Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексное развитие творческих способностейСтр 1 из 3Следующая ⇒
КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Новоселов Сергей Аркадьевич
Екатеринбург 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3 Глава 1.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ..................................................................................... 14 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей студентов-дизайнеров …..……….....14 1.2. Проблема комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе …...…48 1.3. Ассоциативно-синектическая технология как средство комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе........................................................................... 72 Выводы по первой главе................................................................. 93 Глава 2.ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО КОМПЛЕКСНОМУ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СЧПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА..................................................... 95 2.1. Организационно-методические аспекты комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе................................................................................................... 95 2.2 Критерии развития творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна.............. 124 2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по комплексному развитию творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе......................................................................... 137 Выводы по второй главе............................................................... 148 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 149 ЛИТЕРАТУРА............................................................................................. 153 ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................... 181
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Процесс формирования инновационной модели экономики в России и соответствующей инновационной системы образования предполагает ускоренное развитие проектной культуры будущих специалистов с опорой на их инициативность, талант и креативность. Этому способствует вовлечение студентов в реальные проекты, в коллективные формы учебной работы, что требует увеличения объема их самостоятельной работы. Особое место в формировании проектной культуры занимает дизайн-образование, которое является системной формой организации культуротворческой среды и особым типом образованности (Е.В. Ткаченко, В.П. Климов, С.М. Кожуховская и др. [256, 135, 139]). Влияние дизайна на все стороны жизни общества постоянно растет, возникают новые условия и формы развития проектной культуры человека (Б. Арчер, О.И. Генисаретский, Дж.К. Джонс, В.Ф. Сидоренко и др. [73, 88, 225, 236]). В связи с этим большое значение приобретает подготовка профессионально-педагогических кадров, способных реализовать принципы и методы дизайн-образования в практической педагогической деятельности. Будущим педагогам профессионального обучения в области дизайна предстоит быть проводниками проектной культуры и решать все более сложные художественно-проектные задачи (М.Б. Есаулова, Е.А. Соколовская, Г.С. Сухобская, Т.В. Шадрина и др. [98, 99, 120]). Необходимым условием становления педагога профессионального обучения в области дизайна является гармоничное сочетание в его личности профессионально важных знаний и умений в конкретной сфере дизайна с высоким уровнем развития его креативности, его творческих способностей, как в области педагогической деятельности, так и в области дизайна, синтезирующего в себе проектную и художественную деятельность. При этом, как показал анализ известных научных трудов, специфика развития творческих способностей будущих педагогов-дизайнеров исследована не в полной мере. В работах Е.Я. Басина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, В.П. Зинченко, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Теплова и др. творческие способности, проявляемые в художественной деятельности, определяются как индивидуальные психологические свойства личности, обеспечивающие при благоприятных условиях успешность освоения и продуктивность выполнения художественной и художественно-конструкторской деятельности, связанной с созданием новых художественных образов, смыслов и форм [28, 97, 115, 175, 250].
