Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стихотворение А.Ахматовой «Клятва».Стр 1 из 2Следующая ⇒
Стихотворение А.Ахматовой «Клятва».
Стихотворение А.Ахматовой «Мужество».
Отрывок из «Февральского дневника» О.Берггольц.
4. Стихотворение В.Занадворова «Ты не знаешь, мой сын, что такое война…»
Стихотворение К.Симонова «Жди меня».
ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (Обзор).
Цели урока: · показать на примере стихотворений военных лет уникальность поэзии периода войны; · продолжить работу по формированию умения анализировать и интерпретировать поэтический текст; · способствовать развитию эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образного обобщения; · формировать эстетическое восприятие средствами литературы.
Ход урока Организационный момент. Аудиозапись песни “Священная война”. Был день как день. Ко мне пришла подруга, Не плача рассказала, что вчера Единственного схоронила друга, И мы молчали с нею до утра. Какие ж я могла найти слова, - Я тоже – ленинградская вдова.
- Какие чувства выражены в этих строках? - А как вы об этом догадались, ведь автор их не называет.
- Как синтаксическая и лексическая сторона отрывка помогает подчеркнуть, высветить эти чувства? Автор пишет скупо, короткими предложениями, не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе.
Если О. Берггольц была голосом осаждённого Ленинграда, то его нервом, его струной был, без сомнения, Д. Шостакович, в дни блокады написавший свою знаменитую Седьмую симфонию, названную Ленинградской. (Звучит отрывок из Седьмой симфонии – “Нашествие”)
“Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами”, – писал Алексей Толстой. Я недаром заговорила о музыке. Музыка и поэзия. Поэзия, окрашенная музыкой, и музыка, одухотворённая поэзией. Трудно представить себе более органичный сплав, передававший в годы войны всеобщее чувство: желание сберечь родную землю. Это чувство, понятное и близкое каждому, точнее всего выражает песня. Как не вспомнить известные всем “В лесу прифронтовом” Исаковского, “Землянку” Суркова. Лирико-романтическая баллада Булата Окуджавы “До свидания, мальчики!” - это поэзия “изнутри войны”, говоря словами И.Эренбурга. (Звучит песня Б.Окуджавы в исполнении автора)
“Постарайтесь вернуться назад”,- таков рефрен в стихах Окуджавы.
Из 940 писателей, ушедших на фронт, 417 не вернулись. Среди них Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров. С болью и горечью вспоминая погибших, Б.Слуцкий писал: В пяти соседних странах Зарыты наши трупы. И мрамор лейтенантов- Фанерный монумент- Венчанье тех талантов, Развязка тех легенд.
Люди разного возраста и разной меры таланта были объединены одной судьбой, а их поэзия, передавая мысли, чувства, переживания, не боялась правды, даже горькой и жестокой. Юлия Друнина правду о войне выразила так:
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придёт, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждёт. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души… Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: “Повезло”. Не понять не ждавшим, им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, – Просто ты умела ждать, Как никто другой.
- Какая поэтическая фигура лежит в основе стихотворения? (анафора) - Чему она служит, что подчёркивает? - Только ли горячая мольба звучит в стихотворении? - К чему приравнивает лирический герой умение ждать? (К душевному подвигу, достойному встать вровень с ратным) -Посмотрите, снова сплав личного и гражданско-патриотического. - Можно ли сказать, что и поэзия воевала? - Как она это делала? - Так в чем же уникальность и непреходящая ценность поэзии военных лет? В ней слиты воедино и гражданственность, и интимность, и философичность.
Всё это позволило не только предвидеть победу, дойти до неё, восславить её. Ещё в 1942 А.Сурков, предчувствуя победные залпы, писал с поразительной уверенностью:
Итоги урока. 6. Домашнее задание.
Сформулировать вопросы для анализа стихотворения: 1 вариант – К.Симонов “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…” 2 вариант – С.Гудзенко “Моё поколение”. Стихотворение А.Ахматовой «Клятва».
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.025 с.) |