояние, необходимое для интуитивного схватывания эволюции О? Бион предлагает систематически избегать воспоминаний и желаний, поскольку они коренятся в чувствах, вмешиваются в интуицию и поэтому - в возможность контакта с О в процессе эволюции.

Эта концепция очень похожа на концепцию свободно парящего внимания и легко понимается, если под "желанием" понимать, например, "желание, чтобы сессия подошла к концу" или «вдохновенный восторг при лечении» ("furor curandi"), а под "воспоминанием" - скажем, цепкое воспоминание о последней психоаналитической статье, прочитанной с целью понять материал, представляемый пациентом. Очевидно, эти желания и воспоминания вмешиваются в психоаналитический контакт с пациентом. Однако, Бион идет дальше. Он распространяет "воспоминание" на всю память; он предлагает аналитику забыть все, что он уже знает о пациенте и на каждой сессии рассматривать его как нового пациента. Это может поставить аналитика в более благоприятные условия для открытия того, что он прежде игнорировал. Бион также распространяет "желание" на все желания, включая желание понять, и признает трудности, связанные с достижением и поддержанием этого состояния. Он удовлетворяет этим условиям выдвигая гипотезу, что психическая реальность не является чувственно воспринимаемой, а значит, наши чувственные средства мешают способности схватывать ее. Он указывает на значимость способности терпеть страдание и фрустрацию, связанные с "незнанием" и "непониманием." Недостаточная терпимость к этому виду фрустрации может быстро привести аналитика к тому, что он будет искать "факты и причины," чтобы облегчить свое чувство неизвестности. Интерпретации, исходящие из этого рано развившегося поиска определенности, даже несмотря на то, что он может способствовать большему знанию, направлены против открытия и инсайта, которые тесно связаны с подходящим О.

Язык достижения происходит из возможности терпеть полу-сомнения, полу-тайны и полу-правду. Это язык, который одновременно является и прелюдией действия и видом самого действия. Это язык, который аналитик должен освоить, кроме того, этот язык связан со "способностью забывать, с возможностью тщательно избегать желание и понимание,"[7]находясь в контакте с пациентом, во время уникального и непередаваемого опыта каждой психоаналитической сессии.

 

Примечания

 

[1]W.R.Bion, Transformations // Преобразования, Heinemann, London, 1965.

[2]Там же.

[3]S.Freud, Remembering, repeating and working-through // Воспоминание, повторение и проработка, S.E. 13.

[4]W.R.Bion, цитируемое произв.

[5]W.R.Bion, Attention and Interpretation // Внимание и интерпретация, Tavistock, London, 1970.

[6]W.R.Bion, Elements of Psycho-Analysis // Элементы психоанализа, Heinemann, London, 1963, p. 39.

[7]W.R.Bion, Attention and Interpretation // Внимание и интерпретация, p. 51.


 

 

Глава 5

 

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ГАЛЛЮЦИНИРОВАНИЕ

 

Преобразования в галлюцинирование * Пространство и время в психотической области личности * Психическое пространство в галлюцинировании

 

 


 

 

К проблеме галлюцинаций можно подойти с различных сторон. Ее изучение всегда вызывало большой интерес и споры, особенно с точки зрения источников, динамики и природы.

Фрейд[1]в своей теории психического аппарата объяснил, что галлюцинаторные явления у младенца являются результатом стремления удовлетворить желание при отсутствии удовлетворяющего объекта. Он назвал это "галлюцинаторной реализацией желаний при доминировании принципа удовольствия."

Когда в процессе нормального развития эго младенца сталкивается с доказательством того, что галлюцинаторная реализация желания не дает соответствующего удовлетворения, оно отбрасывает этот метод и заменяет его другим более реалистичным, который использует мысли и в котором доминирует принцип реальности. Поддержание этого галлюцинаторного функционирования психического аппарата можно обнаружить в феноменах сна и психотических заболеваниях, среди которых Фрейд[2]поместил острое галлюцинаторное помешательство (confusion) ("аменция" Минерта), которое он отчасти объяснил регрессией к этому примитивному способу функционирования.

Бион формулирует гипотезу о том, что галлюцинации являются продуктом изгнания бета-элементов и соответствуют, поэтому, уровню примитивного мышления (строка А системы координат). С другой стороны, он ставит мысли сновидения на генетически более высокий уровень (характеризующийся наличием альфа-элементов) и постулирует существование альфа-функции как предпосылки формулирования этих мыслей сновидения (строка С системы координат; см. Главу 3). Он концептуализирует галлюцинаторные феномены как отличающиеся от сновидений и приписывает первые психотической части личности.

Термин галлюцинация состоит из ряда явлений, которые включают в себя проявление галлюцинации (зрительное, слуховое, осязательное и т.д.), а также другие феномены, являющиеся не столь очевидными с клинической точки зрения, но генетически эквивалентные. "Мимолетные и исчезающие как дым" галлюцинации и "невидимые" галлюцинации, относящиеся среди прочих к этому типу явлений.

Это, а также проявление галлюцинаций и других явлений, входят в более широкий процесс, названный Бионом преобразования в галлюцинирование (transformation in hallucinosis).

