Комплексное развитие творческих способностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексное развитие творческих способностей



КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В  ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ  ВУЗЕ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

 

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

 

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Новоселов Сергей Аркадьевич

 

Екатеринбург 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

Глава 1.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ..................................................................................... 14

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей студентов-дизайнеров …..……….....14

1.2. Проблема комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе …...…48

1.3. Ассоциативно-синектическая технология как средство комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе........................................................................... 72

Выводы по первой главе................................................................. 93

Глава 2.ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО КОМПЛЕКСНОМУ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СЧПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА..................................................... 95

2.1. Организационно-методические аспекты комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе................................................................................................... 95

2.2 Критерии развития творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна.............. 124

2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по комплексному развитию творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе......................................................................... 137

Выводы по второй главе............................................................... 148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 149

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................. 153

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................... 181

 
 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Процесс формирования инновационной модели экономики в России и соответствующей инновационной системы образования предполагает ускоренное развитие проектной культуры будущих специалистов с опорой на их инициативность, талант и креативность. Этому способствует вовлечение студентов в реальные проекты, в коллективные формы учебной работы, что требует увеличения объема их самостоятельной работы. Особое место в формировании проектной культуры занимает дизайн-образование, которое является системной формой организации культуротворческой среды и особым типом образованности (Е.В. Ткаченко, В.П. Климов, С.М. Кожуховская и др. [256, 135, 139]).

Влияние дизайна на все стороны жизни общества постоянно растет, возникают новые условия и формы развития проектной культуры человека (Б. Арчер, О.И. Генисаретский, Дж.К. Джонс, В.Ф. Сидоренко и др. [73, 88, 225, 236]). В связи с этим большое значение приобретает подготовка профессионально-педагогических кадров, способных реализовать принципы и методы дизайн-образования в практической педагогической деятельности. Будущим педагогам профессионального обучения в области дизайна предстоит быть проводниками проектной культуры и решать все более сложные художественно-проектные задачи (М.Б. Есаулова, Е.А. Соколовская, Г.С. Сухобская, Т.В. Шадрина и др. [98, 99, 120]).

Необходимым условием становления педагога профессионального обучения в области дизайна является гармоничное сочетание в его личности профессионально важных знаний и умений в конкретной сфере дизайна с высоким уровнем развития его креативности, его творческих способностей, как в области педагогической деятельности, так и в области дизайна, синтезирующего в себе проектную и художественную деятельность. При этом, как показал анализ известных научных трудов, специфика развития творческих способностей будущих педагогов-дизайнеров исследована не в полной мере.

В работах Е.Я. Басина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, В.П. Зинченко, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Теплова и др. творческие способности, проявляемые в художественной деятельности, определяются как индивидуальные психологические свойства личности, обеспечивающие при благоприятных условиях успешность освоения и продуктивность выполнения художественной и художественно-конструкторской деятельности, связанной с созданием новых художественных образов, смыслов и форм [28, 97, 115, 175, 250].

Творческие способности студентов-дизайнеров раскрываются и развиваются преимущественно в процессе художественно-проектной деятельности, а в условиях образовательного учреждения – в специально организованном процессе учебно-профессионального художественного творчества (А.В. Ефимов, Ю.Ф. Катханова, В.С. Кузин, Г.Б. Минервин и др. [101, 127, 154, 178]). Анализ научных работ, посвященных исследованию процесса подготовки студентов–дизайнеров (А.А. Барабанов, А.А. Гаврилина, М.В. Соколов, В.Т. Шимко и др.) и студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна (Р.А. Галустов, Н.В. Квач, М.В. Панкина, В.В. Соловьева и др.), а также изучение опыта подготовки дизайнеров в вузе показали, что одним из препятствий на пути развития творчества студентов является преобладание предметной направленности в процессе обучения [26, 76, 101, 128, 195, 241].

