Тема 1. Конфликт как предмет научного исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Конфликт как предмет научного исследования.



ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование: общекультурных компетенций: способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5).

В результате освоения дисциплины планируется достижение результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы бакалавриата, которые представлены в таблице:

пп

Индекс компетенции

Содержание компетенции

(или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать уметь владеть
1. ОК-5 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия   о причинах, формах и возможных последствиях конфликтов разного уровня, в том числе в экономике – методологические подходы к изучению конфликтных взаимоотношений между субъектами, в том числе в процессе экономической, трудовой деятельности - диагностировать социальные конфликты, в том числе в экономике - управлять социальными конфликтами, в том числе в экономике, и конфликтным взаимодействием - навыками по анализу конфликтных ситуаций, определению роли и значения конфликтов в экономической, в том числе трудовой деятельности - навыками по профилактике, прогнозированию, предотвра щению (стимулированию), регулированию и разрешению конфликтных ситуаций на макро-, мезо- и микроуровнях - навыками правильного психологического поведения в сложных ситуациях конфликтного взаимодействия

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

Целью изучения дисциплины «Управление конфликтами в экономике» является формирование системных основ теоретического и практического знания в области управления социально-экономическими отношениями в социально-экономических системах разного уровня.

Задачами изучения дисциплины «Управление конфликтами в экономике» является формирование необходимых теоретических знаний, умений и практических навыков в области документационного обеспечения управления в социально-экономических системах разного уровня как элементов компетенций, формируемых у студентов в результате обучения.

Дисциплина «Управление конфликтами в экономике» относится к обязательным дисциплинам вариативной части программы бакалавриата.

Изучение дисциплины опирается на знания, умения и навыки, приобретенные при предшествующем обучении, а именно: в области теоретических знаний представлять виды и механизмы организации социального взаимодействия, в том числе, в экономической сфере; в области практической работы обладать знаниями, позволяющими определять и оценивать субъектов социального взаимодействия, в том числе их поведение; в области научной работы формулировать предмет, цель и методы исследования и прогнозировать результаты выполнения поставленных задач.

Освоение дисциплины необходимо, помимо непосредственного использования в последующей профессионально-экономической и преподавательской деятельности, для осуществления самостоятельной научной (теоретической и исследовательской) деятельности.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (1 Зет = 36 академическим часам) или 72 академических часа, в том числе 36 часов контактной работы (18 часов лекций и 18 часов практических занятий, из них 8 часов интерактивных занятий) и 36 часов самостоятельной работы для очной формы обучения, и 10 часов контактной работы (4 часов лекций и 6 часов практических занятий, из них 2 часа интерактивных занятий), 4 часа контроль и 58 часов самостоятельной работы для заочной формы обучения.

 

Вид учебной работы

Всего часов

Трудоемкость в акад.час

По очной форме По заочной форме
Аудиторные занятия (всего)     10
В том числе:      
Лекции     4
Практические занятия     6
Самостоятельная работа (всего)     58
В том числе:      
Контрольные работы -    
Реферат      
Презентация -    
Подготовка к практическим занятиям      
Составление конспектов -    
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. -    
Вид промежуточной аттестации (ЗАЧЁТ)     4
Общая трудоемкость                                час                                                                      з.е.     72 2

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛЫ (БЛОКИ) ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Заочная форма обучения

Курс, 2 семестр

Название темы

Распределение часов

всего

Аудиторная работа

СР

Контроль

Всего (ауд.) ЛК ПЗ
Конфликт как предмет научного исследования. 10   2   8  
Характеристика конфликта как социального феномена. 9   1   8  
Методы исследования социальных конфликтов. 9     1 8  
Технологии управления социальными конфликтами 9   1   8  
Теории механизмов возникновения конфликтов и поведения личности в конфликте 8     1 7  
Конфликты в организации и системе управления. 8     1 7  
Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов 8     1 7  
Правовое обеспечение конфликтного взаимодействия 9   2   7  
КОНТРОЛЬ           4
ИТОГО: 72   4 6 58  

