Конструирование и копирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструирование и копирование



Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, « лего », пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому « сваять » их из пластилина или проволоки.

70. « Конструирование предметов из заданных частей ».

Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного класса, например: для посуды это емкость, для животных туловище, для растений стебель, и, кроме того, различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые различные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить несколько фигур с одной и той же основой; например, на базе основной детали, характерной для посуды, могут быть (с помощью разных соответствующих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т. п. То же с фигурой человека или животного, растения и т. п. Каждый раз ребенка спрашивают: « Что это? На что (кого) похож этот предмет? ». Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.

71. « Я конструктор ». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.

72. « Найди нужный блок » (рис. 7). Инструкция: « Найди среди верхних фигур нужный блок и дострой нижнюю фигуру так, чтобы она стала такой же, как соседняя. Ты можешь разворачивать « блоки »«.

        

 

Рис. 7

73. « Орнамент ». Разрежьте квадраты, расположенные слева на рис. 8, сначала на 4, а потом в более сложном варианте лишь на 2 (по горизонтали или вертикали) части. Попросите ребенка сложить из полученных частей придуманные вами орнаменты; сначала более простые, а затем аналогичные тем, что представлены на рис. 8 справа. Понятно, что для маленьких детей здесь более адекватны привычные для них кубики.

На первом этапе формирования процессов копирования целесообразно осуществлять его с помощью кальки или копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует « память руки » и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр.

74. « Копирование фигур ».

А. Копирование различных простых фигур.

Рис. 8

Б. Копирование сложных фигур и изображений, как, например, на рис. 9. Сначала фигура анализируется совместно психологом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования.

 

Рис. 9

В. Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180°. Поворот на 90° может быть обыгран следующим образом: « Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку ». На 180° — « Нарисуй эту фигуру « вверх ногами », но так/ чтобы все части фигуры остались на своих местах ». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением масштаба, например на бумаге в клетку.

Удивительным образом действует на детей обсуждение его собственного рисунка, отраженного в зеркале, которое приставляется к полученному изображению и/или образцу сверху, слева и т. д.

 «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции

Формирование « квазипространственных » представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: « Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет », « Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой » и т. п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий « выше », « ниже » к понятиям « над », « под » и т. д.

75. « Положи ручку ». Дайте ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.

76. « Где лежит карандаш? ». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради (« Карандаш лежит на тетради, а тетрадь ..., а стол ...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над,пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами (« Тетрадь лежит под карандашом »).

Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз попросите называть только соответствующий предлог.

77. « Нарисуй предлог ». Предложите (с вашей помощью) ребенку нарисовать (не написать) предлоги любым удобным для него способом, например как на рис. 10.

Рис. 10

78. « Зашифрованное послание ». Ребенок должен прочитать послание, содержание которого ясно из рисунка (см. рис. 11), и записать его прямо под картинками.

Рис. 11

Нарисуйте несколько подобных фраз с разными предлогами. Предложите ребенку самому придумать и написать вам аналогичные послания с известными ему предлогами.

79. « Теремок ». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка под волком, а выше всех лев. Ребенок расселяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.

80. « Новоселье ». Освоив предыдущее упражнение, ребенок по представлению решает такие задачки:

« В теремке поселились: лягушка под мышкой, зайчик над лисичкой, а мышка под лисичкой. Кто на каком этаже живет? »

« Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этаже должна жить одна семья: Борисовы под Карповыми, Ивановы над Черновыми, а Карповы под Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры ».

Теперь можно перейти к более сложным предлогам, обозначающим движение в определенном направлении.

81. « Схема движения ». Возьмите маленькую машинку и книгу. Попросите ребенка сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, съехала с нее, заехала под нее, выехала из-под нее, подъехала к ней, отъехала от нее, заехала за нее, выехала из-за нее.

Потом сами выполните те же действия и попросите ребенка составить предложения для каждого случая. Затем зарисовать предлоги (рис. 12), предварительно показав соответствующее действие с помощью машинки.