Сосредоточенность преподавателей на формировании знаний, умений и навыков, связанных с конкретной учебной дисциплиной, приводит к непропорциональному развитию лишь отдельных творческих способностей, которые связаны с формированием конкретных умений и навыков, необходимых для освоения изучаемой дисциплины (И.Б. Ветрова, И.В. Науменко, Г.И. Панксенов, Т.М. Степанова и др. [59, 181, 196, 246]). При этом умения, а также соответствующие им способности, сформированные, актуализированные и развитые до востребованного уровня в процессе изучения одной дисциплины, далеко не сразу удается интегрировать с умениями и способностями, сформированными и развитыми в процессе обучения другим дисциплинам. Но приведение их во взаимодействие, их комплексное развитие является необходимым условием развития целостной творческой художественно-проектной деятельности. Это взаимодействие традиционно обеспечивается посредством выполнения курсовых и выпускных аттестационных работ, т.е. не ранее, чем на третьем году обучения (В.П. Климов, М.С. Соколова, Ю.В. Трусов и др. [134, 243, 260]). Возникающая пауза в активном применении уже сформированных умений и соответствующих творческих способностей, вызывает известный эффект торможения их развития и временного угасания, что отрицательно сказывается прежде всего на мотивации творческой деятельности обучаемых (Н.Ц. Бадмаева, Б.М. Бекмухамедов, А.Н. Лук, С.В. Максимова, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Юркевич и др. [24, 35, 166, 168]).

Таким образом, в педагогической проблеме актуализации творческого потенциала студентов-дизайнеров в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза был выявлен еще недостаточно исследованный аспект комплексного развития творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна. Предпринятый в связи с этим дополнительный анализ известных работ, в которых рассмотрены пути повышения качества профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров (Л.И. Седова, М.О. Сурина, А.А. Сурин, Т.А. Ушакова, О.В. Чернышев, Н.П. Чуваргина и др.), подтвердил, что возможности ее совершенствования в аспекте комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров оказались вне зоны внимания исследователей.

Сопоставительный анализ теории в аспекте комплексного развития творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна с потребностями практики профессионально-педагогического образования, позволил выделить ряд противоречий.

На социально-педагогическом уровне противоречие проявляется в том, что потребность общества в развитии проектной культуры будущих дизайнеров и педагогов профессионального обучения в области дизайна предполагает развитие у них в период обучения в вузе комплекса творческих способностей, необходимых для решения широкого спектра проектных задач, но в системе высшего профессионального образования этому уделяется недостаточное внимание.

Противоречие на научно-теоретическом уровне характеризуется тем, что комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров требует построения содержания образования и организации процесса развития творчества на основе единого связующего компонента в содержательном или деятельностном плане, но в теории профессионального образования недостаточно обоснованы организационно-педагогические аспекты выделения и актуализации этого связующего компонента в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна.

На научно-методическом уровне противоречие проявляется между необходимостью комплексного развития творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна непосредственно в образовательном процессе вуза и недостаточным научно-методическим обоснованием механизмов и средств его реализации.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какой компонент образовательного процесса подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна и при каких педагогических условиях организации этого процесса сможет стать связующим, стержневым средством комплексного развития творческих способностей студентов?

Предварительная опытно-поисковая работа по реализации идеи комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе привела к предположению о возможности применения известной ассоциативно-синектической технологии развития творчества в качестве средства, обеспечивающего это развитие.

Актуальность, выделенные противоречия, сформулированная проблема исследования и результаты предварительной опытно-поисковой работы обусловили выбор темыисследования: «Комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе».

Цель исследования – теоретическое обоснование и опытно-поисковая проверка возможности применения ассоциативно-синектической технологии в качестве средства комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей студентов-дизайнеров в условиях вуза.

Предмет исследования – процесс комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе.

Гипотеза исследования состоит в следующем:

1. Вероятно, комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза может быть обеспечено посредством актуализации и приведения их творческих способностей во взаимодействие на основе единого связующего деятельностного стержня – специально организованной творческой художественно-проектной деятельности, направленной на интеграцию умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе изучения комплекса дисциплин отраслевой подготовки и специализации.

2. Предположительно, процесс актуализации и приведения творческих способностей студентов во взаимодействие может быть эффективно реализован при условии применения ассоциативно-синектической технологии развития творчества в качестве единого связующего деятельностного стержня, т.е. средства комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров. Это может быть организовано путем ее включения в дисциплины отраслевой подготовки и специализации начиная с первого курса.

3. Возможно, эффективность комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза может быть повышена посредством организации коллективного выполнения ассоциативно-синектических проектов в разновозрастных группах обучаемых, специально сформированных в период педагогической практики студентов.

4. Вероятно, эффективность комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров на основе применения ассоциативно-синектической технологии в их художественно-проектной деятельности в процессе изучения дисциплин отраслевой подготовки и специализации может быть повышена при условии организационно-педагогического обеспечения взаимосвязи творческих результатов ее применения в этих дисциплинах с содержанием курсовых и выпускных аттестационных работ.

Исходя из научного осмысления цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме комплексного развития художественно-творческих способностей студентов-дизайнеров.

