Структура, система обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура, система обеспечения



 

В настоящее время проблема обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности становится все более актуальной. Это обстоятельство объясняется рядом причин и прежде всего многообразием проявлением опасностей и угроз, огромными затратами на их идентификацию, пред-упреждение и защиту от них. В этих условиях на первый план выдвигаются проблемы безопасности в широком смысле этого слова, то есть безопасность социума – личности, общества и государства. В этом контексте все большее значение приобретает понятие «национальная безопасность», которое по сути своей эквивалентно понятию «безопасность социума».

Надежное обеспечение национальной безопасности России во многом определяет дальнейшие пути ее развития. В связи с этим, можно сказать, что сотрудник органов федеральной службы безопасности должен не только обладать знаниями, умениями и навыками обеспечения безопасности в своей профессиональной сфере, но и иметь общее представление о национальной безопасности в целом и основных средствах, методах, формах обеспечения ее защиты от внутренних и внешних угроз и опасностей.

 

§1. Понятие национальной безопасности, ее структура

и современный комплекс проблем

 

Анализ научной литературы по проблемам национальной безопасности позволяет констатировать, что в настоящее время существуют философские, социологические, политологические, социально-психологические, правовые, математические, кибернетические и другие подходы к объяснению феномена безопасности. Каждый из этих подходов имеет свою специфику, раскрыть которую нет возможности, поэтому целесообразно ограничиться некоторыми принципиальными соображениями по этому поводу.

Во-первых, безопасность – одна из характеристик и критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экологических систем. Из этого следует, что есть базовые системы, от которых зависит уровень национальной безопасности. Поэтому теории развития этих систем должна органически включать теорию безопасности. Следовательно, состояние любой из этих систем является несущей конструкцией, каркасом национальной безопасности, цель которой обеспечение благополучного состояния социума. Все остальные сферы и виды безопасности, в том числе военная, информационная, криминальная, выступают лишь средством достижения этой цели. Отсюда можно сделать вывод, что модель безопасности имеет не только структурное, но и иерархическое строение, основанное на учете «дерева целей». Например, в более или менее конкретном виде социальная безопасность означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего социума и выражается в таких показателях, как продолжительность и качество жизни, уровень образования и т.п. Устойчивое, стабильное развитие социальной, экономической, технической и экологической систем – главное условие национальной безопасности.

Во-вторых, необходимо различать общую, специальные и частные теории безопасности. Общая теория обслуживает систему безопасности в целом, частные – ее составляющие, направления, виды, в том числе создание специальных программ по социальной защите населения, развитию здравоохранения, борьбы с криминализацией общества, с терроризмом и др. Поэтому, когда речь идет о теории безопасности, то сначала необходимо сформировать концепцию или стратегию (общую теорию) национальной безопасности, а затем на этой основе строить доктрины (частные теории) по обеспечению безопасности основных ее сфер – военной, информационной, этнической, религиозной, культурологической, психологической и иной.

В-третьих, нельзя сводить всю систему безопасности лишь к пассивному ее обеспечению, например, к защите. Безопасность должна предполагать активность, прогнозирование угрозы, ответную реакцию на нее, учет состояния объекта воздействия со стороны угрозы и т.д.

В современной России на смену идеологическому пониманию приходит общепринятое в мировой теории и практике понимание безопасности, когда на место сугубо государственной безопасности речь стала идти о безопасности социума в целом, то есть национальной безопасности, которая рассматривается как явление социальное, сущность которого составляют состояние и качество реально сложившихся социальных отношений в обществе, которые обеспечивают необходимый уровень гарантий его безопасности, позволяют государству прогнозировать, своевременно выявлять, упреждать и устранять реальные и потенциальные опасности и угрозы национальным интересам1.

Именно с таких позиций определяется национальная безопасность в Стратегии национальной безопасности РФ, где она понимается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства.

