Рыночная стоимость и рыночная цена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночная стоимость и рыночная цена



Нередко понятия стоимости и цены считают равнозначными. На самом деле это не синонимы. Цена – это факт в результате купли-продажи, а стоимость – это предположение о наиболее вероятной цене, по которой может быть совершена определенная сделка при тех или иных обстоятельствах, или условная категория, используемая в бухгалтерском учете.

Значение термина "стоимость"?

Это понятие больше сходно с термином себестоимость. Фактически это эквивалент расходов на создание товара или услуги, включающих в себя: денежные; временные; интеллектуальные; производственные и прочие. Проще говоря, любые затраты, которые, как правило, изначально измеряются в физических единицах, а затем приравниваются к денежному, эквиваленты. Существует еще понятие потребительской стоимости. Этот показатель отражает индивидуальные требования конкретного потребителя к определенной услуге или товару. Потребительская стоимость не всегда совпадает с денежным эквивалентом затрат, которые понес производитель или подрядчик. Очень важно знать, что стоимость – это параметр, который является постоянным только короткий промежуток времени. К примеру, в прошлом году компьютеры были дешевле на 2 тысячи рублей, а связано это не только с инфляцией, но и с тем, что материнская плата подорожала, поднялась минимальная заработная плата и так далее.

Понятие "цена"

Чтобы понять, чем цена отличается от стоимости, необходимо узнать определение каждого термина. Цена – это фактическое количество денежных средств, которые покупатель готов отдать за приобретение конкретной продукции или услуги. Помимо затрат, в цену закладывается наценка покупателя. Наценка продавцом определяется в индивидуальном порядке и зависит от множества факторов: моды на продукцию; сезонного спроса; оптовые закупки; падение спроса и другие. Поэтому наценка всегда разная, к примеру, шубы – это сезонный товар, в теплый сезон спрос на них падает, и цена соответственно тоже, точнее, наценка продавца.

Виды цен

При формировании розничных цен могут быть публикуемые и расчетные цены. Первые – это те, которые заносятся в каталог или прайс. А расчетные – это те, по которым осуществляется продажа, и они могут отличаться от каталожных. Существует такое понятие, как сезонная цена, чаще всего она используется в сельскохозяйственной отрасли. Цена в летний период имеет тенденцию снижаться. Цена импортного товара часто существует в двух видах:

цена-нетто, то есть фактический расчет между продавцом и покупателем;

цена-брутто, то есть с учетом страхования, транспортировки и франко.

Классификация стоимости

Разбираясь в том, чем цена отличается от стоимости, следует знать, что изменение стоимости обязательно предполагает перерасчет расходов.

Виды стоимости:

Рыночная

Это величина, отображающая количество денежных средств, за которые может быть реально приобретен товар или услуга. Очень важно разделять понятия рыночная цена и стоимость. Первое понятие определяет лишь среднюю ценовую позицию на конкретную дату и по определенному товару.

Утилизационная

Самый вероятный размер денежных средств, который может быть получен за товар, какой не может быть использован без ремонтных или восстановительных работ. Формируется такая стоимость на момент окончания периода полезного использования отчуждаемого имущества.

Номинальная

Такая стоимость характерна для ценных бумаг и отображает долю материальных или интеллектуальных средств в уставном капитале эмитента. Номинальная цена в данном случае состоит из номинальной стоимости и наценки, в размере желаемой прибыли от проведенной сделки. Восстановительная Эта величина отображает сумму затрат (обязательно в рыночных ценах), которые были на момент проведения оценки. Чаще всего используется в страховании. Балансовая

Применяется при покупке имущественного объекта предприятием или оборудования (то есть основных средств), определяется по сумме, за которую приобретен объект недвижимости. Ликвидационная

Этот термин можно определить как наиболее вероятную сумму денежных средств, за которую может быть приобретен определенный товар за конкретный промежуток времени. К примеру, такое понятие часто фигурирует в процессах о банкротстве предприятий. Также существует понятие инвестиционной и специальной стоимости.