2. Обосновать возможность применения ассоциативно-синектической технологии в качестве средства комплексного развития творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна.

3. Разработать и научно обосновать теоретическую модель и, в соответствии с ней, структуру образовательного процесса подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна, обеспечивающей комплексное развитие их творческих способностей.

4. Выявить педагогические условия эффективности применения ассоциативно-синектической технологии для комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе и провести опытно-поисковую проверку положений выдвинутой гипотезы.

Теоретико-методологической основой исследования являются: учение о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М. Кедров, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); психологические теории развития творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, В.П. Зинченко, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.); ведущие идеи дизайн-образования (О.И. Генисаретский, С.М. Кожуховская, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко и др.), теория профессионального образования дизайнеров (Б. Арчер, А.А. Гаврилина, Дж.К. Джонс, Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко и др.) и профессионального художественного образования (Р. Арнхейм, В.С. Кузин, Ю.Ф. Катханова, Е.В. Шорохов и др.), концепция профессионально-педагогического образования (Э.Ф. Зеер, П.Ф. Кубрушко, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров и др.), принципы педагогики творчества (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, М.М. Зиновкина, Н.Д. Никандров, С.А. Новоселов и др.), идеи комплексного обучения и развития способностей в процессе профессионального образования (А.В. Ефимов, А.П. Ермолаев, Б.С. Мейлах и др.). При определении теоретических подходов к разработке технологических аспектов процесса комплексного развития творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения в сфере дизайна диссертационное исследование ориентировано на труды В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, Н.Н. Тулькибаевой, Н.Е. Эргановой и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ результатов художественно-проектной деятельности студентов, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок. Результаты опытно-поисковой работы обрабатывались с использованием методов математической статистики.

База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Художественно-педагогического института Российского государственного профессионально-педагогического университета (ХПИ РГППУ), филиалов РГППУ в г. Березовском и Кемерово, художественно-графических факультетов Магнитогорского государственного университета (МаГУ) и Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 390 студентов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый этап (2001–2003) – изучение реального состояния и особенностей процесса развития творчества студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе (методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование и др.), эмпирический поиск средств комплексного развития творческих способностей, анализ психолого-педагогической литературы, определение теоретических подходов и методологии исследования проблемы комплексного развития творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна, уточнение научного аппарата исследования.

Второй этап (2003–2004) – обоснование возможности применения ассоциативно-синектической технологии в качестве средства комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров и разработка обеспечивающей это развитие структуры образовательного процесса подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна (методы: теоретический анализ, педагогическое моделирование).

Третий этап (2004–2005) – уточнение педагогических условий и разработка научно-методического обеспечения комплексного развития творческих способностей студентов посредством включения ассоциативно-синектической технологии в содержание дисциплин отраслевой подготовки и специализации начиная с первого курса. Проведение опытно-поисковой работы по проверке влияния выделенных педагогических условий на эффективность исследуемого процесса (методы: педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, анализ творческих работ и др.), апробация промежуточных результатов исследования.

Четвертый этап (2005–2009) – проведение на базе ХПИ РГППУ формирующего эксперимента по проверке эффективности разработанной модели процесса комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров (методы: наблюдение, метод экспертных оценок, анализ творческих работ и др.). Обработка, анализ, интерпретация и апробация результатов исследования. Оформление материалов диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обоснована возможность и эффективность комплексного развития творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна посредством включения ассоциативно-синектической технологии развития творчества в качестве единого связующего деятельностного стержня в дисциплины отраслевой подготовки и специализации начиная с первого курса.

2. Доказано позитивное влияние новой формы применения ассоциативно-синектической технологии на процесс комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров, а именно, организации разновозрастных групп обучаемых для коллективного выполнения ассоциативно-синектических проектов в период педагогической практики студентов.

3. Обоснована целесообразность организационно-педагогического обеспечения взаимосвязи творческих результатов применения ассоциативно-синектической технологии в дисциплинах отраслевой подготовки и специализации с содержанием, курсовых и выпускных аттестационных работ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления о процессе комплексного развития творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна благодаря:

· уточнению содержания понятия «комплексное развитие творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна», которое рассматривается как способ построения содержания образования и организации процесса обучения студентов, обеспечивающий педагогически направляемую актуализацию творческих способностей, их прогрессивное качественное изменение и усиление посредством приведения во взаимодействие на основе единого связующего деятельностного стержня – специально организованной поисковой художественно-проектной деятельности, обеспечивающей сочетание нормативной и творческой составляющих, как в дизайнерском, так и в педагогическом аспектах;

· разработке теоретической модели образовательного процесса подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна, обеспечивающей комплексное развитие их творческих способностей;

· обоснованию путей совершенствования ассоциативно-синектической технологии в аспекте ее влияния на комплексность развития творческих способностей студентов-дизайнеров и разработке в ее структуре метода активизации образного мышления «графический калейдоскоп».