Социальная сущность национальной безопасности проявляется:

- во-первых, в наличии и постоянном увеличении различных ресурсов и возможностей общества, их рациональном использовании для реализации национальных интересов, устойчивого и поступательного развития страны;

- во-вторых, в функционировании эффективной системы противо-действия опасностям и угрозам, адекватным их масштабу и уровню;

- в-третьих, в динамичности системы национальной безопасности и ее способности своевременно выявлять и нейтрализовать опасности и угрозы национальным интересам.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что национальная безопасность характеризует возможности и способность общества обеспечивать защиту национальных интересов от различных по содержанию и характеру опасностей и угроз, поддерживать необходимый уровень безопасности социума. Такая социальная роль национальной безопасности означает, что она представляет собой сложное по структуре явление, включающее как систему условий и факторов защиты национальных интересов, так и процесс использования ресурсов и возможностей общества для сохранения, поддержания и усовершенствования этих условий и факторов[2].

В современных научных исследованиях национальная безопасность рассматривается с позиций двух подходов – организационно-структурного и функционально-деятельностного.

Организационно-структурный подход рассматривает ее как определенное образование, систему, в которой как в едином целом по различным основаниям выделяется совокупность отдельных взаимосвязанных между собой элементов, видов и уровней безопасности. Так, в зависимости от среды формирования и масштаба опасностей и угроз национальным интересам национальная безопасность как цельное социальное явление подразделяется на внутреннюю (общенациональная, региональная, муниципальная, индивидуальная) и внешнюю (глобальный, региональный, локальный уровни). В зависимости от сфер (областей) жизнедеятельности, в которых проявляются опасности и угрозы национальным интересам, выделяются экономическая, социальная, политическая, духовно-идеологическая, военная, информационная, экологическая, технологическая и другие виды безопасности. Однако необходимо обратить внимание на то, что чрезмерное структурное дробление национальной безопасности на мелкие, частные разновидности значительно усложняет, особенно на обыденном уровне, ее восприятие как единого целого, затрудняет систематизацию условий и факторов нейтрализации опасностей, угроз и вызовов национальным интересам, противодействия им в различных сферах общественной жизни.

Функционально-деятельностный подход к исследованию национальной безопасности как процесса защиты национальных интересов включает в ее структуру: объекты, субъекты, цели, задачи, функции, политико-правовые основы и принципы, органы, силы, средства и методы обеспечения,

В основе разработки стратегии и политики национальной безопасности лежат такие понятия, как «национальные интересы», «национальные ценности», «угрозы национальной безопасности».

Наиболее интегрированным является понятие «национальные интересы», представляющие собой совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства[3]. Это понятие, как собирательное, включает в себя все остальные виды интересов. Интерес (от лат. – имеет значение, важно) – это то, что лежит в основе побуждений, мотивов, идей. Термин «национальные интересы» стал широко использоваться сравнительно недавно, ибо в СССР он поглощался другим – «интернациональные интересы».

Социальная практика свидетельствует о том, что нация (от лат. – народ) находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы, поэтому весьма важно четко и ясно их осознать и сформулировать, т.к. в них аккумулируется отношение нации ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

К числу основополагающих национальных интересов относятся:

- территориальная целостность, государственное самоопределение и политическое самоуправление нации;

- ее достойное место в мировом сообществе;

- процветание нации на основе обеспечения прав и свобод личности, материального и духовного благополучия общества, политической cтабильности государства.

В обыденном сознании бытует мнение, что у любого государства существуют некие «вечные» интересы и что именно им должны быть подчинены все аспекты его деятельности. Однако такой взгляд предполагает, что и само государство, и мир вокруг него статичны, причем не только с точки зрения сохранения своей социально-политической организации, но и в плане развития общественной мысли, человеческого познания, появления новых технологических возможностей. Cо всей очевидностью можно сказать, что это не так. Более правильной является позиция, что национальные интересы должны подразумевать прежде всего максимальную чувствительность государственного сознания к тому, что можно назвать «базовыми переменами» в логике и условиях существования, происходящими в результате действия факторов, не подверженных государственному контролю.

Национальные интересы включают в себя жизненно важные интересы, то есть осознанные и выраженные в виде программных целевых установок постоянные и наиболее существенные потребности, без удовлетворения которых невозможно само существование социума.

