Умение вести разговор — это талант 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умение вести разговор — это талант



— Если хочешь заинтересовать другого человека разговором, ста­райся расположить его к себе с первой же минуты, с первых же слов. Непременное условие взаимопонимания в общении — участливое, доброе отношение к собеседнику. Мне кажется, что добрый чело­век — это такой человек, который обладает воображением и понима­ет, каково другому, умеет почувствовать, что чувствует другой. Заду­майся, а умеешь ли ты разговаривать с людьми, например в компании друзей, знакомых?

Сейчас многие этого не умеют. Наверное, ты можешь припом­нить такую ситуацию: пришли в гости к знакомым или собрались где-то компанией, думали дружески поговорить, обсудить самые раз­нообразные, интересные всем проблемы. А разговор не получился. Почему?

Все говорят одновременно (и ты тоже!), шумно, с увлечением, каж­дый — о своем, и друг друга не слушают. И в результате — никакого удовольствия от встречи. А это так обидно. Воспитанный человек умеет разговаривать в компании, он уважает собеседника или собе­седников, а поэтому с интересом выслушивает их, не торопится с соб­ственными высказываниями.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

К. Морли остроумно заметил, что «существует только один спо­соб стать хорошим собеседником — уметь слушать». И еще, обрати внимание на то, что беседу, разговор оживляет не столько ум, сколько взаимное доверие. Это доверие означает уверенность в себе и своем собеседнике, в мотивах своих и его поступков, благожелательное от­ношение друг к другу и окружающим. Доверие основано на искрен­ности собеседника. Никакое общение, сотрудничество не может ос­новываться на недоверии и подозрительности. Развивай у себя чувст­во доверия к людям. Хороший человек обычно доверчив. В своих отношениях с людьми он исходит из представления, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется, огорчается, расстраива­ется, когда в ком-то этих качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика («Так уж и ничего он с это­го не имеет?!»), карьериста («Что это он так старается, ему что, боль­ше всех надо?!»), любую удачу другого человека объясняет тем, что «кто-то его толкает, кто-то за ним стоит», или тем, что тот использо­вал недозволенные средства — хитрость, лесть, обман; и его очень трудно убедить в порядочности этого человека. Среди твоих знако­мых тоже, наверное, есть и плохие, и хорошие люди. А ты?

Вероятно, тебе, как и каждому, есть над чем задуматься. Ты дол­жен научиться культурно спорить. При этом помни, что в споре мо­жет родиться истина и он имеет какой-то смысл только в том случае, если идет обсуждение того или иного факта, явления, ситуации, если выслушиваются аргументы «за» и «против», сопоставляются мнения. Самое трудное в споре — иметь четкое представление о своей точке зрения. О позиции, которую ты защищаешь. Быть может, и с тобой так бывало, когда ты просто навязывал свое мнение, делал это упор­но, не заботясь о доказательствах, не слушая возражений и, главное, не интересуясь ими. А ты никогда не воспринимал возражения как личную обиду?

Тут уж забывается предмет спора, да и не спор это. Между тем культура поведения в споре предполагает необходимость вниматель­но выслушивать и другую сторону, с уважением относиться к другой точке зрения.

Народная поговорка предупреждает: «Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь».

5. Общениеэто...

А. Невербальное общение. «Передай другому».

Дети сидят в кругу и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соот­ветствующим образом и назвать.

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 19. Эффективные приемы общения

Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется, пока все не примут участие. Обсуждение.

• Легко или трудно было передавать предмет?

• Кому легко?

• А в чем были трудности?

• Легко или трудно было отгадывать предмет?

• Кому было легко?                                               '

• А в чем заключались трудности?

Б. Наблюдательность в общении. «Что помню?» Один из детей (по желанию) садится спиной к аудитории. Осталь­ные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водяще­го — как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз. Обсуждение.

• Легко или трудно было описывать внешность?

• В чем были трудности?

• Почему?

