Сыктывкарский лесной институт (филиал) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сыктывкарский лесной институт (филиал)



Сыктывкарский лесной институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Для специальности: 230201

«Информационные системы и технологии»

Сыктывкар 201 2


С О Д Е Р Ж А Н И Е

 


I. Методические основы организации выполнения дипломного проекта

Цель и основные этапы выполнения дипломного проекта

Выполнение дипломного проекта является заключительным этапом обучения студентов в ВУЗе. Дипломный проект представляет собой самостоятельную проект, целью которой является систематизация и расширение теоретических знаний и их практическое применение в процессе ее написания.

Период дипломного проектирования состоит из нескольких этапов:

· выбор и закрепление объекта преддипломной практики;

· выбор и закрепление темы дипломного проекта;

· разработка и утверждение задания на дипломный проект;

· сбор материала для дипломного проекта на объекте практики;

· написание и оформление дипломного проекта;

· предварительная защита работы на кафедре;

· внешнее рецензирование работы;

· защита на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Примерный план выполнения и защиты дипломного проекта представлен в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Примерный план выполнения и защиты дипломного проекта

Дата Что необходимо сделать
До 30 сентября Выбор темы дипломной работы и научного руководителя. Заявление, подписанное руководителем, заведующим кафедрой (приложение 1)
До 15 ноября Выбор места прохождения преддипломной практики. Договор на прохождение преддипломной практики. Утверждение задания на дипломный проект.
До 1 декабря Составление плана дипломной работы. План выполнения преддипломной практики и дипломной работы. Проведение инструкторского методического занятия по дипломному проектированию.

 

 

Продолжение табл. 1.1

 

Дата Что необходимо сделать
Ноябрь-февраль Прохождение преддипломной практики и выполнение задач, поставленных в дипломной работе.
До 1 февраля Последняя выверка тем.
До 15 февраля Представление концепции дипломной работы
До 7 Марта Предоставление отчета о преддипломной практике руководителю преддипломной практики.
До 25 марта Представление Технического задания, перечня процессов, подлежащих автоматизации, первоначального варианта модели «Как есть».
До 10 апреля Предоставление первоначального варианта текста дипломной работы научному руководителю. К этому сроку должны быть написаны первая и вторая главы дипломной работы.
До 1 мая Представить руководителю разработанные компоненты информационной системы.
До 7 мая Доработка дипломной работы в соответствии с замечаниями руководителя.
До 10 мая Допуск дипломника руководителем к предварительной защите, текст дипломной работы, доклад и демонстрационные материалы.
Май 10-25 Защита отчета по преддипломной практике, предварительная защита дипломной работы на заседании кафедры и допуск к защите дипломной работы
До 1 июня Доработка дипломной работы в соответствии с замечаниями, высказанными на предзащите, окончательное оформление. Получение отзыва научного руководителя. Сдача пояснительной записки на кафедру. Передача на внешнее рецензирование дипломной работы.
До 10 июня Получение рецензии на дипломную работу.
Июнь 14-30 Защита дипломного проекта в ГАКе

 

Преддипломная практика

Практика студентов имеет целью закрепление полученных в вузе теоретических и практических знаний, а также адаптацию к рынку труда по конкретной специальности.

Практика проводится в сторонних организациях (предприятиях, НИИ, фирмах) или на кафедрах и в научных лабораториях вуза.

Содержание практики определяется кафедрой ИС с учетом интересов и возможностей подразделения, в котором она проводится, и регламентируется программами по ее видам.

Преддипломная практика имеет своей целью приобретение студентом опыта в исследовании актуальной научной проблемы или решении реальной инженерной задачи.

Во время преддипломной практики студент должен:

изучить:

- проектно-технологическую документацию, патентные и литературные источники в целях их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;

- назначение, состав, принцип функционирования или организации предмета проектирования;

- отечественные и зарубежные аналоги проектируемого объекта;

выполнить:

- сравнительный анализ возможных вариантов реализации научно-технической информации по теме работы;

- технико-экономическое обоснование выполняемой разработки;

- реализацию некоторых из возможных путей решения задачи, сформулированной в техническом задании;

- анализ мероприятий по безопасности жизнедеятельности, обеспечению экологической чистоты, защите интеллектуальной собственности;

- разработку технического задания на выполнение дипломного проекта.

