Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обыденные, расширенные и трансперсональные состояния сознания
В современной психологии рассматриваются три типа состояний сознания: обыденное состояние сознания, расширенное состояние сознания и трансперсональное состояние сознания. Точное определение этих категорий можно дать в рамках двенадцатиуровневой модели внутренней территории, рассмотренной в гл. 7. Здесь мы ограничимся рассмотренной выше восьмиуровневой моделью (рис. 6, с. 21). Первая категория – обыденное состояние сознания — по определению включает только состояния нижних уровней от физического до ментального. Эти уровни сознания в современном социуме хорошо освоены и легко используются во всех контекстах. Категория расширенное состояние сознания для большинства людей означает любое из состояний событийного и более тонких уровней. Эти состояния характеризуются расфокусированностью визуального и чувственного внимания, сильной телесной релаксацией, отсутствием внутреннего диалога, высокой скоростью восприятия и принятия решений, а также рядом других параметров. Как уже говорилось, доступ к этим состояниям для большинства людей в современном мире требует специальных усилий[15]. Состояние расширенного сознания является нормой для уровня взрослого и выше (по данной выше классификации уровней зрелости). Согласно некоторым исследованиям, к этому уровню можно отнести лишь небольшой процент современных людей. Подчеркнем, что во многих обыденных ситуациях расширенное состояние сознания иногда доступно также и подростку или юноше. Оно может достигаться в медитационном режиме, а также в отдельных социально освоенных контекстах в отсутствие стресса; например, подросток может вести автомобиль, помещая осознание в событийный уровень, хотя и не обладает силой взрослого человека. Однако подросток не может принимать решений в сложных ситуациях на дороге, воспринимаемых как стресс. В момент стресса состояние редуцируется к обыденному, т. к. стресс запускает эмоциональные переживания и внутренние диалоги. Взрослый же характеризуется тем, что способен сохранять расширенное состояние сознания даже в тех случаях, которые большинством людей воспринимаются как стресс[16]. Трансперсональное состояние сознания мы определим как любое из состояний восьмого и более высоких уровней. На восьмом уровне может появляться способность осознавать и переживать чужие ценности так же остро, как собственные. Такое переживание выходит за пределы личного самосознания.
Трансперсональные состояния сознания расположены за пределами восьмого уровня (см. рис. 6, с. 21). Они характеризуются еще более тонким чувствованием, чем чувствование взрослого, и во многих случаях дают способность мгновенно и без анализа принимать точные стратегические решения. Эти состояния отличаются большой глубиной, способностью одномоментно иметь доступ к большому количеству фрагментов выбранного контекста; одновременно может осознаваться прошлое, настоящее и будущее, а также множество факторов, ассоциативно связанных с данным переживанием. Для зрелого человека такое состояние может стать нормой, а для взрослого оно может достигаться медитативно в ситуации, где нет стресса. Заметим, что ценностный уровень редко достижим для людей уровня подростка или юноши. Они склонны обсуждать и анализировать ценностные переживания, однако это является только ментальной проекцией активности ценностного уровня. Настоящие ценностные переживания доступны им только в состоянии глубокой медитации, которая поддерживается ритуалом или чьим-то личным влиянием. Иногда ценностные переживания спонтанно включаются под воздействием особого текста или визуального ряда, а иногда под воздействием сильного стресса, например угрозы для жизни. Используя данное выше определение категорий тело, душа и дух (см. рис. 6 и 7, с. 21), можно сказать, что обыденные состояния сознания относятся к уровню тела, расширенные — к уровню души, трансперсональные состояния сознания – к уровню духа. Обыденные состояния управляются классическими законами и допускают описания в терминах пространственного положения и перемещений материальных объектов. Расширенные и трансперсональные состояния управляются квантовыми законами и допускают описание только в терминах глубоких переживаний или тонких смысловых суждений. Для управления расширенными и трансперсональными состояниями необходимы методы и понятийный аппарат квантовой теории.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.006 с.) |