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

Учебным планом по данной дисциплине лабораторные занятия не предусмотрены.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Номера разделов Наименование темы Трудоемкость в акад. часах
1 Методы исследования социальных конфликтов. 1
2 Теории механизмов возникновения конфликтов и поведения личности в конфликте 1
3 Конфликты в организации и системе управления. 1
4 Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов 1
5 Правовое обеспечение конфликтного взаимодействия 2
6 ИТОГО 6

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

№ п/п Наименование блока (раздела) дисциплины Виды СРС Трудоемкость в часах (/заочная)
1. Конфликт как предмет научного исследования. Задания практикума Работа с учебной литературой (конспектирование, подготовка к аттестации). Работа с научными и информационными источниками (изучение, конспектирование, подготовка к аттестации) 8
2. Характеристика конфликта как социального феномена. Задания практикума Работа с учебной литературой (конспектирование, подготовка к аттестации). Работа с научными и информационными источниками (изучение, конспектирование, подготовка к аттестации) 8
3. Методы исследования социальных конфликтов. Задания практикума Работа с учебной литературой (конспектирование, подготовка к аттестации). Работа с научными и информационными источниками (изучение, конспектирование, подготовка к аттестации) 8
4. Технологии управления социальными конфликтами Задания практикума Работа с учебной литературой (конспектирование, подготовка к аттестации). Работа с научными и информационными источниками (изучение, конспектирование, подготовка к аттестации) 8
5. Теории механизмов возникновения конфликтов и поведения личности в конфликте Задания практикума Работа с учебной литературой (конспектирование, подготовка к аттестации). Работа с научными и информационными источниками (изучение, конспектирование, подготовка к аттестации) 7
6. Конфликты в организации и системе управления. Задания практикума Работа с учебной литературой (конспектирование, подготовка к аттестации). Работа с научными и информационными источниками (изучение, конспектирование, подготовка к аттестации) 7
7. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов Задания практикума Работа с учебной литературой (конспектирование, подготовка к аттестации). Работа с научными и информационными источниками (изучение, конспектирование, подготовка к аттестации) 7
8 Правовое обеспечение конфликтного взаимодействия Задания практикума Работа с учебной литературой (конспектирование, подготовка к аттестации). Работа с научными и информационными источниками (изучение, конспектирование, подготовка к аттестации) 7

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Раздел 1. Общетеоретические основы управления конфликтами в экономике

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)

Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Организация самостоятельной работы

Организация самостоятельной работы обучающихся в образовательном учреждении строится на основе федеральных и локальных нормативных документов.

Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется обучающими по заданиям преподавателя, которые должны быть исполнены в установленные сроки. Несвоевременность сдачи выполненного самостоятельно задания может быть основанием для снижения оценки.

Методические рекомендации для обучающихся по самостоятельной работе по дисциплине, в том числе в части работы с учебной литературой (изучение, конспектирование, подготовка к аттестации) и работы с научными и информационными источниками (изучение, конспектирование, подготовка к аттестации) представлены в п.п.9.3 настоящей программы.

Методика решения заданий практикума представлена непосредственно в инструкциях задач, заданий, тестов или тренингов.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой конфликт в современном понимании?

2. Какова основная функция конфликта?

3. Каковы свойства конфликта?

4. Какие вы знаете классификации конфликтов?

5. Какие вы знаете классификации социальных конфликтов?

6. Чем этнические конфликты отличаются от региональных?

7. Чем социально-экономические конфликты отличаются от социальнотрудовых?

8. Назовите примеры религиозных и идеологических конфликтов.

9. Какие конфликты вы считаете в принципе неразрешимыми?

10.Какие методы исследования конфликтов вы знаете?

11.Какова цель исследования конфликтов?

12.Что следует понимать под социальным конфликтом?