Творческие способности студентов-дизайнеров раскрываются и развиваются преимущественно в процессе художественно-проектной деятельности, а в условиях образовательного учреждения – в специально организованном процессе учебно-профессионального художественного творчества (А.В. Ефимов, Ю.Ф. Катханова, В.С. Кузин, Г.Б. Минервин и др. [101, 127, 154, 178]). Анализ научных работ, посвященных исследованию процесса подготовки студентов–дизайнеров (А.А. Барабанов, А.А. Гаврилина, М.В. Соколов, В.Т. Шимко и др.) и студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна (Р.А. Галустов, Н.В. Квач, М.В. Панкина, В.В. Соловьева и др.), а также изучение опыта подготовки дизайнеров в вузе показали, что одним из препятствий на пути развития творчества студентов является преобладание предметной направленности в процессе обучения [26, 76, 101, 128, 195, 241]. Сосредоточенность преподавателей на формировании знаний, умений и навыков, связанных с конкретной учебной дисциплиной, приводит к непропорциональному развитию лишь отдельных творческих способностей, которые связаны с формированием конкретных умений и навыков, необходимых для освоения изучаемой дисциплины (И.Б. Ветрова, И.В. Науменко, Г.И. Панксенов, Т.М. Степанова и др. [59, 181, 196, 246]). При этом умения, а также соответствующие им способности, сформированные, актуализированные и развитые до востребованного уровня в процессе изучения одной дисциплины, далеко не сразу удается интегрировать с умениями и способностями, сформированными и развитыми в процессе обучения другим дисциплинам. Но приведение их во взаимодействие, их комплексное развитие является необходимым условием развития целостной творческой художественно-проектной деятельности. Это взаимодействие традиционно обеспечивается посредством выполнения курсовых и выпускных аттестационных работ, т.е. не ранее, чем на третьем году обучения (В.П. Климов, М.С. Соколова, Ю.В. Трусов и др. [134, 243, 260]). Возникающая пауза в активном применении уже сформированных умений и соответствующих творческих способностей, вызывает известный эффект торможения их развития и временного угасания, что отрицательно сказывается прежде всего на мотивации творческой деятельности обучаемых (Н.Ц. Бадмаева, Б.М. Бекмухамедов, А.Н. Лук, С.В. Максимова, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Юркевич и др. [24, 35, 166, 168]). Таким образом, в педагогической проблеме актуализации творческого потенциала студентов-дизайнеров в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза был выявлен еще недостаточно исследованный аспект комплексного развития творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна. Предпринятый в связи с этим дополнительный анализ известных работ, в которых рассмотрены пути повышения качества профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров (Л.И. Седова, М.О. Сурина, А.А. Сурин, Т.А. Ушакова, О.В. Чернышев, Н.П. Чуваргина и др.), подтвердил, что возможности ее совершенствования в аспекте комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров оказались вне зоны внимания исследователей.
Сопоставительный анализ теории в аспекте комплексного развития творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна с потребностями практики профессионально-педагогического образования, позволил выделить ряд противоречий. На социально-педагогическом уровне противоречие проявляется в том, что потребность общества в развитии проектной культуры будущих дизайнеров и педагогов профессионального обучения в области дизайна предполагает развитие у них в период обучения в вузе комплекса творческих способностей, необходимых для решения широкого спектра проектных задач, но в системе высшего профессионального образования этому уделяется недостаточное внимание. Противоречие на научно-теоретическом уровне характеризуется тем, что комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров требует построения содержания образования и организации процесса развития творчества на основе единого связующего компонента в содержательном или деятельностном плане, но в теории профессионального образования недостаточно обоснованы организационно-педагогические аспекты выделения и актуализации этого связующего компонента в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна. На научно-методическом уровне противоречие проявляется между необходимостью комплексного развития творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна непосредственно в образовательном процессе вуза и недостаточным научно-методическим обоснованием механизмов и средств его реализации. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какой компонент образовательного процесса подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна и при каких педагогических условиях организации этого процесса сможет стать связующим, стержневым средством комплексного развития творческих способностей студентов? Предварительная опытно-поисковая работа по реализации идеи комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе привела к предположению о возможности применения известной ассоциативно-синектической технологии развития творчества в качестве средства, обеспечивающего это развитие.
