Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Развитие предпосылок связной речи
Связная речь подразумевает взаимосвязь речевых задач по формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, развитию словаря. Данную работу с детьми младшего дошкольного возраста можно проводить поэтапно.
На подготовительном этапе необходимо:
— учить детей при описании предмета видеть и называть его характерные признаки, качества, действия;
— формировать представление о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок с помощью упражнений, активизирующих глагольную лексику.
На втором этапе требуется:
— сформировать у детей элементарные представления о том, что всякое высказывание строится по определенной схеме, имеет свою структуру (начало, середину, конец);
— научить связывать между собой два предложения, используя разнообразные средства связи;
— развивать навыки самостоятельной речи при составлении сюжетных рассказов по картинкам совместно с воспитателем;
— учить детей умению последовательно, пофразно излагать повествовательный рассказ;
— прививать навыки самостоятельного описания предмета. На заключительном этапе необходимо:
— учить детей умению вести диалог в играх-драматизациях, монолог;
— подвести детей к составлению рассказа с элементами творчества.
Задачи во второй младшей группе
♦ Приучать детей отвечать на вопросы о воспринимаемом материале в данный момент и виденном ранее; побуждать их задавать вопросы воспитателю, товарищам; высказываться об игрушках, изображенном сюжете, предмете на картинке, о прочитанном литературном произведении.
♦ Следить за тем, чтобы дети говорили фразами (3—5 слов); развивать умение рассказывать потешки, небольшие стихотворения.
♦ Учить отвечать на вопросы по содержанию картинки и при описании игрушки; составлять по ним короткие рассказы (2—3 предложения).
♦ Приобщать к богатству русского языка, языкам других народов; развивать коммуникативные умения.
♦ Вовлекать детей в разнообразные формы речевого общения: вступать в разговор со взрослыми, детьми, отвечать на вопросы воспитателя, обращаться с вопросами к окружающим, вступать с ними в разговор, выполнять указания взрослых, данные в словесной форме.
♦ Воспитывать умение вежливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой.
♦ Формировать положительные взаимоотношения между детьми, приучать их не мешать друг другу, переходить от действий в одиночку к простейшим видам совместной деятельности, воспитывать стремление помогать товарищу, соблюдать простейшие правила поведения в детском коллективе.
♦ Знакомить с животными и особенностями их поведения (рыбки плавают в воде, куры клюют зернышки, птицы летают и т.д.), с растениями (трава и листья зеленые, цветы белые, красные, синие).
♦ Обучать построению самостоятельных диалогических высказываний.
♦ Знакомить с особенностями вопросительной интонации в стихотворениях, загадках.
♦ Помогать реализовывать коммуникативные умения в соответствии с правилами речевого общения.
♦ Помогать речевой деятельностью для достижения поставленной цели, использовать различные организационные формы общения.
♦ Учить использовать различные уровни общения: межличностное, групповое, коллективное.
♦ Отрабатывать умение общаться на разных уровнях: в паре, группе, коллективе.
♦ Учить воспринимать высказывания и создавать их для общения в устной форме.
♦ Развивать познавательную деятельность, формировать познавательный интерес к изучению языка и желание пользоваться им в процессе общения.
Виды деятельности
День
|
|
|
| недели
| Утро
| Прогулка
| 2-я половина дня
|
|
|
|
| Вторая младшая группа
| понедельник
| Игра со строительным материалом «Полочка для книг»
Задача: учить класть пластину на стол, по краям устанавливать два кубика, сверху класть еще одну
пластину.
Дидактическая игра «Магазин»
Задачи:
— учить называть предметы, выделять их по цвету, форме, величине,
отбирать указанный предмет среди других, задавать вопросы;
— знакомить с формами вежливого обращения.
Чтение стихотворения «Мама»
Задача: учить отвечать на вопросы о воспринимаемом материале сейчас и виденном ранее, задавать вопросы воспитателю, товарищам.
Все на свете мама может,
Нет ее милей, дороже.
Я без мамы не могу.
Увижу маму — к ней бегу.
И. Мельничук
| Забавы с песком (снегом)
Задачи:
— знакомить со свойствами воды;
— развивать коммуникативность, эле-
ментарную самостоятельность;
— совершенствовать умение играть друг с другом;
— продолжать обогащать словарь детей
существительными (лопатка, ведерко), глаголами (печь, сыпать, копать).
Игра «Курочка-хохлатка»
Задача: вовлекать детей в разнообразные формы речевого общения: вступать
в разговор со взрослыми, детьми, обращаться с вопросами к окружающим.
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
| Разыгрывание потешки «Гуси вы, гуси»
Задачи:
— развивать самостоятельные действия;
— учить входить в роль, проявлять
свои чувства и эмоции, показывать
свое отношение к героям, действовать по правилам сюжета;
— учить детей выполнять произвольные действия.
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видели волка,
Унес волк гусенка.