 

Руководитель преддипломной практики назначается кафедрой. Однако студент может указать желаемого руководителя (с его согласия) в заявлении о месте прохождения практики. Руководитель преддипломной практики может не быть впоследствии руководителем дипломного проекта.

Руководитель преддипломной практики консультирует студента по вопросам прохождения практики и составления отчета о практике. Структура отчета определяется спецификой кафедры ИС и специализацией студента.

 

На студентов, проходящих преддипломную практику, возлагается:

· ознакомление с организацией, её структурой, основными производственными и управленческими функциями;

· непосредственная работа в организации с выполнением обязанностей, соответствующих специальности и квалификации студента (системный администратор, инженер по настройке и поддержке сетевого и коммуникационного оборудования, инженер-программист и т.д.);

· подбор и систематизация материала для выполнения дипломного проекта.

Дополнительные задачи, которые студент должен выполнить в период прохождения преддипломной практики, определяются им совместно с руководителем преддипломной практики, исходя из специфики кафедры ИС.

За время прохождения практики студент обязан собрать весь необходимый материал для написания дипломного проекта.

Содержание отчета о преддипломной практике для специальности 230201 «Информационные системы и технологии»

Типовое содержание отчета о преддипломной практике.

1.Технико-экономическая характеристика объекта

2. Развернутая постановка задачи

3. Обеспечение задачи

3.1 Информационное обеспечение

3.2 Техническое обеспечение

3.3 Программное обеспечение

4. Заключение

5. Список литературы

6. Приложение (в т.ч. обязательно присутствуют: распечатка программного модуля, настройка параметров программного продукта, схема генерации программного продукта)

Технико-экономическая характеристика объекта представляет собой описание объекта прохождения дипломной практики. В этом описании должны быть отражены:

· наименование организации;

· сфера деятельности организации;

· общая численность персонала;

· организационная структура;

· краткое описание основных подразделений организации.

Затем следует более подробное описание того подразделения, в котором студент проходил практику. Также более подробно следует описать те подразделения, с которыми непосредственно связаны преддипломная практика и дипломная проект студента.

В разделе «Обеспечение задачи» представляются основные схемы проектных решений, оформленные по ГОСТу, и краткое их описание.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам практики руководителем выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно). Отчет по преддипломной практике сдается на кафедру. Кафедра разрабатывает график приема зачета по преддипломной практике. Отсутствие зачета по преддипломной практике является основанием для недопуска студента к защите дипломного проекта.

Отчет о прохождении преддипломной практики не принимается, пока не определена тема дипломного проекта (работы) и ее нет в проекте приказа. Студент, не прошедший преддипломную практику, не допускается к дипломному проектированию. Не защищенный в установленные сроки отчет о преддипломной практике является академической задолженностью. Дипломный проект не допускается к предварительной защите, пока не сдан отчет о преддипломной практике. Дипломный проект (работа) допускается для защиты в ГАК, только если она прошла успешную предварительную защиту на кафедре и на нее получена положительная рецензия
1.5. Предварительная защита дипломного проекта

 

Законченный дипломный проект (работа), подписанный автором, консуль­тантами и руководителем проекта (работы), представляется для предварительной защиты на кафедру ИС специальной комиссии по предварительной защите, формируемой из числа преподавателей кафедры, решением кафедры.

На основании итогов предзащиты и только при условии полного выполнения всех требований, приведенных в настоящих методических указаниях, комиссия выносит решение о допуске дипломника к защите, кото­рое оформляется специальным протоколом. В случае положительного решения комиссии дипломная работа и протокол окончательно утверждаются заведующим кафедрой ИС, и только после этого про­ект (работа) представляется к защите. В протоколе также указывается фамилия, долж­ность и место работы назначаемого рецензента дипломного проекта (работы).