13.Как взаимосвязаны конфликт и конфликтная ситуация?

14.Какие характеристики отличают стороны конфликта?

15.Чем участник конфликта отличается от субъекта конфликта?

16.Что составляет образ конфликта?

17.Каковы характеристики микро- и макросреды конфликта?

18.Каким может быть исход конфликта?

19.Каковы основные динамические характеристики конфликта?

20.Какие вы знаете фазы конфликта?

21.Каким образом может быть применена теория ожидания в конфликтологии?

22.Как вы понимаете понятие «причина конфликта»?

23.В чем смысл управления конфликтами?

24.В чем отличие внутреннего и внешнего управления конфликтами?

25.Чем обусловлена необходимость диагностики конфликтов?

26.Каковы основные процедуры диагностики конфликтов?

27.Каким образом соотносятся стратегия и тактика?

28.Какие вы знаете методы управления конфликтами?

29.Что можно назвать переговорами?

30.В чем смысл присутствия посредника (медиатора) на переговорах?

31.Чем отличается конструктивный спор от неконструктивного?

32.Какие методы организации конфликтного взаимодействия вы знаете?

33.Что представляет собой рациональное поведение в конфликте?

34.Каким образом можно контролировать свои эмоции?

35.Как вы понимаете термин «эффективное общение»?

36.Какие коммуникативные приемы и правила вы знаете?

37.В чем специфика внутриличностных конфликтов?

38.Какие структуры личности участвуют в этом конфликте?

39.Что представляет собой система управления?

40.Чем обусловлены конфликты в системе управления?

41.Какие виды конфликтов в организации вы знаете?

42.Какие меры предупреждения и регулирования конфликтов в организации являются для вас наиболее предпочтительными?

43.Что представляют собой социально-трудовые отношения и чем они отличаются от социально-экономических?

44.Что такое профсоюз?

45.Чем обусловлены конфликты в сфере труда?

46.Какие виды социально-трудовых конфликтов вы знаете?

47.Какие механизмы предусмотрены российским законодательством для предупреждения и урегулирования социально-трудовых конфликтов?

48.Чем управление отличается от манипуляции?

49.По каким признакам можно определить манипулятора?

50.Каковы основные действия нейтрализации манипулирования вами?

Темы конспектов

1. Общая теория конфликта.

2. Классификации конфликтов.

3. Характеристики социальных конфликтов.

4. Управление конфликтами.

5. Индивидуально-личностные характеристики участников конфликтов.

 

Темы докладов, сообщений

1. Регулирование конфликтов в Гражданском кодексе РФ.

2. Регулирование конфликтов в Налоговом кодексе РФ.

3. Регулирование конфликтов в Трудовом кодексе РФ.

4. Регулирование конфликтов в Семейном кодексе РФ.

5. Регулирование конфликтов в Уголовном кодексе РФ.

6. Регулирование конфликтов в Бюджетном кодексе РФ.

7. Регулирование конфликтов в Кодексе об административных нарушениях РФ.

8. Регулирование конфликтов в других государствах.

9. Регулирование конфликтов в международном праве.

Темы эссе

1. Мой первый конфликтный опыт.

2. Может ли государство не применять насилие.

Темы дискуссий

1. Правовое обеспечение конфликтного взаимодействия

ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Контрольные вопросы/ вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой конфликт в современном понимании?

2. Какова основная функция конфликта?

3. Каковы свойства конфликта?

4. Какие вы знаете классификации конфликтов?

5. Какие вы знаете классификации социальных конфликтов?

6. Чем этнические конфликты отличаются от региональных?
7. Чем социально-экономические конфликты отличаются от социальнотрудовых?

8. Назовите примеры религиозных и идеологических конфликтов.

9. Какие конфликты вы считаете в принципе неразрешимыми?

10.Какие методы исследования конфликтов вы знаете?

11.Какова цель исследования конфликтов?

12.Что следует понимать под социальным конфликтом?