 

Рис. 12

82. « Придумай предложение ». На основе отработанных выше навыков предложите ребенку схему, на которой двумя полосками обозначено действие. Ему надо придумать подходящее к ней предложение и записать его под рисунком. Составьте подобные схемы для различных предлогов и действий, а ребенок придумает к ним предложения. Предложите ему самому составить для вас такие « задачи.

83. « Что, где, кто, куда? » Попросите ребенка ответить на подобные вопросы применительно к его квартире, классу, улице и т. д. Затем, используя любую сюжетную картинку, попросите его проделать то же самое, интерпретируя ее, т. е. рассказывая, кто (что) где находится, куда движется и т. д.

На следующем этапе ребенок овладевает ориентацией в линейной последовательности сначала предметного,а затем числового ряда в направлении слева направо. По аналогии можно предложить ему задачки, связанные с усвоением алфавита.

84. « Разложим по порядку ». Ребенок раскладывает любой предметный ряд в; направлении слева направо, проговаривая при этом, например: « Первым идет ананас, вторым яблоко, третьей клубника (до десяти изображений) ». Затем стрелкой слева направо обозначается направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано « до » какого-либо из изображений и « после » него. Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребенка.

85. « Пронумеруем ряд ». Пронумеруйте ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребенком найдите число « перед » указанным (предшествующее) и число « после », « за » указанным (последующее). При этом акцент делается на то, что, определяя число, стоящее « за » и « перед » какими-либо, мы движемся соответственно по ходу стрелки (слева направо) и против нее (справа налево). Точно так же отрабатывается понимание того, что число « перед » находится слева от эталона в числовом ряду, а число « после » — справа.

86. « Ряд чисел ». С опорой на числовой ряд от 1 до 10 объясните, что чем левее в ряду стоит число, тем оно меньше, и наоборот. Назовите первое число слева, первое число справа. Какое из них больше? Здесь очень поможет « маркировка » величины: следующая цифра выше предыдущей, следующая еще выше, предыдущая ниже и т. д. В каком направлении возрастают числа в ряду? Ребенок сначала рисует стрелку в направлении слева направо, а затем отвечает. Прочитайте ряд в обратном порядке. Как изменяется величина чисел в этом направлении?

87. «« Соседи » нашего числа ». Психолог вместе с ребенком называет « соседей » любого числа. Они устанавливают, что число справа больше заданного, а число слева меньше. Затем взрослый называет число, а ребенок показывает числа, стоящие слева (справа), и называет их. Делается вывод о величине этих чисел.

88. « Верни число на место ». Дается числовой ряд, в котором пропущено какое-либо число. Образец ответа: « Пропущено число семь. Оно больше шести на одну единицу, а значит, стоит справа от него ». Или: « Число семь на единицу меньше восьми, значит, стоит слева от него ».

Формирование « квазипространственных » представлений невозможно без усвоения сравнительных словесных конструкций.

89. « Синонимы и антонимы ». На наглядном материале и в игре с мячом закрепите такие пространственные понятия, как « высокий длинный », « большой огромный », « близкий далекий », « маленький крохотный », « высокий низкий », « широкий узкий », « тонкий толстый », « рядом далеко близко », « впереди сзади » и т. п.

90. « Закончи предложение, ответь на вопросы ». Предложите ребенку закончить предложения типа: « Перед тем как прийти домой, ...», « Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Первым стоял ...».

Ребенок отвечает на вопросы типа: « Что выше, человек или дом? », « Что длится меньше, чем год, но больше, чем неделя? », « Когда день длиннее, зимой или летом? ».

91. « Что было раньше? ». Пусть ребенок определит, какое событие произошло раньше, какое позже: « После того как подул ветер, форточка распахнулась », « Мы пошли гулять перед ужином ».

92. « Кто самый-самый? » Надо ответить на вопросы типа: « Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех? », « Вера выше, чем Лиза. Вера ниже, чем Катя. Кто ниже всех? », « Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый? Кто старше всех? Кто самый высокий? ».