В процессе предварительной защиты студент кратко излагает суть дипломного проекта и отвечает на вопросы членов комиссии. После ознакомления с дипломным проектом и получения ответов студента, комиссия принимает решение об оценке дипломного проекта и возможности ее защиты в ГАКе. Заведующий кафедрой, в случае положительного решения комиссии, подписывает работу на титульном листе. Далее дипломная работа, допущенная к защите, направляется на внешнее или внутренне рецензирование. Проект (работу) необходимо представить на рецензию не позднее, чем за десять дней до официальной защиты.

Развернутый отзыв о дипломной работе и личных качествах студен­та, проявленных в процессе разработки темы, пишет и руководитель проекта.

 

Подготовка к защите и защита дипломного проекта в ГАКе

Дипломный проект (работа) защищается ее автором перед Государ­ственной аттестационной комиссией (ГАК). За две недели до начала ра­боты комиссии устанавливается расписание заседаний и назначаются сроки и очередность защиты дипломных проектов студентами.

К началу защиты должны быть представлены:

· Пояснительная записка к дипломному проекту;

· Техническое задание на разработку информационной системы (программного комплекса);

· Разработанная информационная система (программный комплекс) или её демо-версия с исходными кодами на электронном носителе, требуемая техническая документация, в том числе Руководство пользователя, Руководство администратора и т.п.;

· Компьютерная презентация (презентационные материалы на электронном носителе) и графический материал;

· Отзыв руководителя проекта;

· Рецензия на дипломный проект;

· Протокол комиссии по предзащите.

Указанные материалы должны быть в полном объеме сданы на кафедру ИС не позднее, чем за два рабочих дня до защиты.

 

Защита дипломного проекта является завершающим этапом обучения студента в ВУЗе. Защита проходит перед комиссией, в которую входят преподаватели различных кафедр (в том числе и выпускающей). Председатель комиссии не является штатным сотрудником СЛИ. Состав ГАКа утверждается ректором по представлению декана факультета. Защита дипломных проектов проходит в открытом режиме, на защиту допускаются сторонние лица.

Состав ГАКа, а также расписание защит вывешиваются на доске объявлений кафедры в период до 1 июня. Защита дипломных работ проходит в период с 14 по 30 июня. Студент может изменить назначенную ему дату защиты в пределах своего ГАКа. Для этого ему необходимо найти другого студента, который согласится поменяться с ним днем защиты. Данный обмен необходимо согласовать с кафедрой и деканатом до начала работы ГАКа.

Дипломная проект обязательно должна быть переплетена в твердый переплет или сброшюрована в специальной папке. Отзывы, задание на дипломный проект (работу), рецензия прилагаются отдельно (не переплетаются). На защиту обязательно следует приходить с документом, удостоверяющим личность (например, с паспортом).

В готовый дипломный проект, в случае необходимости, до начала защиты можно внести исправления. Можно вставлять дополнительные листы или изымать не нужные, при этом, чтобы не нарушать общей нумерации вставляемые листы необходимо обозначить буквами. Например: 12а, 12б. Допускается использование забелки, вклейка правильного фрагмента, в крайнем случае, неправильное место можно просто зачеркнуть.

Для защиты дипломного проекта необходимо подготовить демонстрационный материал, основанный на иллюстративном материале дипломного проекта. Перечень иллюстраций, представляемых на защиту, определяется студентом совместно с руководителем дипломного проекта. Всего должно быть представлено не менее шести, но не более десяти логических единиц (листов, слайдов) иллюстративного материала.

Остальной иллюстративный материал может быть оформлен на слайдах или в виде отдельных буклетов в качестве раздаточного материала для каждого члена аттестационной комиссии. В случае представления иллюстративного материала на слайдах, при защите проекта используются технические средства типа компьютерного проектора, слайд-проектора, твердые копии слайдов представляются членам ГАК.

Весь материал, выносимый на слайды или в буклеты, обязательно должен быть идентичен иллюстрациям, представленным в дипломной работе.