13.Как взаимосвязаны конфликт и конфликтная ситуация?

14.Какие характеристики отличают стороны конфликта?

15.Чем участник конфликта отличается от субъекта конфликта?

16.Что составляет образ конфликта?

17.Каковы характеристики микро- и макросреды конфликта?

18.Каким может быть исход конфликта?

19.Каковы основные динамические характеристики конфликта?

20.Какие вы знаете фазы конфликта?

21.Каким образом может быть применена теория ожидания в конфликтологии?

22.Как вы понимаете понятие «причина конфликта»?

23.В чем смысл управления конфликтами?

24.В чем отличие внутреннего и внешнего управления конфликтами?

25.Чем обусловлена необходимость диагностики конфликтов?

26.Каковы основные процедуры диагностики конфликтов?

27.Каким образом соотносятся стратегия и тактика?

28.Какие вы знаете методы управления конфликтами?

29.Что можно назвать переговорами?

30.В чем смысл присутствия посредника (медиатора) на переговорах?

31.Чем отличается конструктивный спор от неконструктивного?

32.Какие методы организации конфликтного взаимодействия вы знаете?

33.Что представляет собой рациональное поведение в конфликте?

34.Каким образом можно контролировать свои эмоции?

35.Как вы понимаете термин «эффективное общение»?

36.Какие коммуникативные приемы и правила вы знаете?

37.В чем специфика внутриличностных конфликтов?

38.Какие структуры личности участвуют в этом конфликте?

39.Что представляет собой система управления?

40.Чем обусловлены конфликты в системе управления?

41.Какие виды конфликтов в организации вы знаете?

42.Какие меры предупреждения и регулирования конфликтов в организации являются для вас наиболее предпочтительными?

43.Что представляют собой социально-трудовые отношения и чем они отличаются от социально-экономических?

44.Что такое профсоюз?

45.Чем обусловлены конфликты в сфере труда?

46.Какие виды социально-трудовых конфликтов вы знаете?

47.Какие механизмы предусмотрены российским законодательством для предупреждения и урегулирования социально-трудовых конфликтов?

48.Чем управление отличается от манипуляции?

49.По каким признакам можно определить манипулятора?

50.Каковы основные действия нейтрализации манипулирования вами?

 

Примеры заданий практикума

Задание 1. Наблюдение.

Осуществить наблюдение и оформить соответствующий отчет за период наблюдения (час, день, неделя и т.д.).

Задание 2. Объектом наблюдения может быть:

· конкретный человек или группа людей (учебная группа),

· некое место (например, столовая университета),

· материальный объект (университетский автобус),

· нематериальный объект (погода) и др.

Задание 3. В отчете следует указать данные в определенном порядке:

1. Исполнитель

2. Объект

3. Дата

4. Место

5. Время

6. Цель наблюдения

7. Фиксация фактов

8. Выводы по наблюдению: подсчет результатов, их интерпретация.

Задание 4. Ситуационная задача.

Рассмотреть предлагаемую ситуацию и предложить различные варианты управления конфликтом, используя непереговорные методы, на стадии возникновения, развития и завершения конфликта.

Ситуация в семье: двое детей и один кусок торта, который оба любят одинаково.

 

Примеры тестовых заданий

1. С точки зрения системного подхода управление конфликтом — это:

a) непрерывное воздействие субъекта управления на объект управления в целях изменения конфликтной ситуации.

b) целенаправленной воздействие субъекта управления на участников конфликта.

c) непрерывное воздействие субъекта управления на структуру и динамику конфликта в целях сохранения, изменения или разрушения той социальной системы, в которой происходит данный конфликт, учитывая изменение положения какого-либо участника конфликта в системе.

2. На этапе возникновения и развития конфликтной ситуации возможно управленческое воздействие в форме:

a) прогнозирования, предупреждения (стимулирования).

b) прогнозирования, регулирования.

c) прогнозирования, завершения.

