Основы техносферной безопасностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы техносферной безопасностью



Реферат

на тему: «Управление техносферной безопасти»

 

Выполнила: ст. гр. ТБ-2-15

Делова В.В.

Проверила: доцент

Рогова Ю.А.

 

Волгоград, 2018

Содержание

Введение. 3

1.Основы техносферной безопасностью.. 6

2. Управление техносферной безопасностью.. 8

3.Структура системы обеспечения техносферной безопасности. 23

Заключение. 26

Библиографический список. 28

 


Введение

В настоящее время жизнь и деятельность человека происходит в окружающей среде, претерпевшей изменения под влиянием жизнедеятельности человека в эпоху научно-технического прогресса, которую называют техносферой. В этой среде постоянно существуют и периодически проявляются различные вредные и опасные факторы, от которых зависит здоровье и продолжительность жизни человека.

В эпоху научно-технического прогресса число и уровень различных опасных и вредных факторов среды обитания и производственной деятельности значительно возросли.

В результате антропогенного воздействия на окружающую среду, глобальных изменений климата на планете, ухудшения экологической обстановки, усложнения техники, технологий, в том числе опасных производств, недостаточных темпов внедрения эффективных средств и способов защиты от опасностей значительно возрастают частота и масштабы последствий аварий, катастроф, пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникают новые виды болезней, эпидемий, эпизоотий, что приводит к гибели или преждевременной смертности десятков и сотен тысяч человек.

В нашей стране ежегодно происходит до 2500 техногенных и более 200 природных чрезвычайных ситуаций, в результате которых погибает более 5000 человек, а количество пострадавших при стихийных бедствиях.

Всего неестественной смертью ежегодно в нашей стране умирает порядка 300 тысяч человек. Из них:

· на транспорте - около 30 тыс. чел.,

· на пожарах – до 15–17 тыс. чел.,

· утонувших –13–15 тыс. чел.,

· в результате отравлений – до 60 тыс. чел. (в том числе смертельных отравлений алкоголем – от 20 до 55 тыс. чел.),

· самоубийств – доходило до 50тыс. чел.,

· убийств – 25–30 тыс. чел.

Аварии и катастрофы с человеческими жертвами происходят практически каждый день.

Несмотря на положительную динамику статистики  несчастных случаев на протяжении ряда последних лет уровень производственного травматизма остается высоким.

Человечество предпринимает огромные усилия, затрачивает колоссальные средства на профилактику таких негативных явлений. Какова должна быть стратегия, способная удовлетворительно решать эту важнейшую социальную проблему.

Прежде всего, требуется квалифицированное и широкое информирование общественности о важности проблемы обеспечения безопасности человека в техносфере. Необходимо объективно и квалифицированно разобраться в основных причинах столь высокого уровня травматизма на производстве, аварий, катастроф и преждевременной смертности в других сферах жизнедеятельности.

Обстоятельный анализ причин аварий и несчастных случаев приводит, как правило, к заключению, что первопричиной негативных последствий, порождаемых опасностями во всех сферах нашей деятельности, являются неправильные, опасные действия людей (нарушения, ошибки и пр.), некомпетентность в области безопасности специалистов, которые причастны к профилактике опасностей и ликвидации их последствий. Именно они сыграли решающую роль во многих трагедиях, авариях и катастрофах. По этим причинам организационного характера связанным с так называемым «человеческим фактором», происходит до 70 % несчастных случаев на производстве. Более конкретно выделяют следующие организационные причины:

· нарушения требований безопасности;

· недостатки в обучении работников по безопасности труда;

· нарушения трудовой дисциплины;

· неудовлетворительная организация производства работ.

Указанные причины являются следствием отсутствия в организации эффективной, действенной системы управления охраной труда как основы сохранения жизни и здоровья работников. В работе по созданию безопасных и безвредных условий труда следует использовать передовую технику и технологию, внедрять научную организацию труда, а также мероприятия, не требующие больших материальных затрат. Сюда входят – улучшение обучения и инструктажа работников, применение средств напоминания и повышения трудовой дисциплины, внедрение профподготовки и профотбора, создание и поддержание в коллективе нормального социально - психологического климата, создание эффективной системы управления охраной труда.


