Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Климат, образ правления, вера,Стр 1 из 2Следующая ⇒
Дают каждому народу, особенную Физиономию, которая более или Менее отражается в зеркале поэзии».
(А.С. Пушкин)
1. Состав, проблематика, художественное своеобразие рукописных (фольклорных) сборников. 2. Сборник Кирши Данилова как народная книга. Проблема художественного единства. 3. «Пословицы русского народа» В. И. Даля как словесно-духовный феномен. 4. Начало «домашней» словесности: «Остромирово Евангелие», "Изборники Святославовы" (1073, 1076). 5. Идея и образ домостроения, домостроителя в «Поучении Владимира Мономаха». 6. Тема преступления и наказания в Повести временных лет. Биографии-наказания и биографии-спасения. 7. Идея и образ нового человека в переводной литературе. 8. Идея святости и образ святого в житийной литературе XI – XV 9. Повесть о духовном и нравственном испытании («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). 10. Вечные темы (отцы и дети, человек и судьба...) в «Гистории о Василии Кориотском». 11. «Надо наваживать детей» или опыты домашней словесности Екатерины П. 12. Быт и бытие или мирообраз в поэзии Г. Державина. 13. «Все небо дано нам, мой друг, с бытием...»: человек и мир в творчестве В. Жуковского 14.Проблема становления и нравственных испытаний человека в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». 15. Дилогия С. Т. Аксакова как художественное единство. 16. «Детский мир» К. Д. Ушинского как литературное явление. 17. Опыты Д. Н. Мамина-Сибиряка в области детской литературы. 18. Материальный и духовный мир дома в хронике И. С. Шмелева «Лето Господне". 19. Опыты Б. К. Зайцева в жанре жития (Жизнеописание «Алексея божьего человека» и «Сергия Радонежского»). 20. Очерки современной (литература 60-90-х годов XX века) домашней словесности
Заявленная проблематика спецкурса свидетельствует об устойчивой линии домашней словесности в разные периоды жизни русской литературы. Не все авторы и их творения попали в список, что обусловлено несколькими причинами, в числе которых назову малое количество часов, отводимых на курсы специализации на очном отделении. Тематика семинарских занятий
Занятие №1 «Повесть о Горе-Злочастии». Преходящее и вечное в произведении План 1. Философский и социально-политический подтекст «Повести». Почему автор начинает повествование с библейского рассказа об Адаме и Еве? Какое новое толкование библейскому сюжету он дает и почему? В чем актуальность главной темы произведения «человек и судьба» для русской жизни XVII в.? Реальный и символический планы «Повести».
2. Какие нравственные вопросы ставит автор и как их решает? Как и почему герой нарушает отцовские заветы? Каково отношение автора «Повести» к Молодцу? 3. Смысл названия произведения. Почему у Молодца нет конкретного имени, подробной предыстории, точного указания на социальную принадлежность? Антитетическая парность как основной принцип создания образной системы произведения. 4. Двуплановостъ сюжетного построения «Повести». Внешний и внутренний конфликты произведения. В какой мере мотивирована и закономерна развязка «Повести о Горе-Злочастии»? Почему автор нарушил традицию в решении библейского сюжета о «блудном сыне»? 5. Жанровое своеобразие произведения. Традиции жанров «жития», «хожения», «поучения»» «притчи», «лирической песни», «духовного стиха» в «Повести». Соотношение фольклорного и литературного в произведении. 6. Значение «Повести о Горе-Злочастии» в развитии русской литературы (в становлении тем «маленького человека», «отцов и детей», в формировании русского романа и др.). Задания 1. Выпишите в тетрадь определение понятия «повесть». В чем заключаются особенности древнерусской повести? Определите и обоснуйте жанровую разновидность «Повести о Горе-Злочастии». 2. Сравните «Повесть» и «Списание и собрание о Божестве и о твари и како созда Бог человека» протопопа Аввакума. Чем, на ваш взгляд, объясняется идейно-тематическое сходство этих произведений? Запишите выводы, к которым вы пришли в результате сравнительного анализа текстов. 3. Сопоставьте развитие сюжета в «Повести о Горе-Злочастии» и в «Комедии притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого. Кто из писателей XVII в. и почему ближе к евангельской первооснове? Литература I. Тексты Повесть о Горе-Злочастии // Древняя русская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. М., 1980. С. 365—375; для сравнения — с. 325—333 («Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого), 347—348 («Списание и собрание о Божестве и о твари и како созда Бог человека» протопопа Аввакума).