• Что легче всего вспоминается?

• Что труднее?

• Кому было легко выполнять это упражнение?

• Почему?

В. Умение слушать другого. «Спина к спине».

Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в те­чение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.

Обсуждение.

Дети делятся своими ощущениями.

• Легко ли было вести разговор?

• В чем были трудности?

• Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения.

Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

Г. Точная передача информации. «Пересказ текста».

— Сейчас все вы покинете комнату, останется только один чело­
век. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго
участника и первый перескажет ему текст, который только что про­
слушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника. Второй рас­
скажет ему то, что рассказали ему. Затем я позову следующего и так
до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко
всем внимательно слушать каждого участника.

Затем выполняется упражнение согласно инструкции.

Текст подбирается психологом произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Хорошо подходят газетные заметки из рубри­ки «Информация».

Необходимо, чтобы было два-три героя и определенная протяжен­ность действия. Объем текста — около 50 строк. (Психологу следует иметь запасной вариант текста, на случай повтора упражнения.)

Обсуждение.

• За счет чего произошло искажение информации?

• Что «своего» каждый внес в рассказ?

• Бывает ли так в жизни?

• Что надо делать, чтобы искажения были минимальными? 6. Как укреплять свою коммуникабельность

— Облегчите другим общение с вами, идя им навстречу. Для этого
внимательно изучите следующие рекомендации и следуйте им. И вы
будете «душой общества».

1. Серьезно ищите себе друзей.

2. Открыто проявляйте интерес к другому человеку.

3. Идите навстречу людям с открытым сердцем.

4. Улыбайтесь до того, как начнете говорить.

5. Спрашивайте других об их интересах.

6. Сначала представляйтесь сами, называя свое имя.

7. Задавайте человеку вопросы.

8. Сами говорите меньше.

9. Отвечайте на каждый заданный вам вопрос.

 

10. Помогайте другим преодолевать трудности.

11. Проявляйте сердечность.

12. Будьте спокойны и невозмутимы.

13. Будьте терпимы и оптимистичны.

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 19. Эффективные приемы общения

14. Говорите четко и членораздельно мелодичным голосом.

15. Смотрите на человека заинтересованно.

16. Проявляйте понимание.

17. Внимательно слушайте собеседника.

18. Запоминайте то, что говорил собеседник.

19. Держите себя спокойно и уверенно.

20. Крайне осторожно высказывайте свою точку зрения.

Успех в общении

— Чем же определяется успех в общении? Обычный ответ: зна­
ниями, эмоциональностью, техникой разговора, умением найти «об­
щий язык», правильно слушать собеседника и многим другим. Все
это правильно. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить:
главное в общении — это сам человек.

Общаясь, мы прежде всего используем самого себя.

Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже самой нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уни­кальными мирами — человеческими личностями. Для этого надо со­всем немного... суметь открыть себя другому. (Под открытостью, ес­тественно, понимается вовсе не обрушивание на другого интимных подробностей своей жизни.) Сюда входят прежде всего умение от­крыто выражать свои чувства и переживания, способность быть са­мим собой, отказ от всякого искажения своей личности в глазах дру­гого — желание выглядеть лучше или хуже, чем есть на самом деле, способность подпустить другого как можно ближе к себе. Для обще­ния у нас все уже есть — наша неповторимая личность. Поэтому вы­ражение «научиться общаться» в принципе не совсем верно. Как раз общаться-то мы на самом деле всегда умеем.

Наша же проблема совсем в другом. В жизни мы только тем и за­нимаемся, что мешаем друг другу открываться. «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Значит, надо «научиться» убирать все­возможные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения.

8. «Как слово наше отзовется...»

— Помни, что твои высказывания, мнения, суждения, доказатель­
ства — тоже твое поведение. Такое поведение психологи называют
вербальным (словесным).

