Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки



Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный), их последовательное введение. Выкладывание и называние цветных полосок по показу учителя. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных коротких и длинных полосок по образцу схематического изображения знакомых предметов. Выкладывание по образцу из полосок (ниточек) различного цвета и величины прописных буквенных знаков печатного шрифта (А, У, М, О, Х, С, Н) без их называния.

Знакомство и последовательное введение простейших геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг). Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета (сначала из двух фигур, потом – трех). Выкладывание из геометрических фигур конфигураций знакомых предметов. Показ и называние предметов, их изображений в заданном порядке (2 – 3 предмета) слева направо. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки. Выкладывание из кубиков (4 кубика) картинки по образцу. Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2 – 3) по заданной характеристике: цвету, форме, величине. Рисование, лепка, конструирование, легоконструирование, дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки, счетный материал, природный материал, геометрические формы и фигуры.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха и элементарного звукового анализа

Различение звуков окружающей действительности, их узнавание (шуршание листьев под ногами, шум ветра, дождя и др.). Использование игровых упражнений на определение источника звука (кто позвал?), направления звука (отгадай, где пищит мышка), силы звука (найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков) и т.д. Дифференциация неречевых звуков: различные и сходные звуки: звон маленького колокольчика и большого колокольчика, шуршание толстой и тонкой бумаги, тихие шаги и топот, писк большой или маленькой резиновой игрушки и т.д.

Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание животного по имитации голоса: корова – му, собака – ав и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: как звенит комар, воет ветер, жужжит жук и др.

Работа над звукопроизношением

Выполнение артикуляционных упражнений и дыхательной гимнастики. Подражание речи учителя; соотнесение звуков с реальным объектом; заучивание и четкое, правильное произнесение вслух слов, предложений, пословиц, строчек из стихотворений и т.п.

Слово

Практическое знакомство со словом (назови предметы, повтори все слова и др.). Фиксация слова условно-графическим изображением (черта черного цвета). «Чтение» зафиксированных слов, их соотнесение с конкретными предметами. Четкое различение предмета и слова (где предмет, а где записано слово?) Называние окружающих предметов, предметов на картинке, запись слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов (раз-два-три, без ошибок повтори: дом – дым, мишка – миска, Боря - Поля) с показом предметов или их изображений. Выделение слов из ряда предложенных на слух (2 – 3 слова) с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение

Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий: Маша пишет. Коля читает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2 слов, далее из 3 по подобию с опорой на картинку (Бабушка читает. Девочка читает. Мальчик читает; Девочка читает. Девочка рисует, Девочка спит). Составление схем предложений (длинная полоска черного цвета с вертикальной чертой в начале и точкой в конце). «Чтение» каждого предложения.

Деление предложения на слова, их фиксация условно-графической схемой и последующее «чтение» предложения. После того как у учащихся будет сформировано представление о предложении, их внимание обращается на возможность деления предложения на отдельные слова, что находит отражение в условно-графическом изображении. Черные короткие полоски под схемой предложения — слова, входящие в данное предложение.

Различение сходных предложений, сказанных учителем, показ ситуации на картинке: У маленькой Веры машина. У маленького Игоря тоже машина. Катя держит мишку. Катя держит кошку.

После успешного формирования практических представлений о предложении и слове как разных единицах речи, двухуровневая схема предложения «сворачивается», в ней сразу обозначаются входящие в предложение слова, а вертикальная черта на месте первого слова и точка в конце сохраняются, как и в предыдущем варианте схемы.

Часть слова (слог)

Деление двусложных слов на части (А – ня, О – ля, Ви – тя). Игровые упражнения на произнесение слов по слогам в сопровождении хлопков, шагов, музыкальных инструментов (бубна, барабана). Фиксация части слов (слогов) условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам с опорой на картинку и условно – графическую схему.

Дифференциация сходных слогов: ма - мо, со – су, ма - на, ва - фа, бо – по, ту – ду и т.д.

Буква

Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных нерасчлененных структур (без называния буквы и соотнесения ее со звуком): А, У, М, О, Х, С, Н.

Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга, объединение одинаковых букв, разных по размеру, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. При правильном назывании букв, учитель поощряет школьников, но не обязывает их запомнить название буквы.

Звук и буква

Печатание прописных букв: А, У, М, О, Х, С, Н и соотнесение их со звуком. Обозначение звука соответствующей буквой. Фиксация буквой начального звука в схеме слов при назывании предметных картинок. Чтение букв, выделение знакомой буквы среди других.

Слог

Образование и чтение слогов с изученными согласными в данной последовательности: слог, состоящий из одной гласной в словах (а - у, у – а), закрытые двубуквенные слоги (ам, ум); открытые двубуквенные слоги (ма, му). Дифференциация сходных звуков в слогах: ам - ан, ма - на, ха - хо. Термин «слог» не используется, используется понятие «часть слова».

Слово

Чтение слов, состоящих из двух слогов с изученными слоговыми структурами: ма - ма, му - ха, у - ха и др. Составление слов из заданных слогов с опорой на картинку, дополнение слога до слова одним из двух предложенных слогов (с опорой на картинку).

Звук

Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: покатай ватный шарик, назови на одном выдохе игрушки на столе (2 – 3) и др. Отработка четкого и выразительного произношения на материале коротких стихотворений, потешек, чистоговорок вместе с учителем. Дифференциация сходных звуков. Использование игровых приемов. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем (в двустишии, чистоговорке). Обозначение звука условным значком (белым квадратиком). Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

Развитие моторных умений

Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Развитие умения держать карандаш, ручку. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание пальцев всех вместе, по одному, крючки, щелчки, колечки, приветствие пальчиков друг друга и т.п. Игры с мозаикой, конструирование, рисование.

Формирование графических умений: работа мелом на доске, карандашом в альбоме; вычерчивание горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий по образцу или заданным точкам, переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном; соблюдение пределов геометрической фигуры при штриховке ее прямыми линиями.

Рисование геометрических фигур по клеткам, по ориентировочным точкам, по тонким линиям. Обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно. Составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разным цветом.

Рисование знакомых предметов и их раскрашивание. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных букв: прямая палочка (заборчик), наклонная прямая палочка (ветер травку качает), овал (слива), полуовал (месяц), прямая вертикальная и горизонтальная соединительная палочки (лесенка), выполнение бордюров из усвоенных элементов.

Написание схем слова, предложения. Рисование изученных букв («печатание») по образцу в альбоме после выбора буквы из ряда предложенных, дорисовка буквы.

Печатание слогов и слов по образцу с протяжным произнесением слога, слова с выделением каждого звука и обозначением его буквой, чтение напечатанного слова.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.01 с.)