Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная философско-религиозная мысль
Неотомизм. С 1879 года данное учение признано официальной философской доктриной католицизма. Основные представители – Этьен Жильсон, Жак Маритэн, Эммануэль Мунье. Неотомисты рассматривают Новую философию, берущую начало в эпоху Возрождения, как цепь заблуждений и ошибок. Они видят свою цель в возрождении духа средневековой философии. Ими отвергаются понятия индивидуализма и коллективизма, и противопоставляется им понятие солидаризма (обоснован христианским принципом любви к ближнему). Вера и разум в неотомизме рассматриваются не как антиподы, а как два способа постижения Бога. Выделяют три формы постижения истины: наука, философия, теология. Наука – низшая из них, так как изучает вторичные причины и внешнюю связь явлений. Философия - следующая ступень. Она стремится к познанию Бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Теология – вершина, как рационального знания, так и нерациональной веры. Раздел II. Отечественная философия Хронология отечественной философии до сих пор вызывает споры в научной среде. Ряд исследователей продолжают считать, что русская философия начинается никак не ранее XVIII века, когда политические преобразования Петра I привели к проникновению на российскую почву научных изысканий Западной Европы, в том числе и философской направленности. Все, что было до этого времени, представляло собой господство мысли греческой ортодоксальной религиозной мысли. Тем не менее, другая часть ученых исходят из того, что и до XVIII века, несмотря на доминирование религиозного фактора в отечественной философии, она отличалась не только самобытностью, но и всеми чертами философии как таковой. К особенностям русской философии относятся: 1. Онтологизм – ориентирование не на рациональные основы философствования, а на метафизический и божественный Логос. 2. Религиозно-христианский характер – стремление к постижению истины через божественный Логос. 3. Этичность – нравственная направленность характерна практически для всех русских философских учений. 4. Историософичность – постижение истории и ее смысла проходит через всю русскую историю. 5. Социальность – поиск оптимального соотношения личностного и общественного характерен для многих философских течений в нашей стране.
6. Антропологизм – системообразующим принципом русской философии всегда оставался человек. 7. Идеократичность – приверженность к исследованию проблем, связанных с «русской идеей», русским менталитетом, русским патриотизмом. Конечно, перечисленные характеристики не исчерпывают всей полноты русской философии, но весьма красноречиво говорят о ее особом месте и значении в мировой философии. Древнерусская философия Зарождение древнерусской философии непосредственно связано с принятием и утверждением христианского учения в нашей стране. Но, тем не менее, источниками философии выступили различные факторы. Во-первых, дохристианская восточнославянская мифология и языческо-сакральная духовность, которая формировалась от рубежа III-II тысячелетия до н.э. до V-VI веков н.э. О влиянии русского язычества на византийское христианство говорят многие факторы (перенесение функций языческих богов на православных святых, «охристианивание» таких языческих праздников как, например, масленица и т.д.). Во-вторых, восточно-христианская патристика, знакомившая Русь как с религиозно-философскими системами православия, так и с философским наследием античности. Особое влияние имели такие «отцы церкви» как Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин. В-третьих, болгарская книжность. Так как русский и болгарский языки в данный период были очень похожи (болгарин и русич могли понимать друг друга без переводчика), многие идеи православия приходили на Русь в болгарской интерпретации, так как христианство в Болгарии к тому времени уже несколько десятилетий было государственной религией. Особым авторитетом обладали Кирилл и Мефодий, Клемент Охридский, Иоанн Экзарх, Черноризец Храбр. В-четвертых, светские книги Восточной Европы, в которых так же находили отражение различные философские идеи. К таким произведениям относят «Изборники» 1073 и 1076 гг., «Хронику» Георгия Амартола, сочинение Филиппа Философа «Диоптра», сборники «Пчела» и «Толковая Палея». Первым источником, содержащим элементы зарождающейся философской мысли, можно считать древнейшую русскую летопись «Повесть временных лет», составленную в середине XI – начале XII веков монахом Нестором Летописцем. Здесь излагается своеобразная философско-историческая концепция происхождения и развития Руси, а так же осмысливаются нравственные нормы общественной жизни.
Непосредственное и самое серьезное влияние на зарождение русской философии оказали первые русские митрополиты. Уже первый русский (по происхождению) митрополит Иларион, автор «Слова о Законе и Благодати», рассматривается как создатель учения о свободе как органическом состоянии человечества, возможном только в рамках христианства. Проповедь Илариона проникнута искренним патриотизмом. В «Послании» митрополита Никифора к Владимиру Мономаху говорится о необходимости соблюдения равновесия между светской и духовной властями, единстве добра и зла, истины и заблуждения, соотношении разума, чувств и веры. Взгляды митрополита Климента, изложенные в «Послании пресвитеру Фоме», отличаются дуализмом богопознания, вытекающего из веры и «разумения». Можно говорить о том, что Климент впервые в русской философии высказал идеи рационалистического направления. Творчество мыслителя-книжника Кирилла Туровского, направленное на решение вопросов, связанных с верой человека, можно охарактеризовать как религиозную антропологию. Естественный ход развития русской культуры был прерван татаро-монгольским нашествием. Но, несмотря на тяжелейшее потрясение, развитие отечественной философской мысли продолжалось и связано оно было с религиозно-богословским учением исихазма. Важнейшие положения данной православной доктрины были связаны с преодолением чувственной природы души человека, утверждением примата веры над разумом, овладением нравственно-аскетическим опытом, приближающим христианина к Богу. Наиболее известным исихастом той поры был наиболее почитаемый на Руси святой Сергий Радонежский. В иконописи наиболее ярко отобразил философские идеи исихазма великий Андрей Рублев.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.005 с.) |