3. К методам управления конфликтами по технике влияния и взаимодействия можно отнести две группы методов:

a) непереговорные методы, переговорные методы.

b) переговорные методы, административные.

c) насильственные методы, непереговорные методы.

4. В основе двухмерной модели стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии, разработанной К. Томасом и Р. Киллменом, лежит сравнение ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны, позволяющее выделить несколько основных стратегий поведения в конфликте. Это:

a) игнорирование, избегание, сотрудничество, компромисс, приспособление.

b) игнорирование, соперничество, конкуренция, компромисс, приспособление.

c) игнорирование, соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление.

5. В узком смысле слова переговоры – это:

a) специальная процедура обмена мнениями (предложениями) с целью достижения приемлемого для всех сторон компромисса по спорным вопросам.

b) специально организованная процедура обмена мнениями (предложениями) равноправных сторон.

c) специально организованная процедура обмена мнениями (предложениями) с целью выработки приемлемого для всех сторон соглашения, при этом стороны обычно являются юридически свободными и равноправными (имеют одинаковый статус и объем полномочий).

Темы докладов, сообщений

Представлены в разделе 6.1.

Темы эссе

Представлены в разделе 6.1.

Темы конспектов

Представлены в разделе 6.1.

Вопросы к зачету

1. История развития конфликтологических взглядов.

2. Проблема насилия и конфликтов в религии, искусстве и СМИ.

3. Практический конфликтологический опыт: сущность, источники, стереотипы.

4. Современная конфликтология.

5. Российская конфликтология.

6. Конфликт как природный феномен и предмет научного исследования.

7. Функции конфликтов.

8. Свойства конфликтов.

9. Классификация конфликтов.

10.Классификация социальных конфликтов.

11.Сущность и структурные характеристики социального конфликта.

12.Сущность и динамические характеристики социального конфликта.

13.Методы исследования и диагностика социального конфликта.

14.Управление социальным конфликтом: сущность, основные этапы.

15.Методы управления социальным конфликтом.

16. Индивидуальные и личностные особенности участников конфликта

17.Теории механизмов возникновения конфликтов.

18.Теории поведения личности в конфликте.

19.Технологии эффективного общения в социальном конфликте.

20.Технологии организации конструктивного взаимодействия в социальном конфликте.

21.Технологии рационального поведения в социальном конфликте.

22.Технологии переговорного процесса в социальном конфликте.

23.Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им.

24.Социально-экономические конфликты – понятие, виды, особенности, управление.

25.Социально-трудовые конфликты – понятие, виды, особенности, управление.

26.Конфликты в системе управления – понятие, виды, управление.

27.Конфликты в организации – понятие, виды, управление.

28.Проблемы достижения социального согласия в обществе и механизмы ограничения применения насилия в конфликтах.

29.Сущность и типология насилия.

30.Правовое обеспечение конфликтного взаимодействия в обществе.

Примерные задачи к зачету

Рассмотрите предлагаемые ситуации, добавьте свои. Предложите наиболее приемлемый для вас механизм защиты (если считаете ситуацию ситуации (сотрудничество-соперничество):

 

Ситуация Механизм защиты Стратегия
1. Вы и соседка по парте решили задачу одинаковым способом, но ваша оценка ниже.    
2. Вы хотите есть, но у вас нет ни еды, ни денег.    
3. Вы влюблены в человека, который не любит вас.    
4. Вы находите на улице кошелек. В нем деньги и документы.    
5. Вы еще на больничном, но чувствуете себя здоровым. Вас приглашают на вечер в университете.    
6. Вы торопитесь на свидание, вас на улице останавливает слепой, просит отвести его домой (далеко), он заблудился.    