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипайте вы волка —
Спасайте гусенка.
| Выкладывание из палочек «Жук»
Задача: развивать внимание, умение управлять движениями, мелкую
моторику
| Наблюдение за автомобилем
Бежит, гудит
В два глаза глядит,
А станет — ярко-красный
Глазок глянет. (Автомобиль.)
| Самостоятельная игровая деятельность
Задача: прививать культуру речевого общения
| вторник
| Наблюдение за хомячком
Задача: воспитывать экологиче-
скую культуру, желание заботиться
о животных, умение слушать.
У хомячка не щечки,
У хомячка мешочки.
В мешочках хомячка
Семьсот два семечка.
Т. Павлова-Зеленская
Развивающая игра «Кто выше?»
Задача: упражнять в усвоении положения предмета в пространстве и
понимании пространственных ори-
ентировок (высоко, низко, выше,ниже), в выразительном чтении
стихотворения, сочетании текста сдвижениями.
Скачут побегайчики —
Солнечные зайчики.
Мы зовем их — не идут.
Были тут — и нет их тут.
| Наблюдение за автомобилем
Задачи:
— знакомить детей с правилами для
пешеходов на перекрестках;
— воспитывать культуру поведения на
улице;
— развивать устойчивое внимание; дать
общее представление об автомобиле: у
машины кабина, колеса; в машине си-
дит шофер.
Заучи закон простой:
Красный — ясно, путь опасный!
Желтый — тоже подожди!
А зеленый впереди — проходи!
Сооружение постройки «Мост большой для пешеходов»
Задачи:
— учить строить лесенку из шести ку-
биков и делать перекрытие, накладывая
сверху пластину;
| День радостной встречи со сказкой
Задачи:
— учить показывать свое отношение
к героям литературных произведений;
— помогать детям узнавать сказку
по традиционному началу и концу сказки (Жили-были... Вот и сказки конец, а кто слушал — молодец!)
Развивающая игра «Что кукле
нужно к обеду?»
Задачи:
— закрепить представление детей о
предметах домашнего обихода (посуда, мебель);
— учить называть и последовательно выполнять действия, связанные с
процессом кормления;
| Прыг, прыг по углам. Были там, и нет их там. Где же зайчики? Ушли. Вы нигде их не нашли?
А. Бродский
| — воспитывать культуру общения (доброжелательное отношения к друзьям, умение вежливо обращаться с просьбой).
Рассматривание сооружений на участке
Задача: развивать наблюдательность, умение общаться с окружающими: задавать вопросы, отвечать на них
| — помогать выполнять игровые действия в логической последовательности и взаимосвязи. Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли, Не ворчите, не шипите. Кашу сладкую варите, Нашу куклу накормите.
И. Токмакова Самостоятельная игровая деятельность Задачи:
— учить управлять речевой деятельностью;
— воспитывать культуру речевого общения
| | Среда
| Наблюдение за самолетом
Задача: продолжать развивать представления об окружающем мире.
Чтение стихотворения «Самолет»
Задача: развивать умение рассказывать потешки, небольшие стихотворения.
| Наблюдение за ветром
Задачи:
— знакомить детей с явлениями в неживой природе;
— развивать интерес к явлениям окружающей жизни; наблюдательность, сосредоточенность, умение внимательно слушать и понимать воспитателя; действовать по указанию взрослого, эмоционально высказываться о своих ощущениях.
| Сюжетно-ролевая игра «Няня убирает комнату»
Задачи:
— учить детей развивать несложные сюжеты; использовать куклу, мишку в качестве партнеров по игре, развивая в логической последовательности игровые действия;
— помогать вступать в речевое общение по игре согласно роли.
| |
| Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
А. Барто
Сооружение построек из строительного материала «Самолет»
Задачи:
— учить выкладывать из четырех кирпичиков горизонтальную дорожку;
— развивать мышцы руки, умение сосредотачиваться на выполняемом действии.
Игра «Прокати шарик сквозь воротца»
Задачи:
— учить различать и называть основные цвета, величину предметов
(большой, маленький);
— развивать глазомер, умение действовать по правилам игры.
| Народная игра «Пустое место»
Задачи:
— овладевать ситуативной связной речью;
— формировать волевые качества, умение контролировать свое поведение,
двигаться в соответствии с текстом;
— развивать внимание, собранность,
доброжелательные взаимоотношения;
— учить действовать согласно правилам игры.
Огонь горит, вода кипит,
Тебя сегодня будут мыть,
Не буду я тебя ловить
Наблюдение за кузнечиком
Задачи:
— учить ведению диалога;
— воспитывать экологическую культуру.
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка —
С травки на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик.)
| Беседа «Что я видел на прогулке?»
Задачи:
— развивать память, наблюдательность, умение рассказывать о недавно происходящих событиях;
— приобщать к богатству русского языка;
— развивать коммуникативные умения ребенка.