В современных условиях жизненно важные интересы России разделяют на две группы. Первая относится к длительной перспективе обеспечения российской безопасности. Вторая – к особому (переходному) периоду нашей истории.

По своей направленности жизненно важные интересы ориентированы на обеспечение выживания, прогрессивного развития и в той или иной степени лидерства социума. Особое значение они имеют как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает само существование и возможность прогрессивного развития социума в национальном контексте. Интересы, не связанные с проблемой выживания, принято относить к второстепенным.

В Стратегии национальной безопасности РФ подчеркивается, что национальные интересы России на долгосрочную перспективу заключаются:

- в развитии демократии и гражданского общества, повышении кон-курентоспособности национальной экономики;

- в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ;

- в превращении РФ в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Для реализации этих задач в обществе необходимо создание таких условий, которые способствовали бы:

- мобилизации интеллектуальных, материальных, структурных и иных возможностей для переустройства страны;

- оптимальному использованию этих возможностей в интересах и целях социально-экономического, культурного и иного развития общества, повышения конкурентоспособности страны в мире;

- сближению интересов населяющих страну народов, налаживанию их всестороннего сотрудничества, противодействию экономической, демо-графической и культурно-религиозной экспансии со стороны других государств;

- рациональному использованию природных ресурсов, воспитанию экологической культуры населения.

Немаловажное место в структуре национальных интересов занимает понятие «национальные ценности», которое также лишь недавно стало предметом научного изучения. Сегодня среди специалистов преобладает мнение, согласно которому – это предметы, явления и их свойства, удовлетворяющие потребности личности, общества и государства в безопасном существовании и прогрессивном развитии4.

В контексте проблем обеспечения национальной безопасности крайне необходимо четкое и ясное осознание ее угроз и обеспечение защиты от них. Угрозы национальной безопасности это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам нации и ее функциональным компонентам – личности, обществу и государству (наиболее существенным национальным интересам). Это, как отмечается в Стратегии национальной безопасности РФ, прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию, обороне и безопасности государства

Способность общественной системы государства гарантировать высокий уровень жизнедеятельности нации, ее защищенности от внутренних и внешних угроз, конкурентные возможности во взаимоотношениях с внешним миром в целях надежного существования и устойчивого развития составляет сущность обеспечения национальной безопасности.

Национальная безопасность включает в себя совокупность как внутренних, так и внешних факторов. К внутренним факторам относятся размеры территории государства, наличие природных ресурсов, численность населения, его политический, экономический, научно-технический и военный потенциал, стабильность государственных и общественных институтов, моральный дух общества, его единство и т.д. Внешние факторы – это геополитическое положение государства в мире, участие в международных организациях и военно-политических союзах, наличие или отсутствие союзников и противников, степень контроля над мировыми источниками сырья, золотовалютными резервами, обладание передовой технологией, информационными ресурсами и т.п.

Так как жизнь нации проистекает в различных сферах и в каждой из них возможно действие различных угроз и опасностей, национальная безопасность предстает как наиболее емкая и многоплановая характеристика. В содержательном плане она включает безопасность в политической, экономической, социальной, военной, технологической, интеллектуальной, информационной, демографической, психологической, экологической и иных сферах. Указанные виды безопасности составляют систему национальной безопасности, то есть специально созданную конституционную совокупность установлений, институтов и учреждений, а также сил и средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов государства.

В зависимости от субъекта, как организующего начала, различаются государственная и общественная системы безопасности, которые дополняют и взаимно контролируют друг друга в выявлении реальных и потенциальных угроз национальным интересам, поиску путей эффективного их парирования, а также определении национальных приоритетов в конкретной обстановке.

Приоритетность того или иного вида национальной безопасности в данный момент определяется объективными факторами, на которые в первую очередь влияют конкретная природно-техногенная и социально-политическая обстановка в стране и в мире, а также наличие широкого круга угроз и опасностей, которым должна противостоять система национальной безопасности.

Важнейшими критериями обеспечения национальной безопасности являются соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства и их взаимная ответственность за состояние национальной безопасности.

