Оценка эффективности интеграционного объединения еаэс как фактора повышения конкурентоспособности Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности интеграционного объединения еаэс как фактора повышения конкурентоспособности Российской Федерации



Тема конкурентоспособности страны в современных условиях обретает высокую степень актуальности. Знание сущности и факторов конкурентоспособности дает возможность анализировать складывающуюся в стране ситуацию, а также выявлять слабые места экономики, над которыми необходимо работать для повышения конкурентоспособности.

Что касается позиционирования РФ в мире, то на протяжении последних лет страна стабильно находилась в седьмом десятке Рейтинга глобальной конкурентоспособности ВЭФ. В 2014 году РФ поднялась сразу на 11 позиций, что обусловлено укреплением таких показателей, как емкость внутреннего рынка, низкий государственный долг и профицит бюджета, высокий уровень образования населения, а также здравоохранение. В 2015 году произошел положительный сдвиг на 8 позиций, что в большей степени связано с пересмотром МВФ оценок паритета покупательной способности валют. В таблице 1 представлены места, занимаемые Россией в Рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ с 2010 по 2016 год.

Таблица 3

Динамика позиционирования России в Рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ

Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Место 63 66 67 64 53 45 43

Источник: Schwab K. (2010-2016)

В отчете Всемирного экономического форума представлены данные об индексе глобальной конкурентоспособности, согласно которым Российская Федерация продолжила двигаться в положительном направлении и заняла 43 место, это на две позиции выше по отношению к предыдущему году.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности основывается на статистических данных, находящихся в открытом доступе, и результатах опросов руководителей крупных компаний – обширного ежегодного исследования, проводимого ВЭФ совместно с организациями-партнерами. В отчет включается обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что дает возможность определить приоритетные направления экономического развития и реформ, имеющих первостепенное значение. В ежегодном отчете Всемирного экономического форума представлены два индекса, которые являются основополагающими при составлении рейтингов стран. Это Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Cоmpetitiveness Index – GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index – BCI). Для обобщенной оценки конкурентоспособности стран как правило используется Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), разработанный и впервые опубликованный в 2004 году.

Россия в 2016 году заняла 43 место в Рейтинге глобальной конкурентоспособности, на соседних позициях оказались Панама и Италия. Вопреки устойчивой рецессии экономики страны, ее макроэкономические показатели выгодно отличаются от показателей ряда других стран мира. Исключением из этих выгодных показателей является лишь относительно высокая инфляция. Помимо этого, к конкурентным преимуществам страны авторы рейтинга относят развитие инфраструктуры, распространенность высшего образования, усовершенствование механизмов бизнес-регулирования. В то же время к слабым сторонам экономики России и страны в целом авторы относят сравнительно низкий инвестиционный потенциал, недостаточную эффективность работы государственных институтов, малоразвитый финансовый рынок, дефицит доверия инвесторов к системе финансов. В силу сложившейся экономической ситуации к вышеперечисленным слабым сторонам экономики добавились такие аспекты, как снижение внутреннего спроса, нестабильность цен на энергоресурсы, санкции со стороны Западной Европы и Северной Америки.

Как и в 2015 году, представители бизнеса ключевыми проблемами, мешающими развитию экономики, называют коррупцию, высокие налоговые ставки и низкую эффективность государственного аппарата. Вышеперечисленные слабые стороны препятствуют повышению конкурентоспособности и способствуют неэффективному распределению ресурсов.

Для выявления потенциальных преимуществ России проведем анализ эффективности интеграционного объединения ЕАЭС как фактора улучшения позиций страны.

Интеграция и конкурентоспособность - понятия в определенной степени взаимосвязанные, поскольку целью интеграции априори является получение положительного экономического эффекта, который должен повысить уровень конкурентоспособности страны. Однако участие страны в интеграционных объединениях не обеспечивает автоматически формирование у нее конкурентных преимуществ (Мантусов, 2016).

ЕАЭС (Евразийский экономический союз) – международная организация региональной экономической интеграции, в которую входит пять государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия (с 2015 года). До подписания Договора о Евразийском экономическом союзе функционировали такие международные организации, как ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП.

 Британский экономист Дж. Мид считал, что экономический рост как положительный эффект интеграции возможен в следующих случаях: 

1. Экономики стран-партнеров являются фактически очень схожими, а потенциально – очень взаимодополняемыми.

2. Доля мирового потребления, производства и торговли достаточно высока.

3. Первоначальные пошлины на импорт – достаточно высокие.

4. Каждая из стран-партнеров по отношению к другой стране выступает в качестве главного поставщика экспортируемых товаров, и в то же время в качестве основного рынка импортируемых товаров.

Для определения, возможен ли положительный эффект от интеграции стран-участниц ЕАЭС и, как следствие, повышение их конкурентоспособности, проверим выполняемость критериев Мида.

Как известно, Россия, Белоруссия и Казахстан, согласно международной классификации ООН, относятся к группе стран с переходной экономикой. ВВП на душу населения (по ППС) в 2016 году принимает среднемировые значения: Россия – 26109,1 долл. США; Белоруссия – 17496,54 долл. США; Казахстан – 25669,24 долл. США (World Trade Center Moscow, 2016). При этом РФ и Казахстан являются крупными поставщиками энергоресурсов на мировой рынок.

Несмотря на эти схожие аспекты, в типах экономических систем стран существуют различия: Россия и Казахстан - страны с рыночной экономикой, в то время, как у Белоруссии сохраняются элементы плановой экономики. Что касается потенциальной взаимодополняемости, то по данным ЕЭК 94, 47% экспорта Беларуси и 88,81 % экспорта Казахстана в 2016 году реализовались на рынке РФ.

