Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познание как практика измеренияСтр 1 из 2Следующая ⇒
ПОЗНАНИЕ КАК ИЗМЕРЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТРОЛОГИИ В СОЦИОГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Постановка проблемы: философская практика в науке и образовании § практики философствования получают все большую популярность в России и за ее пределами, однако, пока еще нет единой концептуальной базы, обосновывающей фундаментальные положения философской практики, как с точки зрения их процедур, так и с точки зрения методологических оснований; § в этой связи остро встает вопрос доказательной базы, проверки на истинность положений и методов, постулируемых в философских практиках, предлагающих эффективные методы трансформации и самореализации познающего субъекта; § кроме того, в настоящий культурно-исторический период перехода к цифровой эпохе, одной и главных характеристик которой является переизбыточность информации и нивелирование критериев достоверности, необходимость эмпирической проверки «нефизических», «эксклюзивных» характеристик приобрела очевидную востребованность в контексте постнеклассической парадигмы научного знания; § проблема поиска адекватных форм описания с позиции постнеклассической парадигмы, с использованием междисциплинарных и трансдисциплинарных возможностей новых стратегий сориентирована на такие способы исследований, при которых «ухватываются» трудноуловимые процессы, явления и их значения; § в то же самое время в последние годы особую актуальность приобрели перспективы развития метрологической деятельности в стране и мире, проведение согласованной политики в области метрологии в различных странах и продолжение курса на сближение принципов проведения метрологической деятельности в России с аналогичными принципами международных организаций и промышленно развитых стран; § особенность современного развития метрологической научной деятельности связана с тем, что она теперь относится не только к техническим дисциплинам, но и обладает ресурсом измерения многопараметрических величин, связанных с человеком, то есть в применении системы измерений в науках о человеке « поскольку человек более сложная структура, чем любая техника. И разобраться в понимании функционирования мозга, формирования общества, по каким законам общество функционирует сейчас и что нам ждать в будущем – для всего этого нам необходимо использовать измерения» (Роальд Тайманов);
§ если понимать проблематику метрологической состоятельности любых научных исследований, то можно обеспечить и метрологическую состоятельность в «гуманитарных» дисциплинах (исторической науке, социологии, психологии, а также в трансдисциплинарных областях, в поле деятельности которых попадает теперь современная философия); § метрология может оказаться способной представить и философам исчисляемый материал, доказывающий или опровергающий необходимость существования тех или иных идей/концепций/процедур философской практики; § несмотря на то, что метрологические традиции в социогуманитарном знании берут свое начало с античных философских школ, философы весьма пассивно используют этот ресурс, обращение к которому способно развить современную философию и укрепить ее научный статус; § таким образом, в современной реальности в социогуманитарных науках метрология может стать актуальной площадкой, своеобразным проблемным полем, отражающим качественные и количественные изменения в науке, плодотворным пространством интеллектуальной междисциплинарной и трансдисциплинарной деятельности, для понимания различий между измерениями в экспериментальных лабораториях и гуманитарных науках, для научных дискуссий и свободного обмена идеями. ТЕМАТИКА ПУБЛИКАЦИЙ сборника научных статей кафедры философии «Homo holistic», выпуск 6, 2018 г., посвященного проблемам междисциплинарных исследований
Структура сборника представлена в предлагаемых постоянных рубриках, очерчивающих специфичный круг проблем, объединенных интенцией фактора целостности: – человек взыскующий (проблематика онтологии, новой онтологии, фундаментальной онтологии, социальной онтологии): проблемы поиска универсальных взаимосвязей мирозданья как фундаментальных оснований собственного бытия – религиозных, естественнонаучных, социокультурных, ценностных и т.д.); – человек познающий (проблематика гносеологии, эпистемологии, социальной эпистемологии: проблемы понимания, самопознания, интерпретации, интерсубъективности – в классических, неклассических и постнеклассических методологиях философской саморефлексии, в социологическом знании, в образовании);
– человек практический (проблематика праксиологии в философских, социологических, экономических и междисциплинарных исследованиях: проблемы реализации деятельности субъекта, взаимодействие индивидов, индивида и коллектива в процессе производства, в философии как социальной практике, в духовно-религиозном практическом опыте реализации человеческих ценностей в реальной жизни, в социокультурных и телесных практиках); – человек творческий (проблематика эстетики, социологии творчества, эвристики: проблемы сущности творчества, творчества как способности и как процесса, творческой деятельности индивида в обществе и в личностном духовном измерении – в искусстве, в социальной реальности, в игре знаково-семиотического измерения, в коммуникации); – человек маргинальный (проблематика социальной философии, социологии, культурологии, междисциплинарных