Понятие «система психологии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «система психологии»



Df. 11. Система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) психологии – это организация и интерпретация данных и теорий с использованием специальных допущений (постулатов), дефиниций и методологических предпочтений.

Df. 12. Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – это система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Df. 13. Постулат (от лат. postulatum – требование) – это утверждение (суждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, хотя и недоказуемое ее средствами, и поэтому играющее в ней роль аксиомы.

Df. 14. Дефиниция (лат. definitio) – то же, что определение [20].

К основным психологическим системам можно отнести:

· Структурализм

· Функционализм

· Бихевиоризм, необихевиоризм, социальный бихевиоризм

· Психоанализ, неофрейдизм, фрейдомарксизм

· Целостная психология

· Описательная (понимающая) психология

· Новый структурализм

· Гуманистическая психология

· Когнитивная психология

· Деятельностный подход

Структурализм

Вильгельм Вундт, заложивший в 1879 г. основы психологии как экспериментальной науки, воспользовался методологией, характерной для основных наук XIX века и известной под названием структурализм (см. программа Вундта).

Американская версия структурализма создавалась учеником Вундта – Эдвардом Брэдфордом Титченером.

Представители

· Вильгельм Вундт (1832-1920) – сформулировал программу «физиологической психологии» как науки о непосредственном опыте. Ввел понятие «экспериментальная психология» и изложил видение методов новой психологии в книге «К теории чувственного восприятия» (1858-1862) (см. программа Вундта).

· Эдвард Титченер[6] (1867-1927) – американский психолог, ученик и последователь В. Вундта, построил систему структурной психологии.

Определение

Цель психологии Вундта и Титченера – структурный поэлементный анализ сознательного опыта (предмет психологии). Поэтому они рассматривали психологию как «психическую химию».

Метод анализа – доведенная до совершенства форма интроспекции.

В. Вундт: «Первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание... его составляющих элементов».

Задачи психологии

Вундт в общих чертах сформулировал задачи новой психологии:

· исследовать основные элементы сознания;

· выяснить, как эти элементы соединяются;

· установить принципы, согласно которым такое соединение происходит.

Вундт предположил, что ощущения являются одной из первичных форм опыта. Ощущения возникают каждый раз, когда на органы чувств воздействует какой-либо раздражитель и возникающие импульсы достигают мозга. Вундт разделил ощущения по:

· интенсивности (от лат. intensio – напряжение, усиление),

· продолжительности,

· модальности (лат.: modus – мера, величина, размеры, предел, образ жизни, правило, предписание).

Три основные задачи психологии по Титченеру:

· разбиение сознательных процессов на простейшие составляющие;

· определение законов, по которым происходит их объединение;

· установление связей элементов сознания с физиологическими состояниями.

Таким образом, цели структурной психологии Титченера совпадали с целями естественных наук.

Методы

Методы структурализма:

· интроспекция (от лат. introspecto – глядеть внутрь, всматриваться),

· эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский характер и проводимого в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения.

В анализе опыта методу интроспекции отводилась особая роль. Титченер считал, что наука зависит от наблюдений, а интроспекция – один из способов их проведения.

Интроспекция

Интроспекция [introspection] была основным методом структуралистских школ, возглавляемых Вильгельмом Вундтом в Германии и Титченером в Америке, которые определяли психологию как изучение сознательного опыта.

Интроспекция представляет собой исследовательский психологический метод, при котором испытуемые пытаются изучать содержание и процессы своего сознания.

Подготовленных наблюдателей просили анализировать изменения, происходящие в их сознательном опыте при предъявлении им различных стимулов. Этот метод походил на процедуру, которую использовали Фехнер (Gustav Theodor Fechner, 1801-1887) и другие исследователи при изучении сенсорного различения.

Версия Вундта этого метода хотя и выглядела вполне научной в том смысле, что имела форму контролируемого лабораторного эксперимента, была лишена того, что в наше время считается существенным признаком науки, а именно – объективности.

Метод интроспекции не был простой рефлексией субъективного опыта. Испытуемые проходили серьезную подготовку, изучая, описывая и составляя словесные отчеты о непосредственно возникающих сенсорных впечатлениях в ответ на систематическое расспрашивание.

Эдвард Брэдфорд Титченер определил наиболее благоприятные условия для интроспективного наблюдения:

· испытуемые должны быть максимально беспристрастны и должны предотвращать влияние других ассоциаций на отчет о данном непосредственном переживании;

· испытуемые должны быть чуткими, способными концентрировать внимание, здоровыми, бодрыми, не испытывающими утомления и заинтересованными в исследуемом опыте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.009 с.)