Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наличные деньги и платежный кризис
Наличные деньги являются главной причиной жестокого платежного кризиса в России. Активная денежная база в России состоит из примерно 150 миллиардов наличных денег и всего около 20 миллиардов безналичных.
Отметим, что потребность легального налично - денежного оборота физических лиц в России в условиях неразвитости форм безналичного оборота физических лиц составляет величину порядка 50 миллиардов рублей. Очевидно, что остальная наличие - денежная масса обслуживает криминальную и теневую экономику, является так называемым "черным налом", используемым в качестве средства уклонения от налогов, как средство тезаврации криминальных капиталов и т.д.
Налично - денежная компонента не формирует кредитные ресурсы банков, так как находится вне банковской системы.
В то же время 20 миллиардов активной денежной базы счетных денег (деньги на корсчетах Банка России за вычетом резервных средств) в десятки, если даже не в сотни раз меньше потребности легальной экономики.
Замещение базисных денежных средств кредитными средствами банков не может быть осуществлено ввиду громадного процента по кредитам, достигающего значения в многие десятки, а порой и сотни процентов в год. Причем причиной таких высоких ставок банковских кредитов как раз и является узость активной денежной базы. Именно в этом и лежит источник платежного кризиса в экономике России.
Результатом такого платежного кризиса является бартеризация и суррогатизация сферы финансового общения экономических субъектов, которая достигает фантастической величины в 80 процентов от общего стоимостного оборота российской экономической системы. А это в свою очередь обусловливает и налоговый кризис, так как система бартерных и квазиденежных операций практически недоступна для налогообложения.
При столь резкой нехватке счетных денежных ресурсов одновременно является невозможной и эмиссия этих ресурсов ввиду того, что в условиях существующего валютного регулирования эти эмиссионные средства моментально уходят на валютный рынок, создавая давление на него в сторону понижения валютного курса рубля, для поддержания какового золотовалютных резервов Банка России недостаточно и приходится прибегать к внешним заимствованиям и прежде всего у МВФ. Таким образом, налицо кризисная ситуация, которая не может быть преодолена в рамках существующей денежной системы.
В то же время ликвидация налично - денежной компоненты приведет к тому, что все 150 миллиардов наличных денег окажутся размещенными в банках, что увеличит на эту величину счетную денежную базу. А эта денежная база, в свою очередь, приведет к появлению кредитных банковских ресурсов на сумму не менее одного триллиона рублей. Появление такого громадного объема кредитных ресурсов приведет к резкому падению кредитных ставок, которые опустятся ниже нормы прибыли в экономике, что позволит использовать кредитные средства экономическим субъектам для исполнения своих обязательств в денежной форме. Этим самым платежный кризис будет преодолен или, по крайней мере, острота его будет значительно снижена.
Резкая деньгизация финансового общения экономических субъектов одновременно увеличит собираемость налогов в несколько раз, что будет способствовать и ослаблению или полной ликвидации и налогового кризиса.
Этим самым ослабляется и кризис государственности, которым характеризуется ситуация в России.
3. Ограничение или ликвидация наличных денег? Криминогенность наличных денег широко известна. Потому во всем мире, в том числе и в России, принимаются меры по ограничению использования наличности. Однако опыт показал, что в России это оказалось малоэффективным. Связано это прежде всего с общим ослаблением государственности. Но кроме того имеет и более фундаментальные причины.
Ограничение использования государственных денег, даже осуществляемое по законам, строго говоря, не является правовым, так как, с одной стороны, является ущемлением естественных прав физических и юридических лиц использовать конституциированные государственные деньги в своей деятельности.
Кроме того, государство, принуждая использовать счетные денежные средства одновременно не дает этим денежным средствам государственной гарантии, так как они не являются государственными средствами, в результате чего пользователи принуждаются к использованию рискованной институции без того, чтобы государство принимало на себя риск от этого.
Ясно, что такая позиция государства более чем уязвима и с точки зрения естественного права недопустима.
Фактически, это есть государственное насилие, противодействие каковому субъекты этого насилия не могут не воспринимать как моральное и допустимое. Только полная ликвидация самой институции наличных денег и объявление счетных денег государственными позволит эффективно включить безналичное обращение в ранг допустимого, естественного и нормального. Естественно, при этом должны быть предприняты некоторые мероприятия по государственной защите этих денежных средств от их исчезновения в результате каких-то действий отдельных лиц и организаций.
Именно поэтому в данном Законе проблема государственного обеспечения сохранности счетных денежных средств физических лиц решается на самом высоком уровне. Решение проблемы сохранности денежных счетных средств юридических лиц должна решаться уже в других законах.
Однако ликвидация наличных денег как институции вовсе не означает физической ликвидации самих этих денег. В данном Законе наличность переводится в разряд государственно конституированных эрзац - денег ограниченного использования. Для эрзац - денег ограничение использования есть обычная практика и никак не воспринимается как ограничение прав человека или вообще субъекта финансовых отношений.
Действительно, мы же не можем использовать в ресторане такие эрзац - деньги, как жетоны метро, телефонные карточки, казначейскими обязательствами или векселями мы не может расплатиться там, где нам это хочется.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.005 с.) |