Мы иногда не придаем должного значения словам, особенно ска­занным в минуту раздражения, усталости или просто походя — в авто-Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

бусной толчее, на перемене в школе, дома маме... Однако наши слова, содержание нашей речи значат не меньше, чем наши реальные дей­ствия и поступки.

Неслучайно об этом говорится в таких точных народных послови­цах: «Слово пуще стрелы разит»; «От слова спасенье и от слова поги­бель»; «От одного слова — да навек ссора»... Поверь, что твои гру­бость и резкость отрицательно влияют не только на других, но и на тебя самого. Если ты не сдержался, по какому-то ничтожному поводу задел человека обидным словом — значит, ты унизил не только его, а прежде всего самого себя, что-то потерял в себе. Тебе, наверное, зна­комо это чувство внутреннего стыда и раскаяния, когда ты говоришь себе: «Зачем же я так сказал? Ведь это же неверно, несправедливо, да я так и не думаю. Что же теперь делать? Попробовать объясниться? А поверит ли он (она) мне? Господи, как стыдно!» Сила слова беспре­дельна. Особенно доброго слова. Таким словом можно успокоить че­ловека, убедить его в чем-то, привлечь внимание к какому-либо явле­нию, пробудить благодарные чувства.

Вспомни такие привычные и простые «спасибо» и «пожалуйста» — насколько с ними приятнее и легче жить. Не случайно в детских сказ­ках «пожалуйста» — волшебное слово, открывающее человеческие сердца. А «здравствуйте»? Попробуй произнести его не торопливо, не как бездумное «здрасьте», а медленно, с чувством: «Здрав-ствуй-те!» и посмотри при этом тому, кого ты приветствуешь, в глаза, улыбнись ему (или ей, или им). Поверь, что и у тебя, и у него (у нее, у них) це­лый день будет хорошее настроение. Ведь дело не только в самих сло­вах, но и в тоне, каким эти слова произносятся.

Гость

Группе предъявляется иллюстрация.

Детям предлагается угадать, каким будет задание в данном упраж­нении.

Раздавая материалы, психолог просит детей представить, что они беседуют с гостем. Им может быть кто-то, кого они знают, или же не­кто, с кем им хотелось бы познакомиться. Дети рисуют себя, своего гостя и угощение. В пространстве для слов над столом они записыва­ют воображаемую беседу.

Обсуждение.

Дети рассказывают, почему они выбрали именно этого гостя к обе­ду. Психолог помогает им сфокусироваться на том, чем интересен для них данный человек. Дети описывают обед, зачитывают текст бе­седы и подробно излагают ее.

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 20. Я тебя понимаю

Психолог поощряет остальных к тому, чтобы больше и подробнее расспрашивать о госте, угощении и о беседе.

Найди свою пару

— Я раздам вам карточки, на которых написано название живот­
ного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам
достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у
кого-то есть карточка, на которой тоже написано «слон».

Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно уб­рать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользо­ваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Други­ми словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образо­ваны, мы проверим, что у нас получилось.

Ритуал прощания

Занятие № 20. Я тебя понимаю

Цель: продолжение работы по самоанализу, совершенствованию уме­ний эффективного общения, коммуникативных навыков.

Ритуал приветствия

Твое будущее

— Традиционное приветствие сегодня мы проведем под девизом
«Твое будущее». Приветствуя друг друга, вы должны сделать вашему
партнеру небольшой прогноз на будущее. Например, «Здравствуй,
Боря, я думаю, что через пять лет ты будешь более добродушным и
отзывчивым». Вам нужно подойти по очереди ко всем членам группы
и, вспомнив все, что вы уже знаете о своем партнере, высказать пред­
положение о его будущем.

Понимание

Одно из основных умений человека, которого мы называем общи­тельным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т. п. В какой степе­ни эти способности развиты у вас? Давайте проверим прямо сейчас. Среди членов группы выберите человека, чье состояние и мысли вы будете угадывать.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

Вам дается три минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т. п.