93. « Кто старше? » « Покажи на рисунке, кто кого старше, моложе (и т. п.) ». Здесь можно использовать любой подходящий стимульный материал. « Оля старше Сережи и моложе Кати. Где на рисунке Оля, Катя, Сережа? »

94. « Расположение предметов » Предложите ребенку определить и назвать расположение предметов. Задавайте вопросы: « Линейка под ластиком или ластик под линейкой? », « Что между вазой и часами? », « Жук справа или слева от ножа? », « Кто выше (ниже)? » и т. п. Предложите ему подобрать пропущенные-., наречия и предлоги: справа от и слева от, сзади от и т. п. Например: « Стол ... от топора и ... от замка; лампа ... столом и ... от окна; бутылка ... от свечи и ... от зонтика ».

95. « Сравни и растолкуй ». Ребенок должен растолковать (вначале глядя на рисунки) такие логико-грамматические конструкции, как « моя рука в моей руке моей рукой », « хозяйка куклы кукла хозяйки », « мамина дочка -   дочкина мама », « хозяин собаки собака хозяина » и т. п.

 Графические способности

114. « Рисующие пальчики ». Ребенку предлагаются чистые листы бумаги разной формы и размера, гуашевые краски и полная свобода творчества. Такое произвольное рисование и свободное манипулирование каждым пальцем обеих   рук дают ценную информацию о латеральных и цветовых предпочтениях ребенка. Для правшей характерно начинать работу с правой руки, при этом отдается предпочтение остроугольным формам (квадраты, ромбы, треугольники и т. п.). Когда же они рисуют левой рукой, то выбирают круги и овалы, а также неправильные округлые формы с волнистыми краями. Правша заполняет лист слева направо и сверху вниз. Левши отличаются большой вариативностью этих показателей; достоверно частым для них является заполнение листа справа налево.

Выполнение упражнений в предлагаемой ниже последовательности поможет наиболее мягко, в игровой, занимательной форме подготовить ребенка к. освоению пространства листа и навыка письма.

115. Сначала ребенок выбирает любой палец и любой цвет (на одном листе   бумаги ребенок рисует только одним пальцем, используя один цвет) и заполняет предложенный формат прямыми вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями (сначала одной рукой, потом другой). Затем он рисует незамкнутые волнистые линии, а после этого прямые и волнистые « дорожки » из точек.

Далее ребенку предлагается для каждого пальца выбрать свой цвет, а также размер и форму листа бумаги. Рисовать надо по очереди каждым пальцем сначала одной рукой (ребенок рисует разными пальцами одной руки на отдельных листах), затем другой. Возможны варианты рисования одновременно или по очереди обеими руками на одном листе.

116. « Путь муравьишки ». При выполнении этого и последующих упражнений хорошо использовать не только гуашь, но и акварель, цветные карандаши, фломастеры, пастель, мелки и др.

Ребенок рисует « путь муравьишки » сначала одной (любой) рукой, а затем другой. При этом линия-путь должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. « Путь муравьишки » начинается от муравейника и там же заканчивается, таким образом, создается замкнутая линия.

117. « Загадочный контур ». Психолог рисует на доске или листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т. д.) она похожа. Таким образом развивается образное воображение и стимулируется способность каждого ребенка увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собственных стереотипов восприятия.

Затем, подражая психологу или вместе с ним, ребенок постепенно учится самостоятельно и свободно проводить волнистые замкнутые линии. После чего ему предлагается, глядя на свои рисунки, представить, на что похож нарисованный контур. Фантазируя, ребенок может дополнить контур необходимыми деталями (например, ушками, глазами, крыльями, элементами одежды, предметами и др.).

Заполнение внутреннего пространства контура возможно не только путем простого раскрашивания, но и посредством необычного заполнения, например: незамкнутыми и замкнутыми линиями, точками, кляксами, сочетаниями геометрических фигур, орнаментов и т. д.

118. « Необычные животные ». Придумывание и рисование « необычных животных » не только активно вовлекает ребенка в графическую деятельность, но и развивает его творческие способности.