Студент должен подготовить доклад на 7-10 минут, в котором нужно четко и кратко изложить основные положения дипломного проекта с использованием демонстрационного материала. Структура и содержание выступления определяется студентом и обязательно согласовывается с руководителем дипломного проекта.

Защита дипломного проекта происходит на открытом заседании ГАК. Слово для доклада предоставляется студенту.

В докладе освещаются такие вопросы, как актуальность темы, цели и задачи работы, а также раскрываются ее содержание, результаты и выводы, вытекающие из проведенного исследования. Особое внимание необходимо уделить изложению того, что сделано самим студентом в ходе дипломного проекта. Во время защиты зачитывается отзыв руководителя дипломного проекта, оглашается рецензия. После выступления студенту следует ответить на замечания рецензента.

В начале выступления целесообразно дать краткую характеристику организации, в которой студент проходил преддипломную практику. Затем сделать вывод о необходимости разработки проекта, и при этом по возможности подчеркнуть его научную ценность и полезность для данной организации. Далее кратко излагаются результаты проделанной работы. В конце выступления можно также кратко сказать о возможных перспективах развития дипломного проекта.

По окончании доклада и ответа на замечания рецензента студенту задают вопросы председатель комиссии и ее члены. Вопросы обычно связаны с темой дипломного проекта, но они также могут касаться специальных учебных дисциплин, которые имеют отношение к представленной работе.

Для успешной защиты работы рекомендуется подготовить список ориентировочных вопросов, которые бы студент задал себе, и сформулировать ответы на них. Также целесообразно подготовить определения для терминов, которые используются в дипломном проекте.

По докладу и ответам студента на вопросы комиссия судит о степени владения им материалом дипломного проекта, о широте его кругозора, эрудиции и умении аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оценка дипломного проекта производится на закрытом заседании ГАК. При оценке работы принимаются во внимание актуальность и научно-практическая ценность темы, степень раскрытия темы в дипломном проекте, качество выполнения и оформления работы, а также содержание доклада и ответы на вопросы. Дипломный проект оценивается по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Оценка объявляется после окончания защиты всех работ на открытом заседании ГАК.


II. Требования к дипломному проекту по специальности 230201 «Информационные системы и технологии»

 

Требования к дипломному проекту студента-дипломника специальности 230201 “Информационные системы и технологии” в Сыктывкарском лесном институте основаны на государственных требованиях к этой специальности, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации (приказ от 14 января 2010 г. N 25)

 

2.1 Общие требования

При работе над дипломным проектом специалист, обучающийся по специальности «Информационные системы и технологии» должен:

знать:

- постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по проектированию, производству и сопровождению объектов профессиональной деятельности;

- технологию проектирования, производства и сопровождения объектов профессиональной деятельности;

- перспективы и тенденции развития информационных технологий;

- технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов объектов профессиональной деятельности;

- стандарты и технические условия;

- порядок, методы и средства защиты интеллектуальной собственности;

- способы записи алгоритмов и конструирования программ с использованием различных алгоритмических языков;

- основные принципы организации и функционирования вычислительных систем, комплексов и сетей ЭВМ; характеристики, возможности и области применения наиболее распространенных классов и типов ЭВМ в информационных системах;

- модели и структуры информационных сетей, методы оценки эффективности информационных сетей;

- методы и модели управления информационной системой, программные и технические средства реализации системы управления;

- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

- основные требования к организации труда при проектировании объектов профессиональной деятельности;

- методы анализа качества объектов профессиональной деятельности;

- правила, методы и средства подготовки технической документации;

- основы экономики, организации труда и производства, научных исследований;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда.