Актуальность, выделенные противоречия, сформулированная проблема исследования и результаты предварительной опытно-поисковой работы обусловили выбор темыисследования: «Комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе». Цель исследования – теоретическое обоснование и опытно-поисковая проверка возможности применения ассоциативно-синектической технологии в качестве средства комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе. Объект исследования – процесс развития творческих способностей студентов-дизайнеров в условиях вуза. Предмет исследования – процесс комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе. Гипотеза исследования состоит в следующем: 1. Вероятно, комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза может быть обеспечено посредством актуализации и приведения их творческих способностей во взаимодействие на основе единого связующего деятельностного стержня – специально организованной творческой художественно-проектной деятельности, направленной на интеграцию умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе изучения комплекса дисциплин отраслевой подготовки и специализации. 2. Предположительно, процесс актуализации и приведения творческих способностей студентов во взаимодействие может быть эффективно реализован при условии применения ассоциативно-синектической технологии развития творчества в качестве единого связующего деятельностного стержня, т.е. средства комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров. Это может быть организовано путем ее включения в дисциплины отраслевой подготовки и специализации начиная с первого курса. 3. Возможно, эффективность комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза может быть повышена посредством организации коллективного выполнения ассоциативно-синектических проектов в разновозрастных группах обучаемых, специально сформированных в период педагогической практики студентов. 4. Вероятно, эффективность комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров на основе применения ассоциативно-синектической технологии в их художественно-проектной деятельности в процессе изучения дисциплин отраслевой подготовки и специализации может быть повышена при условии организационно-педагогического обеспечения взаимосвязи творческих результатов ее применения в этих дисциплинах с содержанием курсовых и выпускных аттестационных работ. Исходя из научного осмысления цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме комплексного развития художественно-творческих способностей студентов-дизайнеров. 2. Обосновать возможность применения ассоциативно-синектической технологии в качестве средства комплексного развития творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна. 3. Разработать и научно обосновать теоретическую модель и, в соответствии с ней, структуру образовательного процесса подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна, обеспечивающей комплексное развитие их творческих способностей. 4. Выявить педагогические условия эффективности применения ассоциативно-синектической технологии для комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе и провести опытно-поисковую проверку положений выдвинутой гипотезы. Теоретико-методологической основой исследования являются: учение о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М. Кедров, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); психологические теории развития творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, В.П. Зинченко, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.); ведущие идеи дизайн-образования (О.И. Генисаретский, С.М. Кожуховская, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко и др.), теория профессионального образования дизайнеров (Б. Арчер, А.А. Гаврилина, Дж.К. Джонс, Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко и др.) и профессионального художественного образования (Р. Арнхейм, В.С. Кузин, Ю.Ф. Катханова, Е.В. Шорохов и др.), концепция профессионально-педагогического образования (Э.Ф. Зеер, П.Ф. Кубрушко, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров и др.), принципы педагогики творчества (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, М.М. Зиновкина, Н.Д. Никандров, С.А. Новоселов и др.), идеи комплексного обучения и развития способностей в процессе профессионального образования (А.В. Ефимов, А.П. Ермолаев, Б.С. Мейлах и др.). При определении теоретических подходов к разработке технологических аспектов процесса комплексного развития творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения в сфере дизайна диссертационное исследование ориентировано на труды В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, Н.Н. Тулькибаевой, Н.Е. Эргановой и др. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ результатов художественно-проектной деятельности студентов, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок. Результаты опытно-поисковой работы обрабатывались с использованием методов математической статистики. База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Художественно-педагогического института Российского государственного профессионально-педагогического университета (ХПИ РГППУ), филиалов РГППУ в г. Березовском и Кемерово, художественно-графических факультетов Магнитогорского государственного университета (МаГУ) и Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 390 студентов. Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа. Первый этап (2001–2003) – изучение реального состояния и особенностей процесса развития творчества студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе (методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование и др.), эмпирический поиск средств комплексного развития творческих способностей, анализ психолого-педагогической литературы, определение теоретических подходов и методологии исследования проблемы комплексного развития творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна, уточнение научного аппарата исследования. Второй этап (2003–2004) – обоснование возможности применения ассоциативно-синектической технологии в качестве средства комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров и разработка обеспечивающей это развитие структуры образовательного процесса подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна (методы: теоретический анализ, педагогическое моделирование). Третий этап (2004–2005) – уточнение педагогических условий и разработка научно-методического обеспечения комплексного развития творческих способностей студентов посредством включения ассоциативно-синектической технологии в содержание дисциплин отраслевой подготовки и специализации начиная с первого курса. Проведение опытно-поисковой работы по проверке влияния выделенных педагогических условий на эффективность исследуемого процесса (методы: педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, анализ творческих работ и др.), апробация промежуточных результатов исследования. Четвертый этап (2005–2009) – проведение на базе ХПИ РГППУ формирующего эксперимента по проверке эффективности разработанной модели процесса комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров (методы: наблюдение, метод экспертных оценок, анализ творческих работ и др.). Обработка, анализ, интерпретация и апробация результатов исследования. Оформление материалов диссертации. Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Обоснована возможность и эффективность комплексного развития творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна посредством включения ассоциативно-синектической технологии развития творчества в качестве единого связующего деятельностного стержня в дисциплины отраслевой подготовки и специализации начиная с первого курса. 2. Доказано позитивное влияние новой формы применения ассоциативно-синектической технологии на процесс комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров, а именно, организации разновозрастных групп обучаемых для коллективного выполнения ассоциативно-синектических проектов в период педагогической практики студентов. 3. Обоснована целесообразность организационно-педагогического обеспечения взаимосвязи творческих результатов применения ассоциативно-синектической технологии в дисциплинах отраслевой подготовки и специализации с содержанием, курсовых и выпускных аттестационных работ. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления о процессе комплексного развития творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна благодаря: · уточнению содержания понятия «комплексное развитие творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна», которое рассматривается как способ построения содержания образования и организации процесса обучения студентов, обеспечивающий педагогически направляемую актуализацию творческих способностей, их прогрессивное качественное изменение и усиление посредством приведения во взаимодействие на основе единого связующего деятельностного стержня – специально организованной поисковой художественно-проектной деятельности, обеспечивающей сочетание нормативной и творческой составляющих, как в дизайнерском, так и в педагогическом аспектах; · разработке теоретической модели образовательного процесса подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна, обеспечивающей комплексное развитие их творческих способностей; · обоснованию путей совершенствования ассоциативно-синектической технологии в аспекте ее влияния на комплексность развития творческих способностей студентов-дизайнеров и разработке в ее структуре метода активизации образного мышления «графический калейдоскоп». Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе диссертационного исследования результаты, выделенные условия, ассоциативно-синектическая технология, усовершенствованная с целью комплексного развития творческих способностей студентов, и учебно-методические пособия по ее применению могут использоваться в образовательной практике педагогических, профессионально-педагогических, технических и архитектурно-художественных вузов и колледжей России, а также в учреждениях дополнительного образования. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются применением современной методологии научного исследования, полидисциплинарным подходом к разработке проблемы комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе, анализом и синтезом достижений теорий профессионального и профессионально-педагогического образования, совокупностью методов исследования, адекватных природе исследуемого объекта, репрезентативностью объема выборок, статистической значимостью полученных результатов опытно-поисковой работы, подтверждающих правомерность сделанных выводов, внедрением основных положений исследования в ряде образовательных учреждений. Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования автором опубликовано 21 научная работа, в том числе две публикации в журнале «Образование и наука», включенном в перечень научных изданий ВАК Российской Федерации. Основные положения работыпрошли апробацию на следующих научно-практических конференциях и семинарах: Международная научно-практическая конференция «Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования» (Екатеринбург, 2006); Всероссийские научно-практические конференции: «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург, 2002–2005), «Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования» (Шадринск, 2004), «XXI век – век дизайна» (Екатеринбург, 2005), «Студент–исследователь–педагог» (Рязань, 2009); межрегиональные и региональные научно-практические конференции: «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2002), «Развитие творческого потенциала студентов» (Кемерово, 2006), а также на вузовских конференциях, методологических семинарах ХПИ РГППУ (2002–2009). Результаты исследования в полном объеме были внедрены в образовательный процесс РГППУ и филиалов в г. Березовском и Кемерово. Отдельные компоненты разработанной ассоциативно-синектической технологии развития профессионального творчества студентов успешно внедрены в ШГПИ, МаГУ, Московском педагогическом государственном университете, Удмуртском государственном университете (Ижевск), Уральском государственном педагогическом университете (Екатеринбург), в Красноуфимском педагогическом колледже, в профессиональном училище «Самородок» (Н. Тагил), в средней общеобразовательной школе № 9 (Ирбит), в Институте развития регионального образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (Екатеринбург), в Федеральном центре технического творчества учащихся (Москва), во Дворце молодежи (Екатеринбург), в Центре «Одаренность и технологии» (Екатеринбург) и т.д. На защиту выносятся следующие положения: 1. Включение ассоциативно-синектической технологии развития творчества в качестве единого связующего деятельностного стержня в дисциплины отраслевой подготовки и специализации студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна обеспечит эффективность комплексного развития творческих способностей студентов начиная с первого курса. При этом ассоциативно-синектическая технология должна рассматриваться как средство интеграции умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе изучения комплекса дисциплин отраслевой подготовки и специализации, и как форма организации творческой художественно-проектной деятельности студентов. 2. Эффективность комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза повышается при условии организации коллективного выполнения ассоциативно-синектических проектов в разновозрастных группах обучаемых, специально сформированных в период педагогической практики студентов. 3. Условием повышения эффективности комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров на основе применения ассоциативно-синектической технологии в дисциплинах отраслевой подготовки и специализации является организационно-педагогическое обеспечение взаимосвязи полученных в процессе ее применения творческих результатов с содержанием, курсовых и выпускных аттестационных работ. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 285 наименований, и приложений. ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Бакалавр дизайна |
Бакалавр архитектуры |
Срок обучения: 4 года |
Срок обучения: 4 года |
Срок обучения: 5 лет | ||||||||||||||||||||
индекс | Наименование дисциплин | Всего час. | индекс | Наименование дисциплин | Всего час. | индекс | Наименование дисциплин | Всего час. | |||||||||||||||||
ГСЭ | Обще гуманитарные и социально-экономические дисциплины | ||||||||||||||||||||||||
1800 | 1800 | 1600 | |||||||||||||||||||||||
ГСЭ.Ф |
Федеральный компонент | ||||||||||||||||||||||||
1260 | 1258 | 1120 | |||||||||||||||||||||||
ГСЭ.Р |
ГСЭ.В | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом | |||||||||||||||||||||||
270 | 270 | 240 | |||||||||||||||||||||||
ОПД | Обще профессиональные дисциплины |
4040 | ЕН | Обще математические и естественнонаучные дисциплины | |||||||||||||||||||||
834 | 700 | ||||||||||||||||||||||||
ОПД.Ф |
Федеральный компонент |
3440 | ЕН.Ф |
Федеральный компонент | |||||||||||||||||||||
714 | Математика и информатика; Концепции современного естествознания; Экология; Основы экономики природопользования; |
560 | |||||||||||||||||||||||
История культуры и искусств, История дизайна, науки и техники, Рисунок, Живопись, Скульптура и пластическое моделирование, Начертательная геометрия и технический рисунок, Информационные технологии и компьютерная графика, Цветоведения и колористика, Дизайн-проектирование. | |||||||||||||||||||||||||
ЕН.Р |
ЕН.В | Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) | |||||||||||||||||||||||