Ребенку предлагается нарисовать замкнутой линией изображение какого-либо животного, например « фантастической лисы », « крылатого зайца », добавляя при этом нетипичные для него части тела, дорисовывая одежду, а также какие-либо предметы и т. д. Особое внимание необходимо уделить заполнению внутреннего пространства контура.

119. « Каляки-маляки ». Сначала психолог заполняет весь лист непрерывной линией со множеством изгибов и петель. Затем ребенку предлагается увидеть в этом рисунке какое-либо животное, запутавшееся в нитках. Его надо найти и спасти. Когда ребенок увидит это животное, он должен обвести только те линии в « каляках-маляках », которые составляют контур и детали увиденной им фигуры.

После этого ему предлагается самостоятельно нарисовать « каляки-маляки » и найти в них спрятавшееся животное. Более сложной задачей является поиск ребенком в своей « каляке-маляке » заданного образа, например, « котенка, играющего с клубком ниток ».

120. « Коврики ». Перед ребенком кладется лист бумаги и набор цветных карандашей. Дается инструкция: « Представь, что лист это коврик. Тебе нужно его разрисовать ». После выполнения задания правой рукой ребенку предлагается новый лист и дается то же задание для левой руки. Затем ребенок начинает рисовать одной рукой, а дорисовывает другой; далее обеими руками; -вместе. Понятно, что в следующий раз это может быть « скатерть », « платок » « лето » и т. д.

121. Дается образец (последовательность элементов), который ребенок должен воспроизвести и раскрасить. Это несложный орнамент из одного, двух и более повторяющихся элементов, например, из круга, треугольника, квадрата; более сложный вариант желтый круг, синий треугольник и зеленый квадрат.   Затем ребенок сам придумывает последовательность фигур и воспроизводит ее,

 

122. На рис. 13 16 представлены образцы, которые должен продолжить ребенок. Обязательным является выполнение каждого из них сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя руками одновременно в одном и противоположном направлениях.

Усложнение задания заключается не только в нарастании степени сложности программы, но и в постепенном переходе от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм) и в дальнейшем к созданию и « разворачиванию » собственных серийных программ.

Рис. 13

 

123. « Свободные рисунки двумя руками одновременно ». На первом этапе предложите ребенку порисовать сначала одной, затем другой рукой, а потом двумя руками одновременно. Вначале он рисует то, что хочет. Затем предложите ему нарисовать прямые линии вертикальные, горизонтальные, наклонные, а потом разнообразные полуовалы, круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одно симметричное изображение, одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (вначале ближе к центру, затем к краям листа); законченный сюжетный рисунок.

124. « Раскрути спираль, закрути спираль ». Ребенку предлагается « раскрутить » предложенные вами рисунки левоё правосторонней спирали, а затем — « закрутить » их, обязательно отмечая направление движения стрелкой. Задание выполняется сначала каждой рукой отдельно, а потом двумя руками одновременно в одном и противоположном направлениях. Необходимо выполнять его начиная из центра спирали, а затем от внешней точки.

 

Обведи по точкам. Что у тебя получилось? Раскрась

 

Нарисуй как падают осенние листья. Раскрась

Рис. 14

 

Рис. 15

Рис. 16

 

 

Рис. 17

 

125. « Соедини полуовалы ». Сначала ребенок обводит по контуру, а затем продолжает рисовать полуовалы так, как изображено на рис. 17. Затем, не отрывая руки, он соединяет их, образуя « волну » и овалы.

126. « Дорисуй ...». Надо закончить рисунок, на котором художник « не успел » дорисовать и раскрасить, например, ромашки.

127. « Продолжи орнамент ». Каждое задание выполняется сначала одной, потом другой рукой. Ребенку предлагается продолжить рисование последовательности сначала простых фигур: прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных палочек; затем кругов, квадратов, овалов; наконец орнаментов.

128. « Рисунки двумя руками по заданному образцу ». Ребенку предлагается двумя руками одновременно сначала обвести контур фигур, изображенных с правой и левой стороны листа (рис. 18, а, б, в, г),а затем закрасить эти фигуры.

