Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пенитенциарная психология как отрасль психологической науки и практики
Важнейшее направление деятельности юридического психолога — пенитенциарная (исправительная) психология. Эта отрасль психологии изучает психологические факты, закономерности и механизмы поведения осужденных в исправительных учреждениях, социально-психологические явления, возникающие в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания. Для успешной работы в этой сфере психологу необходимы знания уголовно-исполнительного права, педагогики, психологии труда, социальной психологии. Перед исправительными учреждениями стоят сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе. Важная роль в этом процессе может принадлежать психологу. В системе пенитенциарных учреждений многих стран психологическая служба хорошо развита. В стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на Первом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955), отмечалась необходимость введения должности психолога, в функции которого входит разработка программы работы с каждым вновь прибывшим осужденным на основе изучения его характера, индивидуальных потребностей, способностей и склонностей. Следуя этим правилам, психологическая служба стала важным элементом пенитенциарной системы многих экономически развитых стран. Так, в Германии осужденные проходят углубленное психологическое обследование в тюрьмах-распределителях, а затем в обычной тюрьме вновь имеют контакты с психологом и социальным работником. В пенитенциарных учреждениях США также в течение многих лет работают профессиональные психологи [1]. Первые должности практических психологов в уголовно-исполнительной системе (в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних) в нашей стране были введены в 1974 г. В 1989—1991 гг. на базе исправительных учреждений Пермской и Саратовской областей проводился эксперимент по созданию базовых психологических лабораторий в исправительных учреждениях для взрослых. С учетом положительных результатов эксперимента с 1992 г. психологические лаборатории начали создаваться и в других регионах России.
В настоящее время уголовно-исполнительная система обладает развитой психологической службой, специалисты-психологи работают на всех уровнях исправительной системы. В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) имеется психологическое отделение. На региональном уровне предусмотрена должность главного психолога и группа психологического обеспечения. В пенитенциарных учреждениях формируются психологические лаборатории. Психологи в пенитенциарных учреждениях проводят диагностику личностных качеств заключенного. Они занимаются также психологической коррекцией поведения и личности осужденных. Психологи помогают персоналу исправительных учреждений в их работе с осужденными, в преодолении стрессов и ситуаций с заложниками. Юридическая психология создает новые направления работы в исправительных учреждениях, когда в формировании личности заключенного принимают участие психологи, психотерапевты, социальные работники (особенно это необходимо людям с психическими отклонениями — психопатам, невротикам, наркоманам, алкоголикам). Пенитенциарная психология изучает изменения личности осужденного, факторы, положительно влияющие на него и способствующие активной перестройке его личности: режим, труд, коллектив, различные воспитательные воздействия. Среди преступников, признанных вменяемыми, есть значительное количество невротиков, психопатов, и лиц с различными отклонениями от психической нормы, например легкой дебильностью, акцентуациями характера. Для их перевоспитания, наряду с обычными мерами, необходима разработка медико-психологических методов воздействия. Успешное воспитательное воздействие на них может быть обеспечено комплексом медицинских, психологических и педагогических методов, а это требует взаимодействия психолога, психиатра и педагога. Актуальна в деятельности уголовно-исполнительной системы проблема адаптации освобожденного к условиям существования в нормальной социальной среде на свободе. Необходима специальная работа по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Это также может быть важной задачей деятельности психолога.
Наказание преследует три цели: 1) покарать; 2) исправить и перевоспитать осужденного; 3) предупредить преступление [2]. Все три цели наказания имеют различное психологическое обоснование. Основные направления работы пенитенциарного психолога заключаются в следующем: • психологическая диагностика личностных особенностей осужденного; • выявление дефектов правовой социализации личности; • выявление дефектов в психической саморегуляции; • выявление наличия пограничных нервно-психических расстройств; • разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных; • осуществление мер психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими проявлениями, неадекватными методами психологической самозащиты; • разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления; • восстановление у осужденных социальных связей, нарушенных лишением свободы, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентаций и норм поведения [3]. Очевидно, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и, в частности, от психологической подготовленности персонала. Одна из трудных проблем исправления преступников связана с тем, что администрация и сотрудники мест лишения свободы часто не обладают достаточной психолого-педагогической культурой, гуманным отношением к заключенным. Это нередко приводит к формальным мерам и формальной организации процесса отбытия наказания и таким образом способствует дальнейшей деформации личности заключен ного. Например, определение правил режима должно быть всегда психологически обоснованным и целесообразным. Работникам исправительных учреждений важно знать, как разные типы осужденных и каждый из них в отдельности воспринимают и переживают те или иные режимные ограничения. Поэтому важная роль психологов может заключаться в распространении психологических знаний и формировании психологической культуры воспитателей, работающих с осужденными. Профессиональная деформация сотрудников исправительных учреждений —одна из актуальных психологических проблем. Под профессиональной деформацией понимают влияние условий и содержания профессиональной деятельности на изменение личностных качеств и поведение сотрудников. На ранних этапах службы личностные изменения проявляются лишь в усвоении профессионального жаргона, подражании некоторым манерам поведения осужденных. В дальнейшем происходит потеря способности к сопереживанию чужому горю, формирование установки на ужесточение наказания. Рукоприкладство, грубость, применение спец-средств без должной необходимости — это крайние формы проявления профессиональной деформации. Функция надзирателя неизбежно ведет к формированию соответствующей формы поведения и черт личности. Противостоять этому трудно без соответствующей профилактической работы. В организации такой работы важная роль принадлежит психологу. Необходимо, чтобы карательная функция в исправительных учреждениях уступила место более тонким методам индивидуального воздействия, основанным на глубоком психологическом знании личности осужденного. Психологическая коррекция поведения имеет первостепенное значение. Актуальным является диалог с осужденным как альтернатива репрессивным мерам. Эго требует участия в воспитательном процессе в стенах тюрем и колоний разных специалистов — социологов, психологов, священнослужителей. Гуманизация уголовно-исполнительной системы осуществляется через разработку и внедрение более мягких мер наказания, сокращение сроков наказания, введение мер социальной защиты, альтернативных лишению свободы, индивидуализацию мер наказания по отношению к лицам, совершившим преступление. Все это требует серьезных и всесторонних психологических исследований и внедрения широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на осужденных, а также участия психологов в практической работе в системе исправительных учреждений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.005 с.) |