Затем мы сядем в большой круг и вы, обращаясь к человеку, со­стояние которого описали, расскажите ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т. е. высказать свое мнение. Если рассказанное вами со­ответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может под­твердить правильность ваших наблюдений. Или опровергнуть ваши догадки, указав при этом на допущенные вами ошибки.

Мы с тобой одной крови»

— Помните Маугли? И урок, который дал ему учитель — медведь Балу? Правильно, прежде чем что-то сделать, скажи заклинание: «Мы с тобой одной крови, ты и я!» И тогда тебя принимают и понимают, что ты такой же. Давайте подумаем над тем, что же объединяет нас? Для этого нужно выбрать себе партнера и сесть рядом с ним. Возьми­те чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок «Наше сходст­во» и поставьте двоеточие.

Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Другой характер, рост, вес, цвет волос или глаз? Наверное, вы видите очень много различий. И это естественно, ведь он — Другой. Но сей­час подумайте о том, что вас объединяет, в чем состоит ваше сход­ство? Ведь оно есть. Только нельзя об этом спрашивать вашего парт­нера. В течение 4-5 минут вы будете молча работать, заполняя ваш листок под заголовком «Наше сходство», думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то другом.

При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Они, разумеется, важны, но поразмышляйте больше о психологиче­ских характеристиках, которые вас могут объединять. Что это может быть? Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?

Именно этот стиль рекомендуется для ваших записей. Мы оба: а) добрые; б) тактичные; в) приятные в общении; г) любим слушать музыку и т. д.

После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обме­няться списками, для того чтобы выразить свое согласие или несогла­сие с тем, что написал ваш партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись, тем самым давая понять, что ваш

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 20. Я тебя понимаю

партнер ошибся. После взаимного анализа вы можете обсудить ре­зультаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи.

Другой акцент

— Часто в нашей речи мы совершенно не обращаем внимания на
то, какие слова мы говорим. Например, после того как вы предложили
партнеру принять участие в каком-либо деле, он говорит, что ему не
совсем ясно, о чем идет речь. Вы можете отреагировать двумя прин­
ципиально разными способами.

Первый из них, который обычно используют некомпетентные в общении люди, выглядит примерно так: «Вы меня не поняли» («Ну какой же вы бестолковый человек!»).

Второй способ реакции на возникшую ситуацию, который исполь­зуют опытные в общении люди, — это: «Извините, я плохо выразил свою мысль» (читай в скобках: «Я сегодня, действительно, не совсем в форме и готов еще раз повторить свое предложение»).

Вы понимаете, что первым ответом мы перекладываем всю ответ­ственность на партнера и тем самым ставим его в неловкое положе­ние. Эти слова как бы подчеркивают, что он некомпетентен, плохо разбирается в вопросе, который обсуждается, и т. д. Ваш партнер мо­жет сделать и другие мрачные выводы.

Второй вариант ответа снимает с вашего партнера значительную долю ответственности. Такими словами вы принимаете все на себя и показываете свою готовность продолжить разговор, несмотря на то что с первого раза не все получилось так, как вы хотели.

Какая тактика более эффективна?

Я думаю, что выводы вы сделаете сами.

Давайте сегодня потренируемся в использовании именно второй тактики ведения разговора. Для этого мы сначала соберем несколько примеров высказываний первого типа, при котором вся вина пере­кладывается на партнера.

Желательно, чтобы это были примеры из вашей личной практики, которые вы часто слышите при общении со своими друзьями, знако­мыми и другими людьми. После этого мы все вместе перенесем ак­цент в ответе на себя, т. е. переделаем ответы во второй вариант, кото­рый более эффективен при ведении диалога.

Круг моего общения

— У каждого человека есть знакомые. У кого-то много хороших дру­
зей, а кто-то за всю жизнь так и не смог обзавестись настоящим дру­
гом. Сейчас вы проанализируете круг своих знакомых и запишете их
имена в специальную аналитическую таблицу «Круг моего общения».