Ребенок рисует каждой рукой и обеими руками (в одну и разные стороны) разнообразные узоры в направлении от центра к краям листа, от краев к центру листа, попеременно от центра к краям листа, от краев к центру и т. д. Затем ему надо скопировать одно изображение двумя руками одновременно и раскрасить образец и свои рисунки.

 

Рис. 18

 

129. « Разноцветные бусы ». Надо раскрасить бусы определенным, заданным Образом, например: две бусины красные, одна желтая, одна зеленая, снова две - красные и т. д.

Варианты раскрашивания бус могут быть любые (начиная с двух элементов, и заканчивая сложными комбинациями), важным является строгое соблюдение ребенком заданной последовательности.

Более сложный вариант штриховка бусинок (вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми и волнистыми линиями; в клеточку и т. п.)Ц Сначала можно заштриховать бусинки одним цветом, а потом цветными карандашами. Например, одна бусинка в « красную клеточку », вторая в « синюю полосочку » и т. д.

130. « Сотри букву ». Попросите ребенка мелом написать на доске букву (это касается в первую очередь наиболее трудно усваиваемых букв) и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд.

131. « Письмо в воздухе ». Прописывание ребенком в воздухе отдельных букв, цифр при их изучении, а также словарных слов или элементов слияния букв при освоении слитного письма является не только занимательным для детей, но и очень полезным занятием. Оно осуществляется сначала последовательно каждой рукой, затем двумя руками одновременно и снова каждой рукой. При этом глаза ребенка неотрывно следят за траекторией движения ладони (ладоней). Размер буквы меняется от маленького (двигается только запястье) до среднего (двигается вся рука) и большого (в движение вовлекается все тело) и обратно: от большого до маленького.

. Последовательность, ряд. Время

132. « Лестница ». Пройдитесь с ребенком по лестнице, считая ступеньки. Затем соорудите « лестницу » из подручных средств, потом можно будет изобразить ее на бумаге. Расставьте с ним на ступеньках, например, матрешек (соответственно по восходящей и по нисходящей) или любые другие постепенно увеличивающиеся (уменьшающиеся) предметы.

Усложняя ситуацию, попросите ребенка каждую ступеньку обозначить соответствующей цифрой. Задачи можно варьировать: просто от 1 к ...; четные, нечетные числа и т. д.

133. « Карты покерные ». Обсудите с ребенком последовательность карточного ряда, соотнося его с числовым. Его задача выложить одновременно два (а потом и четыре) ряда красный и черный, находя для каждой карты ее место. Усложнение задачи один ряд выкладывать в прямом, а другой в обратном порядке. Следует подчеркнуть, что умение ребенка играть в карты: « девятку », « дурака », « кинга » — намного ускорит формирование у него самых разнообразных функций.

134. « Домино ». Брать из « базара » по одной кости и выкладывать ряд в порядке возрастания (убывания) суммы на кости.

135. « Я загадал число ». Один из игроков загадывает число в определенном интервале по договоренности. Остальные пытаются его отгадать. « Это число пять ». — « Нет, мое число меньше », говорит загадавший. « Два ». — « Нет, больше ». Игра идет до тех пор, пока число не будет угадано. Необходимо следить, чтобы дети не называли числа наугад, а осознавали, на каком интервале числового ряда они находятся.

136. « Всему свое время ». Предложите ребенку рисунки, на которых люди ведут себя не по возрасту. Сопроводите их комментариями и вопросами типа: « Каждый человек ведет себя в соответствии со своим возрастом? То, что хорошo для детей, может быть нелепым для взрослых, и наоборот? Что такое возраст? Какой вопрос задают человеку, когда хотят спросить о его возрасте? С какого дня начинается отсчет возраста человека? Знаешь ли ты, сколько лет тебе, твоим родным? ».

Здесь же необходимо проработать временные понятия « младше », « старше », .;» ровесники » и т. п.

