Современная московская психологическая школа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная московская психологическая школа



· Школа С.Л. Выготского (школа Выготского – Леонтьева – Лурия).

· П.Я. Гальперин, Б.М. Теплов (школа Теплова – Небылицына), Е.Н. Соколов также являются основателями самостоятельных школ [14].

· Школа инженерной психологии Б.Ф. Ломова.

Деятельностный подход

Является ли существенным основанием всей школы Л.С. Выготского понятие деятельности?

А.В. Брушлинский: Для позднего Л.С. Выготского (как и для Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, раннего Ж. Пиаже и других) характерно понимание социальности лишь как взаимодействия сознаний людей, их идеологии без должного учета исходной практической, чувственной основы этого взаимодействия, необходимой и первичной для развития речи, знаков и т.д. (Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994).

М.Г. Ярошевский: Л.С. Выготскому приписывали создание теории деятельности, которой у него не было и в помине (Ярошевский М.Г. Без истории пуста методология // Вопр. психол. 1995. № 4. С. 141-146).

В.В. Давыдов: Эти положения не соответствуют реальной истории школы Л.С. Выготского (Наследие Л.С. Выготского и теория деятельности // Альманах «Восток», Выпуск: № 100, 2005 г.).

Е.Е. Соколова: Некоторые считают, что деятельностный подход Леонтьева есть альтернатива «недеятельностному» подходу Выготского, и что нельзя говорить о единой школе Выготского – Леонтьева – Лурии. Другие утверждают, что школа Леонтьева развивала «деятельностные идеи» самого Выготского. Третьи полагают, что мы имеем дело с двумя научными парадигмами: культурно-исторической психологией и психологической теорией деятельности в рамках одной школы [16].

Ленинградская школа

Ленинградская школа ориентирована на широкое, системное изучение человека.

Центральной научной проблемой, привлекшей внимание В. Н. Мясищева, явилась проблема личности здорового и больного человека. Целостное понимание человека как единства организма и личности побудило В. Н. Мясищева в своих научных исследованиях использовать объективные физиологические и психофизиологические характеристики состояния индивида для объяснения субъективных, психологических особенностей человека, его чувств, испытываемых состояний, воли.

У исследователей этой школы воспитано уважение к эмпирическим фактам, научная независимость. Для московской школы характерен деятельностный подход, пристрастие к теоретическим обобщениям.

Представители

· Михаил Яковлевич Басов (1892-1931)

• Основатель школы. Разработал методику психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. В полемике со сторонниками рефлексологии доказывал важность и возможность объективного экспериментального изучения внутрипсихических функций («Воля как предмет функциональной психологии», 1923). Ввел в советскую психологию термин «деятельность», опираясь на марксистское объяснение роли труда в формировании личности и ее психических функций.

· Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973)

• Ученик Бехтерева. После смерти своего ученика А.Ф. Лазурского (1917) В. М. Бехтерев поручил руководство одной из лучших в то время психологических лабораторий своему ученику В.Н. Мясищеву.

• Выбор В.Н. Мясищевым конкретного научно-исследовательского направления в психологии и медицине в значительной степени обусловлен тем, что он по поручению В. М. Бехтерева должен был завершить и подготовить к печати незаконченный труд А. Ф. Лазурского «Классификация личностей» [12].

На становление Мясищева повлияли:

• В.М. Бехтерев

• С.П. Боткин

• И.М. Сеченов

• И.П. Павлов

• А.А. Ухтомский

· Александр Федорович Лазурский (1874-1917)

• Русский врач и психолог, профессор Педагогической академии и Психоневрологического института в Петрограде.

• Один из организаторов и активных участников всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Придерживался естественно-научной ориентации, разработал «характерологию» – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров («Очерк науки о характерах», 1909).

• В психической реальности выделил две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности, включающую темперамент, характер и ряд других психофизиологических особенностей; экзопсихику, понимаемую как систему отношений личности к окружающему миру («Общая и экспериментальная психология», 1912).