Виды стоимости акции

Цена – это факт в результате купли-продажи, а стоимость – это предположение о наиболее вероятной цене, по которой может быть совершена определенная сделка при тех или иных обстоятельствах, или условная категория, используемая в бухгалтерском учете. Стандарт Российского общества оценщиков СТО РОО 20-03-96 “Базы оценки, отличные от рыночной стоимости” дает определения 19 видов стоимости: потребительная стоимость, рыночная стоимость (цена), стоимость собственности с ограниченным рынком, стоимость специализированной собственности, стоимость собственности специального назначения или специальной конструкции, инвестиционная стоимость, стоимость действующего предприятия (стоимость предприятия как единого целого), страховая стоимость, облагаемая стоимость, остаточная стоимость замещения, утилизационная стоимость, ликвидационная стоимость (или стоимость при вынужденной продаже), специальная стоимость, справедливая стоимость (объективная), амортизируемая стоимость, переоцененная стоимость, восстанавливаемая стоимость, чистая стоимость реализации, эффективная стоимость.

 

Большинство из перечисленных видов стоимости широко используется на фондовом рынке и в бухгалтерском учете ценных бумаг. Рассмотрим наиболее важные из них.

 

Номинальная стоимость. Является обязательной принадлежностью российских акций, в отличие от других стран, где акции могут и не иметь номинала. При создании корпорации номинальная стоимость определяется ее учредителями, при выпуске дополнительных акций номинал акций утверждается уполномоченными органами общества (собрание акционеров или совет директоров). В соответствии с российским законодательством обыкновенные акции должны иметь одинаковую номинальную стоимость. Одинаковый номинал должен быть и у привилегированных акций одного типа. Номинал акции указывается в Уставе компании и Решении о выпуске ценных бумаг, т.е. в документах, подлежащих обязательной государственной регистрации. В случае выпуска акций в документарной форме номинал указывается также в сертификате акции. Суммарная номинальная стоимость всех акций корпорации составляет ее уставный капитал. Уставный капитал не всегда равен суммарной стоимости акций, оплаченных их владельцами при размещении выпусков. При учреждении компании акционеры оплачивают акции по номинальной стоимости. В случае выпуска дополнительных акций они могут быть проданы выше их номинальной стоимости. Тем не менее в бухгалтерском балансе прежний уставный капитал увеличивается на номинальную стоимость выпуска (если он размещен полностью), а положительная разница в оплате акций относится на эмиссионный доход компании. Номинальная стоимость выполняет следующие функции: является базой для определения дивиденда (дивиденд может устанавливаться в процентах к номиналу акции); служит регулированию цены акции при размещении дополнительных выпусков (в соответствии с действующим законодательством акции при их первичном размещении не могут быть проданы по цене ниже номинала); служит базой для установления меры привилегий, предоставляемых законом и Уставом общества акционерам (при первичном размещении дополнительных выпусков акционеры имеют право приобрести акции по цене на 10% ниже цены, которая установлена для остальных приобретателей, но не ниже их номинальной стоимости). Что касается рынка, то для него номинальная стоимость акции не является ориентиром для установления цены. На рынке акции могут торговаться как ниже, так и выше номинала.

 

В отличие от номинальной, балансовая стоимость акции не есть величина постоянная. Она отражает величину капитала, принадлежащего акционерам. Очень часто балансовая стоимость акции определяется как собственный капитал компании в расчете на одну обыкновенную акцию (т.е из балансовой стоимости собственного капитала компании вычитается номинальная стоимость привилегированных акций и полученная разность делится на количество обыкновенных акций, находящихся в обращении). Однако следует учитывать, что основное функциональное значение балансовой стоимости для инвесторов – иметь представление о том, какой долей капитала (стоимость совокупных активов за вычетом долговых обязательств) располагает каждый инвестор в данный момент времени. Если активы компании периодически переоцениваются по рыночной стоимости, то балансовая стоимость акции может быть весьма близка к ликвидационной стоимости и служит инвестору мерилом возможных его потерь или приобретений в результате владения акциями. В таком случае было бы неправильно из собственного капитала исключать долю владельцев привилегированных акций. Для инвесторов, использующих так называемый «стоимостной» подход при формировании инвестиционных портфелей, определенное соотношение балансовой и рыночной стоимости акции является одним из критериев принятия решения об инвестировании.

