Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Махмуд канатоходец, хорезм, XIII век
Историческое время в разных странах, даже в разных регионах одной страны, течет различными темпами. В Башкортостане, например, его течение кажется медленнее, чем, скажем, в Москве. В теории этот факт обосновал еще Г. Гурвич, а на уровне быта и на примере Уфы заметил наблюдательный С. Синенко [ Синенко, 2002. С.166 ]. Многие тенденции столичной жизни приходят в Уфу с опозданием. Включая те, которые лучше бы совсем не приходили. Например, отвратительная привычка советско-российской интеллигенции «пинать мертвого льва», «сжечь все, чему поклонялся, и поклониться всему, что сжигал», сваливать убогие результаты собственной деятельности на «советское прошлое», в Москве давно остывает. По крайней мере, не считается приличной. А вот в Уфе, наоборот, пробуждается с пятнадцатилетним опозданием. Как динозавр из спячки. Такое ощущение, что в период «разбрасывания камней» последним осколком задело по голове некоторых господ провинциальных политиков, выведя их из вялотекущей стабильности. Вновь захотелось покритиковать, покричать, помитинговать. Забывая, что перестройка давно закончилась, и люди вздохнули с облегчением. Хоть по этому поводу. Но «интеллектуальную оппозицию» интересуют только процессы, происходящие в собственной голове. Политико-финансовую — известно, что интересует, и даже не интересно. Как по команде (хотя почему «как»?) появились новые «борцы с советским тоталитаризмом», наследником которого объявили РБ. Забывая главное определение тоталитаризма, данное Д.Оруэллом: тоталитаризм — это когда человек постоянно по команде верит в разное, меняет символы веры. «Выдвигаются догмы, не подлежащие обсуждению, однако изменяемые со дня на день» [ Оруэлл, 1992. С.152 ]. Вчера в коммунизм, сегодня — в демократию, завтра — в Путина, послезавтра — опять в демократию. С одинаковой истовостью. Не думая, а вещая. Заклинаниями: «демократия, тоталитаризм, режим». И.М. Гвоздикова в свое время, невзирая на модное поветрие, не стала отрекаться от своих взглядов. Не в политике — она не политик, а в системе своего научного мировоззрения. За что заслуживает только уважения. И если Орлов не способен оценить гуманистический потенциал ее книг, если не понимает, какое впечатление производит на башкир уважительное и бережное отношение русского ученого к их истории, достойнее было бы промолчать. Я в свою очередь с трактовкой И.М. Гвоздиковой не всегда согласен, на что указывал в ряде статей [ Бердин, 2006 ]. И вообще, дискуссии вокруг ее и чьих бы то ни было научных взглядов — обычное явление и в науке Башкортостана, и в науке в целом. Просто среди ученых нашей республики не принято широко популяризировать эти нормальные и неизбежные разногласия. И среди ученых вообще — не принято переходить рамки элементарного приличия, которое столь грубо пересек С.А.Орлов.
Эти традиции имеют не только отрицательные стороны. Ведь по России в целом дообсуждались до того, что магазины завалены умопомрачительными опусами Фоменко, Кандыбы, Бушкова (у нас в этой нише уместился еще С.А. Галлямов). Опусами людей, непринужденно путающих Екатерину Великую с Елизаветой Петровной [ С. Галлямов, 1995. С.171 ] (какая, в самом деле, разница, если обе на «Е»?); Киев с о-вом Хиос [Носов и Фоменко, любой опус]; Людовика IX c Людовиком XI (причем это не опечатка, — у меня у самого была такая в «Молотоке…», с.47: IX век вместо X; нет, цитату из настоящего письма первого приписывают второму, верно указывая, что последний был описан в «Квентине Дорварде» Вальтера Скотта), причем Иван Грозный полагается сыном Ивана III [ А. Бушков, «Чингисхан…» ] (воистину, «Иван Иванович меняет профессию»!). Впрочем, чтобы перечислить все «ляпы» ревизионистов», не хватит объемистой книги, на одного Орлова сколько бумаги приходится тратить. К ругательствам Бушкова по адресу профессиональных историков, «проедающих деньги налогоплательщиков», после Н.Швецова [ Швецов, 2006. С.. 20, 59 ] охотно присоединился и С. Орлов [ Орлов, 2007. С.52 ]. Из его многостраничных обвинений в адрес И.М. Гвоздиковой, в действительности, существенным является только одно: когда Орлов, на основании показаний беглого крестьянина Плотникова (приведенных И.М.Гвоздиковой) и приказчика Хлебникова, оспаривает участь населения Симского завода, сожженного отрядом Юлая. (Кстати, столь возмущающий Швецова с Орловым памятник поставлен в Уфе все-таки Салавату, а не его отцу, руководившему, по его собственным словам, означенным мероприятием) [ Гвоздикова, 1982 ].