• На этой основе построил систему классификации личностей. Лазурский одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

Публикации:

Программа исследования личности. СПб., 1908.

К учению о психической активности. М., 1916.

Классификация личностей. Л., 1924.

· Борис Герасимович Ананьев (1907-1972)

• Психолог, член АПН СССР (1968). С 1928 в Ленинграде. Профессор ЛГУ (1944-1972), в 1967-1972 декан факультета психологии. В 1946-1960 работал также в Ленинградском НИИ педагогики АПН РСФСР.

• Автор работ по возрастной, дифференциальной и прикладной психологии, по истории русской психологии.

• На доме, где в 1949-1972 жил А. (Дибуневская улица, 31), – мемориальная доска.

Пермская школа

Пермская школа идейно близка с Ленинградской. В.С. Мерлин был учеником одного из основателей петербургской школы – М.Я. Басова (1892-1931).

Исследования Мерлина высоко ценили такие ученые, как Ананьев и Мясищев; они очень тесно взаимодействовали с ним.

Пермских и ленинградских психологов объединяет опора на эмпирические данные и стремление видеть человека в целом, не выхватывая отдельные составляющие, соотносить то или иное явление с некой системой.

· Вольф Соломонович Мерлин (1898-1982)

• Вольф Соломонович Мерлин (22 января 1898, Могилёв – 1982) советский психолог. Ученик М.Я. Басова. Доктор психологических наук. Основоположник советской психологической науки. Родоначальник советской теории темперамента. Эксперт по проблемам дифференциальной психологии и психофизиологии. Исследователь принципа много-многозначной зависимости психических явлений от физиологических процессов человеческом организме. Автор концепции интегральной индивидуальности. С 1954 года постоянно работал в Пермском педагогическом институте.

• Благодаря подвижнической деятельности своего ученика психолога М. Субханкулова имел множество последователей в вузах Северного Казахстана.

• С 1998 года среди премий Пермской области учреждена премия имени Вольфа Соломоновича Мерлина по проблемам философии, психологии, социологии и культурологии.

«Очерк теории темперамента» (1964)

«Проблемы экспериментальной психологии личности» (1968)

«Лекции по психологии мотивов» (1970)

«Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986)

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. - 1096 с.: ил.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Перев. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 328 с.

3. Лейбин В. Психоанализ. Учебник. – СПб.: Питер, 2002. – 576 с.: ил. – (Серия «Учебник нового времени»).

4. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. http:// psylib.org.ua/books/holli01/index.htm

5. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2004. – 576 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.: ил.

7. Психологический институт на Моховой (Исторический очерк). Москва, 1994.

8. Степанов C. Алексей Николаевич Леонтьев // Школьный психолог, № 14, 2001 г.

9. Психология ощущений и восприятия, изд. 2-е, исправленное и дополненное / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова и М.Б. Михалевской. – М.: ЧеРо, 1999. – 610 с., ил. – (Серия: Христоматия по психологии).

10. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.

11. Патрик Дж. Бьюкенен. Американская культурная революция "по марксисту Грамши" / http://www.situation.ru/

12. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н. Мясишева) // Вопросы психологии, 93'2, с.86.

13. Лактионов А. Н., Середа Г. К. Деятельностная парадигма и проблема памяти в трудах П. И. Зинченко (К 90-летию со дня рождения) // Вопросы психологии, № 4, 93.

14. Ждан А.Н., Марцинковская Т. Д. Московская психологическая школа: традиции и современность // Вопросы психологии, 00'3 с.117.

15. Курек Н.С. О социальной истории культурно-исторической психологии: ответ Б.Г. Мещерякову и В.П. Зинченко // Вопросы психологии, 00'6 с.67.

16. Соколова Е.Е. «Тринадцать диалогов о психологии». (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию»). – М.: Наука, 1994. – 395 с.