 

Рыночная стоимость (цена) акции. Рыночной стоимостью принято считать реальную цену купли-продажи акции. Эта цена есть результат торгов на бирже, в брокерско-дилерской конторе или результат соглашения непосредственно между продавцом и покупателем. Сущность и закономерности формирования цены фондовых активов (в том числе акций) принципиально отличаются от цены любого другого товара. Когда инвестируют деньги в акции какой-либо компании, на самом деле покупают не ее фактические активы. Покупают продуктивную способность этих активов, находящихся в руках команды менеджеров, для получения дохода в будущем. Никто не гарантирует, что менеджеры смогут эффективно управлять компанией, так чтобы она получила ожидаемые инвесторами доходы. Однако именно ожидания будут двигать цены вверх до тех пор, пока не станет очевидно, что надежды инвесторов не оправдываются. Впрочем, если реальные прибыли компании окажутся на уровне прогнозируемых, велика вероятность того, что большая часть держателей акций, желая материализовать прибыль, начнут продавать акции. Движение цены вверх может продолжиться, если прибыли компании неожиданно окажутся выше прогнозных оценок. Таким образом, для фондового рынка вполне справедливо утверждение, что основное движение цен происходит на ожиданиях будущих доходов. Очень часто говорят, что объектом торговли на рынке ценных бумаг являются риски, а следовательно, рынок оценивает не будущие доходы, а риски получения этих самых доходов. Если инвесторы слабо верят в возможности компании продуцировать прибыль, адекватную вложениям инвесторов и рыночной конъюнктуре, ценные бумаги этой компании относятся к высокорискованным и покупаются/продаются по относительно низкой цене. Тем самым инвесторы пытаются обеспечить высокую доходность по таким акциям, которая есть не что иное, как премия за риск.

Рыночная стоимость акций – весьма важная экономическая категория в странах с развитыми финансовыми рынками. В развитых экономиках она выполняет следующие функции:

-является мерой рыночной стоимости всей компании. Компания стоит столько, сколько стоят на рынке все ее акции. Эта суммарная рыночная стоимость акций называется капитализацией компании;

-служит индикатором состояния экономики всей страны. Фондовый рынок через изменение цен первым реагирует на нарастающее неблагополучие в экономике и первым же откликается на появляющиеся признаки ее восстановления;

-является «зеркалом» общего мнения о текущем состоянии и перспективах компании. Отсутствие регулярных сделок по акциям большинства российских компаний, а значит, и отсутствие рыночных цен создает немало проблем как акционерам, так и компаниям-эмитентам, выпустившим эти акции. Акционеры, когда возникает необходимость продать акции, не могут быть уверены, что они продадут их не по заниженной цене. Эмитент в отсутствие рыночных оценок компании не может рассчитывать на то, что размещение новых выпусков на открытых рынках состоится по выгодным для него ценам. Кроме того, проблемы, связанные с отсутствием рыночных цен на акции, возникают у эмитента, когда в силу закона он обязан сделать акционерам предложение о выкупе (см. статьи 75-77 Федерального закона «Об акционерных обществах»). В этом случае для определения «рыночной» цены эмитент должен пригласить независимого оценщика, т.е. понести дополнительные расходы. Наконец, отсутствие рыночных оценок российских компаний тормозит процессы формирования успешных команд менеджеров, для которых капитализация компании есть главное мерило эффективности их работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.008 с.)