Политика национальной безопасности – это взаимосвязанная система целенаправленных усилий государства и институтов общества, призванных обеспечить надежное их функционирование. Исходя из этого, национальная безопасность России может быть обеспечена лишь той политикой, которая будет соответствовать объективному геополитическому статусу ее как великой державы. Все, что способствует интеграции нашей страны, укреплению ее взаимосвязанных частей, освоению геополитического пространства, одно-временно укрепляет и ее национальную безопасность.

На основе политики национальной безопасности и во взаимосвязи с ней разрабатываются: военная доктрина, концепции внешней политики и военного строительства, стратегия экономической, информационной, экологической и других видов безопасности.

Основными приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением ее основных приоритетов, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

- повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

- экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

- наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

- экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

При анализе национальной безопасности различается:

- внутренняя безопасность, включающая безопасность личности,

общества и государства от внутренних опасностей и угроз;

- международная безопасность, которая подразделяется на всеобщую

(для всей планеты), цель которой – не допустить насильственного разрешения существующих противоречий, развязывания мировой термоядерной войны, способной уничтожить человечество, региональную (для государств отдельного региона планеты), создающую возможность их независимого от других регионов развития, гарантирующую от вмешательства в их внутренние дела, от применения силы и угрозы ее применения извне, и национальную (для конкретного государства), которую в современных реалиях любое государство вынуждено обеспечивать в условиях взаимосвязанного мира.

Следует также различать такие понятия, как «мир» (отсутствие состояния войны и вооруженной борьбы между народами внутри государств и государствами) и «безопасность» (состояние отсутствия опасности, сохранность, надежность), понятие более широкое.

Сегодня адекватный ответ на внешние угрозы предполагает учет новых реалий – сохранения мира как общечеловеческой и приоритетной ценности, признание безопасности как всеобщей, равной и одинаковой для всех, основанной на балансе интересов. Применение военных мер возможно лишь как крайний случай и только с одобрения мирового сообщества. Конечно, деятельность любого государства на международной арене сегодня имеет определенную силовую основу.

Однако необходимо осознать тот факт, что ставка на самообеспечение национальной безопасности ушла в прошлое. По мере развития процессов глобализации в мире, при определении безопасности любого государства понятие «национальная безопасность» все больше размывается. Становится очевидным, что вся деятельность, направленная на обеспечение национальной безопасности должна исходить из потребностей глобальной безопасности, безопасности всего человечества. Акценты смещаются к таким понятиям как безопасность глобальная, всеобщая, коллективная, международная и т.п.

Системы обеспечения национальной безопасности большинства развитых стран имеют свои национальные концепции, стратегии, доктрины, в той или иной мере связанные с проблемой безопасности.

Для России системное обеспечение национальной безопасности означает деятельность всего социума (и государства, и общества, и каждого гражданина в отдельности), направленную на защиту национальных интересов, ценностей и их приумножение. Кроме того, идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого демократического развития, выступает в качестве ее неотъемлемой части и одновременно является условием ее реализации. Это значит, что обеспечение национальной безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз, но и осуществление комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. Иначе говоря, здесь речь идет о долгосрочной государственной политике и стратегии.

При этом, важное значение имеет безопасность и устойчивость российского государства, которая, по мнению специалистов, как системная политико-правовая категория включает в себя ряд факторов.

1. Государственную целостность, включающую территорию, системы власти и управления, а также отсутствие внутренних границ (государственных, таможенных, кроме административных). Сюда же относится отсутствие любых обособленных государственных образований внутри страны (этнонациональных, конфессиональных и др.). При этом следует учитывать социальные, природно-климатические и иные особенности регионов и национально-культурные проблемы представителей малых народов, проживающих в России.

2. Государственное единство – это единые для всей страны законы, центральное правительство, единые экономическое и информационное пространство, валюта, налоги, гражданство.

3. Национальный суверенитет – это народ как единственный источник государственной власти при условии верховенства общенациональной конституции и законодательства на всей территории государства, наличия признанных международным сообществом границ. Кроме того, должны быть легитимные общенациональные институты власти, вооруженные силы и силы правопорядка, общенациональные символы (флаг, герб, гимн) и т.д.