областей знания: проблемы «человеческих» пределов – в духовно-религиозной сфере, в экзистенциальном измерении, в социальной жизни, в кризисных явлениях в разнообразных формах обретения и утраты идентичностей); – человек виртуальный (проблематика философии техники, медиафилософии, социологии, междисциплинарных областей знания: проблемы современного информационно-медийного измерения человеческого бытия, виртуальной и киберреальности, – в философском и социологическом осмыслении мира техники и ее роли в дальнейшей судьбе человека и его сознания, в повседневности, в образовании; трансляция философского и социально-гуманитарного знания в современном культурном пространстве, традиции и инновации, трансформация способов трансляции, проблемы и поиски путей их решения). – проба пера (конкурс философского эссе). «Познание как измерение: перспективы метрологии В социогуманитарной сфере»
БЛОК 1 Опыт классической науки: «Наука начинается там, где начинаются измерения» (Д. И. Менделеев) § эпистема классического рационализма как устранение непосредственного сходства слов и вещей, как опосредованное их соотношение: через мышление, в пространстве представления, через «слово-образ», как прозрачный посредник мышления и представления; § классическая эпистема как соизмерение слов и вещей в мыслительном пространстве представления не посредством слов, но посредством тождеств и различий; § классическое мышление как построение всеобщей науки о порядке (тенденция к математизации знания, «всеобщая грамматика», «естественная история», «анализ богатств», введение в познание вероятности, комбинаторики, исчислений, таблиц). § связь бытия и мышления в классической эпистеме «помимо человека», не нуждающаяся в нем.
БЛОК 2 Футурологический ракурс § метрология как исследование существующих технологических, экономических или социальных тенденций для предсказания будущих тенденций; § поиск аналогий будущего с существующими системами и составление сценариев будущего в метрологии;
§ использование в метрологии ролевых игр, симуляций, переговоров и других методов групповой работы по планированию и прогнозированию будущего; § исследования в метрологии сценариев прогнозируемого будущего (экологическую катастрофу, утопическое будущее, трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни, уничтожение всей жизни на Земле в нанотехнологической катастрофе и т.д.).
3. Трансдисциплинарный ресурс метрологии § трансдисциплинарность в метрологии как условие расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления вне рамок какой-либо одной научной дисциплины; § трансдисциплинарность в современной метрологии как «правило исследования окружающего мира» как исследование проблемы сразу в нескольких уровнях (на физическом и ментальном уровнях, глобально и локально и т.д.). § трансдисциплинарность в метрологии как «принцип организации научного знания», открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества, как официальный выход за рамки своей дисциплины, не опасаясь быть обвиненными в дилетантстве, как возможность мультидисциплинарности (мultidisciplinarity), плюродисциплинарности (pluridisciplinarity), интердисциплинарности (interdisciplinarity); § трансдисциплинарность в метрологии как основа мета-методологии, предполагающей возможность «преобразовать» и «превзойти» простое «заимствование» техник и методов из других областей науки, свойственное междисциплинарности, как ресурс «функционального синтеза методологий» и создания на их основе совершенно новых исследовательских концепций.
БЛОК 3 Меры доказательных знаний § посредник (Другой) как условие самореализации «Я» человека, как условие достижения того «Я», на которое самореализация нацелена, как «мера» обозначенной цели; § посредник (Другой) как условие формирования человека, как «мера» правильности пути: в наставлении примером; в наставлении знаниями; в наставлении в трудности; § посредник (Другой) как условие преобразования индивида в его формировании как субъекта, как «мера» достижений субъекта; § посредник (Другой) как тот, кто не является ни воспитателем, ни учителем, а как тот, кто «выводит», тот, кто служит проводником для всех людей, как «мера» соответствия вещей их природе. ПОГРАММА Й СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
СЕКЦИЯ ФИЛОСОФИИ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ ПОЗНАНИЕ КАК ИЗМЕРЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТРОЛОГИИ В СОЦИО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Секция 1. Секция 2. Секция 3. ПОЗНАНИЕ КАК ИЗМЕРЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТРОЛОГИИ В СОЦИОГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Постановка проблемы: философская практика в науке и образовании § практики философствования получают все большую популярность в России и за ее пределами, однако, пока еще нет единой концептуальной базы, обосновывающей фундаментальные положения философской практики, как с точки зрения их процедур, так и с точки зрения методологических оснований; § в этой связи остро встает вопрос доказательной базы, проверки на истинность положений и методов, постулируемых в философских практиках, предлагающих эффективные методы трансформации и самореализации познающего субъекта; § кроме того, в настоящий культурно-исторический период перехода к цифровой эпохе, одной и главных характеристик которой является переизбыточность информации и нивелирование критериев