Тенденции в развитии государственного устройства Великобритании в XVIII-ХIХ в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции в развитии государственного устройства Великобритании в XVIII-ХIХ в.



В конституционном развитии Англии в 18 веке можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров. Парламент двухпалатный.Верхняя (палата лордов) состоит из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля. Нижняя (палата общин) формируется на основе избирательного права. Политическое господство аристократии в парламенте обеспечивалось путем ограничения круга избирателей узким социальным слоем. При этом виги отстаивали высокий имущественный ценз, а тори - ценз земельный. По закону 1710 г. избранными в парламент могли быть лица, имеющие доход от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в городах. Лидерство аристократии в парламенте обеспечивала и старая средневековая избирательная система. Главной опорой аристократов были так называемые "карманные" и "гнилые" местечки, они посылали своих представителей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, полученными еще в средние века. Возвышение парламента. С 1707 г. королевская власть перестала пользоваться правом вето, передав тем самым всю полноту законодательной власти в руки парламента. В 1716 г. принят закон, увеличивший срок полномочий нижней палаты с трех до семи лет, что обеспечивало известную независимость парламента от избирателей. Парламентские заседания проходили тайно. Лица, разглашающие информацию о прениях, подвергались преследованию.

В ХУШ веке в Англии оформляется кабинет министров. Лишив короля законодательной власти, парламент стремится ограничить его деятельность в области исполнительной тоже, поставив деятельность министров под свой контроль.

Этому способствует ряд неписаных конституционных правил:

а) С середины 20-х годов ХVIII в. король не посещает заседания кабинета министров, что освобождает его членов от непосредственного королевского давления и способствует формированию должности премьер-министра.

б) Утверждение принципа неответственности монарха. Начало этому было положено правилом контрасигнатуры (Акт об устроении 1701 г.) и положением 1711 г. о том, что за подписанный документ ответственность несет министр. Перенос ответственности на членов кабинета привел к контролю над ним парламента. Это выражалось в отставке члена кабинета, не устраивавшего палату общин.

в) Ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц.

г) В первой половине ХVIII в. формируется принцип, по которому кабинет министров прибывает у власти только, пока он имеет поддержку большинства палаты общин. (В 1782 г. кабинет Норса целиком вышел в отставку вследствие политического расхождения с палатой общин).

Таким образом, в течение ХVIII в. английский кабинет министров становится обособленным от короля высшим органом государственного управления. Он состоит из основных должностных лиц государства и несет коллективную ответственность перед палатой общин. Ответственное правительство - это отличительный признак парламентской системы, которая и сложилась в Англии к концу ХVIII в.

В результате бурного развития промышленности и сельского хозяйства в конце ХVIII - начале ХIХ в. произошли изменения в классовой структуре английского общества. Сохранение политической власти все еще в руках аристократии становится несовместимым с новыми экономическими интересами. Мелкая буржуазия и рабочие требуют демократизации политического строя и введения всеобщего избирательного права.

В 1832 г. проведена первая избирательная реформа. В результате:

а) 56 "гнилых местечек" были лишены представительства в парламенте;

б) 30 местечек могли впредь посылать в парламент по одному вместо двух депутатов;

в) освободившиеся 146 мест были отданы городам (66), графствам (65); Шотландии, Германии, Уэллес.

Избирательное право было предоставлено мужчинам, достигшим 21 года, и имеющим недвижимость (в графствах это земля, в городах - строение), приносящую не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода. Получили право голоса земельные арендаторы, имеющие годовую ренту не менее 50 фунтов стерлингов в год.

Был установлен ценз оседлости - 6 месяцев. В результате реформы число избирателей было увеличено до 652 тыс. человек (1/22 часть населения). Промышленная буржуазия добилась представительства в парламенте, однако ни мелкая буржуазия, ни рабочие не получили избирательных прав. Не было ликвидировано неравенство избирательных округов и сохранилось открытое голосование.

В 1867 г. был принят новый закон о парламентской реформе, перераспределивший депутатские места: 11 местечек лишены права выбора депутатов в палату общин; 35 - сохранили право выбора лишь одного депутата; освободившиеся мандаты переданы крупнейшим промышленным городам и графствам.

В 1872 г. в Англии вводится тайное голосование. В 1884-1885 гг. была проведена третья избирательная реформа: Были введены избирательные округа, каждый из которых выбирал по 1 депутату. Новое увеличение количества мандатов получили промышленные города.

Политические партии. Важным последствием первой избирательной реформы 1832 г. является преобразование ведущих политических партий поэтому тори превратились в консерваторов, а виги - в либералов. Либералы и консерваторы поочередно сменяли друг друга у власти.

Консервативная партия до 80-х годов уступала либералам в силе и влиянии. Она опиралась на земельных собственников, крупных феодалов и англиканскую церковь. В конце 70-х годов она была реорганизована по образцу либералов. В 1833 г. создан Национальный совет консервативных ассоциаций.

Местное управление. В ХIХ в. в Англии идет процесс расширения самоуправления на местах.

созданы "советы городов", которые управляли городским имуществом, заведовали полицией, издавали постановления для охраны порядка.

В 1888 г. была проведена реформа местного управления в графствах, создавались выборные советы, которым передавалась вся административная власть, ранее принадлежавшая помещику и мировому судье.

Английская судебная система (как она сложилась в ХVII в.) состояла из судов трех видов: высших, низших и специальных.

Высшими судами являлись: вестминстерские суды; канцелярский суд; ассизные суды. 

К вестминстерским судам (они заседали в Вестминстерском дворце в Лондоне) относились суд королевской скамьи, палата финансового суда и палата прошений. В каждом из этих судов было по 5 судей. Суд королевской скамьи рассматривал уголовные дела от обвинения в самых незначительных проступках и выполнял также роль апелляционного суда (т.е. рассматривал жалобы на приговоры других судов страны). Палата прошений являлась высшим судом по гражданским делам, но могла рассматривать любые гражданские иски, независимо от их суммы. Палата финансового суда (в феодальном прошлом - палата шахматной доски) превратилась в орган, рассматривающий дела об уплате налогов государству. Каждый из этих судов включал в свой состав разъездных судей. Англия была разделена на 8 округов. Два раза в год в каждый из них прибывали по 2 разъездных судьи, которые вместе с присяжными заседателями составляли так называемые ассизные суды, рассматривающие как уголовные, так и гражданские дела и осуществляющие надзор за местами заключения. Низшую ступень составляли суды мировых судей и суды сессий мировых судей. Компетенция последних не отличалась от компетенции ассизных судов. Суды сессий мировых судей были второй инстанцией в отношении дел, рассматриваемых единолично мировым судьей, который назначался именем короля из представителей местной аристократии. К специальным судам относились военные, духовные, университетские и палата лордов, выступавшая в качестве суда первой инстанции, когда пэр или король и члены его семьи обвинялись в измене или совершении другого тяжкого уголовного преступления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.005 с.)