Климат, образ правления, вера, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Климат, образ правления, вера,



Дают каждому народу, особенную

Физиономию, которая более или

Менее отражается в зеркале поэзии».

 

(А.С. Пушкин)

 

1. Состав, проблематика, художественное своеобразие рукописных (фольклорных) сборников.

2. Сборник Кирши Данилова как народная книга. Проблема художественного единства.

3. «Пословицы русского народа» В. И. Даля как словесно-духовный феномен.

4. Начало «домашней» словесности: «Остромирово Евангелие», "Изборники Святославовы" (1073, 1076).

5. Идея и образ домостроения, домостроителя в «Поучении Владимира Мономаха».

6. Тема преступления и наказания в Повести временных лет. Биографии-наказания и биографии-спасения.

7. Идея и образ нового человека в переводной литературе.

8. Идея святости и образ святого в житийной литературе XI – XV

9. Повесть о духовном и нравственном испытании («Повесть о Петре и

Февронии Муромских»).

10. Вечные темы (отцы и дети, человек и судьба...) в «Гистории о Василии Кориотском».

11. «Надо наваживать детей» или опыты домашней словесности Екатерины П.

12. Быт и бытие или мирообраз в поэзии Г. Державина.

13. «Все небо дано нам, мой друг, с бытием...»: человек и мир в творчестве В. Жуковского

14.Проблема становления и нравственных испытаний человека в

произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

15. Дилогия С. Т. Аксакова как художественное единство.

16. «Детский мир» К. Д. Ушинского как литературное явление.

17. Опыты Д. Н. Мамина-Сибиряка в области детской литературы.

18. Материальный и духовный мир дома в хронике И. С. Шмелева «Лето Господне".

19. Опыты Б. К. Зайцева в жанре жития (Жизнеописание «Алексея божьего человека» и «Сергия Радонежского»).

20. Очерки современной (литература 60-90-х годов XX века) домашней словесности

 

Заявленная проблематика спецкурса свидетельствует об устойчивой линии домашней словесности в разные периоды жизни русской литературы. Не все авторы и их творения попали в список, что обусловлено несколькими причинами, в числе которых назову малое количество часов, отводимых на курсы специализации на очном отделении.

Тематика семинарских занятий

 

Занятие №1

«Повесть о Горе-Злочастии». Преходящее и вечное в произведении

План

1. Философский и социально-политический подтекст «Повес­ти». Почему автор начинает повествование с библейского расска­за об Адаме и Еве? Какое новое толкование библейскому сюжету он дает и почему? В чем актуальность главной темы произведе­ния «человек и судьба» для русской жизни XVII в.? Реальный и символический планы «Повести».

2. Какие нравственные вопросы ставит автор и как их реша­ет? Как и почему герой нарушает отцовские заветы? Каково от­ношение автора «Повести» к Молодцу?

3. Смысл названия произведения. Почему у Молодца нет кон­кретного имени, подробной предыстории, точного указания на социальную принадлежность? Антитетическая парность как ос­новной принцип создания образной системы произведения.

4. Двуплановостъ сюжетного построения «Повести». Внеш­ний и внутренний конфликты произведения. В какой мере моти­вирована и закономерна развязка «Повести о Горе-Злочастии»? Почему автор нарушил традицию в решении библейского сюжета о «блудном сыне»?

5. Жанровое своеобразие произведения. Традиции жанров «жития», «хожения», «поучения»» «притчи», «лирической песни», «духовного стиха» в «Повести». Соотношение фольклорного и литературного в произведении.

6. Значение «Повести о Горе-Злочастии» в развитии русской литературы (в становлении тем «маленького человека», «отцов и детей», в формировании русского романа и др.).

Задания

1. Выпишите в тетрадь определение понятия «повесть». В чем заключаются особенности древнерусской повести? Определите и обоснуйте жанровую разновидность «Повести о Горе-Злочастии».

2. Сравните «Повесть» и «Списание и собрание о Божестве и о твари и како созда Бог человека» протопопа Аввакума. Чем, на ваш взгляд, объясняется идейно-тематическое сходство этих про­изведений? Запишите выводы, к которым вы пришли в результа­те сравнительного анализа текстов.