Принципы управления

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов --это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

Классификация принципов управления:

· научность; (этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях.

· системность и комплексность; (этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств.)

· единоначалие и коллегиальность; (любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.))

· демократический централизм; (этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и)децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия--соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом.

· сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении; (развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок.

Организация управления

Организация —функция управления, направленная на создание необходимых условий для достижения целей.

Основные задачи организации: сформирование структуры организации и обеспечение ее деятельности финансами, оборудованием, сырьем, материалами и трудовыми ресурсами.

Основной показатель высокой организации управления — ее быстрая реакция на изменения внешней среды.

Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях.

В общем случае задачу организации управления на любом уровне можно определить как обеспечение перехода из имеющегося состояния в желаемое.

Методы управления

Методы управления подразделяются на следующие группы:

1.Организационно-правовые методы определяют основные границы работы: направление деятельности фирмы, ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, а также регламентируют права и ответственность персонала и многое другое.

2. Административные методы управления предполагают, что вся деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний, зачастую основанном на принуждении. Данная группа методов применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение, если слишком узок выбор возможных альтернатив или если подавляется инициатива подчиненных. Отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Как следствие, эффективность этой группы методов значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует всех возможностей организации.

3. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. Данная группа методов в совокупности с административными может привести к высоким результатам. Это связано с тем, что наряду с дисциплинированностью и ответственностью за принимаемые решения на предприятии стимулируется инициативность работников, и, как следствие, повышается эффективность организации. В результате предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ или всем сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

4. Социально-экономические методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка (по теории мотивации Маслоу). Кроме того, применение данной группы методов может не оказывать весомого влияния на творческих личностей, занятых интеллектуальным трудом. Они были сформулированы в20-егг. XX в.

5. Социально-психологические методы подразделяются на два вида воздействия: создание благоприятногоморально-психологическогоклимата в коллективе и уважительных (доверительных) отношений между руководителем и подчиненными; предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что в результате приведет к повышению удовлетворенности и, как следствие, эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.

Все вышеперечисленные методы не стоит противопоставлять, так как наибольшего результата организация может добиться только при их взаимодействии.

Все методы системы управления тесно связаны с другими элементы системы, такими как функции управления, технологий управления, технических средств управления, информации, совокупности специализированных органов и подразделений. Так методы управления, которые представляют собой совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решение задач организации: удельные веса организационно-административных, экономических и социально-психологических методов управления; обеспеченность нормативными, методическими и другими документами; уровень учета и контроля исполнения решений; уровень качества используемых методов управления; уровень мотивации труда; уровень творческой активности членов трудового коллектива; уровень организации делопроизводства и др

Формы управления

В общенаучном понимании форма означает внешнее выражение содержания определенного явления или определенных действий. Так, процесс обучения – содержание деятельности может выражаться в чтении лекций, проведении практических занятий (формы обучения).

Что же понимается под формой управленческой деятельности (формой управления)?

Она представляет собой внешне выраженное действие органа управления осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

При этом на первый план выдвигаются такие формы, в которых заключено непосредственное управляющее воздействие того или иного субъекта управления на соответствующий объект. Иначе говоря, в первую очередь во внешнем выражении нуждаются внешние управленческие функции. И это понятно, ибо иначе сама цель управления не может быть достигнута.

При анализе форм управления необходимо учитывать, что они могут выступать в роли:

1. форм реализации исполнительной власти;

2. форм деятельности внутри аппаратного характера.

Первые непосредственно выражают внешнее юридическое воздействие. Они являются формами управления в собственном смысле.

Вторые, представляя собой всю совокупность совершаемых органами управления действий, не носящих характер прямого управляющего воздействия, есть формы управления в широком смысле. Значимость их тем не менее высока, так как без должной внутренней организации работы (самоорганизации) субъект управления не сможет результативно и эффективно реализовать саму исполнительную власть.