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе диссертационного исследования результаты, выделенные условия, ассоциативно-синектическая технология, усовершенствованная с целью комплексного развития творческих способностей студентов, и учебно-методические пособия по ее применению могут использоваться в образовательной практике педагогических, профессионально-педагогических, технических и архитектурно-художественных вузов и колледжей России, а также в учреждениях дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются применением современной методологии научного исследования, полидисциплинарным подходом к разработке проблемы комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе, анализом и синтезом достижений теорий профессионального и профессионально-педагогического образования, совокупностью методов исследования, адекватных природе исследуемого объекта, репрезентативностью объема выборок, статистической значимостью полученных результатов опытно-поисковой работы, подтверждающих правомерность сделанных выводов, внедрением основных положений исследования в ряде образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования автором опубликовано 21 научная работа, в том числе две публикации в журнале «Образование и наука», включенном в перечень научных изданий ВАК Российской Федерации. Основные положения работыпрошли апробацию на следующих научно-практических конференциях и семинарах: Международная научно-практическая конференция «Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования» (Екатеринбург, 2006); Всероссийские научно-практические конференции: «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург, 2002–2005), «Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования» (Шадринск, 2004), «XXI век – век дизайна» (Екатеринбург, 2005), «Студент–исследователь–педагог» (Рязань, 2009); межрегиональные и региональные научно-практические конференции: «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2002), «Развитие творческого потенциала студентов» (Кемерово, 2006), а также на вузовских конференциях, методологических семинарах ХПИ РГППУ (2002–2009).

Результаты исследования в полном объеме были внедрены в образовательный процесс РГППУ и филиалов в г. Березовском и Кемерово. Отдельные компоненты разработанной ассоциативно-синектической технологии развития профессионального творчества студентов успешно внедрены в ШГПИ, МаГУ, Московском педагогическом государственном университете, Удмуртском государственном университете (Ижевск), Уральском государственном педагогическом университете (Екатеринбург), в Красноуфимском педагогическом колледже, в профессиональном училище «Самородок» (Н. Тагил), в средней общеобразовательной школе № 9 (Ирбит), в Институте развития регионального образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (Екатеринбург), в Федеральном центре технического творчества учащихся (Москва), во Дворце молодежи (Екатеринбург), в Центре «Одаренность и технологии» (Екатеринбург) и т.д.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Включение ассоциативно-синектической технологии развития творчества в качестве единого связующего деятельностного стержня в дисциплины отраслевой подготовки и специализации студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна обеспечит эффективность комплексного развития творческих способностей студентов начиная с первого курса. При этом ассоциативно-синектическая технология должна рассматриваться как средство интеграции умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе изучения комплекса дисциплин отраслевой подготовки и специализации, и как форма организации творческой художественно-проектной деятельности студентов.

2. Эффективность комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза повышается при условии организации коллективного выполнения ассоциативно-синектических проектов в разновозрастных группах обучаемых, специально сформированных в период педагогической практики студентов.

3. Условием повышения эффективности комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров на основе применения ассоциативно-синектической технологии в дисциплинах отраслевой подготовки и специализации является организационно-педагогическое обеспечение взаимосвязи полученных в процессе ее применения творческих результатов с содержанием, курсовых и выпускных аттестационных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 285 наименований, и приложений.


ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОГО

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Бакалавр дизайна

Бакалавр архитектуры

Срок обучения: 4 года

Срок обучения: 4 года

Срок обучения: 5 лет

 
индекс Наименование дисциплин Всего час. индекс Наименование дисциплин Всего час. индекс Наименование дисциплин Всего час.

ГСЭ

Обще гуманитарные и социально-экономические дисциплины

 
  1800 1800     1600  

ГСЭ.Ф

Федеральный компонент

 
  1260 1258 1120

ГСЭ.Р

ГСЭ.В

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

 
  270     270     240  

ОПД

Обще профессиональные дисциплины

4040

ЕН

Обще математические и естественнонаучные дисциплины

 
  834     700  

ОПД.Ф

Федеральный компонент

3440

ЕН.Ф

Федеральный компонент

 

714

Математика и информатика; Концепции современного естествознания; Экология; Основы экономики природопользования;

560

История культуры и искусств, История дизайна, науки и техники, Рисунок, Живопись, Скульптура и пластическое моделирование, Начертательная геометрия и технический рисунок, Информационные технологии и компьютерная графика, Цветоведения и колористика, Дизайн-проектирование.

