Я говорю с тобой из Ленинграда, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я говорю с тобой из Ленинграда,



страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

В мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.»

 

Ленинградское радио вело вещание по нескольким специальным направлениям: в эфире работал театр, существовала редакция иновещания, говорившая со слушателями на немецком и финском языках; отдельно вещание велось для партизан и жителей оккупированных районов области, а также для воинов фронта и моряков Балтики.

 

Кадр 9

До войны в Ленинграде и пригородах работали 2011 библиотек. С первых дней войны нормальная жизнь библиотек нарушилась. Здания библиотек пострадали от бомб, снарядов и пожаров. В августе 1941 г. в городе осталась 31 библиотека, а 18 стали филиалами. Но библиотечное обслуживание не прекратилось!

 

Кадр 11

Библиотеки оставались открытыми для читателей, но осень 1941 года показала, как резко сохранилась посещаемость. Это и понятно, ведь горожане уходили в действующую армию и народное ополчение, уезжали на строительство оборонительных рубежей, эвакуировались. Погибали. И все-таки читали!

 

Кадр 12

Смерть уносила тысячи жизней, а люди шли в библиотеку. В истощенном, разрушенном городе книга согревала души ленинградцев, спасала от страха смерти. Чуковский писал: «В осажденном городе удивительно много читали, читали классиков и поэтов, читали в землянках и дотах, читали на батареях и на вмерзших в лед кораблях: охапками брали книги у умирающих библиотекарей и в бесчисленных промерзших квартирах, лежа при свете коптилок, читали, читали….»

 

 

Кадр 13

В блокадном Ленинграде выходило даже больше газет и журналов, чем в мирное время. Для сотрудников печатных изданий профессия стала не просто работой, но боевым постом, на котором порой умирали. Стоит отметить подвиг не только журналистов, но и наборщиков. Зимой им приходилось тяжко: в помещениях до минус 15, руки примерзают к металлу… Из-за нехватки бумаги полосы порой были разноцветные и разного размера.

 

Кадр 14

В условиях блокады выпуск газеты был приравнен к производству боеприпасов или выпечке хлеба: электроэнергией тогда могли пользоваться предприятия, работавшие на фронт, хлебозаводы и… типография «Ленинградской правды».

«Сегодня электроэнергии выработано в 120 раз меньше, чем вырабатывалось до войны. Даже не вышла «Ленинградская правда». Номер за 25 января был набран, свёрстан, подготовлен к печати, но электроэнергии типография не получила».

(Из дневника журналиста Абрама Бурова, запись от 25 января 1942 года)

Но это был единственный случай. После которого городские власти приняли меры к тому, чтобы такое не повторилось.

Героически трудились не только корреспонденты и редакторы, но и все коллективы газет.

Кадр 15

Почти весь коллектив Ленинградского зоопарка ушел на фронт. Защищать животных осталось около двух десятков сотрудников, не ушедших на фронт и не привлеченных к работам на строительстве оборонительных сооружений. Сотрудники зоосада во главе с директором Николаем Соколовым боролись, как могли — восстанавливали разрушенные вольеры, лечили раненых, возвращали домой беглецов. Но страшнее всего был голод, охвативший Ленинград. Сотрудники зоосада быстро теряли силы от голода, но продолжали самоотверженно спасать своих подопечных. У них даже в мыслях не возникало варианта пустить обитателей зоопарка на мясо.


Кадр 16

Спасла Красавицу главным образом сотрудница зоосада Евдокия Дашина. Каждый день она привозила на санках по 50 ведер воды, обмывала питомицу, смазывала трещины на коже камфорным маслом. Чего это стоило самой Евдокии Ивановне, измученной голодом, знала только она, но Красавица пережила блокаду. Красавица смертельно боялась сирен и бомбёжек, чтобы ее успокоить, Евдокия Дашина оставалась во время налётов рядом с ней, пытаясь приласкать огромное животное и самой не умереть от ужаса.

Кадр 17

В Ленинграде в блокаду работали около двух десятков кинотеатров, в которых показывали документальные и художественные фильмы. Кинопоказы почти всегда проходили при полных залах. Ленинградские зрители не оставили привычку ходить в кино и в самые тяжелые времена, даже несмотря на то, что им нередко приходилось прерывать просмотр и уходить в бомбоубежище в случае сигнала воздушной тревоги.

 

Кадр 18

Кинотеатры в блокадном Ленинграде демонстрировали художественные фильмы и документальную хронику, которая была для горожан своеобразным выпуском новостей. Киножурналы рассказывали о событиях в других регионах и о насущных проблемах, которые встают перед Ленинградом и всей страной.

 

Кадр 19

В первые дни войны многим представлялось, что она закончится за несколько месяцев, а представить себе, что город в течение 900 дней будет осажден, не мог никто. Однако об актуальности репертуара театров задумались сразу. И если программа актерских бригад была составлена на скорую руку – стихи, фельетоны, песни, рассказы на военную тему, то театрам пришлось срочно искать подходящие пьесы и репетировать. Необходимо было как можно быстрее перестроить ритм театров на военный лад, нужны были боевые, поднимающие патриотический дух спектакли.

 

Кадр 20

Когда в декабре в театре отключили электричество, актеры стали ездить с концертами в Красную армию. За 7 дней на Ладоге они дали 32 концерта. Январь и февраль 1942 года – самый страшный период блокады, это месяцы массовой смертности. Жизнь в городе замерла, и только Музкомедия еще работала. В марте, когда дали электричество, театры тут же возобновили спектакли.

Кадр 21

18 октября 1942 года в Ленинграде состоялся первый спектакль драматического театра имени Веры Комиссаржевской, который работал в течение всей блокады.

Труппа театра была собрана в 1942 году из актеров, оставшихся в Ленинграде во время блокады. В то время местные жители так и называли этот театр – Блокадный. Одним из инициаторов его создания была известная советская поэтесса Ольга Берггольц.

Кадр 22

С первого дня войны художники вместе со всеми ленинградцами строили оборонительные сооружения, трудились на лесозаготовках, проходили военное обучение в командах противовоздушной обороны. Более ста человек ушло на фронт. Многие сражались в народном ополчении. Все хотели защищать родной город с оружием в руках. Но уже в конце июня 1941 года большую группу живописцев военное командование призвало выполнять работу по маскировке военных объектов – прежде всего аэродромов. Маскировали и памятники архитектуры города-музея, укрывали от осколков бомб и снарядов монументальные скульптуры на знаменитых набережных и площадях Ленинграда. Руки, умеющие обращаться с произведениями искусства, понадобились и при срочной упаковке сокровищ Эрмитажа и Русского музея для эвакуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.007 с.)