4. Общенациональное согласие – социальный, расовый. межэтнический и межконфессиональный мир и согласие, равноправие (равенство всех перед государством и законом, в гражданских и политических правах и свободах) и др.

5. Государственная независимость и международный авторитет – политическая, экономическая, финансовая, оборонная и научно-техническая мощь государства, его высокий международный политический и моральный авторитет, активное участие в деятельности международных организаций и др.

6. Адекватное политическое руководство – динамизм, реалистичность, приверженность национальным интересам в поиске общенационального согласия, проведение ответственной политики, открытость для диалога с обществом, верность конституционным принципам.

7. Развитое местное самоуправление – высокий патриотический, морально-психологический настрой общества, политическая активность граждан.

8. Приоритет права и правопорядок – верховенство права, правовое государство, право как источник законотворчества, равенство всех перед законом независимо от социального положения5.

Известно, что мировое сообщество представляет собой систему государств. Причем, входящие в них этносы (нации, народности, этнические группы) отличаются между собой не только степенью своего развития, но и типом национальной консолидации. Ряд государств, в том числе и Россия, являются многонациональными, что не мешает им вместо термина «государственная безопасность» использовать для обозначения необходимых условий их безопасного существования, нормального функционирования и дальнейшего развития термин «национальная безопасность». Тем не менее, содержание этого понятия «национальная для многонациональных государств в определенной степени отличается от содержания этого понятия для моно-национального государства. Например, США реализует это понятие в форме доктрин и связывает его в основном с политикой, том числе и глобальной. Приоритеты национальной безопасности других государств имеет форму идей и концепций, связанных с бесчисленными разрозненными инициативами (Италия, Франция, Корея), или более-менее устойчивой деятельностью (Германия, Великобритания, Япония). В каждой из этих концепций есть рациональные зерна, которые можно использовать при разработке системных документов по обеспечению безопасности России.

Вместе с тем анализ зарубежных материалов, связанных с национальной безопасностью, показывает, что между отечественной и зарубежной, прежде всего американской, политической наукой и практикой имеются существенные различия. Вот хотя бы некоторые.

Во-первых, в большинстве зарубежных стран национальная безопасность рассматривается преимущественно как сфера военной и государственной безопасности, а вопросы обеспечения безопасности личности и общества, особенно в социальной, экономической и экологической сферах, вообще не рассматриваются. В России же утвердился подход к безопасности как к явлению многостороннему, составными частями которого является эконо-мическая, политическая, социальная, военная, информационная, культуро-логическая, экологическая и другие сферы безопасности.

Во-вторых, основными методами обеспечения защиты национальных интересов в США считаются «сдерживание за счет устрашения», оборона с использованием армии и «контроль над вооружениями», обеспечивающие неуязвимость государства от враждебных актов путем достижения военного преимущества. Россия же опирается на приоритет общечеловеческих ценностей и выступает против использования военной силы6.

Понятие «национальная безопасность» имеет не такую уж давнюю историю. Однако некоторые исследователи относят его возникновением к периоду создания государств или становления наций. Другие подчеркивают его современное толкование, акцентируя внимание на комплексном характере безопасности, качественном изменении ее трактовки.

Сам же термин «национальная безопасность» официально появился в начале ХХ века. В 1901 году президент США Теодор Рузвельт, выступая с посланием к нации, заявил, что интересы ее национальной безопасности требуют аннексии Панамского канала, построенного на территории суверенной государства, но на американские деньги. Этот термин был подхвачен прессой и постепенно вошел в политический и научный лексикон. В США концепция национальной безопасности получила силу закона в 1947 году.

В России правовое обоснование безопасности впервые было представлено в 1992 году в Законе РФ «О безопасности», а в 1997 году была принята первая редакция Концепции национальной безопасности РФ.

В обеспечении национальной безопасности России центральное место занял вопрос о политико-организационных и правовых основах этой деятельности. Именно понимание безопасности в широком и всеобъемлющем смысле привело к необходимости разработки Концепции национальной безопасности РФ, которая должна была стать теоретической основой и руководством для государственных органов и структур России по выходу из того социально-политического, экономического и духовного кризиса, в котором оказалась страна на рубеже веков.

