Работа над произведениями малых жанров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над произведениями малых жанров



К произведениям малых жанров, которые изучаются в коррекционной школе VIII вида, относятся пословицы, поговорки, загадки; они могут быть как произведениями устного народного творчества, так и авторскими.
Это образные выражения, «сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта, это концентрированное выражение нравственно-этических и педагогических взглядов и оценок, созданных народом» (В. Г. Горецкий).
Кратко охарактеризуем произведения малых жанров.
Пословица —художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно короткой форме. Как правило, оно состоит из двух частей. В первой части заключено условие, причина, во второй содержится вывод, следствие (Как аукнется, так и откликнется; Снега много — хлеба много). Кроме того, конкретный факт, лежащий в основе пословицы, возводится на уровень широкого обобщения, типичности и позволяет приложить его ко множеству фактов и явлений.
Поговорка, в отличие от пословицы, — это лишь элемент рассуждения, часть мысли, меткое образное определение (оценка), распространенный устойчивый оборот речи, который тесно связан с контекстом (При солнышке тепло, при матушке добро; Нет лучше дружка, чем родная матушка).
Загадка —иносказательное изображение какого-либо предмета или явления, замысловатое описание которого необходимо разгадать (Рыжий Егорка упал на озерка, сам не утонул и воды не всколыхнул (рыжий осенний листик); Скатерть бела все поле одела (зима) ).
Загадки, пословицы и поговорки, несмотря на их малый объем, представляют трудности для понимания учащимися с нарушением интеллекта. Это связано прежде всего с малым жизненным опытом школьников, с их ограниченным словарем, непониманием образных выражений, иносказаний, переносного смысла, которые содержат эти произведения.
Именно поэтому в учебнике для 3 класса произведений малых жанров не так много. Они в основном включены или сгруппированы с тематически близкими им произведениями, например «Рыжие листья» (загадка про рыжего Егорку); пословицы, поговорки, загадки о зиме включены в изучение произведений на эту же тему.
Несмотря на все вышесказанное, над произведениями малых жанров необходимо работать. Существует определенная последовательность работы над загадками, пословицами, поговорками.

Работа над загадками

1. Чтение загадки.
2. Соотнесение завуалированного образа с конкретным предметом.
3. Демонстрация (по возможности) предмета и конкретизация существенных частей (деталей), отраженных в загадке.
Рассмотрим это на примере загадки «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик». Учитель показывает ножницы, читает части загадки: «два конца» — показывает их у ножниц; «два кольца» — демонстрирует прорези для пальцев; «посередине гвоздик» — показывает гвоздик, который соединяет две части ножниц.
Наиболее сложными являются авторские загадки, так как они всегда содержат поэтический образ. Например, рыжий лист — рыжий Егорка (мальчик). При работе над этой загадкой учитель должен возвратиться к сказке «Рыжие листья», обратить внимание на заглавие сказки и спросить у учеников, о чем идет речь в этой загадке (если рыжие листья, значит, пойдет речь о рыжих листочках), с кем сравнивает автор листочек (с мальчиком Егоркой). Учитель поясняет: «Наверное, этот мальчик такой же рыженький, как листик. Почему это маленький листик?» (На этот вопрос дает ответ вторая часть загадки: он (листок) такой легонький, что даже не всколыхнул воды в маленькой лужице.)
Кроме этого, необходимо и правильное чтение самой загадки. Учителю следует обратить внимание учащихся на значение слова озерко (есть большое озеро, есть маленькое озерко) и прочитать слова вско-лых-нýл, о-зер-кó в послоговой разрядке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.004 с.)