Причины миграций и их последствия для индивида и социума. Программы адаптации и реабилитации мигрантов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины миграций и их последствия для индивида и социума. Программы адаптации и реабилитации мигрантов.



Мигра́ция населе́ния (лат. migratio — переселение) — перемещениелюдей из одного региона (государства, страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.

Российский учёный О. Д. Воробьёва в своих работах пишет, что миграция населения — это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью перемены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих»[1].

Люди, совершающие миграцию, называются мигрантами. Различаются внешние миграции (межконтинентальные, межгосударственные) и внутренние (внутри государства, страны — между регионами, городами, сельской местностью и так далее).

Лица, переселившиеся за пределы государства, страны — эмигранты, переселившиеся в данное государство, страну — иммигранты. Разница между численностью вторых и первых — миграционное сальдо — непосредственно влияет на численность населения государства, страны.

В понятие «миграция населения» различные исследователи вкладывают самый разнообразный смысл.
Английский учёный Э. Г. Равенштейн является автором одного из первых глубоких теоретических исследований в области миграции (1885 год). Изучив миграционные процессы в Великобритании и Северной Америке, Равенштейн сформулировал одиннадцать миграционных законов, на которых впоследствии базировались многие теории в области миграции. Основными являются следующие:

· больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния;

· чем крупнее территориальный центр, тем более привлекательное влияние он оказывает;

· каждому миграционному потоку соответствует свой контр-поток;

· рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения, нежели естественным в нём приростом;

· масштабы миграции возрастают с развитием промышленности и торговли, и особенно с развитием транспорта;

· экономические причины миграции являются определяющими.

Количество определений «миграции населения» столько же, сколько и авторов этих определений. В. А. Ионцев насчитал только в отечественных публикациях около 36 различных определений[2]. Основываясь на анализе зарубежной и отечественной литературы, В. Ионцев также разработал наиболее полную классификацию направлений в теоретическом осмыслении миграции населения. Она включает 17 различных подходов к изучению миграции населения, которые объединили, по его оценке, 45 научных направлений, теорий и концепций. Из них 5 теорий приходится на экономический подход, 5 — на социологический, 4 — на чисто миграционный, 3 — на демографический, 2 — на исторический, типологический, политический и по одному — на остальные девять подходов[3].

Миграция обеспечивает соединение территориально распределённых (по континентам, странам, регионам внутри стран) природных ресурсов и средств производства с рабочей силой, содействует удовлетворению потребностей населения в получении работы, жилья, средств к существованию, социально-профессиональной мобильности, изменении социального статуса, других характеристик жизненного положения населения и так далее.

Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и так далее. Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы — временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город — отходничество.

Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определённом регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов. Начало данной форме миграции было положено в 1930-хгодах, когда США получили возможность отбора учёных-беженцев из нацистской Германии. На современном этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов — из стран Восточной Европы в США, Канаду, ряд стран Западной Европы.

Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака, Боснии, Афганистана, Сирии в США, Великобританию и Европу), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана).

Вынужденная миграция может служить средством социального контроля авторитарных режимов, тогда как добровольная миграция является средством социальной адаптации и причиной роста городского населения.

Последствия миграции

Миграция является довольно сложным и противоречивым процессом. Имея ряд плюсов и позитивных результатов для развития принимающих и отправляющих стран, она ведёт и к негативным последствиям. Чем больше население страны вовлечено в миграционные процессы, тем острее проявляются его последствия. Так, например, миграция способствует повышению материального благосостояния семей, но в то же время сохранение семьи и воспитание детей затрудняется отсутствием одного или обоих родителей.[14]

Помимо политических, демографических и экономических последствий, широкомасштабная миграция может иметь и санитарно-эпидемиологические последствия.

Распространение инфекционных заболеваний и паразитов

После распада СССР рост числа беженцев и трудовых мигрантов ухудшил санитарно-гигиеническую ситуацию в России. Произошёл рост заболеваемости полиомиелитоом, дифтерией и коклюшем. Увеличение заболеваемости дифтерией сопровождалось высокой летальностью. По сравнению с 1987 г., заболеваемость педикулёзом 1992г возросла в 5-6 раз[15].