Повесть о Горе-Злочастии // Повесть о Горе-Злочастии / Изд. подгот. Д.С. Лихачев и Е,И, Ванеева. Л., 1984. С. 5—40 («Литературные памятники»), Повесть о Горе-Злочастии / Подгот. текста и коммент. Е.И. Ванеевой // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Кн. 1. М., 1988, С. 28-38, Повесть о Горе-Злочастии // Русская бытовая повесть. XV— XVII вв. / Сост., вступ. статья и коммент. А.Н. Ужанкова. М., 1991. С. 348-359. II. Исследования Назаревский А.А. К изучению «Повести о Горе-Злочастии» // ТОДРЛ. Л., 1969. Т. 24. С. 198-204. Лихачев Д. С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С. 312—332 или: его же. Жизнь человека в представлении неизвестного автора XVII века // Повесть о Горе-Злочастии... С. 89—105. Панченко A.M. Литература «переходного века» // История русской литературы: В 4 т. М., 1980. Т. 1. С. 384-390. III. Дополнительная Малышев В.И. Стихотворная параллель к «Повести о Горе-Злочастии» (стих «покаянны о пьянстве») //ТОДРЛ. М; Л., 1947. Т. 5. С. 146-148. Путилов В.Я. Песня «Добрый молодец и река Смородина» и «Повесть о Горе-Злочастии» // ТОДРЛ. М.; Л.» 1956. Т. 12. С. 226-235. Адрианова-Перетц В.Л., Лихачев Д.С. Русская демократическая поэзия XVII века // Демократическая поэзия XVII века. М.; Л., 1962. С. 25—30 («Б-ка поэта». Бол. сер.). Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. М., 1990. С, 164—260 («Повесть о Горе-Злочастии»). Занятие №2 «Повесть о Савве Грудцыне» — русская вариация на тему средневековой легенды о «договоре человека с дьяволом». План 1. Время создания произведения. Какие исторические реалии в тексте «Повести» позволяют датировать ее XVII в.? В какой социальной среде возникла и распространялась «Повесть»? Кто мог быть автором этого произведения? Какова проблематика «Повести о Савве Грудцыне» и ее связь с важнейшими общественно-историческими событиями эпохи? 2. «Пестрота жизни» в изображении автора «Повести». Проблема вымышленного и реального в произведении. 3. Жанровые прототипы «Повести о Савве Грудцыне». Волшебная сказка и религиозная легенда как сюжетные источники произведения. Мотив «хожения» и элементы «семейной хроники» в повествовании. «Повесть о Савве Грудцыне» как первый опыт русского романа. 4. Система образов произведения и принципы ее построения. Проблема исторического прототипа и литературного героя. Функции антигероя в «Повести» (бес, жена Бажена Второго). Тема «двойничества» и особенности ее решения в произведении. 5. Сюжет «договор человека с дьяволом» в русской и европейской литературной традиции. Каковы национальные особенности в художественном осмыслении средневекового мотива «союза человека с дьяволом» в «Повести о Савве Грудцыне»? Задания 1. Проследите развитие сюжетной схемы «чуда» в произведении. Выделите сюжетные «узлы» средневековой легенды о «договоре человека с дьяволом». Как и с какой целью автор переключает повествование с сюжета «чуда» на сюжет «волшебной сказки», а затем вновь возвращается к первой сюжетной линии? 3. В чем сходство и различие повестей о Горе-Злочастии и Савве Грудцыне? Составьте в тетради тезисный план ответа на этот вопрос. Почему эти произведения относят к демократической литературе XVII столетия?