3. Сопоставьте развитие сюжета в «Повести о Горе-Злочас­тии» и в «Комедии притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого. Кто из писателей XVII в. и почему ближе к евангельской перво­основе?

Литература

I. Тексты

Повесть о Горе-Злочастии // Древняя русская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. М., 1980. С. 365—375; для сравнения — с. 325—333 («Комедия притчи о блудном сыне» Си­меона Полоцкого), 347—348 («Списание и собрание о Божестве и о твари и како созда Бог человека» протопопа Аввакума).

Повесть о Горе-Злочастии // Повесть о Горе-Злочастии / Изд. подгот. Д.С. Лихачев и Е,И, Ванеева. Л., 1984. С. 5—40 («Литера­турные памятники»),

Повесть о Горе-Злочастии / Подгот. текста и коммент. Е.И. Ванеевой // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Кн. 1. М., 1988, С. 28-38,

Повесть о Горе-Злочастии // Русская бытовая повесть. XV— XVII вв. / Сост., вступ. статья и коммент. А.Н. Ужанкова. М., 1991. С. 348-359.

II. Исследования

Назаревский А.А. К изучению «Повести о Горе-Злочастии» // ТОДРЛ. Л., 1969. Т. 24. С. 198-204.

Лихачев Д. С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С. 312—332 или: его же. Жизнь человека в представлении неизвестного автора XVII века // По­весть о Горе-Злочастии... С. 89—105.

Панченко A.M. Литература «переходного века» // История рус­ской литературы: В 4 т. М., 1980. Т. 1. С. 384-390.

III. Дополнительная

Малышев В.И. Стихотворная параллель к «Повести о Горе-Злочастии» (стих «покаянны о пьянстве») //ТОДРЛ. М; Л., 1947. Т. 5. С. 146-148.

Путилов В.Я. Песня «Добрый молодец и река Смородина» и «Повесть о Горе-Злочастии» // ТОДРЛ. М.; Л.» 1956. Т. 12. С. 226-235.

Адрианова-Перетц В.Л., Лихачев Д.С. Русская демократичес­кая поэзия XVII века // Демократическая поэзия XVII века. М.; Л., 1962. С. 25—30 («Б-ка поэта». Бол. сер.).

Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. М., 1990. С, 164—260 («Повесть о Горе-Злочастии»).

Занятие №2

«Повесть о Савве Грудцыне» — русская вариация на тему средневековой легенды о «дого­воре человека с дьяволом».

План

1. Время создания произведения. Какие исторические реалии в тексте «Повести» позволяют датировать ее XVII в.? В какой социальной среде возникла и распространялась «Повесть»? Кто мог быть автором этого произведения? Какова проблематика «По­вести о Савве Грудцыне» и ее связь с важнейшими общественно-историческими событиями эпохи?

2. «Пестрота жизни» в изображении автора «Повести». Про­блема вымышленного и реального в произведении.

3. Жанровые прототипы «Повести о Савве Грудцыне». Вол­шебная сказка и религиозная легенда как сюжетные источники произведения. Мотив «хожения» и элементы «семейной хрони­ки» в повествовании. «Повесть о Савве Грудцыне» как первый опыт русского романа.

4. Система образов произведения и принципы ее построения. Проблема исторического прототипа и литературного героя. Фун­кции антигероя в «Повести» (бес, жена Бажена Второго). Тема «двойничества» и особенности ее решения в произведении.

5. Сюжет «договор человека с дьяволом» в русской и евро­пейской литературной традиции. Каковы национальные особен­ности в художественном осмыслении средневекового мотива «союза человека с дьяволом» в «Повести о Савве Грудцыне»?

Задания

1. Проследите развитие сюжетной схемы «чуда» в произведе­нии. Выделите сюжетные «узлы» средневековой легенды о «дого­воре человека с дьяволом». Как и с какой целью автор переклю­чает повествование с сюжета «чуда» на сюжет «волшебной сказ­ки», а затем вновь возвращается к первой сюжетной линии?

3. В чем сходство и различие повестей о Горе-Злочастии и Савве Грудцыне? Составьте в тетради тезисный план ответа на этот вопрос. Почему эти произведения относят к демократичес­кой литературе XVII столетия?