17. Ярошевский М.Г. Марксизм в советской психологии (к социальной роли российской науки).

18. Фромм Э. Некрофилы и Адольф Гитлер // Вопросы философии, 91'1 с. 69.

19. http://tryphonov.narod.ru/

20. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003. DVD.

21. Олейник Ю.Н., Кольцова В.А.: http://psyche.ru/

22. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1991. – 480 с.

23. О С. Шпильрейн: Ван Ванинг А. Работы одного из пионеров психоанализа – Сабины Шпильрейн // Вопр. психологии, 95'6, с.66.

24. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализ: В 2-х т. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.

25. Выдающиеся психологи Москвы / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевского. – М.: Психологический институт РАО, Международный колледж, 1997. – 376 с.: ил.

26. http://www.leary.ru/infobase/places/esalen/


 

 


[1] Вильгельм Вундт (Wilhelm Wundt), 1832-1920 – германский физиолог и психолог, основатель экспериментальной психологии

[2] Время реакции – проблема, которая впервые возникла в работе Бесселя о скорости реакции в исследованиях астрономов. Эта тема интересовала ученых еще с конца XVIII века, к ней обращались Гельмгольц и голландский психолог Франц Корнелиус Дондерс (1818-1889). Вундт был уверен, что можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли [2].

[3] Тренделенбург (Trendelenburg) Фридрих Адольф (1802-1872) – немецкий философ и логик.

[4] Иммануил Кант (Kant, Immanuel, 1724-1804) – немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой философии.

[5] Морган (Morgan) Льюис Генри (1818-1881) – американский историк и этнограф. Исследователь первобытного общества, утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества. Первым показал значение рода как основной ячейки первобытного общества; обосновал положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным.

[6] Эдвард Титченер (Edward B. Titchener, 1867-1927) – американский психолог, ученик и последователь В. Вундта, построил систему структурной психологии. Работал в Корнельском Ун-те. Создал общество экспериментальных психологов.

[7] Шиллер (Schiller) Фердинанд Каннинг Скотт (16.8.1864, близ Альтоны, – 6.8.1937, Лос-Анджелес) – английский философ-идеалист, представитель прагматизма. Преподаватель Оксфордского Ун-та (с 1903). Профессор университета Южной Калифорнии (США, с 1929). В своём варианте прагматизма (т. н. гуманизме) Ш. исходил из того, что познание как продукт активности человека воспроизводит лишь «человеческий элемент» реальности, зависимой от человеческих действий. В отличие от У. Джеймса, Ш. видел критерий истины не в «чувственных», а лишь в «благих» (полезных) последствиях действия. «Метафизика» Ш. – сочетание прагматического субъективного идеализма с волюнтаризмом, персонализмом и телеологией (бог у Ш. – движущая сила развития, «разумный и личный дух»). В социально-политической сфере Ш. занимал антикоммунистические позиции, симпатизировал фашизму.

 

[8] От лат. Reductio – методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым

[9] Хиппи (англ. hippie) – это молодежное движение Северной Америки и Европы 1960-70-х годов, не оформленное организационно, но имевшее много общего: демонстративное отрицание общепринятых нравственных норм, отказ от службы в армии, принципиальный отказ от постоянной работы, отрицание семьи, снисходительное отношение к употреблению наркотиков... В идеологии хиппи преломились различные восточные религии: дзэн, верования примитивных народов (например, индейцев). Хиппи жили коммунами, которых особенно много было в Нидерландах, часть хиппи стремилась к миграции в Индию. В Восточной Европе и в СССР были отдельные последователи хиппи, особенно в крупных городах, для большинства же движение было лишь непонятной модой на небрежную одежду и длинные волосы у мужчин.

[10] Имеется в виду коренное население Аляски и Африки.

[11] Конформизм (от позднелат. conformis – подобный, сообразный) – это приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.018 с.)