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

Круг моего общения

 

Возрастная категория Имя и фамилия Тип отношений (общения)
Сверстники Люди старше меня на 3-5 лет Люди старше меня на 6-10 лет Люди старше меня более чем на 10 лет Ребята моложе меня на 1-3 года Ребята моложе меня на 4-5 лет Совсем маленькие дети    

В графу «Имя и фамилия» вы должны вписать имена и фамилии людей, с которыми вы действительно регулярно общаетесь, а не про­сто здороваетесь или разговариваете один раз в месяц. Если их будет много, увеличьте место в таблице для того, чтобы вписать всех.

Проанализируйте, постарайтесь понять, в каких отношениях вы с этими людьми.

Кто лидер в вашей паре во время общения?

Кто из вас инициирует общение?

Какие чувства вы испытываете во время разговора с каждым из них?

Радость, удовлетворение, а может, подавленность и страх? Почему?

Что является предметом разговора, о чем вы чаще всего говорите, какие проблемы обсуждаете?

Каким образом вы заканчиваете беседу?

Что испытываете после ее завершения? Желание скорее снова уви­деться или горечь от разговора?

Как часто происходят ваши встречи и как долго они длятся? Ми­нутный обмен репликами типа: «Как дела?», «Все нормально?» или, как правило, это обстоятельный разговор и душевная беседа? Исходя из всего вышесказанного сделайте запись в графе «Тип отношений (общения)».

Затем вы объединитесь в группы по 7-8 человек и зачитаете свои записи. Не обязательно зачитывать все свои записи, можно ограни­читься теми, которые можно комментировать, т. е. добавлять свои са­мые новые впечатления.

Я тебя понимаю

Каждому подростку предлагается среди членов группы выбрать человека, чье состояние и мысли он сможет отгадать по глазам, по вы­ражению лица, по позе и т. п.

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие №21. Взаимопомощь

Участникам дается 3 минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем думал выбранный человек во время занятия, какие чувства ис­пытывал и т. д.

Продолжение упражнения может проходить в двух вариантах.

А. Каждый подросток, обращаясь к человеку, состояние которого он описывал, рассказывает ему о нем (о его состоянии и его мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рас­сказ. Если рассказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность наблюдений. В про­тивном случае он может опровергнуть догадки, указав на допущен­ные ошибки.

Б. Каждый подросток описывает состояние партнера, который не знает, что все это относится к нему. Дети должны определить, чье со­стояние было описано.

8. Домашнее задание: «Новые знакомые»

— Вам нужно до следующего занятия познакомиться как мини­
мум с двумя новыми людьми. Это могут быть ваши соседи по дому,
с которыми вы еще до сих пор не знакомы, или ребята, которые учат­
ся в той же школе что и вы, но с которыми вы даже не здоровались до
сих пор, и т. д. Используйте для этого любую возможность: в транс­
порте, в кинозале и т. д. Основательно готовьтесь к этому и после каж­
дого нового знакомства продумывайте, как можно еще лучше устано­
вить с человеком контакт.

Ритуал прощания

Занятие №21. Взаимопомощь

Цель: осознание собственного влияния на других людей и значи­мости их в своей жизни; поиск способов расположения людей к себе; упрочение благоприятного климата для отношений.

Ритуал приветствия

Пишущая машинка

— Давайте представим себе, что все мы — большая пишущая ма­
шинка. Каждый из нас — буквы на клавиатуре (немного позже мы
распределим буквы, каждому достанется по три буквы). Наша ма­
шинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово,
например «поезд», и тогда тот, кому достанется буква «н», хлопает в
ладоши, потом мы все вместе хлопаем в ладоши, затем хлопает в ла­
доши тот, у кого буква «о», и снова общий хлопок и т. д. (Тренер рас-

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

пределяет буквы.) Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать слово с самого начала.

Тимуровцы

— Давайте расскажем друг другу о том, кому и в чем мы помогли за
последние дни. Кто это был? Ваш самый близкий родственник или
очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам
человек? Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том,
при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил
о помощи или это была ваша инициатива?