4. Составьте краткий конспект статьи В.М. Жирмунского «История легенды о Фаусте» (Легенда о докторе Фаусте. 2-е изд. М,, 1978. С. 257—287 — «Литературные памятники»), которая поможет вам дать ответ на пятый вопрос практического занятия. Литература I. Тексты Повесть о Савве Грудцыне / Подгот. текста и коммент. А.М. Панченко // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Кн. 1. М„ 1988. С. 39-54. Повесть о Савве Грудцыне //Литература Древней Руси: Хрестоматия / Сост. ЛА. Дмитриев. М., 1990. С. 438—452; для сравнения — с. 427—437 («Повесть о Горе-Злочастии»). Повесть о Савве Грудцыне // Русская бытовая повесть. XV— XVII вв. / Сост., вступ. статья и коммент. А.Н. Ужанкова. М., 1991. С. 309-328. П. Исследования Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963. С. 189—200. Демкоеа Н.С., Лихачев Д. С, Панченко A.M. Основные направления в беллетристике XVII века // Истоки русской беллетристики. Л., 1970. С. 525-536. Багно В.Е. Договор человека с дьяволом в «Повести о Савве Грудцыне» и в европейской литературной традиции // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 364-372. Горелкина ОД. Русские повести конца XVII — начала XVIII века о договоре человека с дьяволом в связи с мифологическими представлениями позднего русского средневековья // Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Новосибирск, 1986. С. 41—54. III. Дополнительная Скрипиль М.О. Повесть о Савве Грудцыне // ТОДРЛ. М.; Л., 1935. Т. 2. С. 181-214; М.; Л., 1936. Т. 3. С, 99-152; его же. Повесть о Савве Грудцыне // Русская повесть XVII века. М., 1954. С. 385-399. Лобанова А.Н. Фольклорные и книжные отклики на войну 1632-1634 гг. // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 14, С. 326-329. Лихачев Д.С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе // История русского романа. М.; Л., 1962. Т. 1. С. 26-39. Панченко A.M. Литература «переходного века» // История русской литературы; В 4 т. М, 1980. Т. 1, С. 342—348. Занятие №3 « Гистория о российском матросе Василии Кориотском» как литературный памятник петровского времени План 1. Новое в тематике и проблематике повестей переходного периода, в критериях оценки человека и действительности, в приемах изображения героя, пространства и времени. Что отличает "гистории" петровской эпохи от древнерусских повестей в решении проблем "человек и судьба", "герой времени", "отцы и дети", проблемы любви и брака? 2. Историческое и художественное в "Гистории о российском матросе Василии Кориотском". Значение и функции исторических реалий в произведении. Специфика художественного вымысла в "Гистории".
3. Жанровое своеобразие произведения. В чем отличия терминов "повесть" и "гистория"? Связь "Гистории о российском матросе Василии Кориотском" с авантюрно-плутовской, бытовой и исторической повестью, повестью о разбойниках и о любви. Черты жанра путевых записок в "Гистории". Сказочная традиция в произведении. Почему писатели петровского времени используют жанровое определение "гистория", а не традиционное "повесть"? 4. Антитеза как ведущий прием создания образной системы "Гистории" (главные и второстепенные персонажи, герой и антигерой, русские и иноземцы). Роль второстепенных и эпизодических героев в произведении. Основные приемы создания образа Василия Корнетского. Как меняется способ изображения героя от одной части "Гистории" к другой? 5.Особенности сюжетно-композиционного строения произведения. Принципы членения текста и типы связей между частями "Гистории". Новеллистический характер сюжетов, причины повторов отдельных мотивов (возвышение и мнимая смерть героя). 6. Взаимодействие различных стилевых пластов в произведении. Можно ли говорить о едином стиле "Гистории"? 7. Определение места и значения произведения в истории русской повести XVII—XVIII вв. Задания 1. Читая текст произведения, составьте карту, отражающую перемещения героя в географическом пространстве. Докажите, что жизнь Василия Кориотского не только "хождение", но и "восхождение". Каковы сходства и отличия "Гистории" от произведений путевой литературы средневековья? Как меняется пространство, которое осваивает герой, от одной части произведения к другой? Найдите ошибки и неточности в изображении чужих земель автором "Гистории". 2. Выделите в тексте произведения реалии, позволяющие определить время жизни героя и время создания памятника. Кто мог написать "Гисторию о российском матросе Василии Кориотском"? Обоснуйте свою точку зрения. 3. Изобразите графически композицию произведения. Определите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку "Гистории". Литература Тексты Повесть о Горе-Злочастии. Повесть о Савве Грудцыне. Повесть о Фроле Скобееве. Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли (в объеме хрестоматий по литературе Древней Руси и XVIII в.) Исследования Моисеева Т.Н. Русские повести первой трети XVIII века. М.; Л., 1965. С. 39—56. Апсит Т.Н.Об особенностях структуры русских повестей с любовной тематикой (первая половина XVIII в.) // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 114—122. Письма и бумаги Петра I (1698—1716)//Россия и Запад: Горизонты взаимопознания. Литературные источники первой четверти XVIIIвека. Вып. I. M., 2000. С. 20—27.