52 | 70 | ||||||||||||||||||||||||
ОПД | Обще профессиональные дисциплины | ||||||||||||||||||||||||
3111 | 1560 | ||||||||||||||||||||||||
ОПД.Р |
200 | ОПД.Ф |
Федеральный компонент | ||||||||||||||||||||||
2771 |
1250 | ||||||||||||||||||||||||
Конструкции гражданских и промышленных зданий, Архитектурное материаловедение, Основы геодезии, инженерное благоустройство территорий и транспорт, Инженерное оборудование зданий, Основы строительного производства, Безопасность жизнедеятельности, Экономика и организация архитектурного проектирования и строительства, Рисунок, Живопись и архитектурная колористика, Скульптура и скульптурно-пластическое моделирование, История искусств, История архитектуры, градостроительства и дизайна, Современная архитектура и дизайн, Современные проблемы истории и теории архитектуры, градостроительства, дизайна; Эстетика архитектуры и дизайна; Введение в профессию; | Введение в профессионально-педагогическую специальность; Возрастная физиология и пси
| ||||||||||||||||||||||||
ОПД.В | Курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом (факультетом) | 200 | |||||||||||||||||||||||
ОПД.Р |
800 | Архитектурное проектирование; Объемно-пространственная композиция; Социальные и экологические основы архитектурного проектирования; Основы теории градостроительства и районной планировки. |
2176 | ОД.Ф | Федеральный компонент |
2400 | |||||||||||||||||||
Инженерная графика с основами проектирования; Компьютерная графика; История искусств; История и теория дизайна; Рисунок; Живопись; Пластическая анатомия; Маркетинг; Общее материаловедение; Формообразование; Проектирование. | |||||||||||||||||||||||||
ФТД |
Факультативы |
450 | |||||||||||||||||||||||
СД.В | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) |
300 | |||||||||||||||||||||||
ОД.С | Дисциплины специализации | 1660 | |||||||||||||||||||||||
ФТД |
Факультативы |
450 | ОД.В | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом | 450 | ||||||||||||||||||||
ФТД | Факультативы | 450 | |||||||||||||||||||||||
Выводы по первой главе 1. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и практики профессионально-педагогического образования подтвердил актуальность решения проблемы комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе. 2. Теоретически обоснована правомерность рассмотрения комплексного развития творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна, как способа построения содержания образования и организации процесса обучения студентов, обеспечивающего педагогически направляемую актуализацию творческих способностей, их прогрессивное качественное изменение и усиление посредством приведения во взаимодействие на основе единого связующего деятельностного стержня – специально организованной поисковой художественно-проектной деятельности, обеспечивающей сочетание нормативной и творческой составляющих, как в дизайнерском, так и в педагогическом аспектах. 3. Теоретически обосновано, что необходимым условием комплексного развития творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна является организация процесса обучения студентов-дизайнеров профессионально-педагогического вуза на основе применения единого связующего стержня - ассоциативно-синектической технологии развития творчества студентов в процессе художественно-проектной деятельности на дисциплинах отраслевой подготовки и специализации. 4. Методологическим ориентиром комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров должна стать теоретическая модель организации поисковой художественно-проектной деятельности, включающая в себя ассоциативно-синектическую технологию как средство интеграции умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе изучения комплекса дисциплин отраслевой подготовки и специализации, и как форму организации творческой художественно-проектной деятельности студентов. 5. Обосновано, что эффективному комплексному развитию творческих способностей студентов-дизайнеров в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза будет способствовать организация коллективного выполнения ассоциативно-синектических проектов в разновозрастных группах обучаемых, специально сформированных в период педагогической практики студентов 6. Обосновано, что условием повышения эффективности комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров на основе применения ассоциативно-синектической технологии в дисциплинах отраслевой подготовки и специализации является организационно-педагогическое обеспечение взаимосвязи полученных в процессе ее применения творческих результатов с содержанием, курсовых и выпускных аттестационных работ. ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО КОМПЛЕКСНОМУ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Выводы по второй главе 1. В ходе опытно поисковой работы подтверждена истинность выдвинутой гипотезы исследования. Доказана необходимость всех сформулированных в гипотезе положений, а также эффективность влияния выделенных педагогических условий на комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров профессионально-педагогического вуза.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.1 с.) |