Кто первый готов рассказать о своем «тимуровском поступке», т. е. о бескорыстной помощи людям? Во время рассказа остальные участники должны слушать говорящего, обращая внимание на его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т. д. Не забывайте при этом внимательно слушать и его рассказ, о чем он говорит, кому и какую помощь он оказал, при каких обстоятельствах это было.

Друг для друга

— Люди рождены друг для друга. Это сегодня уже аксиома, т. е.
утверждение, которое не требует доказательств. Хотя если у кого-то
из вас есть желание, мы можем обсудить это утверждение.

Основная задача этого этюда подумать над тем, где и чем может быть полезен вам каждый член группы. Например, вы написали тре-нинговое имя «Игорь» и напротив него сделали запись: «С ним можно начать бизнес, пойти в турпоход и поговорить о футболе». Напротив имени «Оля» вы написали: «С ней можно создать семью, воспитать двоих детей, поговорить о театре и поэзии и, конечно, о кулинарных рецептах». Таким образом вам нужно проанализировать список всех членов группы. А затем мы объединимся в большой круг и выслуша­ем друг друга. Думаю, что всем будет интересно узнать ответ на во­прос: «На что же я сгожусь?»

Доброта

— В каждом из нас в той или иной степени развито чувство добро­
ты, доброе отношение к людям. Сейчас мы будем говорить добрые
слова о других людях. Что вы можете сказать доброго и хорошего о
своих близких, родных и знакомых? У вас есть 5 минут для того, что­
бы подготовиться к рассказу. Вы самостоятельно выбираете людей, о
которых будете рассказывать. Ваш рассказ должен быть очень крат­
ким и по существу, при этом нужно подчеркнуть, что именно вы це­
ните в каждом из тех, о ком рассказываете.

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие №21. Взаимопомощь

6. Улыбка

— К сожалению, сегодня редко можно встретить человека, кото­
рый просто улыбается проходящим мимо людям. Мы уже привыкли
видеть хмурые лица вокруг и, самое страшное, сами перестали улы­
баться. Давайте сделаем улыбку традицией нашей группы. Это озна­
чает, что первым знаком приветствия, обращения должна быть благо­
желательная улыбка. С какими бы словами мы ни подходили друг
другу, начинаем наше общение с улыбки. И не только в группе, пусть
это станет вашей новой хорошей привычкой при общении с другими
людьми. Для того чтобы улыбка стала нашей доброй традицией, мы
будем, особенно во время следующих занятий, специально обращать
на это внимание, т. е. при контакте с любым членом группы, если вы
увидите, что человек не улыбнулся вам (он мог просто забыть или до
сих пор еще не может преодолеть некоторый внутренний барьер), вы
очень тактично будете напоминать ему, что в группе есть традиция
начинать и заканчивать разговор доброй улыбкой. А теперь подойди­
те друг к другу и улыбнитесь. Скажите несколько приятных слов. Об­
ратите особое внимание на свои ощущения. Что вы чувствуете, улы­
баясь другому человеку? Трудно ли улыбаться всем членам группы?
Возникает ли чувство неловкости, напрягаются ли мышцы лица?
А что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам? Приятно ли это
вам? Или возникает чувство, что сейчас о чем-то попросят?

У вас есть 10 минут для общения, начинающегося с улыбки. После этого мы соберемся в круг и обсудим ваши впечатления.

Вежливость

— Какие правила общения (поведения) приняты в той среде, где
вы чаще всего бываете? Как вы обычно приветствуете друг друга, как
благодарите, какими словами или жестами выражаете свою призна­
тельность? А как вы выражаете свое недовольство или несогласие?
А чувство гнева или раздражения?

Хотелось бы все это услышать и, по возможности, увидеть. Толь­ко, естественно, оставаясь в рамках приличия.

