Одному из надзирателей Лицея пришлось покинуть свой пост. Кому и по какой причине. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одному из надзирателей Лицея пришлось покинуть свой пост. Кому и по какой причине.



Одному из надзирателей Лицея пришлось покинуть свой пост. Кому и по какой причине?

Надзиратель Пилецкий производил обыски в личных вещах и бумагах лицеистов.

В журнале “Вестник Европы” появились стихи, под ним стояла странная подпись: “Н.К.Ш.П. А”. Расшифруйте эту подпись.

Какие поощрения воспитанников существовали в Лицее?

Словесная похвала, а при выпуске соответствующий успехам чин. За лучшие успехи в учёбе золотая медаль (1-я большая и 2-я малая).

Кто описан в романе Тынянова “Пушкин”следующим образом: “Его усадили в кресла. Потом, тряся головою, он посмотрел кругом и посвежел: много молодых глаз смотрели на него, как на диво. Он вздремнул, но слышал все отчетливо, только как бы за дымкою, и не придавал всему особого значения”?

Кто описан в романе Тынянова “Пушкин”следующим образом: “Его усадили в кресла. Потом, тряся головою, он посмотрел кругом и посвежел: много молодых глаз смотрели на него, как на диво. Он вздремнул, но слышал все отчетливо, только как бы за дымкою, и не придавал всему особого значения”?

Когда было напечатано первое стихотворение Пушкина?

Как оно называлось?

Как автор его подписал?

Расположите на четырех этажах лицейского помещения все службы Лицея (что где находилось?)

Первый этаж: комнаты инспекторов, гувернеров.

Второй этаж: столовая, больница, актовый зал, канцелярия.

Третий этаж: учебные классы, библиотека, рекреационная (комната для отдыха и забав).

Четвертый этаж: жилые комнаты лицеистов.

Когда, где и в связи с чем был установлен э тот памятник?

26 мая 1899 года в связи со столетним юбилеем со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина в Царском Селе в Лицейском садике был торжественно заложен памятник поэту.

Какое стихотворение лицеист Пушкин пишет для переводного экзамена на старший курс?

Когда юный поэт прочел это стихотворение, «стоя в двух шагах от Державина»?

В каком журнале и когда оно было опубликовано? С какой подписью?

«Воспоминания в Царском Селе», 8 января 1815 года, в журнале «Российский музеум» в апреле 1815 г., впервые за подписью Александр Пушкин

Назовите день отступления французов из Москвы. Почему для лицеистов это был двойной праздник?

Перед смертью Пушкин не вспомнил недавно скончавшейся матери, не позвал ни отца, ни брата, ни сестры. К кому обращается он в свои последние часы?

Он возвращался в мир лицейской жизни. “Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, на Малиновского, мне бы легче было умирать”.

Продолжите слова прощальной лицейской клятвы: “И последний лицеист…

Иной под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул –
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде,
А греться едет в караул…

Кто из лицеистов выбрал военную службу?

Гвардейские прапорщики: Вольховский, Пущин, Есаков, Саврасов, Корнилов, Бакунин, Малиновский. Армейские прапорщики - Данзас, Ржевский, Мясоедов, Тырков; Броглио побудет в нижнем офицерском чине несколько дней, сразу "выйдет в отставку" и - на родину, в Сардинское королевство.

Матюшкин вскоре превращается в офицера флота.

Вспомните названия рукописных журналов лицеистов.

Свою первую робкую отроческую влюбленность Пушкин помнил потом всю свою жизнь.

“В те дни… в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь…”

Назовите имя “прелестной девы”

Лицейской жизни милый брат… – так писал о нём Пушкин. В лицее был худ и вертляв. Его боялись дразнить открыто. Он готов на месте убить обидчика, проткнуть его вилкою, если это за обедом, пустить чернильницею в классах, сбить с ног во время прогулки. Его ждала  нелегкая судьба: восемь лет в одиночной камере, ссылка в Сибирь. Назовите имя лицеиста.

В начале жизни школу помню я:
Там нас, детей беспечных, было много:
Неровная и резвая семья…


Назовите прозвища лицеистов.

Виля, Кюхля – Кюхельбекер; Тося – Дельвиг;

Паяс – Яковлев;

Жанно – Пущин;

Суворочка – Ваховский,

Франт – Горчаков.

Много лет спустя после окончания учёбы взрослый человек, бывший лицеист, получает письмо. Вместо подписи – “№14”. От кого это письмо? И почему №14?