достоверности, необходимость эмпирической проверки «нефизических», «эксклюзивных» характеристик приобрела очевидную востребованность в контексте постнеклассической парадигмы научного знания; § проблема поиска адекватных форм описания с позиции постнеклассической парадигмы, с использованием междисциплинарных и трансдисциплинарных возможностей новых стратегий сориентирована на такие способы исследований, при которых «ухватываются» трудноуловимые процессы, явления и их значения; § в то же самое время в последние годы особую актуальность приобрели перспективы развития метрологической деятельности в стране и мире, проведение согласованной политики в области метрологии в различных странах и продолжение курса на сближение принципов проведения метрологической деятельности в России с аналогичными принципами международных организаций и промышленно развитых стран; § особенность современного развития метрологической научной деятельности связана с тем, что она теперь относится не только к техническим дисциплинам, но и обладает ресурсом измерения многопараметрических величин, связанных с человеком, то есть в применении системы измерений в науках о человеке « поскольку человек более сложная структура, чем любая техника. И разобраться в понимании функционирования мозга, формирования общества, по каким законам общество функционирует сейчас и что нам ждать в будущем – для всего этого нам необходимо использовать измерения» (Роальд Тайманов); § если понимать проблематику метрологической состоятельности любых научных исследований, то можно обеспечить и метрологическую состоятельность в «гуманитарных» дисциплинах (исторической науке, социологии, психологии, а также в трансдисциплинарных областях, в поле деятельности которых попадает теперь современная философия); § метрология может оказаться способной представить и философам исчисляемый материал, доказывающий или опровергающий необходимость существования тех или иных идей/концепций/процедур философской практики;
§ несмотря на то, что метрологические традиции в социогуманитарном знании берут свое начало с античных философских школ, философы весьма пассивно используют этот ресурс, обращение к которому способно развить современную философию и укрепить ее научный статус; § таким образом, в современной реальности в социогуманитарных науках метрология может стать актуальной площадкой, своеобразным проблемным полем, отражающим качественные и количественные изменения в науке, плодотворным пространством интеллектуальной междисциплинарной и трансдисциплинарной деятельности, для понимания различий между измерениями в экспериментальных лабораториях и гуманитарных науках, для научных дискуссий и свободного обмена идеями. ТЕМАТИКА ПУБЛИКАЦИЙ сборника научных статей кафедры философии «Homo holistic», выпуск 6, 2018 г., посвященного проблемам междисциплинарных исследований
Структура сборника представлена в предлагаемых постоянных рубриках, очерчивающих специфичный круг проблем, объединенных интенцией фактора целостности: – человек взыскующий (проблематика онтологии, новой онтологии, фундаментальной онтологии, социальной онтологии): проблемы поиска универсальных взаимосвязей мирозданья как фундаментальных оснований собственного бытия – религиозных, естественнонаучных, социокультурных, ценностных и т.д.); – человек познающий (проблематика гносеологии, эпистемологии, социальной эпистемологии: проблемы понимания, самопознания, интерпретации, интерсубъективности – в классических, неклассических и постнеклассических методологиях философской саморефлексии, в социологическом знании, в образовании); – человек практический (проблематика праксиологии в философских, социологических, экономических и междисциплинарных исследованиях: проблемы реализации деятельности субъекта, взаимодействие индивидов, индивида и коллектива в процессе производства, в философии как социальной практике, в духовно-религиозном практическом опыте реализации человеческих ценностей в реальной жизни, в социокультурных и телесных практиках); – человек творческий (проблематика эстетики, социологии творчества, эвристики: проблемы сущности творчества, творчества как способности и как процесса, творческой деятельности индивида в обществе и в личностном духовном измерении – в искусстве, в социальной реальности, в игре знаково-семиотического измерения, в коммуникации); – человек маргинальный (проблематика социальной философии, социологии, культурологии, междисциплинарных областей знания: проблемы «человеческих» пределов – в духовно-религиозной сфере, в экзистенциальном измерении, в социальной жизни, в кризисных явлениях в разнообразных формах обретения и утраты идентичностей); – человек виртуальный (проблематика философии техники, медиафилософии, социологии, междисциплинарных областей знания: проблемы современного информационно-медийного измерения человеческого бытия, виртуальной и киберреальности, – в философском и социологическом осмыслении мира техники и ее роли в дальнейшей судьбе человека и его сознания, в повседневности, в образовании; трансляция философского и социально-гуманитарного знания в современном культурном пространстве, традиции и инновации, трансформация способов трансляции, проблемы и поиски путей их решения). – проба пера (конкурс философского эссе). «Познание как измерение: перспективы метрологии В социогуманитарной сфере»
БЛОК 1 ПОЗНАНИЕ КАК ПРАКТИКА ИЗМЕРЕНИЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.58.143 (0.045 с.) |