 

 

Источник: The World Bank, 2017

Рисунок 3 ВВП на душу населения (по ППС) в 2016 году

Для проверки выполняемости второго критерия проанализируем показатели, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Доли стран-участниц ЕАЭС в мировой торговле и ВВП

Страна Доля страны в мировом ВВП (2015 г.) Доля страны в мировой торговле (2015 г.)
Россия 1,8% 3,19%
Казахстан 0,25% 0,04%
Белоруссия 0,07% 0,003%
Итого 2,12% 3,233%

Источник: World Trade Centre Moscow, 2017

Из данных следует, что позиции стран ЕАЭС в мировой экономике недостаточно высоки. Наиболее весомый вклад в общие показатели вносит Российская Федерация.

Что касается первоначальных пошлин, то средневзвешенные ставки импортного таможенного тарифа России и Белоруссии до создания таможенного союза находились практически на одном уровне (10,6% и 10,5% соответственно) и были достаточно высоки, а ставки импортных пошлин Казахстана были ниже – 6,2 %. На сегодняшний день средневзвешенная ставка ЕТТ ЕАЭС составляет 7,5%, что заметно ниже показателей России и Белоруссии в 2009 году.

Таблица 5

Средневзвешенная ставка импортных пошлин стран-участниц ЕАЭС

  Россия Белоруссия Казахстан
Средневзвешенная ставка пошлин (2009 г.) 10,6% 10,5% 6,2%

       Источник: World Tariff Profiles, 2010

Выступает ли каждая из стран-партнеров по отношению к другой в качестве основного торгового партнера? На основе данных, представленных в таблице 4, делаем вывод о том, что данный критерий выполняется не в полной мере: лишь для Белоруссии крупнейшим импортером и экспортером выступает Россия. В страновой структуре внешней торговли Казахстана за 2015 год крупнейшим импортером так же выступает страна-участница ЕАЭС – Россия (1 место, доля 33,3 %). Большая доля экспорта Казахстана приходится на Италию, а РФ находится на 3 месте. Для России же крупнейшими торговыми партнерами выступают Китай и Нидерланды. Таким образом, данный критерий невозможно считать выполняющимся.

Таблица 6

Крупнейшие торговые партнеры стран-участниц ЕАЭС

(страны Европейского Союза учитываются индивидуально), 2015 г.

Страна Крупнейший импортер Объемы импорта, млн. долл. США Крупнейший экспортер Объемы экспорта, млн. долл. США
Россия Китай 34945,8 Нидерланды 40825,9
Казахстан Россия 10790 Италия 8100
Белоруссия Россия 15350 Россия 8870

Источник: World Trade Centre Moscow, 2017

Таким образом, на основе оценок критериев, указывающих на возможность проявления положительного эффекта интеграции, делаем вывод о том, что ЕАЭС может стать фактором повышения конкурентоспособности Российской Федерации, как страны-участницы ЕАЭС. Однако, на основе данных о позиционировании РФ в Рейтинге глобальной конкурентоспособности можно отметить, что этого недостаточно для приобретения страной новых конкурентных преимуществ и укрепления позиций на мировом рынке. России необходимо углублять интеграционное взаимодействие, для того чтобы в максимальной степени эффективно использовать имеющиеся преимущества и добиваться повышения своей конкурентоспособности в мировой экономике.

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации теоретического и практического характера:

    1. Под международной конкурентоспособностью страны понимается способность ее фирм, отраслей и секторов экономики опережать субъектов других стран мира по макроэкономическим показателям, выгодно отличаться от них за счет конкурентных преимуществ, а также завоевывать и укреплять позиции на мировом рынке.

    2. На основании изучения теории международной конкурентоспособности страны сделаем вывод о факторах, влияющих на формирование конкурентоспособности. К ним мы отнесли состояние факторов производства, уровень спроса на внутреннем рынке, состояние смежных отраслей, обеспечение конкуренции в отрасли, действия правительства и случайные события.

    3. Привлечение государством прямых иностранных инвестиций и успешное их использование является одним из ключевых моментов, определяющих повышение уровня модернизации экономики и международной конкурентоспособности. На данном этапе развития в России наблюдаются отрицательные тенденции, связанные с оттоком инвестиций. В страновой структуре притока ПИИ преобладают оффшоры, реальных инвестиций в России недостаточно для достижения эффективного экономического развития. Этот факт свидетельствует о недоверии иностранных инвесторов, а также о недостаточно благоприятном инвестиционном климате. Для изменения ситуации в лучшую сторону, а также для повышения конкурентоспособности страны, государству необходимо создавать условия, способствующие рассмотрению иностранными инвесторами Российской Федерации в качестве потенциального реципиента капитала.

    4. В современных условиях экспорт РФ не является конкурентным преимуществом страны. Несомненно, экспорт является фактором повышения конкурентоспособности, но для получения положительных экономических эффектов необходимо развитие экспортной направленности среди МСП, институтов поддержки экспорта. Необходимо способствовать увеличению числа экспортирующих предприятий, а затем и увеличению их доли в экспорте страны. Это окажет положительный эффект на диверсификацию экспорта и уход от зависимости страны от мировых цен на энергоресурсы.

    5. На основе оценок критериев, указывающих на возможность проявления положительного эффекта интеграции, делаем вывод о том, что ЕАЭС может стать фактором повышения конкурентоспособности Российской Федерации, как страны-участницы ЕАЭС. Однако, на основе данных о позиционировании РФ в Рейтинге глобальной конкурентоспособности можно отметить, что этого недостаточно для приобретения страной новых конкурентных преимуществ и укрепления позиций на мировом рынке. России необходимо углублять интеграционное взаимодействие, для того чтобы в максимальной степени эффективно использовать имеющиеся преимущества и добиваться повышения своей конкурентоспособности в мировой экономике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.017 с.)