Подросток Пушкин… Мечтательный, задумчивый, кудрявый, с толстыми африканскими губами, уже не ребенок, но еще и не юноша – таким вошел в наше сознание облик юного поэта. Кто автор единственного портрета Пушкина в лицейские годы?

Сидит к каше ближе”.

Из осколков лицейского колокола, звавшего все годы обучения лицеистов к обеду, на прогулки, директор Егор Антонович Энгельгард заказал выковать кольца, звенья единой цепи братства, навеки соединившего. Каждый выпускник Лицея получил кольцо, в центре которого – две руки, соединенные в пожатье. Это был не только знак прощанья, но и символ верности, памяти о Лицее

Этот портфель Пущин передал на хранение своему лицескому Через тридцать лет Александр Горчаков вернёт Пущину этот портфель, в котором, кроме пушкинских стихов и писем, будет сохранен проект “Конституции” Никиты Муравьева

 товарищу в день восстания декабристов на Сенатской площади. Что хранилось в портфеле? Кто был его хранителем?

У одного из лицеистов

 была плохая дикция, и, подобно Демосфену, он тренировался, набрав в рот камней. Кто это?

Этому человеку умирающий Пушкин подарил бирюзовое кольцо – талисман от насильственной смерти. Долгие годы он берег этот прощальный дар, но однажды в Петербурге в сильнейший мороз, расплачиваясь с извозчиком, он, снимая перчатку с руки, обронил это кольцо в сугроб…Кольцо было утеряно. Как вы думаете, кому принадлежал прощальный подарок поэта? Что вам ещё известно о человеке, которому было подарено это кольцо?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ СПРАВОК

Лицей: наставники

Директора

Василий Федорович Малиновский (1765 — 23.III.1814) — выпускник Московского университета, дипломат, литератор, первый директор Царскосельского лицея (1811 — 1814). Автор одного из первых проектов отмены крепостного права (1802). Сторонник промышленного и культурного развития России, государственных преобразований М.М. Сперанского. В семье директора лицея лицеисты первого курса проводили "часы досуга". В конце марта 1814 лицеисты присутствовали на похоронах В.Ф. Малиновского на Охтинском кладбище. В "Программе автобиографии" Пушкина среди лиц, оказавших влияние на его воспитание будущего поэта, упомянут и В. Ф. Малиновский.

Федор (Фридрих-Леопольд-Август) Матвеевич фон Гауеншильд (1780 — 18.XI.1830) — профессор немецкого языка и словесности в Царскосельском лицее. Австрийский подданный, живший в России в 1809 — 1829 гг. Благодаря протекции С.С. Уварова был не только профессором, но с января 1814 г. был назначен директором Благородного пансиона при лицее. Кроме того, в 1814—1816 гг. исправлял должность директора лицея. Гауеншильд, человек образованный, быстро изучил русский язык и перевел с рукописи на немецкий язык "Историю" Карамзина.

Егор Антонович Энгельгардт (1775—1862) — педагог и администратор. В 1812 г. он был назначен директором Педагогического института, в этой должности пробыл неполные четыре года.С марта 1816 — директор Лицея. В октябре 1823 г. уходит в отставку.

Учителя

Давид Иванович де Будри (1756 — 23.XI.1821) — брат Ж.-П. Марата. С 1784 г. проживал в России, в 1793 по "высочайшему дозволению" переименован в Будри. В 1811—1821 — профессор французской словесности в Царскосельском лицее.

Александр Александрович Вальвиль (? — после 1850) — учитель фехтования в Царскосельском лицее. 1812—1822), автор книги "Рассуждение об искусстве владеть шпагою" (Спб., 1817); впоследствии подполковник, статский советник. По утверждению П.В. Анненкова, Пушкин "считался чуть ли не первым учеником известного фехтовального учителя Вальвиля".

 Александр Иванович Галич (1783 — 9.IX.1848) — профессор российской и латинской словесности в Царскосельском лицее (1814 — 1815), впоследствии профессор Петербургского университета (1819 — 1837).

Петр Егорович Георгиевский (1791 — 16.X.1852) — адъюнкт-профессор русской и латинской словесности в Царскосельском лицее (1815 — 1828); читал также курс эстетики.

 Гюар — учитель танцев в Царскосельском лицее (1814 — 1815). По свидетельству М.А. Корфа, "было, кажется, лет 70", когда он учил лицеистов гавоту, менуэту.

Алексей Николаевич Иконников (III. 1789 — 5.VIII.1819) — гувернер Царскосельского лицея (1811—1812), титулярный советник, поэт-любитель, автор пьес для лицеистов.