Бакланова НА. Эволюция русской оригинальной бытовой повести на рубеже XVII—XVIII веков // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII — начало XVIII в.). М., 1971. С. 160—170. Калашникова О.Л.Эволюция повестей Петровского времени // Вопросы русской литературы. Львов, 1988. Вып. 1 (51). С.74—80; Русская повесть первой половины XVIII века. Днепропетровск, 1989. Николаев Н.И. Внутренний мир человека в русском литературном сознании XVIII века. Архангельск, 1997. С.49—68. Материалы к занятию Мнение исследователя 1. «Нельзя не сказать, что исходная точка содержания повести выбрана автором очень удачно; он верно рассчитал на интерес и сочувствие современных ему читателей. Посылка русских людей за границу была одним из главных способов, которые употребляло петровское правительство для подготовления нужных ему людей; молодежь была отправлена в заграничное учение во множестве, проповедники с церковной кафедры объясняли образовательное значение путешествий, а враги реформы ожесточенно порицали эту меру, как подрывающую любовь и уважение к родным обычаям и преданиям отцов. Понятно, что для таких условий путешествие в чужие края, ставившее русских людей в непосредственные отношения с образованностью и строем жизни в Западной Европе, составляло для тогдашнего русского общества один из существеннейших интересов: что за люди живут на чужбине, как устроена их жизнь, как "наши" сживаются с ними, какие невзгоды терпят они вдали от родины, выпадает ли им хоть малая доля удачи или счастья, — все эти вопросы неминуемо должны были тревожить русские умы, и понятно, что попытка посильного ответа на них могла быть встречена с живым сочувствием..." (Л.Н.Майков. 1880). 2. «Стремление схватить, остановить внимание читателя на "внутреннем человеке", подчеркнуть его иноприродность "внешнему" составляет особенность повестей петровского времени, объясняет многие их новации и "угловатости" художественных решений. Пожалуй, самая примечательная и характерная в этом плане "Гистория о российском кавалере Александре...". Исследователи при изучении "Гистории о российском кавалере Александре" первой трети XVIII в. не раз отмечали, что некоторые эпизоды, мотивы вошли в состав произведения "случайно", неправомерно в результате необдуманного заимствования автором каких-то традиционных элементов переводной повести ("рабская переделка" — Н.И. Петров). Повесть воспринималась как составная, собранная из различных, порой плохо стыкованных между собой элементов ("скомпилированных из переводных элементов" — П.Н. Сакулин). На это наталкивало использование различных типов повествования (любовно-авантюрный роман, рыцарский роман, бытовая новелла). Резкие переходы от одного типа к другому подталкивали исследователей к самостоятельному рассмотрению отдельных частей. ГА. Гуковский, например, выделял первую часть повести, посвященную роману Александра и Елеоноры. Еще ранее Л.Н. Майков и В.В. Сиповский предлагали самостоятельное рассмотрение разговора трех кавалеров о женщинах, считая его вставным эпизодом и более позднего происхождения. Позднее П.Н. Верков высказал мысль о принципиальной органичности этого эпизода идейному замыслу повести, а некоторое время спустя Г.Н. Моисеева попыталась подтвердить эту мысль конкретным анализом текста. Но тут же был обнаружен еще целый ряд неувязок, не вполне мотивированных поступков героев, "случайных" введений тех или иных мотивов в повесть. Так, упоминание о кольцах, которые дает в дорогу Александру мать (эпизод, явно восходящий к "Повести о Петре Златых Ключей"), не несет на себе той смысловой нагрузки и не играет такой роли в развитии сюжета, как в названном произведении. Эта манипуляция с кольцами в повести просто обессмыслена. По мнению Г.