137. « Как меняется человек с возрастом ». Обсудите с ребенком, как меняются с годами физические способности, объем знаний, память, опыт и т. д., опираясь на изображения людей соответствующего возраста. Затроньте вопрос об отношении к маленьким и старикам.

138. « Состав семьи и ролевые функции ». Подготовьте соответствующие иллюстрации и разберите с ребенком, кто кем является в семье, делая началом отсчета сначала ребенка, потом других членов семьи (« Для дедушки твой папа сын, ты внук, бабушка жена и т. д.). Составьте схему семьи ребенка, сопроводив ее фотографиями. Обсудите, кто какие роли выполняет в семье и какие имеет права и обязанности (мама заботится о бабушке, а бабушка о внуках).

139. « Кто чей ребенок? » Игра вербальная (можно с перекидыванием мяча или с подбором картинок): « У козы —..., у белки —..., у овцы —... (и т. д.) ».

140. « Кто кем станет, кто кем был? » « Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако; и теперь он не щенок взрослая ... Жеребенок с каждым днем подрастал и стал ... Бык, могучий великан, (в детстве был ..., толстый увалень баран тоненьким ...) ».

Кем были раньше дубок, цыпленок, цветок (и т. п.)?

141. « Генеалогическое дерево ». На основе предыдущих упражнений составьте вместе с ребенком « ветви », соединяющие детей (братьев и сестер) и родителей (бабушек, дедушек).

142. « Время суток ». Проанализируйте вместе с ребенком последовательность времени суток. Нарисуйте вместе с ним рис. 19.

Для закрепления этих знаний рекомендуются следующие игры:

Рис. 19

1. Четверо детей стоят с четырех сторон вокруг водящего, находящегося в центре. Каждый из игроков олицетворяет какую-либо часть суток, занимая свое место в суточном кругу (образ циферблата). Игрок кидает мяч водящему и называет себя: « Утро ». Тот бросает мяч игроку, изображающему следующую часть _ суток, а потом поворачивается в его сторону. Игрок с мячом опять называет 4 часть суток и бросает мяч водящему.

2. Условия те же. Ребенок, олицетворяющий утро, подбрасывает мяч вверх и говорит: « После утра будет ...». Мяч ловит тот ребенок, которому следует сказать: « День ». Когда последовательность со словом после усвоена, также отрабатывается последовательность со словом перед и за; затем вперемешку.

3. Дети садятся в круг, вводится правило: если ведущий, называя какую либо часть суток, направляет ребенку красный мяч тот называет часть суток предшествующую (до) названной; если синий мяч часть суток, следующую после названной; желтый противоположную часть суток (« утро вечер », « день ночь »).

143. « Распорядок дня ». Проанализируйте вместе с ребенком, что он обычно делает в первую очередь « после » того, как проснулся; что делает « после » этого и т. д. Затем схематично, как на рис. 19, напишите распорядок дня, дайте четкое направление хода времени. При этом со зрительной опорой на схему, на конкретном материале распорядка дня у ребенка формируются понятия « раньше », « позже », « до » и « после ».

Попросите его рассказать об основных моментах режима дня, используя наречия: вечером, ночью, утром, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно и т. п. Проанализируйте, чем заняты в это же время другие люди, животные (ночью гуляют кошки, летает сова, бегают мыши).

144. « Дни недели, времена года, месяцы ». Для запоминания этих временных последовательностей проводится работа, аналогичная предыдущей, с такими же опорными схемами (рис. 20).

Рис. 20

145. Полезно освоить следующие игры с мячом:

а) игроки ловят мяч только в том случае, когда назван месяц определенного времени года;

б) ведущий называет месяц, а игрок, которому бросили мяч, соответ-j ствующее время года;

в) игроки должны ловить мяч, только если назван какой-либо месяц, а ведущий может называть еще и времена года, дни недели, части суток.

Здесь же отрабатывается понимание сложных временных конструкций и воз можность их актуализации. Например: « После какого времени года наступа-: ет? ..», « Перед каким временем суток бывает? ..» и т. д.

Для успеш



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.091 с.)