ЕН.Р

ЕН.В

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)

  52     70

ОПД

Обще профессиональные дисциплины

  3111     1560

ОПД.Р

200

ОПД.Ф

Федеральный компонент

2771

1250

Конструкции гражданских и промышленных зданий, Архитектурное материаловедение, Основы геодезии, инженерное благоустройство территорий и транспорт, Инженерное оборудование зданий, Основы строительного производства, Безопасность жизнедеятельности, Экономика и организация архитектурного проектирования и строительства, Рисунок, Живопись и архитектурная колористика, Скульптура и скульптурно-пластическое моделирование, История искусств, История архитектуры, градостроительства и дизайна, Современная архитектура и дизайн, Современные проблемы истории и теории архитектуры, градостроительства, дизайна; Эстетика архитектуры и дизайна; Введение в профессию;

Введение в профессионально-педагогическую специальность; Возрастная физиология и пси
Окончание таблицы
хофизиология; Общая психология; Психология профессионального образования; История педагоги и философия образования; Общая и профессиональная педагогика; Педагогические технологии; Методика воспитательной работы; Методика профессионального обучения; Безопасность жизнедеятельности; Прикладная экономика.

ОПД.В Курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом (факультетом) 200
ОПД.Р

800

Архитектурное проектирование; Объемно-пространственная композиция; Социальные и экологические основы архитектурного проектирования; Основы теории градостроительства и районной планировки.

2176

ОД.Ф Федеральный компонент

2400

Инженерная графика с основами проектирования; Компьютерная графика; История искусств; История и теория дизайна; Рисунок; Живопись; Пластическая анатомия; Маркетинг; Общее материаловедение; Формообразование; Проектирование.

ФТД

Факультативы

450

СД.В

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)

300

ОД.С Дисциплины специализации 1660

ФТД

Факультативы

450

ОД.В Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 450
ФТД Факультативы 450  

Выводы по первой главе

1. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и практики профессионально-педагогического образования подтвердил актуальность решения проблемы комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе.

2. Теоретически обоснована правомерность рассмотрения комплексного развития творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна, как способа построения содержания образования и организации процесса обучения студентов, обеспечивающего педагогически направляемую актуализацию творческих способностей, их прогрессивное качественное изменение и усиление посредством приведения во взаимодействие на основе единого связующего деятельностного стержня – специально организованной поисковой художественно-проектной деятельности, обеспечивающей сочетание нормативной и творческой составляющих, как в дизайнерском, так и в педагогическом аспектах.

3. Теоретически обосновано, что необходимым условием комплексного развития творческих способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна является организация процесса обучения студентов-дизайнеров профессионально-педагогического вуза на основе применения единого связующего стержня - ассоциативно-синектической технологии развития творчества студентов в процессе художественно-проектной деятельности на дисциплинах отраслевой подготовки и специализации.

4. Методологическим ориентиром комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров должна стать теоретическая модель организации поисковой художественно-проектной деятельности, включающая в себя ассоциативно-синектическую технологию как средство интеграции умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе изучения комплекса дисциплин отраслевой подготовки и специализации, и как форму организации творческой художественно-проектной деятельности студентов.

5. Обосновано, что эффективному комплексному развитию творческих способностей студентов-дизайнеров в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза будет способствовать организация коллективного выполнения ассоциативно-синектических проектов в разновозрастных группах обучаемых, специально сформированных в период педагогической практики студентов

6. Обосновано, что условием повышения эффективности комплексного развития творческих способностей студентов-дизайнеров на основе применения ассоциативно-синектической технологии в дисциплинах отраслевой подготовки и специализации является организационно-педагогическое обеспечение взаимосвязи полученных в процессе ее применения творческих результатов с содержанием, курсовых и выпускных аттестационных работ.


ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО КОМПЛЕКСНОМУ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Выводы по второй главе

1. В ходе опытно поисковой работы подтверждена истинность выдвинутой гипотезы исследования. Доказана необходимость всех сформулированных в гипотезе положений, а также эффективность влияния выделенных педагогических условий на комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров профессионально-педагогического вуза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.1 с.)