В административно-правовом лексиконе встречается еще один вариант употребления термина «форма». Имеются в виду организационно-правовые формы управления. Отличие их от рассматриваемых форм управления заключается в том, что под ними понимаются различные виды органов исполнительной власти, действующих в той или иной области или сфере деятельности Например, можно говорить об организационно-правовых формах государственного управления, например, безопасностью.

С учетом разнообразия форм управления можно выделить их конкретные виды: правовые и неправовые формы управления.

Правовые формы всегда вызывают внешние и четко выраженные юридические последствия. Это любые действия субъектов исполнительной власти, совершение которых непременно влечет за собой наступление правовых последствий. В них непосредственно получают свое практическое выражение юридически властные полномочия, являющиеся спецификой субъектов исполнительной власти. Наиболее показательно эти качества данной группы форм проявляются в правовых актах управления.

Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут, так как их совершение не связано с изданием правовых актов управления. В частности, они не порождают административно правовых отношений, что характерно для правовых форм (издание индивидуальных актов). Это совершение различного рода организационных действий, способствующих применению правовых форм или их последующей реализации.

Однако приведенной классификацией, имеющей самое общее значение, не исчерпывается видовое разнообразие форм управления. Так, очевидно, что практически невозможно все управленческие действия сводить исключительно к изданию правовых актов управления, как к наиболее показательной форме таких действий. Органами исполнительной власти совершается немало действий иного юридического характера.

В связи с этим заслуживает внимания предлагаемая в административно-правовой литературе классификация форм управления, выходящая за рамки их деления на правовые и неправовые. Наиболее показателен следующий вариант такой классификации:

1. издание нормативных правовых актов;

2. издание индивидуальных правовых актов;

3. осуществление организационных действий;

4. выполнение материально – технических операций.

Контур управления

Взаимосвязь между объектом и субъектом управления можно представить в виде контура системы управления.

Субъект управления – управляющая система, определяемая ответом на вопрос «кто или что управляет”.

Объект управления – управляемая система, определяемая ответом на вопрос «кем или чем управляют» и представляемая в виде «черного ящика», иерархической, сетевой или кибернетической моделей.

«Черный ящик» – определение материальной системы (объекта, процесса, явления), относительно внутренней организации, структуры и поведения элементов которой наблюдатель не имеет никаких сведений, но есть возможность влиять на «ящик» воздействием на входы и выходы с регистрацией реакции выхода.

«Прямая связь» (ПС) – вид соединения элементов кибернетической системы, при котором выходное воздействие одного элемента передается другому на его вход. В это воздействии нет сведений о состоянии управляемого объекта в данный момент времени (например, это приказ, инструкция руководителя, принятая подчиненным).

«Обратная связь» (ОС) – устанавливается между выходом и входомкакого-либо, но одного и того же элемента системы. Главная обратная связь отличается тем, что часть выходного сигнала всей системы (например, предприятия) передается на ее вход. Положительная ОС усиливает действие входного сигнала, ухудшая устойчивость системы, а отрицательная – ослабляет, способствуя восстановлению равновесия.

Все элементы системы управления организацией взаимосвязаны.


Минздрав России – Министерство здравоохранения РФ

· Департамент охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека.

· Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.

· Федеральное медико-биологическое агентство.

Министр здравоохранения осуществляет руководство Всероссийской службой медицины катастроф (положение о Минздраве пункт 10.19), подчинен «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита».

Минтруд России – Министерство труда и социальной защиты РФ

· Департамент условий и охраны труда

· Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)

· Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)

Минприроды России– Министерство природных ресурсов и экологии

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

МЧС России – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны Департамент гражданской защиты (участвует в разработке, а также экспертизе и апробировании учебных программ и учебно-методической литературы, применяемых для обучения студентов по дисциплине «БЖД»)

Спасательные воинские формирования МЧС России

Ростехнадзор – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.


Заключение

Исключив все социальные процессы, можно смело утверждать, что техника и технологии определяют нашу жизнь. Наша среда обитания, которую принято называть техносферой, несет множество опасностей как человеку так и природе.