Гвоздикова, на основе показаний самого Юлая, утверждает, что заводских людей башкиры вывели за пределы заводского городка перед его сожжением, а Орлов — что все крестьяне погибли [ Орлов, 2007. С.46-47 ]. С точки зрения источниковедения обе данные версии равно доказательны. Не следует забывать, что при допросе Юлая очные ставки применялись постоянно, и лгать ему не имело смысла. Я не оспариваю ни одной из этих версий. Но правильность либо неверность одной из них ничего не скажет о профессионализме И.М. Гвоздиковой: расхождение в версиях — обычное в исторической науке явление. Замечу лишь, доверять показаниям Плотникова следует не более чем показаниям Юлая. Представьте себе: идет Смута, всем известно, что заводские крестьяне толпами пристают к Пугачеву, часто проявляя аномальную стойкость и жестокость [ Александер, 2007. С.28 ]. Как выразился сибирский губернатор Д.И. Чичерин: «ва всех слободах идущих к ним злодейских толп с башкирцами на адни сутки по 20 лошадей в пищу их с радостью заготовляли» [ Гвоздикова, 1999. С.338 ]. И вот в Уфу является крестьянин занятого пугачевцами завода. Что, по Вашему, он должен начальству рассказать, где он был, что делал, и где остальные заводчане? Что пугачевского полковника Юлая с хлебом-солью принимал? Так что сказать иное, чем сказал, заводчанин не мог, в независимости от того, насколько его рассказ соответствовал действительности. Не могли сказать ничего иного своему приказчику и 28 крестьян, бежавших, по их словам, после успешного штурма завода башкирами. Сам приказчик Хлебников — не свидетель, он сидит в далекой от Сима Уфе и пишет со слов этих «работных людей». Напомним, именно приказчиков заводские крестьяне-пугачевцы вешали сразу, при полном одобрении башкир. И Гвоздикова никогда не отрицала того факта, что данный завод был сожжен, как и множество других. «22 мая повстанцам удалось овладеть Уртазымской крепостью. …Крепость была сожжена. Позднее та же участь постигла Губерлинскую и Зилаирскую крепости» [ Гвоздикова, 1999. С.397 ]. Так что Орлов истеричным тоном повторяет то, что давно и ясно сказала Гвоздикова. Только при этом она замечала, что в сожжении построек по указу Пугачева нередко принимала участие немалая часть самих заводчан, с чем согласны и российские, и американские историки [ Александер, 2007. С.28 ]. А Орлов сей факт замечать отказывается. Вот и вся разница. Сам факт сожжения никогда и никем не отрицался. Орлов сам описывает официозную музейную диораму «Сожжение Симского завода» [ Орлов, 2007. С.47 ]. Просто сожжение завода и сожжение людей, наподобие 1105 башкир аула Сеянтусы, переколотых либо заживо сожженных карателями полковника (позже — генерал-майора) Алексея Тевкелева [ Рычков, 1986. С.20 ] — это разные вещи. Даже из письма заводского приказчика Ивана Хлебникова, — главного реального аргумента Орлова [ Орлов, 2007. С.46 ], ясно, что поголовной расправы, подобной погрому Сеянтусы, на Симском заводе (самом жестоком случае в биографии Юлая) — не было. Иначе откуда взялись 28 крестьян, Плотников и прочие информаторы? Притом, что скрыться от быстроконных башкир, знающих в окрестностях Сима каждую тропку, если бы они затеяли поголовную резню, было бы нелегко не только пешим крестьянам. 18 августа 1755 года, например, от башкирского отряда Кучукбая (той же Бушман-Кыпчакской волости, старшиной которой стал Кинзя) из ротыдрагун, 50казаков и неустановленного числа калмыков и обозников не сумел уйти никто (потери башкир — 40 человек, включая самого Кучукбая) [ Акманов, 1987 ].
