Детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детей старшего дошкольного возраста



 

Выпускная квалификационная работа

 

на соискание степени «бакалавр» по направлению подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

профиль подготовки «Дошкольное образование»

 

 

К защите допускаю                                      Научный руководитель:

зав. кафедрой дошкольного                        З.Р. Асанова, к. пед. н.,

образования и педагогики, к. пед. н.          ст. преподаватель__________

______________Э.Э. Абибуллаева

 

 

Симферополь, 2017 г.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ НАРОДНОЙ ИГРЫ …………..……………...………………….9

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста……………………………...9

1.2. Роль народной игры в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста……………….………………………………………..15

1.3. Методические основы использования народной игры в дошкольном возрасте………………………………………………………………………...23

Выводы по главе 1…………………………………………………………….36

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ ИГРЫ ………………………………………………………….....38

2.1. Выявление уровня сформированности активного словаря детей старшего дошкольного возраста………………………………………..……38

2.2.Анализ работы воспитателей по использованию народной игры в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста ….44

2.3.Педагогические условия обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста посредством народной игры……………..................47

Выводы по главе 2…………………………………………………………….52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….………………....57

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...65

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе народной игры, рассматривается в контексте речевого развития детей [1]. Богатый словарь – это признак высокого развития речи ребенка. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений и, в частности, обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Практика показывает, у дошкольников с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Чем богаче активный словарный запас ребенка, тем содержательнее и красочнее его устная речь. Решение значимой для каждого дошкольника проблемы обогащения активного словаря во многом зависит от корректной, «законосообразной» деятельности воспитателей ДОУ.

В настоящее время такая деятельность воспитателей является недостаточно результативной. Одной из важнейших задач развития речи в детском саду является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря дошкольников. При этом воспитатели совершенно не используют в практической деятельности народные игры, применяя такие традиционные методы воспитания как беседа, экскурсия, методы наглядности. Причина такого положения – в недостаточной разработанности педагогических условий обогащения словарного запаса посредством народной игры.

Большое значение в системе обогащения лексического запаса у старших дошкольников на занятиях по развитию речи имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами. Воспитателю необходимо сделать такие занятия интересными и доступными. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли В. Гербова, А. Иваненко, М. Конина, В. Логинова, Л. Пеньевская, Е. Тихеева, В. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. Сохин, Е. Струнина, О. Ушакова.

Описывая характерные особенности речи детей, многие авторы      М. Алексеева, Л. Выготский, Р. Лалаева, Р. Е. Левина, А. Лурия,                     Н. Серебрякова, Н. Стародубова, Т. Филичева, Н. Чевелева, Г. Чиркина,    О. Ушакова, Д. Эльконин, В. Яшина и др. выделяют нарушение лексики как одно из наиболее важных в структуре данной патологии.

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в развитии речи получили обоснование в трудах В. Белинского,                 Н. Добролюбова,  Н. Чернышевского и др.

К. Д. Ушинский советовал обратить внимание на народные игры, рекомендовал педагогам «разработать этот богатый источник, организовать их». Он считал их материалом наиболее доступным детям, так как образы, сюжеты близки их воображению. Е. Водовозова, Ф. Лесгафт и А. Симонович много внесли в дальнейшую разработку проблемы использования народных игр в работе с детьми. Они подчеркивали их главное достоинство – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии.

Однако, несмотря на всю ценность исследований проблемы обогащения словаря детей, многие вопросы остаются мало разработанными. Необходимо существенное уточнение сущности обогащения словаря дошкольников. Требуют рассмотрения и процессуальные характеристики, закономерности обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, открытым остается вопрос о средствах обогащения словаря посредством использования народной игры, поскольку педагогами спользуются преимущественно традиционные методы.