Н. Моисеевой, некоторые арии, исполняемые персонажами, включены в текст необдуманно и не вливаются в него по смыслу. Наконец, совершенно немотивирована и непонятна с точки зрения общего замысла неожиданная смерть героя в конце романа. И это далеко не весь перечень внутренних неувязок повести. Однако, если все это принять во внимание, то придется согласиться с тем, что "Гистория" — довольно слабое с художественной точки зрения произведение, в основном скомпилированное и потерявшее внутренние смысловые связи. Впрочем, такому утверждению противоречит большая популярность "Гистории" среди читателей-современников, о чем свидетельствуют многочисленные ее списки, дошедшие до нас. От скоропалительных выводов предостерегает и еще то обстоятельство, что некоторая немотивированность поведения героев наблюдается и в других повестях, хронологически близких повести об Александре. Так, в "Гистории о российском матросе Василии Корнетском" герой, посвятивший себя государственной службе, познанию наук и искренне привязанный к своим родителям, вдруг забывает обо всем этом и предается занятиям совсем иного рода. Таким образом, для так называемых "повестей петровского времени" некоторая немотивированность поведения героев, несостыкованность отдельных элементов сюжета не являются частной недоработкой того или иного автора, промахами в том или ином эпизоде повествования, а составляют устойчивую, систематически проявляющуюся особенность, которая должна быть изучена и понята с точки зрения ее целесообразности в представлениях человека той эпохи... Исторически обусловленная ограниченность повествовательных возможностей затрудняла автору раскрытие внутреннего человека. Отсюда нарочитое стремление восполнить это всевозможными внешними эффектами: скрытность, недоверчивость героев, неполнота их знаний о происходящем; педантичный учет того, что мог, а чего не мог знать герой в той или иной ситуации, использование различных формальных, стилистических приемов для обозначения внутренней речи и речи, рассчитанной на восприятие другим персонажем. Все это способствовало разграничению в сознании читателя внутреннего и внешнего человека, рождало понимание разности между внешним поведением и внутренним миром персонажей. В достижении этого автор "Гистории" заметно преуспел по сравнению со своими предшественниками и отчасти современниками. Многие "странности", отмеченные комментаторами и исследователями в повести, некоторая нелогичность в развитии сюжета, "неувязки" объясняются стремлением автора показать двойственность человека. С этих позиций, например, объяснима случайная, неоправданная смерть героя, прошедшего сложную, наполненную опасностями жизнь и утонувшего во время купания, тогда, когда счастливый исход злоключений Тиры и Александра казался столь близким и неизбежным. Однако счастливое состояние героев, их полное взаимопонимание, совпадение их устремлений бесплодно для автора повести с его установкой заглянуть во внутренний мир персонажей, раскрыть двойственность человеческой натуры. Использованные им принципы изображения требовали обязательного недопонимания, разобщенности, неполноты знания героев друг о друге. Счастливый конец значил для него упростить своих персонажей, потерять в них некую психологическую глубину, утратить ощущение их неоднозначности. Вероятно, поэтому автор решается на трагический конец, несмотря на то, что он предстает в повести слабо мотивированным, ощущается нелогичным на фоне предшествующей литературной традиции» Занятие №4.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.035 с.) |