Штурм Сима был (Орлов знает, как занять не сдавшееся укрепление без штурма?), погибшие при нем — неизбежны, — этого никто не отрицал. (По данным Михельсона — 102 человека, по словам Плотникова — 60, по словам Юлая — 6). Тогда и бежали в панике крестьяне, разнесшие печальные известия. Но спор шел об участи оставшегося населения поселка, т.е. большинства. И Орлов напрасно выдает за открытие упоминание самого факта сожжения завода в «Истории Пугачева» А.С.Пушкина [ Пушкин, 1950. С.161 ]. Сочинения Александра Сергеевича, включая процитированные Орловым строки, стояли на книжной полке почти у каждого грамотного жителя БАССР — Башкортостана. (Напоминаю, грамотность в Башкирии к Великой Отечественной войне стала поголовной). Причем Пушкин вообще ничего не сказал об участи самих заводчан, поскольку не знал ее. Не знаем ее и мы, но есть равно доказательные версии: либо они большей частью погибли, либо ушли с башкирами-пугачевцами, либо просто разбрелись после сожжения завода. А вернее всего, что для разных групп заводчан верна каждая из этих версий. Цитировать документы, приведенные (а отнюдь не придуманные) И.М.Гвоздиковой, свидетельствующие о массовом участии заводчан в пугачевских шайках, мне не позволяет объем. Лучше обратитесь к ее трудам. Если больше доверия к иностранцам — рекомендую публикации Б.Э. Нольде, Джона Александера — они легко доступны — в официальном журнале РБ «Ватандаш» [ Александер, 2007. Нольде, 2000 ]. Поскольку «пугачевские» — понятие расплывчатое, можно уточнить: командовали ими Салават Юлаев, Юлай Азналин, Каскын Самаров, Каранай Муратов, тархан Расул Ижтимясов, Иван Зарубин-Чика, Торнов-Персиянин, Сляусин Кинзин и множество прочих предводителей. Но почти все отряды уровнем выше «полка» были не мононациональными. Притом, что большинство в них на территории Башкортостана составляли, естественно, башкиры. Много было и чисто башкирских полков. Но именно в отряде Салавата документально зафиксировано постоянное присутствие русских. Что касается верности присяге… Когда одному из башкир, старшине Кущинской волости и пугачевскому полковнику Ильчигулу Иткулову, в октябре 1774 года, комендант Красноуфимска Я.Г. Савинов обратился с увещеванием по этому поводу, Ильчигул ответил письменно: «Нам склонится неможно, потому что присягу за Петра Федоровича приняли… будем противиться и с вами драться» [ Гвоздикова, 1999. С.455 ]. Юлай Азналин говорил то же самое, и осажденным им заводчанам, и следствию. Рыцарское «Иду на Вы» Иткулова настолько колоритно, что, по примеру С.А. Орлова, «давайте почитаем последние строки вместе»:
Вы что-нибудь поняли? Если поняли, следовательно, Вы — знаток палеографии: документ-то на тюрки. Зато подлинный. Вообще-то совершенно аналогичный прием, использованный Орловым [ Орлов, 2007. С.46 ] — откровенное шарлатанство. Поскольку не добавляет ничего к рациональному понимаю текста читателем, а к эмоциональному — добавляет, и немало. Поясню — Орлов усилил свое творение такой же врезкой в текст особо эмоционально действующих строк из письма екатерининских времен – отсканированного, чтобы с ятями. Вне всяких разумных на то оснований. Зато читатель сразу проникается к автору иррациональным доверием. И не стыдно, гражданин бывший следователь? На презентации своей книжки Орлов гордо размахивал ксерокопией с обычного акта времен пугачевщины, с приложенной распиской из архива о проплате означенной ксерокопии. Серьезные историки не могут ответить ему тем же. Для того чтобы показать все документы того времени, которые перелопатила и ввела в научный оборот, скажем, И.М. Гвоздикова, таких бумаг понадобились бы вагон и маленькая тележка. Подобные копии документов встречаются в ее книгах постоянно, и никто это сенсацией не представляет. В отличие о «вернувшегося в историю» товарища Орлова, восторженно потрясающего обычной, одной единственной бумажкой, не представляющей собой для профессионалов ничего нового. Нецензурная история Если бы в России разрешили свободу книгопечатания, я предпочел бы уехать в Турцию.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.007 с.) |