В первую очередь это определяется наличием сложнейших промышленных комплексов, неполадки в работе которых могут привести к экологическим катастрофам. Не стоит забывать и об обычных бытовых приборах, которые тоже могут стать причиной аварии.

Как не сложно об этом упоминать, но производственная деятельность человека в большинстве своем вредоносна. Последствия вмешательства человека зачастую заканчиваются экологическими катастрофами.

В нашей стране ежегодно происходит до 2500 тысяч техногенных и более двухсот природных ЧС, в результате которых погибает более пяти тысяч человек.

Аварии и катастрофы с человеческими жертвами происходят каждый день. Человечество предпринимает огромные усилия, затрачивает колоссальные средства на профилактику таких негативных явлений. Не смотря на это несчастные случаи с человеческими жертвами не прекращаются.

Какова должна быть стратегия, способная удовлетворительно решать эту важнейшую социальную проблему? Прежде всего, требуется квалифицированное и широкое информирование общественности о важности проблемы обеспечения безопасности человека в техносфере.

Для решения проблем безопасности требуется организованная деятельность в решении и выполнении научных, технических, политических, экономических и социальных задач, которые влияют на социально-экономические потери в обществе от объектов техносферы (пожаров, аварий, дорожно-транспортных происшествий и т.д.).

Необходимость выбора наилучшего решения ещё больше повышается при управлении процессами, обеспечивающими безопасность, многие из которых являются быстротекущими и многопараметрическими (взрывы, пожары, дорожно-транспортные происшествия, террористические акты и т.д.).


Библиографический список

1. Ветошкин А.Г., Обеспечение надежности и безопасности в техносфере, 2013

2. Дмитренко В.П., Мессинева Е.М., Фетисов А.Г. Управление экологической безопасностью в техносфере, 2016

3. Широков Ю.А. Техносферная безопасность: организация, управление, ответственность, 2017

4. Филоненко, О. А. Управление безопасностью труда: учеб. пособие [Текст]/О.А. Филоненко, В.С. Сердюк. –Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010

5. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов [Текст] / С.В.Белов [и др.]; под общ. ред. С.В.Белова. –7-е изд., стер. –М.: Высш. шк., 200

6. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. 28.11.2015 г.) [Электронный ресурс] // Гарант: инф. -правовой портал.

Реферат

на тему: «Управление техносферной безопасти»

 

Выполнила: ст. гр. ТБ-2-15

Делова В.В.

Проверила: доцент

Рогова Ю.А.

 

Волгоград, 2018

Содержание

Введение. 3

1.Основы техносферной безопасностью.. 6

2. Управление техносферной безопасностью.. 8

3.Структура системы обеспечения техносферной безопасности. 23

Заключение. 26

Библиографический список. 28

 


Введение

В настоящее время жизнь и деятельность человека происходит в окружающей среде, претерпевшей изменения под влиянием жизнедеятельности человека в эпоху научно-технического прогресса, которую называют техносферой. В этой среде постоянно существуют и периодически проявляются различные вредные и опасные факторы, от которых зависит здоровье и продолжительность жизни человека.

В эпоху научно-технического прогресса число и уровень различных опасных и вредных факторов среды обитания и производственной деятельности значительно возросли.

В результате антропогенного воздействия на окружающую среду, глобальных изменений климата на планете, ухудшения экологической обстановки, усложнения техники, технологий, в том числе опасных производств, недостаточных темпов внедрения эффективных средств и способов защиты от опасностей значительно возрастают частота и масштабы последствий аварий, катастроф, пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникают новые виды болезней, эпидемий, эпизоотий, что приводит к гибели или преждевременной смертности десятков и сотен тысяч человек.

В нашей стране ежегодно происходит до 2500 техногенных и более 200 природных чрезвычайных ситуаций, в результате которых погибает более 5000 человек, а количество пострадавших при стихийных бедствиях.

Всего неестественной смертью ежегодно в нашей стране умирает порядка 300 тысяч человек. Из них:

· на транспорте - около 30 тыс. чел.,

· на пожарах – до 15–17 тыс. чел.,

· утонувших –13–15 тыс. чел.,

· в результате отравлений – до 60 тыс. чел. (в том числе смертельных отравлений алкоголем – от 20 до 55 тыс. чел.),

· самоубийств – доходило до 50тыс. чел.,

· убийств – 25–30 тыс. чел.