Игра «Занимательная коробка»
Задачи:
— учить детей помещать предметы в соответствующие отверстия коробки;
— побуждать детей задавать вопросы воспитателю, товарищам; высказывать личное отношение к игруш-
кам, предметам.
Игра «Кто разбудил мишку?»
Задачи:
— развивать целенаправленное слуховое внимание, умение играть сообща, выполнять правила игры; — совершенствовать умение пользоваться вопросительной интонацией
| | четверг
| Развивающая игра «Посади огород»
Задачи:
— обогащать словарь детей названиями овощей (капуста, морковь);
— учить использовать заданные заместители предметов и располагать предметы в пространстве;
— развивать память, мышление.
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть нам без хруста,
Если я... (капуста).
Лежит меж грядок
Зелен и сладок.
(Огурец.)
Все меня любят,
А как раздевают,
Слезы проливают.
(Лук.)
Пальчиковая игра «Капуста»
Задача: развивать мелкую моторику.
Мы капусту режем, режем.
Мы капусту трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту мнем, мнем.
| День загадок
Задачи:
— учить детей отгадывать несложные загадки;
— развивать умение внимательно слушать.
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
А еще, могу сказать,
Очень любит он поспать:
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет.
(Медведь.)
И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберется в куст и спит,
Кочерыжку съест — и сыт.
(Заяц.)
Подвижная игра «Зайцы и медведь»
Задача: совершенствовать движения.
Спал в берлоге мишка,
К нему попал зайчишка.
Хоть зайчишка был трусишкой,
Поиграл он с нашим мишкой.
Вдруг на них упала шишка,
Ее бросила вниз мышка:
— Зайка с мишкой, вылезайте,
Вместе с нами поиграйте.
| Развлечение «Катины друзья»
Задачи:
— учить детей отгадывать загадки,узнавая домашних животных по описанию характерных признаков
внешнего вида и голосам;
— закреплять правильное звукопроизношение по подражанию;
— учить детей проявлять свои чувства и эмоции к персонажам произведения.
В лесной избушке жили зверюшки.
Угадайте кто?
Рыжая, пушистая, хитрая... (лиса).
Длинноухий, короткохвостый,
трусливый... (заяц).
Круглый, колючий... (еж).
Серый, злющий, зубастый... (волк).
Неуклюжий, толстый, ворчливый,
мохнатый... (медведь).
Лепка «Угощение зверюшкам»
Задачи:
— учить детей раскатывать пластилин между ладошками;
— развивать нравственно-волевые качества личности;
— воспитывать сопереживание, желание помочь, гостеприимство
| | Пятница
| Показ действий «Как ухаживать за комнатными растениями»
Задачи:
— закрепить название комнатного растения (фикус), дать представление о его частях (стебель, листья),приемах полива;
— приучать детей отвечать на вопросы о воспринимаемом материале
сейчас и виденном ранее;
— развивать диалогическую речь(задавать вопросы воспитателю; отвечать на вопросы простыми
предложениями).
Игра «Соседи»
Задача: совершенствовать ориентацию в пространстве, активизировать произношение наречий (справа, слева).
Заучивание стихотворения
«Петушок»
Задача: развивать память, четкость, дикции.
Петя-Петя, петушок
Целый день учил стишок,
А запомнил он строку
Лишь одну: «Кукареку-у-у!»
Р. Фархади
| Народная игра «Гуси, гуси»
Задачи:
— развивать навыки взаимоотношений
в коллективе;
— совершенствовать диалогическую речь,
интонационную выразительность речи;
— учить соотносить текст с движением
(направление руки при использовании считалки).
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!
Г. Лагздынь
Наблюдение за жуком
Задачи:
— обращать внимание на повадки насекомых;
— развивать речь.
Народная игра «Ай, гугу»
Задачи:
— учить детей оказывать помощь друг другу по собственному побуждению;
— выполнять правила игры.
Ай, гугу, гугу, гугу,
Не кружись ты на лугу.
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда, так беда!
| Игры со строительным материалом «Соберем башенку»
Задачи:
— учить детей собирать башенку,
ориентируясь на образец и располагая кубики по убывающей величине;
— следить за тем, чтобы дети говорили фразами (3—5 слов);
— учить детей объединяться для совместного сооружения построек в сюжетно-строительной игре.
Беседа «Как мы играли с Леной с кубиками»
Задачи:
— развивать умение рассказывать
потешки, небольшие стихотворения;
— учить детей инсценировать
произведения в стихотворной форме;
— развивать диалогическую речь, умение перевоплощаться в героя сюжета;
— воспитывать уважение к труду взрослых.
— Кто купил в горошек ситцу?
— Папа — вот кто!
— Сшила что за мастерица?
— Мама — вот кто!
— Кто в обновку нарядится?
Чья дочурка, баловница?
— Маша — вот кто!
С. Капутикян
| | | | | | | | | |
|