Неудовлетворительная санитарно-эпидемиологическая ситуация в ряде стран и регионов РФ, и приток мигрантов из этих мест, сохранили тенденцию завоза инфекционных заболеваний и паразитов. По данным[16] зафиксированы многочисленные случаи завоза малярии, кишечных гельминтов, аскаридоза, дифиллоботриоза, и др. Наибольшее количество заболевших зарегистрировано в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Саха (Якутия), Ханты-Мансийском автономном округе, Краснодарском крае. Причём в 1999—2002 в Москве и ряде регионов РФ вся заболеваемость аскаридозом, описторхозом, дифиллоботриозом и трихоцефалезом формировалась за счёт завозных случаев.

Завозные случаи трихоцефалеза выявлены также у ~10 % рабочих, беженцев и переселенцев из стран ближнего зарубежья — Украины, Казахстана, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана и др. У лиц, торгующих на рынках в Москве, и приехавших из стран СНГ и регионов РФ, выявлено ~7 % завозных случаев трихоцефалеза.

Прибытие инвазированных геогельменитами может создать на территории РФ новые очаги гельминтозов.

По данным[17], неблагополучная эпидемическая обстановка по холере имелась в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане. В 2003 г. зарегистрировано 533 случая заболевания малярией; завоз осуществлялся из стран ближнего зарубежья — Азербайджана и Таджикистана(торговцы рынков, коммерсанты). При этом организация противоэпидемических мероприятий может быть затруднена из-за того, что, например, длительность авиаперелёта как правило превышает длительность инкубационного периода большинства заболеваний; в транспортных средствахсистема вентиляции может способствовать распространению микроорганизмов среди скопления людей, а на ранней стадии клиническая картина многих болезней схожа.

По данным[18] распространённость туберкулёза среди мигрантов значительно выше, чем среди коренного населения РФ. Это объясняется тем, что в странах, откуда они приехали, туберкулёз встречается часто (а в Узбекистане доля случаев заболевания туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью составляет 23% всех регистрируемых случаев; причём в северо-западной части страны в 2010-2011 гг. - до 40% от числа новых случаев, и до 75% от числа ранее выявленных случаев[19]); нередко мигранты проживают скученно, и имеют ограниченный доступ к медицинской помощи (~22 % практикует самолечение; в Москве, Волгограде, Тамбове и Оренбурге 92 % не имели медицинской страховки). Рассматривая проблему финансирования оказания медицинской помощи мигрантам (включая нелегальных и безработных), авторы отмечают, что сейчас власти в РФ считают необходимым для обеспечения медицинской помощи, выходящей за пределы экстренных ситуаций, использовать приобретение полиса добровольного медицинского страхования. Но он не покрывает расходов на лечение таких заболеваний, как туберкулёз. В 2014 г. 67-я сессия ВОЗ приняла Глобальную стратегию по противодействию туберкулёзу, которая призывает облегчить доступ мигрантам к медицинской помощи вне зависимости от их статуса (то есть, фактически — из бюджета, формируемого за счёт отчислений коренных налогоплательщиков). Однако это предложение вызвало негативную реакцию у части представителей властей (в ЕС), и политиков: «Мы считаем такую ситуацию несправедливой по отношению к британским налогоплательщикам: временные мигранты не оказывают финансовой поддержки Национальной Службе Здравоохранения, в то время как постоянные жители делают отчисления в пользу НСЗ в течение всей своей трудовой жизни в Великобритании». В конечном счёте, те медучреждения, которые лечат больных туберкулёзом (не входящих в систему НСЗ), всё же стали получать компенсацию расходов из бюджета. Авторы статьи предложили обеспечить финансирование лечения мигрантов в РФ за счёт средств межгосударственной системы медицинского страхования, что позволило бы снизить риск распространения инфекционных заболеваний в РФ, и обеспечить лечение мигрантов. Они аргументируют это тем, что многие мигранты выезжают в РФ при поддержке властей страны проживания, и платят там отчисления для содержания (местной) системы здравоохранения. Однако на момент написания статьи такой механизм отсутствовал.

В Санкт-Петербурге были выявлены штаммы туберкулёза, не поддающиеся лечению. При этом, по данным английских медиков, оказалось что возможности флюорографии по выявлению заболевания ограничены.[20] Не пресекаемая властями торговля медицинскими книжками делает прохождение медосмотров бессмысленной формальностью[21].

Поскольку в РФ регулярные медосмотры проходить порядка 10 % мигрантов, это повышает риск распространения различных заболеваний: ВИЧ, кори, энцефалита, брюшного тифа, оспы[22].

В Астрахани в 2015 г. выявлен мигрант из Таджикистана, ранее два раза работавший на строительстве медицинского центра в Химках, больной проказой[23].