уметь:

- принимать участие во всех фазах проектирования, разработки, изготовления и сопровождения объектов профессиональной деятельности;

- принимать участие в разработке всех видов документации на программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы;

- использовать современных методов, средств и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;

- принимать участие в проведении научных исследований и выполнении технических разработок в своей профессиональной области;

- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по заданной теме своей профессиональной области с применением современных информационных технологий;

- взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, а также в управлении технологическими, экономическими и социальными системами;

- осуществлять организацию на научной основе своего труда, владение современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- проводить анализ своих возможностей, способность к переоценке накопленного опыта и приобретению новых знаний с использованием современных информационных и образовательных технологий;

- использовать современные методы и средства сетевых и информационных технологий при разработке телекоммуникационных систем и подсистем передачи данных корпоративных информационных систем;

- применять методы и средства разработки алгоритмов и программ, современные технологии программирования телекоммуникационных модулей информационных систем;

- применять методы расчета надежности телекоммуникационных систем, методы обеспечения информационной безопасности и защиты данных.

иметь опыт:

- проектирования и внедрения телекоммуникационных систем и их элементов в конкретных областях;

- моделирования информационных систем на современных ЭВМ на базе аналитико-имитационного подхода;

- выбора архитектуры и комплексирования аппаратных средств телекоммуникационных систем;

- организации работы в коллективе разработчиков информационных систем.

иметь представление:

- о стандартах, распространяемых на процессы разработки и конечные продукты программного и аппаратного обеспечения информационных систем и организациях, разрабатывающих эти стандарты;

- о крупнейших производителях телекоммуникационного оборудования, программного и аппаратного обеспечения в России и в мире, признаках классификации и критериях качества их продукции;

- о конъюнктуре рынка телекоммуникационных и информационных технологий (ИТ), приоритетных и перспективных направлениях;

- о маркетинговой стратегии на рынке ИТ, источниках информации о новейших разработках;

- об управлении проектами в области ИТ и менеджменте в целом;

Как следует из требований, специалист должен не только уметь проектировать и разрабатывать телекоммуникационные системы и подсистемы информационных систем, используя новейшие методы и технологии, но и оценивать их проектирование с экономической точки зрения.

Результаты работы над дипломным проектом необходимо представить в качестве иллюстративного материала при выступлении на защите. Собственный набор этих материалов студент-дипломник согласовывает с руководителем диплома.

Примерная тематика дипломных проектов

Можно выделить несколько классов тем дипломных проектов по следующим признакам:

- по объему охвата информационных и телекоммуникационных систем в качестве объектов проектирования (например, разработка телекоммуникационной системы объекта информатизации, разработка одноранговой вычислительной сети отдела и т.д.);

- проектирование сетевых или телекоммуникационных компонентов ИС (например, разработка АРМ администратора распределенной ИС, подсистемы ИС);

- по классу алгоритмов хранения, обработки и передачи информации и предлагаемых для их реализации в проекте информационных технологий (например, разработка информационного хранилища данных в распределенной сети и др.);

- по типу используемых технологий, методов и средств проектирования (например, оригинальное проектирование структуры вычислительной сети предприятия, прототипное проектирование, типовое проектирование, использование технологии бизнес-реинжиниринга и др.).

Каждый класс тем предполагает определенную специфику в составе и содержании разделов проекта.

Основным критерием при выборе постановки задачи может быть реализация функциональных телекоммуникационных и информационных технологий (ФТИТ). Примером ФТИТ может служить технология построения вычислительной сети для обмена информацией между компонентами распределенной информационной системы. Технологические этапы последовательно выполняют инженер, программист модулей коммуникационной подсистемы, администратор вычислительной сети и т.д. Процессы преобразования и обмена информацией должны быть обеспечены комплексом программных и аппаратных средств, поддержаны организационно при проектировании и эксплуатации сетевой инфраструктуры.

При проектировании и разработке отдельной системы или модуля в составе информационной системы используется функционально-модульный или структурный подход, при разработке же многопользовательской, распределенной ИС, в последнее время все чаще используется объектно-ориентированный подход. При использовании этих подходов дипломник должен руководствоваться различными группами требований, которые найдут отражение ниже. Объектно-ориентированный подход может применяться при проектировании всех классов задач, поэтому не следует заведомо ограничивать “область допустимых значений” методики проектирования. Использование новейших методик проектирования и разработки является неотъемлемым условием жизнеспособности телекоммуникационной системы в условиях современной технологической революции.