Одновременно с теоретическими сформировались и практические предпосылки решения проблемы обогащения словаря. К ним следует отнести попытки определения ценностей, которые должны лежать в основе жизни современного российского общества, принятие Федеральной программы развития воспитания в системе образовательных учреждений России, Концепции модернизации российского образования до 2010 г., применение на практике технологии организации духовной деятельности детей, обращение педагогов к культуре как к контексту воспитания, отказ от традиционного «мероприятийного» подхода в обогащении словаря и попытки обнаружить эмпирическим путем новые, более результативные подходы. Таким образом, определяются тенденции реализации современных идей обогащения словаря. Однако эти тенденции не получили пока должного теоретического осмысления.

Таким образом, все более остро обнаруживаются противоречия между: тенденцией развития педагогической теории и практики в направлении гуманитарности и недостаточным учетом положений гуманитарной педагогической парадигмы применительно к исследованию обогащения словаря; необходимостью законосообразного построения процесса обогащения словаря и фрагментарностью в обосновании основных характеристик данного процесса; спецификой деятельности по обогащению активного словаря у дошкольников как деятельности, имеющей ценностно-смысловую направленность, и недостаточной обоснованностью педагогических средств, учитывающих названную специфику; необходимостью организации деятельности воспитателей по обогащению словаря в виде обоснованных педагогических условий.

Названные противоречия свидетельствуют об остроте проблемы, которая состоит в недостаточной обоснованности педагогической деятельности по обогащению словаря у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры.

Объект исследования: речевое развитие дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия обогащения активного словаря у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры.

Цель исследования: выявить педагогические условия обогащения активного словаря у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста и раскрыть понятие «активный словарь».

2. Раскрыть роль народной игры в обогащении активного словаря детей и обозначить методические основы использования народной игры в дошкольном возрасте;

3. Определить критерии и выявить уровень сформированности активного словаря у детей старшего дошкольного возраста.

4. Проанализировать работу воспитателей по использованию народной игры в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Для решения обозначенных задач, достижения цели и проверки гипотезы исследования использованы следующие методы:

теоретические: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,

эмпирические: наблюдение, индивидуальные беседы, педагогический эксперимент (констатирующий этап), статистические методы обработки данных.

Практическое значение результатов исследования: подобран и адаптирован диагностический материал для выявления уровня сформированности активного словаря у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры.

Базой исследования выступило образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад «Василёк» с. Доброе». В исследовании приняли участие 2 старшие группы, в количестве 45 человек, возрастом от 5 до 6 лет, 3 воспитателя.

Апробация результатов исследования: основные положения бакалаврcкой работы были прཾедཾстཾавлеཾны в виде доཾклཾадཾа на:

- XV наཾучཾноཾ-практической коཾнфཾерཾенциཾи «Январские педагогические чтཾения: “Развитие неཾпрཾерཾывноཾго образования: глཾобཾалཾьные и региональные аспекты”» (26 января 2017 г., Сиཾмфཾерཾопཾолཾь) с докладом на тему «Роль народной игры в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста»;

- III студенческой научно-практической конференции «Теория и практика этнопедагогических исследований» (21 марта 2017 г., Симферополь) с докладом на тему «Народная игра в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста»;

- II Международной заочной наཾучཾноཾ-практической коཾнфཾерཾенциཾи«Современные проблемы обཾщеཾй и специальной пеཾдаཾгоཾгиཾки»      (5 апреля 2017 г., Суཾргཾут) с докладом на теཾму «Народная игра в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста».

Пу ཾ бл ཾ ик ཾ ац ཾ ии:

1. Боровикова А. А. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством народной игры / А. А. Боровикова // Перспективы современной психологии и педагогики. Выпуск 5. – Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2017. – 295 с. – С. 41-44.

2. Боровикова А. А. Народная игра в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста / А.А. Боровикова // Электронный сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции «Современные проблемы общей и специальной педагогики»   (5 апреля 2017 г.).

Структура и объем работы. Бакалаврcкая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы,              2 приложений. Основной текст работы содержится на 64 страницах. Работа содержит 1 таблицу, 1 рисунок, список литературы содержит 72 наименования.

 

ГЛАВА 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.017 с.)