 

7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ п/п Автор Наименование Место издания Год издания Наличие
1. Черкасская Г.В., Бадхен М.Л. Управление конфликтами: практикум по конфликтологии СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина 2011  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ п/п Автор Наименование Место издания Год издания Наличие в научно технической библиотеке, экз
1. Черкасская Г.В. Управление конфликтами: практикум по конфликтологии СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина 2005  
2. А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие Проспект 2016 -
3. А.Д. Стекачева Управление конфликтами и стрессами на предприятии Лаборатория книги 2012 -

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Указания и рекомендации по работе на лекционных занятиях

Лекция предназначена для изложения преподавателем систематизированных основ научных знаний по дисциплине, аналитической информации о дискуссионных проблемах, состоянии и перспективах развития данной дисциплины/отрасли науки. Максимальный эффект лекция дает тогда, когда студент ведет лекционный конспект, используя общеизвестные правила ведения конспекта, а также заранее готовится к лекционному занятию: повторяет пройденный на предыдущем лекционном занятии учебный материал, просматривая свои записи (конспект), углубляет полученные на лекции знания по учебнику или по учебному пособию.

Указания и рекомендации по работе на практических занятиях и подготовке к ним

Практические и семинарские занятия проводятся с целью углубить, систематизировать и закрепить у студентов знание той или иной теме учебной дисциплины, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала, сформировать навыки (умение) решать практические задачи в соответствующей сфере экономической деятельности. Кроме того, важная функция таких занятий, в отличие от лекционных, – контрольная. Преподаватель определяет степень усвоения учебного материала студентами посредством проведения текущего контроля. Стратегия самостоятельной подготовки студента к практическим занятиям заключается в том, чтобы усвоить содержание всех вопросов лекции и практического занятия, обращая внимания на основные проблемы, выделенные преподавателем в ходе лекции либо на практическом занятии. Для этого необходимо, как минимум, прочитать конспект лекции и учебник, либо учебное пособие. Дополнительно можно выбрать вопрос для более глубокого изучения с использованием дополнительной литературы с тем, чтобы проявить это знание на практическом занятии. Достаточно часто преподаватель для тематических практических и семинарских занятий поручает конкретным студентам подготовить выступление или доклад.

Указания и рекомендации по самостоятельной работе

Под самостоятельной работой обучающихся понимается вид учебнопознавательной деятельности по освоению основной образовательной программы высшего образования, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата.

Самостоятельная работа представляет собой важнейшую составляющую компетентностно-ориентированного образовательного процесса и служит достижению следующих целей: формирование навыков самообразования, развитие познавательных и творческих способностей личности как основополагающего компонента компетентности выпускника; формирование научно-исследовательских компетенций обучающихся, способности к осуществлению самостоятельных научных проектов; внеаудиторное формирование общекультурных, профессиональных компетенций в рамках учебных дисциплин (модулей), позволяющее в ходе аудиторной работы перенести акцент с репродуктивных методик преподавания на инновационные технологии обучения.

Отсюда вытекают общие задачи самостоятельной работы: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; углубление и расширение теоретических знаний; формирование навыков работы с литературой; развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа студента по дисциплине включает различные виды работы с информацией, целью которых является подготовка к занятиям, выполнение конкретных заданий, подготовка к контрольным мероприятиям текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Подготовка к различного рода учебным занятиям и контрольным мероприятиям занятиям в рамках курса подразумевает в первую очередь освоение необходимой информации по конспектам, книгам, иным источникам информации

публикациям, документам, базам данных и проч., находящимся в ограниченном или открытом доступе.

Важным элементом работы с информацией является работа с книгой (бумажной и электронной). Изучать курс по книге рекомендуется по темам, предварительно ознакомившись с содержанием каждой из них по программе.

Рекомендуется вникать в сущность того или иного вопроса, но не пытаться запомнить отдельные факты и явления. Изучение любого вопроса на уровне сущности, а не на уровне отдельных явлений способствует более глубокому и прочному усвоению материала.

Целесообразно в первую очередь обратиться к литературе, рекомендованной преподавателем. Рекомендуется читать аннотацию к книге (помещается на 2 стр.), в которой указано, кому и для каких целей она может быть полезна.