Аварии и катастрофы с человеческими жертвами происходят практически каждый день.

Несмотря на положительную динамику статистики  несчастных случаев на протяжении ряда последних лет уровень производственного травматизма остается высоким.

Человечество предпринимает огромные усилия, затрачивает колоссальные средства на профилактику таких негативных явлений. Какова должна быть стратегия, способная удовлетворительно решать эту важнейшую социальную проблему.

Прежде всего, требуется квалифицированное и широкое информирование общественности о важности проблемы обеспечения безопасности человека в техносфере. Необходимо объективно и квалифицированно разобраться в основных причинах столь высокого уровня травматизма на производстве, аварий, катастроф и преждевременной смертности в других сферах жизнедеятельности.

Обстоятельный анализ причин аварий и несчастных случаев приводит, как правило, к заключению, что первопричиной негативных последствий, порождаемых опасностями во всех сферах нашей деятельности, являются неправильные, опасные действия людей (нарушения, ошибки и пр.), некомпетентность в области безопасности специалистов, которые причастны к профилактике опасностей и ликвидации их последствий. Именно они сыграли решающую роль во многих трагедиях, авариях и катастрофах. По этим причинам организационного характера связанным с так называемым «человеческим фактором», происходит до 70 % несчастных случаев на производстве. Более конкретно выделяют следующие организационные причины:

· нарушения требований безопасности;

· недостатки в обучении работников по безопасности труда;

· нарушения трудовой дисциплины;

· неудовлетворительная организация производства работ.

Указанные причины являются следствием отсутствия в организации эффективной, действенной системы управления охраной труда как основы сохранения жизни и здоровья работников. В работе по созданию безопасных и безвредных условий труда следует использовать передовую технику и технологию, внедрять научную организацию труда, а также мероприятия, не требующие больших материальных затрат. Сюда входят – улучшение обучения и инструктажа работников, применение средств напоминания и повышения трудовой дисциплины, внедрение профподготовки и профотбора, создание и поддержание в коллективе нормального социально - психологического климата, создание эффективной системы управления охраной труда.


Основы техносферной безопасностью

Техносфера –часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств (научно-технической революции) в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человечества.

Техносферная безопасность – это свойство объекта, выраженное в его способности противостоять техносферным опасностям (негативным факторам техносферных опасностей).

Обеспечение техносферной безопасности - создание благоприятных для человека условий существования в преобразуемой человеком биосфере – техносфере.

На управленческом уровне сегодня реализуется ряд систем для обеспечения безопасности человека в техносфере (безопасность труда, защита в ЧС, пожарная защита и др.). Они имеют общие цели и задачи, поэтому в перспективе могут быть сведены в общую систему «обеспечения безопасности техносферы».

Направление подготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования, Область профессиональной деятельности «Техносферная безопасность» включает в себя обеспечение безопасности человека в современном мире Профили подготовки по направлению Техносферная безопасность

Наименование профиля
01 Безопасность жизнедеятельности в техносфере
02 Безопасность технологических процессов и производств
03 Пожарная безопасность
04 Защита в чрезвычайных ситуациях
05 Безопасность труда
06 Инженерная защита окружающей среды
07 Охрана природной среды и ресурсосбережение
08 Радиационная и электромагнитная безопасность

На производстве нет таких понятий, как «техносферная безопасность» или «безопасность жизнедеятельности» - ими никто не оперирует, на производстве есть специалисты по охране труда, пожарной безопасности, ГО и ЧС.

Исходное понятие – вред

Техносферные опасности – совокупность производственных, социальных и природных опасностей разрушающих техносферу.

Во всех сферах и режимах на человека действуют негативные силы. Часто эти силы называют негативными факторами. Способность человека противостоять негативным факторам получило название «безопасность».

Безопасность – это свойство объекта, выраженное в его способности противостоять опасности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 5255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.104 с.)