В недалеком прошлом в условиях отсутствия четкой концепции национальных интересов и обеспечения безопасности в общенациональном масштабе министерства и ведомства СССР вынуждены были определять их на своем уровне. При этом акценты смещались на узкопрофессиональные интересы при решении любой конкретной проблемы.

Сегодня основным инструментом системы обеспечения национальной безопасности, сохраняющим преемственность политических установок и уточняющим государственную политику в этой области на долгосрочную перспективу, увязанную по целям и задачам с социально-экономическим развитием страны, является Стратегия национальной безопасности РФ.

Стратегия нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных, корпоративных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства; способствовать становлению России в качестве конкурентоспособного государства с высокотехнологичной промышленностью, современным оборонным потенциалом, достойным качеством и уровнем жизни народа, активной внешнеполитической позицией.

В документе сформулированы главные направления и задачи развития системы обеспечения национальной безопасности России, а также стратегические национальные приоритеты и меры в области внутренней и внешней политики.

Его особенность – социальная и социально-политическая направленность, состоящая в том, что национальная безопасность обеспечивается исходя из принципа «безопасность – через приоритеты устойчивого развития» (повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология живых систем и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство) и «через достижение стратегических национальных приоритетов» (национальная оборона, государственная и общественная безопасность).

Россия, как отмечается в Стратегии национальной безопасности, преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века и сегодня успешно реализует государственную политику в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним условиям. Созданы предпосылки для укрепления системы обеспечения национальной безопасности, консолидировано правовое пространство. Решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики. Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей – свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа РФ, уважения семейных традиций, патриотизма.

В целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения РФ в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.

В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.

Основные характеристики, представленные в Стратегии предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и включают:

- уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
- децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и

10% наименее обеспеченного населения);

- уровень роста потребительских цен;

- уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

- уровень обеспеченности здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

- уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;

- уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Перечень основных характеристик может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности.

Реализация Стратегии национальной безопасности РФ призвана стать мобилизующим фактором развития экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа России.

 

§2. Направления и механизмы обеспечения национальной безопасности России

 

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности России являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан РФ, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

Задача Стратегии национальной безопасности РФ как раз и состоит в формировании и поддержании силами ее обеспечения внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.

Судьбоносные события, произошедшие в нашей стране в 90-е годы прошлого века, и последовавшее за этим радикальное реформирование всех сфер общественной жизни современной России, коренным образом изменившие внутреннюю и международную ситуацию, потребовали и переоценки сложившихся ранее походов к обеспечению ее безопасности. В обществе все отчетливее утверждается мнение, что сложность российских преобразований целиком фокусируется в комплексной задаче обеспечения безопасности жизнедеятельности всех слоев населения, являясь и условием, и фактором, и одной из целей реформирования. При этом обеспечение безопасности государства есть не самоцель, а условие для развития граждан, наиболее полного и всестороннего удовлетворения их интересов и потребностей.

Подобная диалектика личного и государственного в наибольшей мере проявляется в господствующей в обществе духовности, нравственности, которые в свою очередь влияют на поведение людей, призванных обеспечивать безопасность государства, и в то же время на отношение граждан к этим людям и их деятельности. Вот почему, говоря об обеспечении государственной безопасности, решая политические, экономические, технические, экологические проблемы, возникающие в связи с этим, не следует забывать о том, ради чего и кого охраняется государственность, какими средствами это достигается и насколько сами защитники государства получают поддержку общества.

Государственная безопасность в этом контексте – это состояние, при котором в государстве защищены его национальные интересы в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, технологические, экологические, международные аспекты, права и свободы его граждан, а также духовные и интеллектуальные ценности народа. На решение проблем современной России в этой сфере были ориентированы и Закон РФ «О безопасности» (1992), и Концепция национальной безопасности РФ (2000), а также ныне действующая Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года и новый Федеральный закон «О безопасности» (2010).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.058 с.)