В работе с литературой выделяют пять основных приемов. Просмотр используется для понимания области знания, к которому относится книга, определения еѐ современности и значимости автора. Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой, оценки ее ценности. Он предполагает ознакомление с аннотацией, предисловием, оглавлением, заключением книги, поиск по оглавлению наиболее важных мыслей и выводов автора произведения. Выборочное чтение предполагает избирательное чтение отдельных разделов текста. Этот метод используется, как правило, после предварительного просмотра книги, при ее вторичном чтении. Сканирование представляет быстрый просмотр книги с целью поиска фамилии, факта, оценки и др. Углубленное чтение предполагает обращение внимания на детали содержания текста, его анализ и оценку.

Изучая курс, полезно обращаться и к глоссарию (словарю терминов).

Пока тот или иной раздел не усвоен, переходить к изучению новых разделов не следует. Краткий конспект курса будет полезен при повторении материала в период подготовки к контрольному мероприятию. Для более эффективного запоминания и усвоения изучаемого материала по книге, полезно иметь рабочую тетрадь (можно использовать лекционный конспект) и заносить в нее формулировки, новые незнакомые термины и названия, формулы, математические зависимости и их выводы и т.п. Весьма целесообразно пытаться систематизировать учебный материал, проводить обобщение разнообразных фактов, сводить их в таблицы. Такая методика облегчает запоминание.

В современных условиях не менее важным элементом самостоятельной подготовки является самостоятельная работа с интернет-ресурсами. Наиболее интересные и значимые интернет-ресурсы преподаватель указывает в списке источников по изучаемой дисциплине. Дополнительно аспирантам можно использовать электронные энциклопедии, открытые публикации и частные библиотеки открытого доступа, за исключением интернет-ресурсы специфического характера, предлагающие готовые тексты рефератов и т.п.

Выполненные самостоятельно задания следует оформлять в рекомендованной программой дисциплины или преподавателем письменной форме (доклад, сообщение, отчет, статья, презентация и проч.) в соответствии с требованиями ГОСТов по оформлению научных работ и/или практикой выполнения подобных работ.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

При осуществлении образовательного процесса по дисциплине при необходимости могут быть использованы следующие информационно-телекоммуникационные технологии:

– сбор, хранение, систематизация и выдача учебной и научной информации;

– обработка текстовой, графической и эмпирической информации;

– подготовка, конструирование и презентация итогов исследовательской и аналитической деятельности;

– самостоятельный поиск дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;

– использование электронной почты преподавателей и обучающихся для рассылки, переписки и обсуждения возникших учебных проблем;

– использование компьютерной техники для демонстрации слайдов с помощью программного приложения Microsoft Power Point преподавателем при проведении аудиторных занятий и аспирантами при представлении презентаций по соответствующим темам и заданиям, подготовленных в часы самостоятельной работы.

К основным программам относятся программы для персональных компьютеров системы Windows, Linux и другого программного обеспечения, позволяющего создавать документы, таблицы, базы данных, презентации, электронные письма и проч., необходимые для организации и проведения занятий, консультаций и обмена информацией в обычной и интерактивной форме.

При осуществлении образовательного процесса по дисциплине могут быть использованы следующие информационно-справочные системы, электронные библиотеки и архивы: ЭБС «Библиоклуб». Режим доступа: http://www.biblioklub.ru/.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Специализированных учебных лабораторий не требуется.

Основное учебное оборудование – стандартное для учебной аудитории, включая проекционные установки (ПК Intel Core 2 duo 17 Samsung, проектор BenQ; экран настенный ProStar; доска для мела, доска магнитная). Количество мест в аудитории - не меньше численности сформированных учебных групп, стандартное аудиторное оборудование в наличие по числу студентов (столы для индивидуальной работы студентов, аудиторные скамьи или стулья, трибуна, письменный стол и стул для преподавателя).

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.154 с.)