 

Социальные проблемы трудовых мигрантов. Образовательные программы и перспективы интеграции в принимающее общество.

Трудовая миграция – это один из видов миграции, которая включает в себя совокупность перемещений людей территориально и обязательно связанный с занятостью и поисками работы. Она может быть связана со многими факторами, такими как: стремление изменить условия собственного рабочего места, а также социокультурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др.

С социально-демографической и экономической точек зрения трудовая миграция в России – это важный процесс, с помощью которого компенсируется естественная убыль трудоспособного населения страны. Однако трудовые мигранты являются особой социальной группой в нашем обществе, а не только рабочей силой. Они представляют собой социальные группы, члены которых осознают себя целостным субъектом поведения на новом месте жительства и, как правило, обладают чувством групповой солидарности. Исследователи отмечают, что как представители отдельной социокультурной общности, трудовые мигранты отличаются этнической принадлежностью, культурными особенностями, экономическим и социальным статусом, профессиональной принадлежностью, а также психологическими и половозрастными характеристиками [1, с.107].

По мнению А.Г. Носова, причинами международной трудовой миграции являются: неравномерность мирового экономического развития; неравенство доходов и возможностей в разных странах, в частности между промышленно развитыми и развивающимися странами; дисбаланс населения, проявляющийся в избытке рабочей силы в развивающихся странах и в ее недостатке в определенных отраслях в развитых странах и др. [5, с. 88].

Актуальность данной темы обусловлена рядом обстоятельств, к числу которых можно отнести:

- необходимость понимания социально-экономической направленности отношений между самими мигрантами, а также между мигрантами и местным населением;

- острый на сегодняшние дни вопрос толерантности местного населения и адаптации приезжих к местной культуре, традиция и обычаям;

- с каждым годом увеличивающийся приезд мигрантов в РС(Я) и возникающие на этом фоне социально-психологические проблемы.

Для анализа социальныx проблем трудовых мигрантов в РС (Я) нами был проведен опрос, в котором были выявлены проблемы. Были получены следующие выводы:

1. Исходя из ответов респондентов можно сказать, что довольной не малый процент ответили, что их земляки находятся без работы в городе Якутске, что говорит о том, что безработица является одной из проблем трудового мигранта РС(Я). На наш взгляд, это происходит из-за недостаточно проработанной социальной политики в области трудовой миграции и неконтролируемого потока нелегальной миграции в РС(Я).

2. Вопрос чувства безопасности трудовых мигрантов является одной из основных социальных проблем трудового мигранта в РС(Я) так как меньше половины ответили, что боятся местного населения и не чувствуют себя в безопасности среди ниx. Математическая обработка данных критерием Манна-Уитни показала, что трудовые мигранты из Центральной Азии находятся в более тревожном состоянии, чем мигранты из других стран.

Таблица.Значения положительно ответивших на присутствие проблемы взаимоотношения с местным населением среди трудовых мигрантов в РС(Я) в выборках респондентов приехавших из стран 1 и 2 групп

1 группа

2 группа

Узбекистан 6

Армения

2
Таджикистан 10

Грузия

3
Кыргызстан 6

Китай

1
         

Полученное эмпирическое значение Uemp(0) находится в зоне значимости. По данным выполненной методики, данные двух групп различаются в значительной степени что говорит нам о том, что у трудовых мигрантов приехавших из стран Центральной Азии наблюдается, больше проблем с взаимоотношением с населением чем у трудовых мигрантов стран 2 группы.

3. Немаловажной социальной проблемой является проблема общения трудового мигранта с местным населением. Не малый процент опрошенных ответили, что имеют проблемы с общением с коренным местным населением.

4. Ответы респондентов говорят о том, что не знание языка является основной трудностью трудового мигранта в общении с коренным местным населением. Это также является особой проблемой взаимодействия трудового мигранта с местным населением. Для устранения этой проблемы на территории РС(Я) функционируют центры, имеющие право проводить курсы по русскому языку, истории России, основам законодательства России, проводить тестирование иностранных граждан и лиц без гражданства и выдавать сертификаты. К таким центрам можно отнести:

- Центр обучения русскому языку при СВФУ им. М.К. Аммосова

- Центр обучения по русскому языку при БГУЭП в г. Якутске

- Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри

Таким образом, социальные проблемы среди трудовых мигрантов в РС(Я) как и у всех людей существуют и влекут за собой неприятные события, исходя из ответов опрошенных можно сказать, что социальное информирование и социальная поддержка мигрантов в городе Якутске не подает должного внимания к социальным проблемам мигрантов, большинство мигрантов хотят уехать отсюда через несколько лет и как только заработают достаточное количество денег. Исходя из всего можно сделать вывод о том, что мигрант при переезде в другую страну будь он беженцем или трудовым мигрантом, испытывает огромный стресс и встречает на своем пути множество социальных проблем, что негативно сказывается на его жизнь. Поэтому ему необходима социальная поддержка со стороны правительства, страны в которую он переехал. Главной задачей социальных служб, так или иначе встречающихся с миграцией в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Миграция может стать и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву.

