Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «система психологии»
Df. 11. Система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) психологии – это организация и интерпретация данных и теорий с использованием специальных допущений (постулатов), дефиниций и методологических предпочтений. Df. 12. Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – это система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Df. 13. Постулат (от лат. postulatum – требование) – это утверждение (суждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, хотя и недоказуемое ее средствами, и поэтому играющее в ней роль аксиомы. Df. 14. Дефиниция (лат. definitio) – то же, что определение [20]. К основным психологическим системам можно отнести: · Структурализм · Функционализм · Бихевиоризм, необихевиоризм, социальный бихевиоризм · Психоанализ, неофрейдизм, фрейдомарксизм · Целостная психология · Описательная (понимающая) психология · Новый структурализм · Гуманистическая психология · Когнитивная психология · Деятельностный подход Структурализм Вильгельм Вундт, заложивший в 1879 г. основы психологии как экспериментальной науки, воспользовался методологией, характерной для основных наук XIX века и известной под названием структурализм (см. программа Вундта). Американская версия структурализма создавалась учеником Вундта – Эдвардом Брэдфордом Титченером. Представители · Вильгельм Вундт (1832-1920) – сформулировал программу «физиологической психологии» как науки о непосредственном опыте. Ввел понятие «экспериментальная психология» и изложил видение методов новой психологии в книге «К теории чувственного восприятия» (1858-1862) (см. программа Вундта). · Эдвард Титченер[6] (1867-1927) – американский психолог, ученик и последователь В. Вундта, построил систему структурной психологии. Определение Цель психологии Вундта и Титченера – структурный поэлементный анализ сознательного опыта (предмет психологии). Поэтому они рассматривали психологию как «психическую химию». Метод анализа – доведенная до совершенства форма интроспекции. В. Вундт: «Первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание... его составляющих элементов».
Задачи психологии Вундт в общих чертах сформулировал задачи новой психологии: · исследовать основные элементы сознания; · выяснить, как эти элементы соединяются; · установить принципы, согласно которым такое соединение происходит. Вундт предположил, что ощущения являются одной из первичных форм опыта. Ощущения возникают каждый раз, когда на органы чувств воздействует какой-либо раздражитель и возникающие импульсы достигают мозга. Вундт разделил ощущения по: · интенсивности (от лат. intensio – напряжение, усиление), · продолжительности, · модальности (лат.: modus – мера, величина, размеры, предел, образ жизни, правило, предписание). Три основные задачи психологии по Титченеру: · разбиение сознательных процессов на простейшие составляющие; · определение законов, по которым происходит их объединение; · установление связей элементов сознания с физиологическими состояниями. Таким образом, цели структурной психологии Титченера совпадали с целями естественных наук. Методы Методы структурализма: · интроспекция (от лат. introspecto – глядеть внутрь, всматриваться), · эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский характер и проводимого в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. В анализе опыта методу интроспекции отводилась особая роль. Титченер считал, что наука зависит от наблюдений, а интроспекция – один из способов их проведения. Интроспекция Интроспекция [introspection] была основным методом структуралистских школ, возглавляемых Вильгельмом Вундтом в Германии и Титченером в Америке, которые определяли психологию как изучение сознательного опыта. Интроспекция представляет собой исследовательский психологический метод, при котором испытуемые пытаются изучать содержание и процессы своего сознания. Подготовленных наблюдателей просили анализировать изменения, происходящие в их сознательном опыте при предъявлении им различных стимулов. Этот метод походил на процедуру, которую использовали Фехнер (Gustav Theodor Fechner, 1801-1887) и другие исследователи при изучении сенсорного различения.
Версия Вундта этого метода хотя и выглядела вполне научной в том смысле, что имела форму контролируемого лабораторного эксперимента, была лишена того, что в наше время считается существенным признаком науки, а именно – объективности. Метод интроспекции не был простой рефлексией субъективного опыта. Испытуемые проходили серьезную подготовку, изучая, описывая и составляя словесные отчеты о непосредственно возникающих сенсорных впечатлениях в ответ на систематическое расспрашивание. Эдвард Брэдфорд Титченер определил наиболее благоприятные условия для интроспективного наблюдения: · испытуемые должны быть максимально беспристрастны и должны предотвращать влияние других ассоциаций на отчет о данном непосредственном переживании; · испытуемые должны быть чуткими, способными концентрировать внимание, здоровыми, бодрыми, не испытывающими утомления и заинтересованными в исследуемом опыте.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.009 с.) |