Почему именно так чаще всего общается между собой молодежь, почему в компании подростков не принято говорить «спасибо» и «по­жалуйста», «благодарю тебя» или «я прошу тебя...»?

Давайте во время занятий попробуем новый стиль отношений, который мы назовем «вежливость». Сначала в дополнение к тем пра­вилам, которые были приняты на прошлом занятии, мы с вами разра­ботаем свод правил вежливого общения. Этот свод под названием «Вежливость» будет действовать на протяжении всего тренинга.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

В течение 5 минут каждый из вас составит свои конкретные предло­жения для общего свода правил. Затем мы их обсудим и проголосуем за окончательный список.

А для того чтобы эти правила вежливости действовали в группе, введем систему штрафов, которую вы сами и разработаете. Вам дает­ся еще 5 минут на то, чтобы продумать конкретные наказания тем, кто будет эти правила нарушать. Например, за грубое слово, сказанное партнеру, нарушитель рассказывает всей группе историю или прит­чу, где говорится о том, что грубость — это человеческий порок, или находит высказывание или поговорку, в которой говорится о том, что человек делает большую ошибку, грубо общаясь с окружающими. В качестве примера можно привести слова Эзопа: «Лаской почти все­гда добьешься больше, чем грубой силой».

Поведение и культура

— Поведение культурного человека должно соответствовать об­щепризнанным нормам и правилам. Тебе следует следить за своими манерами, правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со старшими, уметь держать себя непринуж­денно, но с достоинством, как в знакомом, так и малознакомом обще­стве; понимать, что будет приличным, а что неприличным в данной обстановке. Например, неприлично кричать, громко переговаривать­ся, перебивать другого, навязываться в друзья и знакомые, задавать неуместные или нескромные вопросы. «О друзьях, — шутил А. Мо-руа, — у которых вы только что отобедали, не стоит говорить гадости в радиусе ста метров от их дома». Общая культура предполагает опре­деленную начитанность человека, более или менее широкий круг ин­тересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмо­циональную сдержанность и, главное, высокую порядочность. Япон­ский писатель Сей-Сенагон замечает: «Завидовать другим, жаловать­ся на свою участь, приставать с расспросами по любому пустяку, а ес­ли человек не пойдет на откровенность, из злобы очернить его; краем уха услышать любопытную новость и потом рассказывать направо и налево с таким видом, будто посвящен во все подробности, — как это мерзко!» Любые нарушения правил культуры поведения или отсут­ствие этой культуры ведут к нарушениям отношений между людьми. Ты из своего опыта, наверное, знаешь, как бывает обидно и как пор­тится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не из­винится, или скажет грубое слово, или не заметит, что ты устал, и начнет приставать с расспросами, или не поймет твоего состояния и будет шутить, когда тебе совсем не до шуток. Этот «кто-то» — мало-Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 22. Творческая личность

культурный, невоспитанный человек. Сколько огорчений, неприят­ностей и обид доставляют такие люди — ив школе, и дома, и в магази­нах, и даже в больницах, и в других местах.

9. Доброе слово

— Мы все чувствительны к комплиментам. На прошлом занятии вы сказали много добрых слов о своих близких и просто знакомых. Люди действительно заслуживают того, чтобы о них говорили с доб­ром в сердце. А те, кто присутствует сегодня на занятии нашей груп­пы? Давайте начнем наше общение именно с доброго слова. Поста­райтесь найти для каждого человека нужные слова. Это будет еще од­ной небольшой проверкой того, насколько доброжелательно вы отно­ситесь друг к другу, умеете ли видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при об­щении с каждым членом группы. Обращайте внимание на свои ощу­щения, запоминайте их, чтобы потом обсудить это со всей группой.

Ритуал прощания

Занятие № 22. Творческая личность

Цель: углубление процесса самораскрытия; поиск того, что отличает конкретного человека от других людей; обучение тому, как позитив­но находить выход из ситуаций; помощь в определении личностных ценностей.