4. Составьте краткий конспект статьи В.М. Жирмунского «История легенды о Фаусте» (Легенда о докторе Фаусте. 2-е изд. М,, 1978. С. 257—287 — «Литературные памятники»), которая по­может вам дать ответ на пятый вопрос практического занятия.

Литература

I. Тексты

Повесть о Савве Грудцыне / Подгот. текста и коммент. А.М. Панченко // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Кн. 1. М„ 1988. С. 39-54.

Повесть о Савве Грудцыне //Литература Древней Руси: Хрес­томатия / Сост. ЛА. Дмитриев. М., 1990. С. 438—452; для сравне­ния — с. 427—437 («Повесть о Горе-Злочастии»).

Повесть о Савве Грудцыне // Русская бытовая повесть. XV— XVII вв. / Сост., вступ. статья и коммент. А.Н. Ужанкова. М., 1991. С. 309-328.

П. Исследования

Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963. С. 189—200.

Демкоеа Н.С., Лихачев Д. С, Панченко A.M. Основные направ­ления в беллетристике XVII века // Истоки русской беллетристи­ки. Л., 1970. С. 525-536.

Багно В.Е. Договор человека с дьяволом в «Повести о Савве Грудцыне» и в европейской литературной традиции // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 364-372.

Горелкина ОД. Русские повести конца XVII — начала XVIII века о договоре человека с дьяволом в связи с мифологическими представлениями позднего русского средневековья // Источники по истории русского общественного сознания периода феодализ­ма. Новосибирск, 1986. С. 41—54.

III. Дополнительная

Скрипиль М.О. Повесть о Савве Грудцыне // ТОДРЛ. М.; Л., 1935. Т. 2. С. 181-214; М.; Л., 1936. Т. 3. С, 99-152; его же. Повесть о Савве Грудцыне // Русская повесть XVII века. М., 1954. С. 385-399.

Лобанова А.Н. Фольклорные и книжные отклики на войну 1632-1634 гг. // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 14, С. 326-329.

Лихачев Д.С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе // История русского романа. М.; Л., 1962. Т. 1. С. 26-39.

Панченко A.M. Литература «переходного века» // История рус­ской литературы; В 4 т. М, 1980. Т. 1, С. 342—348.

Занятие №3

« Гистория о российском матросе Василии Кориотском» как литературный памятник петровского времени

План

1. Новое в тематике и проблематике повестей переходного перио­да, в критериях оценки человека и действительности, в приемах изо­бражения героя, пространства и времени. Что отличает "гистории" петровской эпохи от древнерусских повестей в решении проблем "че­ловек и судьба", "герой времени", "отцы и дети", проблемы любви и брака?

2. Историческое и художественное в "Гистории о российском мат­росе Василии Кориотском". Значение и функции исторических реалий в произведении. Специфика художественного вымысла в "Гистории".

3. Жанровое своеобразие произведения. В чем отличия терминов "повесть" и "гистория"? Связь "Гистории о российском матросе Васи­лии Кориотском" с авантюрно-плутовской, бытовой и исторической повестью, повестью о разбойниках и о любви. Черты жанра путевых записок в "Гистории". Сказочная традиция в произведении. Почему писатели петровского времени используют жанровое определение "гистория", а не традиционное "повесть"?

4. Антитеза как ведущий прием создания образной системы "Гис­тории" (главные и второстепенные персонажи, герой и антигерой, русские и иноземцы). Роль второстепенных и эпизодических героев в произведении. Основные приемы создания образа Василия Корнет­ского. Как меняется способ изображения героя от одной части "Гисто­рии" к другой?

5.Особенности сюжетно-композиционного строения произведе­ния. Принципы членения текста и типы связей между частями "Гисто­рии". Новеллистический характер сюжетов, причины повторов отдельных мотивов (возвышение и мнимая смерть героя).

6. Взаимодействие различных стилевых пластов в произведении. Можно ли говорить о едином стиле "Гистории"?

7. Определение места и значения произведения в истории русской повести XVII—XVIII вв.

Задания

1. Читая текст произведения, составьте карту, отражающую пере­мещения героя в географическом пространстве. Докажите, что жизнь Василия Кориотского не только "хождение", но и "восхождение". Ка­ковы сходства и отличия "Гистории" от произведений путевой литера­туры средневековья? Как меняется пространство, которое осваивает герой, от одной части произведения к другой? Найдите ошибки и не­точности в изображении чужих земель автором "Гистории".