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Целью аналитической части является рассмотрение существующего состояния предметной области, характеристики объекта и телекоммуникационной системы и обоснование предложений по устранению выявленных недостатков, внедрению новых подходов, новых технологий и т. д.  Ниже приводится примерная структура аналитической части.

1. Аналитическая часть

1.1. Технико-экономическая характеристика предметной области

1.2. Техническая и технологическая сущность задачи

1.3. Обоснование необходимости и цели использования вычислительных и телекоммуникационных средств для решения задачи

1.4. Постановка задачи

1.4.1. Цель и назначение создания или модернизации модулей или сервисов информационной системы

1.4.2. Общая характеристика организации решения задачи вычислительными и телекоммуникационными средствами

1.4.3. Формализация алгоритма решения задачи

1.5. Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии проектирования модулей (сервисов)

1.6. Обоснование проектных решений по видам обеспечения:

1.6.1. по техническому обеспечению;

1.6.2. по программному обеспечению;

1.6.3. по технологическому обеспечению;

Ниже приводится примерное содержание разделов первой главы дипломного проекта.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Проектная часть дипломного проекта является описанием решений, принятых по всей вертикали проектирования. Глава должна быть основана на информации, представленной в аналитической части, обобщать ее. По сути, проектная часть является решением проблематики, изложенной в аналитической части, на языке информационных технологий. Поэтому недопустимо, если при проектировании используется информация об объекте управления, не описанная в первой главе.

2. Проектная часть

2.1. Техническое обеспечение задачи (комплекса задач, ИС)

2.1.1. Модель информационных потоков в информационной (телекоммуникационной) системе и ее описание.

2.1.2. Функциональная схема взаимодействия отдельных частей информационной (телекоммуникационной) системы

2.1.3. Функции и назначение отдельных аппаратных компонентов проектируемой системы

2.1.4. Характеристика аппаратного комплекса в целом

2.2. Программное обеспечение задачи (комплекса задач, ИС)

2.2.1 Общие положения (дерево функций)

2.2.2. Структурная схема пакета (дерево вызова процедур и программ)

2.2.3. Описание программных модулей

2.2.4. Схема взаимосвязи программных модулей и информационных (конфигурационных) файлов

2.3. Технологическое обеспечение задачи (комплекса задач, ИС)

2.3.1.Организация технологии сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации

2.3.2. Схема технологического процесса сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации

Рассмотрим содержание некоторых пунктов этой главы и особенности их написания для различных типов проекта.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

В случае выполнения технического эксперимента или численного моделирования при проектировании информационной (телекоммуникационной) системы в дипломную работу необходимо включить результаты данного эксперимента (моделирования). Данная глава включает в себя следующие разделы:

3. Экспериментальная часть

3.1 Назначение эксперимента

3.2 Выбор и обоснование методики проведения эксперимента

3.3 Схема выполнения эксперимента

3.4 Результаты проведения эксперимента

В пункте 3.1. Назначение эксперимента излагаются те задачи, которые были поставлены при выполнении технического эксперимента или численного моделирования системы. Технический эксперимент может быть проведен на макете, моделирующем будущую информационную (телекоммуникационную) систему. Такая модель, как правило, включает основные компоненты проектируемой системы, обеспечивающие выполнение с ограниченными возможностями исследуемых функций (ввод, передачу, хранение и вывод данных).

Численное моделирование позволяет исследовать отдельные характеристики системы или процессов происходящие в ней. Например, исследовать характеристики канала передачи данных в будущей телекоммуникационной системе (отдельном тракте, комбинации активных и пассивных элементов в канале связи и т.п.).

В пункте 3.2. Выбор и обоснование методики проведения эксперимента необходимо описать существующие методики проведения экспериментов и обосновать выбор одной из перечисленных методик. Выбор методики может быть обусловлен техническими, экономическими требованиями или их комбинацией. При обосновании методики необходимо указать насколько такой условия работы технической или численной модели проектируемой системы будут отличаться от работы информационной (телекоммуникационной) системы в реальных условиях.