Ритуал приветствия

Представление имени

Дети встают в круг. Поочередно каждый подросток выходит в центр круга и называет свое имя, сопровождая это каким-либо жес­том или позой. Выбор жеста или позы осуществляется произвольно, по желанию игрока. Главное, чтобы через это движение был передан образ человека, представляющего себя.

Например, одна из участниц называет свое имя «Анна» и одновре­менно делает низкий русский поклон. Другая участница произносит имя «Ирина» и демонстрирует танцевальное па. При помощи жестов и поз участники представляют группе свой характер, темперамент, свою «визитную карточку».

После того как каждый из игроков представил группе свое имя, ос­тальные по очереди рассказывают, как они поняли партнеров по игре. Особенно подробно разбираются случаи, где было замечено рассогла­сование имени человека и позы, через которую он себя представил.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

3. Медитация

A. Организационный момент. Возврат к нормам.
Б. «Тихая медитация».

— Закройте глаза и расслабьтесь.

Дышите глубоко. Найдите свой пульс, почувствуйте, как кровь те­чет по кровеносным сосудам.

Ваше сердце бьется ровно. Вам спокойно и хорошо.

Впереди у вас 3 часа приятной работы, вы что-то узнаете о себе, о других. Вас окружают люди, которым вы интересны и которые инте­ресны вам. Вы доверяете им, вы — один из группы, и от каждого из вас зависит успех нашей работы. Сделайте несколько глубоких вдохов.

Представьте себя зерном какого-нибудь растения. Вам тепло и уют­но в земле, но у вас есть потребность как-то выразить себя и поэтому вы начинаете расти.

Вы ощущаете свою силу, свои возможности. Вот вы и проросли, прорвались на поверхность. Почувствуйте солнечное тепло, комфорт. Вас окружают растения, похожие на вас, но другие. Это цветы, ягоды, грибы, деревья. Их внешний вид очень разный, но они и вы развивае­тесь по одним законам. Никто никому не мешает, вам радостно, что теперь вы не один: вы можете слышать, чувствовать других. Пред­ставьте себе со всеми подробностями, какое вы растение, во что вы выросли. Постепенно возвращайтесь сюда, в класс.

Когда будете готовы — откройте глаза.

B. Опрос по кругу, кто во что вырос.

Г.

— Что вы чувствовали во время медитации?

Д.

— Мне хотелось сегодня дать такое упражнение, скорее всего из-за
того, что наступила настоящая весна.

Как вы относитесь к весне?

Любите ли вы ее?

Какое у вас настроение весной?

А какое время года вы любите больше всего?

Существуют определенные «стереотипы» в цветном восприятии времен года, но тем не менее у каждого из вас есть свое собственное восприятие времен года.

Сейчас я попрошу вас нарисовать свое ощущение разных времен года. Вы свободны в своем выражении и можете использовать знаки, символы, разные размеры и т. п.

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 23. Как достичь цели

Творческие силы

— Каждый человек в той или иной степени обладает определен­ным запасом творческих сил. Каждый человек, безусловно, индиви­дуален в своем творчестве. Но в то же время у всех есть какие-то общие черты. Сегодня мы займемся тем, что составим обобщенный портрет творческой личности. Для этого каждый из вас сначала должен напи­сать не менее десяти признаков, характеризующих творческую лич­ность. При этом вы можете думать о тех людях, которых вы считаете творческими. Не забудьте и про себя, ведь у вас также есть элементы творческого мышления. На эту работу вам отводится 7 минут.

На втором этапе мы объединимся в круг и обсудим ваши предло­жения. Путем голосования наша группа составит обобщенный порт­рет творческой личности.

На третьем этапе каждый из вас будет оценен по этому обобщен­ному перечню качеств.

Коллективная сказка

Группа придумывает сказку. Первый говорит одно предложение. Второй говорит второе предложение, представляющее собой продол­жение сказки, и т. д. по кругу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.261 с.)