2. Выделите в тексте произведения реалии, позволяющие опреде­лить время жизни героя и время создания памятника. Кто мог напи­сать "Гисторию о российском матросе Василии Кориотском"? Обос­нуйте свою точку зрения.

3. Изобразите графически композицию произведения. Определи­те экспозицию, завязку, кульминацию и развязку "Гистории".

Литература

Тексты

Повесть о Горе-Злочастии. Повесть о Савве Грудцыне. Повесть о Фроле Скобееве. Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли (в объеме хрестоматий по литературе Древней Руси и XVIII в.)

Исследования

Моисеева Т.Н. Русские повести первой трети XVIII века. М.; Л., 1965. С. 39—56.

Апсит Т.Н.Об особенностях структуры русских повестей с лю­бовной тематикой (первая половина XVIII в.) // Памятники литерату­ры и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 114—122.

Письма и бумаги Петра I (1698—1716)//Россия и Запад: Гори­зонты взаимопознания. Литературные источники первой четверти XVIIIвека. Вып. I. M., 2000. С. 20—27.

Бакланова НА. Эволюция русской оригинальной бытовой повес­ти на рубеже XVII—XVIII веков // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII — начало XVIII в.). М., 1971. С. 160—170.

Калашникова О.Л.Эволюция повестей Петровского времени // Вопросы русской литературы. Львов, 1988. Вып. 1 (51). С.74—80; Русская повесть первой половины XVIII века. Днепропетровск, 1989.

Николаев Н.И. Внутренний мир человека в русском литературном сознании XVIII века. Архангельск, 1997. С.49—68.

Материалы к занятию

Мнение исследователя

1. «Нельзя не сказать, что исходная точка содержания повести вы­брана автором очень удачно; он верно рассчитал на интерес и сочув­ствие современных ему читателей. Посылка русских людей за границу была одним из главных способов, которые употребляло пет­ровское правительство для подготовления нужных ему людей; моло­дежь была отправлена в заграничное учение во множестве, проповедники с церковной кафедры объясняли образовательное значение путешествий, а враги реформы ожесточенно порицали эту меру, как подрывающую любовь и уважение к родным обычаям и преданиям отцов. Понятно, что для таких условий путешествие в чу­жие края, ставившее русских людей в непосредственные отношения с образованностью и строем жизни в Западной Европе, составляло для тогдашнего русского общества один из существеннейших инте­ресов: что за люди живут на чужбине, как устроена их жизнь, как "наши" сживаются с ними, какие невзгоды терпят они вдали от роди­ны, выпадает ли им хоть малая доля удачи или счастья, — все эти во­просы неминуемо должны были тревожить русские умы, и понятно, что попытка посильного ответа на них могла быть встречена с живым сочувствием..." (Л.Н.Майков. 1880).

2. «Стремление схватить, остановить внимание читателя на "внут­реннем человеке", подчеркнуть его иноприродность "внешнему" со­ставляет особенность повестей петровского времени, объясняет мно­гие их новации и "угловатости" художественных решений. Пожалуй, самая примечательная и характерная в этом плане "Гистория о рос­сийском кавалере Александре...".

Исследователи при изучении "Гистории о российском кавалере Александре" первой трети XVIII в. не раз отмечали, что некоторые эпизоды, мотивы вошли в состав произведения "случайно", неправо­мерно в результате необдуманного заимствования автором каких-то традиционных элементов переводной повести ("рабская передел­ка" — Н.И. Петров). Повесть воспринималась как составная, соб­ранная из различных, порой плохо стыкованных между собой элемен­тов ("скомпилированных из переводных элементов" — П.Н. Сакулин). На это наталкивало использование различных типов повество­вания (любовно-авантюрный роман, рыцарский роман, бытовая но­велла). Резкие переходы от одного типа к другому подталкивали ис­следователей к самостоятельному рассмотрению отдельных частей.