Иван Кузьмич Кайданов (2.II.1782 — 9.IX.1845) — заслуженный профессор истории Царскосельского лицея, член-корреспондент Академии наук, в 1814 — 1816 гг. конференц-секретарь лицея: автор ряда учебников по всеобщей и русской истории и нескольких исторических исследований по древней и всеобщей истории. Читал курс истории, географии и статистики.

 Фотий Петрович Калинич (1788 — 16.IX.1855) — учитель чистописания в Царскосельском лицее (1811 — 1851).

Яков Иванович Карцов (1784 — 15.II.1836) — профессор математики и физики в Царскосельском лицее с 1811 по 1836 г. О жизни Я.И. Карцова мало известно, и только благодаря архивным документам он обрисовывается как одаренный и знающий человек.

 Иоахим Семенович Кочетов (1.IX. 1789 — 16.III.1854) — протоиерей, настоятель Петропавловского собора в Петербурге, с октября 1817 по 1854 г. законоучитель Царскосельского Лицея, профессор Петербургской Академии, специалист по истории церкви, работал также в области изучения русского языка и участвовал в трудах Российской Академии, членом которой состоял с 1828 г. Упомянут Пушкиным в дневнике как "плут и сплетник".

Николай Федорович Кошанский (1781 — 22.XII.1831) — профессор российской и латинской словесности в Царскосельском лицее (1811 — 1828), доктор философии и свободных искусств. Кошанский сумел сначала заинтересовать лицеистов своим преподаванием, но в 1814 г. заболел белой горячкой и проболел более года. Его сменил А.И. Галич.

Александр Петрович Куницын (1783 — 1.VIII.1840) — адъюнкт-профессор (1811 — 1816), преподаватель нравственных и политических наук в 1814—1820 гг. в Царскосельском лицее. Закончил свое образование в Гейдельберге, был одним из лучших преподавателей своего времени: самостоятельным теоретиком права. В 1838 г. Куницын был председателем Комитета для надзора за печатанием полного собрания законов и избран почетным членом университета. В 1840 г. он был назначен директором Департамента иностранных исповеданий.

Мартын Степанович Пилецкий-Урбанович (IV.1789 — 1.III.1859) — надзиратель по учебной и нравственной части в Царскосельском лицее (лето 1811 — июль 1813), титулярный советник, автор брошюры "О скопцах" (Спб., 1819). За дурное обращение с лицеистами был уволен из Лицея. В 1823—1832 гг. М.С. Пилецкий-Урбанович был директором Института слепых в чине статского советника. По словам М.А. Корфа, М.С. Пилецкий-Урбанович служил позднее в петербургской полиции и в 1837 г. был удален из столицы за участие в "мистических изуверствах" секты А.А. Татариновой.

 Вильгельм (Людвиг-Вильгельм) Петрович Теппер де Фергюсон (1775 — не ранее 1823) — учитель хорового пения и музыки в Царскосельском лицее (начало 1816 — 1819), автор музыки "Прощальной песни", на слова А.А. Дельвига, исполнявшейся хором лицеистов на выпускном акте 9 июня 1817 г. Лицеисты часто посещали дом Теппера, где по воскресеньям "проходили литературные беседы"...

  Сергей Гаврилович Чириков (1776 — 1853) — учитель рисования в Царскосельском лицее, гувернер (1811—1841). В квартире Чирикова проходили литературные собрания лицеистов. По словам П.И. Бартенева, Чириков сделал портрет Пушкина-лицеиста, позднее утраченный.

 Иван Петрович Шульгин (4.XI.1797 — 30.IV.1869) — учитель истории и географии в младших классах Царскосельского лицея (1816—1817), впоследствии профессор и ректор Петербургского университета, тайный советник.

Иван Федорович Эбергардт (? — не ранее 1859) — учитель танцев в Царскосельском лицее (1816—1859). По словам М.А. Корфа, Эбергардт "чуть ли не дотанцевался до высокоблагородного чина".

 Федор Богданович (Фридрих Готлиб) Эльснер, барон (X.1770 — 20.XI.1831) — бывший адъютант Т. Костюшки, инженер-полковник, преподаватель военных наук (артиллерии, фортификации и тактики) в Царскосельском лицее (июль 1816 — 1820). С января 1821 г. — генерал-майор.

 

Одному из надзирателей Лицея пришлось покинуть свой пост. Кому и по какой причине?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.02 с.)