Результаты исследования могут быть полезны работникам социальных и миграционных служб, психологам, а также при проведении учебных дисциплин «Социальная и психологическая помощь мигрантам и вынужденным переселенцам» и дисциплины «Технологии социальной работы с мигрантами».

 

25.. Инклюзивное образование: психологические проблемы детей с ограниченными возможностями.

26. Инклюзивное образование и формы его реализации. Перспективы адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

 

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

 

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется следующими документами:

 

1. Международно-правовые документы:

 

- «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительная ныне на всей территории Российской Федерации.

 

- Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», сверхзадачей которой по существу является устранение разного рода барьеров на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям. Программа в максимальной степени актуализирует внимание к проблемам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).

 

- Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

2. Федеральный уровень:

 

• Конституция РФ;

 

• «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

 

• «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями

 

3. Региональный уровень:

 

• Постановление Правительства Вологодской области от 29 декабря 2014 года № 1208 об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) и их родителями...

 

• Приказ Департамента образования области от 24 декабря 2014 года № 3055 "Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов"

 

• Постановление Правительства Вологодской области от 21 апреля 2014 г. № 323 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья"

 

• Положение о Координационном совете по реализации проекта развития инклюзивного образования в Вологодской области

 

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

 

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

 

— каждый человек способен чувствовать и думать;

 

— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

 

— все люди нуждаются друг в друге;

 

— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

 

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

 

— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

 

— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями.

 

Принцип инклюзивного образованиязаключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

 

Число детей-инвалидов в инклюзивной школе ограничено - не более 10% на всю школу и не более трех человек - в одном классе (10% - это показатель, рекомендованный психологами). Прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, то есть должно быть обязательно прописано, что он может учиться в общеобразовательной школе.

 

Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах (далее – ОУ) лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.

 

Отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

 

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

 

• индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

 

• социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

 

• психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

 

• психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

 

• индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

 

• портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;

 

• компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

 

• повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

 

• рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

 

• тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

 

• адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

 

• адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

 

• адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

 

• сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

 

• ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

 

Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.

 

Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.

 

Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса, описываются в Программе коррекционной работы в образовательном учреждении.

 

Специальные условия для получения образования детьми-инвалидами (детьми с ограниченными возможностями здоровья), закрепленные в нормативно-правовых, регламентирующих и рекомендательных документах, можно условно разделить на несколько групп, определяющих направления работы образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.

 

Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

 

Перечислим далее основные группы условий:

 

1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

 

2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.

 

3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

 

4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

 

5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.

 

Таким образом, создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами) связано не только и не столько с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, сколько с изменением всей образовательной среды.

 

Цель инклюзии - не только интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения.

 

Говоря о психолого-педагогическом сопровождении инклюзивной практики образовательного учреждения прежде всего необходимо понимать, что объектом такого сопровождения выступает не только ребенок с ОВЗ, но и любой другой нуждающийся в поддержке ребенок, ровно как и педагоги и родители. Ядром этого процесса является Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения. В состав специалистов ПМПк образовательного учреждения кроме координатора по инклюзии (завуча по инклюзии или старшего воспитателя, руководителя соответствующего структурного подразделения ОУ, психолога, логопеда и дефектолога) должны входить специалисты, которые непосредственно работают с ребенком – воспитатели или учителя, специалисты сопровождения (тьютор, социальный педагог, педагог группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, медсестра или приглашенный на основе договора врач). Председателем ПМПк должен быть сотрудник ОУ, обладающий достаточным административным ресурсом: координатор по инклюзии в ОУ (старший воспитатель, завуч по инклюзии) или руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, завуч начальной школы и иной администратор.

Восемь принципов инклюзивного образования [1] [2]:

· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

· Каждый человек способен чувствовать и думать;

· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

· Все люди нуждаются друг в друге;

· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.134 с.)