ГА. Гуковский, например, выделял первую часть повести, посвя­щенную роману Александра и Елеоноры. Еще ранее Л.Н. Майков и В.В. Сиповский предлагали самостоятельное рассмотрение разговора трех кавалеров о женщинах, считая его вставным эпизодом и более позднего происхождения. Позднее П.Н. Верков высказал мысль о принципиальной органичности этого эпизода идейному замыслу повес­ти, а некоторое время спустя Г.Н. Моисеева попыталась подтвердить эту мысль конкретным анализом текста. Но тут же был обнаружен еще целый ряд неувязок, не вполне мотивированных поступков героев, "случайных" введений тех или иных мотивов в повесть. Так, упоминание о кольцах, которые дает в дорогу Александру мать (эпизод, явно восхо­дящий к "Повести о Петре Златых Ключей"), не несет на себе той смы­словой нагрузки и не играет такой роли в развитии сюжета, как в на­званном произведении. Эта манипуляция с кольцами в повести просто обессмыслена. По мнению Г.Н. Моисеевой, некоторые арии, испол­няемые персонажами, включены в текст необдуманно и не вливаются в него по смыслу. Наконец, совершенно немотивирована и непонятна с точки зрения общего замысла неожиданная смерть героя в конце рома­на. И это далеко не весь перечень внутренних неувязок повести.

Однако, если все это принять во внимание, то придется согласить­ся с тем, что "Гистория" — довольно слабое с художественной точки зрения произведение, в основном скомпилированное и потерявшее внутренние смысловые связи. Впрочем, такому утверждению проти­воречит большая популярность "Гистории" среди читателей-современников, о чем свидетельствуют многочисленные ее списки, дошед­шие до нас.

От скоропалительных выводов предостерегает и еще то обстоя­тельство, что некоторая немотивированность поведения героев на­блюдается и в других повестях, хронологически близких повести об Александре. Так, в "Гистории о российском матросе Василии Корнет­ском" герой, посвятивший себя государственной службе, познанию наук и искренне привязанный к своим родителям, вдруг забывает обо всем этом и предается занятиям совсем иного рода.

Таким образом, для так называемых "повестей петровского вре­мени" некоторая немотивированность поведения героев, несостыкованность отдельных элементов сюжета не являются частной недора­боткой того или иного автора, промахами в том или ином эпизоде по­вествования, а составляют устойчивую, систематически проявляю­щуюся особенность, которая должна быть изучена и понята с точки зрения ее целесообразности в представлениях человека той эпохи...

Исторически обусловленная ограниченность повествовательных возможностей затрудняла автору раскрытие внутреннего человека. Отсюда нарочитое стремление восполнить это всевозможными внеш­ними эффектами: скрытность, недоверчивость героев, неполнота их знаний о происходящем; педантичный учет того, что мог, а чего не мог знать герой в той или иной ситуации, использование различных фор­мальных, стилистических приемов для обозначения внутренней речи и речи, рассчитанной на восприятие другим персонажем. Все это спо­собствовало разграничению в сознании читателя внутреннего и внеш­него человека, рождало понимание разности между внешним поведе­нием и внутренним миром персонажей. В достижении этого автор "Гистории" заметно преуспел по сравнению со своими предшествен­никами и отчасти современниками. Многие "странности", отмечен­ные комментаторами и исследователями в повести, некоторая нело­гичность в развитии сюжета, "неувязки" объясняются стремлением автора показать двойственность человека.

С этих позиций, например, объяснима случайная, неоправданная смерть героя, прошедшего сложную, наполненную опасностями жизнь и утонувшего во время купания, тогда, когда счастливый исход злоключений Тиры и Александра казался столь близким и неизбеж­ным. Однако счастливое состояние героев, их полное взаимопонима­ние, совпадение их устремлений бесплодно для автора повести с его установкой заглянуть во внутренний мир персонажей, раскрыть двой­ственность человеческой натуры. Использованные им принципы изо­бражения требовали обязательного недопонимания, разобщенности, неполноты знания героев друг о друге. Счастливый конец значил для него упростить своих персонажей, потерять в них некую психологиче­скую глубину, утратить ощущение их неоднозначности. Вероятно, по­этому автор решается на трагический конец, несмотря на то, что он предстает в повести слабо мотивированным, ощущается нелогичным на фоне предшествующей литературной традиции»

Занятие №4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.035 с.)