Пункт 3.3. Схема выполнения эксперимента содержит условия проведения эксперимента. В техническом эксперименте описывается состав модельного комплекса с точки зрения аппаратного и программного обеспечения, описывается технология проведения эксперимента и получения результатных данных. В численном моделировании описывается программное обеспечение, использованное для выполнения эксперимента. Кроме того, должны быть приведены алгоритмы расчетов, технология их проведения и получения результатов. Важной составляющей во многих экспериментах является интерпретация полученных результатов. В работе должна быть описана схема обработки полученных данных и обоснована их интерпретация.

В пункте 3.4. Результаты проведения эксперимента дается описание результатов экспериментов и выводы по проведенному моделированию. Выводы должны содержать указание на соответствие (или несоответствие) предложенного решения тем требованиям, что были сформулированы к проектируемой системе в аналитической части. При несоответствии необходимо остановится на отдельных группах требований, и дать возможные рекомендации по внесению изменений в проектное решение.


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

4. Обоснование экономической эффективности внедрения ИС (технологического процесса)

4.1. Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности

4.2. Расчет показателей экономической эффективности проекта

В основе описания экономической эффективности лежит сопоставление существующей и внедряемой информационной (телекоммуникационной) системы, технологических процессов (базового и проектного вариантов), анализ затрат, необходимых для выполнения всех операций технологического процесса разработки и внедрения. В случае, если дипломная работа изменяет не всю технологию обработки, а только некоторые ее этапы, необходимо сопоставить операции этих этапов. Необходимо рассчитать затраты на разработку проекта. Рекомендуется также предоставить обоснование эффективности выбранных в аналитической части ключевых проектных решений.

Выводы об экономической эффективности делаются на основе вычисленных экономических показателей.

По выбору возможны следующие направления расчета экономической эффективности:

· сравнение вариантов организации информационной (телекоммуникационной) системы по комплексу задач (например, сравнение системы, предлагаемой в проекте, с существующей);

· сравнение вариантов технологии проектирования системы (например, индивидуального проектирования с методами, использующими пакеты программ или модельного проектирования);

· сравнение вариантов технологии обработки, хранения и передачи данных.

В разделе выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности проекта в зависимости от выбранного направления расчета должна быть изложена методика и специфика расчета экономической эффективности проекта, указаны все необходимые для выводов показатели и формулы их расчетов. Как правило, наиболее востребованными оказываются трудовые, стоимостные показатели, срок окупаемости проекта.

Экономическая эффективность проекта (Э) складывается из двух составляющих:

· Косвенного эффекта, который, например, характеризуется увеличением прибыли, привлечением большего числа клиентов, снижением уровня брака в производстве, уменьшение количества рекламаций клиентов, снижение затрат на сырье и материалы, уменьшение сумм штрафов, неустоек и т.д.

· Прямого эффекта, который характеризуется снижением трудовых, стоимостных показателей.

К трудовым показателям относятся следующие:

1) абсолютное снижение трудовых затрат (Δ Т):

Δ Т = Т0 - Т1,

где Т0 - трудовые затраты на обработку информации по базовому варианту;

Т1 - трудовые затраты на обработку информации по предлагаемому варианту;

2) коэффициент относительного снижения трудовых затрат (КТ):

КТ = Δ Т / T0 * 100%;

3) индекс снижения трудовых затрат или повышение производительности труда (YT):

YT = T0 / T1.

К стоимостным показателям относятся: абсолютное снижение стоимостных затрат (Δ C), коэффициент относительного снижения стоимостных затрат (КC) индекс снижения стоимостных затрат (YC), рассчитываемые аналогично.

Помимо рассмотренных показателей целесообразно также рассчитать срок окупаемости затрат на внедрение проекта машинной обработки информации (Ток):

Ток = КП / Δ C,

где КП - затраты на создание проекта машинной обработки информации (проектирование и внедрение).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.137 с.)