 

Преобразования в галлюцинирование

 

Преобразования в галлюцинирование состоит из широкого диапазона явлений, которые имеют отношение к психотической части личности. Напомним читателю, что во всех преобразованиях (Т) мы принимаем во внимание следующие элементы: О - изначальный опыт (вещь-в-себе); Т-альфа - процесс преобразования, в котором важно помнить о среде, в которой происходит преобразование, и правилах, по которым оно осуществляется; и Т-бета - конечный продукт или момент, когда преобразование можно считать завершенным. Хочется подчеркнуть важность среды, в которой происходит преобразование, так как конечный продукт процесса - которым могут быть слова или более сложные утверждения, такие как сформулированные мысли - может служить свидетельством либо преобразования в галлюцинирование, либо преобразования в мысль.[3]

Бион полагает, что этот уровень функционирования мышления существует у всех живых существ, даже несмотря на то, что он не создает препятствий развитию нормальной личности и может не проявляться в поведении. Тем не менее, каждый при некоторых обстоятельствах испытывает страх, как бы этот вид умственного функционирования не стал явным, особенно в контексте психоаналитической терапии.

Преобразования в галлюцинирование связаны с примитивным "бедствием" или "катастрофой," в которых эмоциональное содержание, вещи-в-себе, бета-элементы не находят контейнер (мечтающую мать), который бы смог вместить и преобразовать их. "Безымянный страх," который возвращается младенцу в таких условиях, или "психотическая паника" как Бион называет его, образует вид умственного функционирования в зоне с бесконечным числом измерений, которая не может выполнять роль контейнера. В этом состоянии психотическая личность обращается к защитам, приспосабливая их к тому, чтобы избегать панику путем отторжения функций, которые бы могли ее переживать.

Происходит преобразование примитивной эмоциональной катастрофы - О галлюцинирования. Среда, в которой это преобразование происходит, называется "психотической областью личности." Факторами, задействованными в этом преобразовании, является зависть, связанная с жадностью, которые принимают участие уже в первом бедствии, распространяющемуся теперь, однако, подобно "раковой опухоли." Органы чувств, обычно использующиеся для восприятия, предупреждения и распознания объектов, становятся каналами для изгнания продуктов или фрагментов, образовавшихся в процессе преобразования в галлюцинирование. Мышцы также могут выполнять эту функцию изгнания. Изгнание через органы чувств может коррелировать с наличием клинических свидетельств зрительных, слуховых, обонятельных или осязательных галлюцинаций; изгнание через мышцы или посредством действия может быть отнесено к клиническому понятию отреагирования. Галлюцинации, действия или слова, использовавшиеся для изгнания могут рассматриваться как некоторое Т(пациент)-бета (Тр-бета) преобразования в галлюцинирование.

Процессы (Т-альфа) преобразований в галлюцинирование, представленные более описательно (строка С системы координат), могут быть выражены следующим образом: человек, использующий данный вид преобразования, полагает, что его "творения" являются результатом его способности окружать себя пространством, созданным им для обеспечения "непогрешимого" метода избегания боли фрустрации. Пациент "верит", что этот метод (преобразование в галлюцинирование) лучше любых других методов, которые, как считается, должны помочь ему, - особенно методов, предлагаемых психоанализом или другими видами терапии. Это можно также описать как "полную свободу от ограничений, накладываемых реальностью," поскольку такой реальности не существует: "реальностью" является преобразование в галлюцинирование.

Другими словами, пациент в этих условиях должен отрицать существование внешней реальности, создающей ограничения, угнетающей и грозящей ему болью фрустрации. Поэтому, единственной "реальностью," в которую он "верит," является "реальность," созданная им самим посредством преобразования в галлюцинирование.

Если для оценки Т-бета этих преобразований мы пользуемся системой координат (см. Главу 3), то мы должны понимать, что они соответствуют категории А (А1 - А6), даже несмотря на то, что их формулировки, когда они осуществляются посредством слов или мыслей, могут иметь вид, свойственный другим категориям (строки C, D, E, F, G и Н).

Способность терпеть боль фрустрации (представленная в других частях книги как терпимость к катастрофическому изменению) создает основу для развития непсихотической части личности, а значит и для развития преобразований в мышлении или любого другого элемента с реальными представляющими его свойствами (музыка, рисование, математика и т.п.).

Если мысли мы рассматриваем как "постановку проблемы," то эти мысли приводят к поиску соответствующего действия, однако если личность не способна терпеть боль фрустрации, то она будет обращаться к преобразованиям в галлюцинирование и чувствовать и развивать все описанные выше процессы.

Система галлюцинирования основывается, таким образом, на нетерпимости к отсутствию объекта с сопровождающей (concomitant) это неспособностью выносить боль фрустрации. Изгнание бета-элементов (галлюцинации в области чувств по Биону) создает "область несуществования" душевного мира, где являющееся несуществующим "существует" и в силу этого несуществующим является причиняющее боль страдание от фрустрации. "Благодарность и свобода," созданные этой системой галлюцинирования, является, с точки зрения наблюдателя, использующего преобразование в мышление, "свободой," которая в действительности есть заточение и ограничение. Однако, с точки зрения психотической части личности, "свобода" приводит к немедленному результату, не будучи "ограничена" созданием символов, слов, сновидений или других проявлений, служащих представлению чего-то.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.03 с.)