Характеристика переходного этапа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика переходного этапа



Вообще говоря, переходный этап - это часть первого этапа, и характеристика первого в общих чертах справедлива для переходного. Отличия связаны с тем, что ТС практически достигла уровня, достаточного для начала проникновения на рынок, и делает попытки осуществить этот переход. В этот момент система находится как бы в состоянии неустойчивого равновесия.

Особенностью подобных состояний является тот факт, что равновесие может быть нарушено в любую сторону благодаря очень слабым воздействиям. Т.е. внедрение или неуспех такового могут зависеть от случайных причин - удачной/ неудачной демонстрации, хорошего настроения/ насморка потенциального инвестора и т.п. Ситуация осложняется тем, что обычно на переходный этап почти одновременно выходят несколько модификаций ТС, обладающих примерно одинаковым набором признаков. Их конуренция еще обостряет неопределенность. Именно на этом этапе разворачиваются драмы с подкупом членов приемных комиссий, диверсиями на испытаниях и прочими "маркетинговыми ходами". Приведем несколько примеров.

Пример 1.

В начале 20 века проводились сравнительные испытания нескольких типов самолетов. Это был перелет по длинному маршруту со множеством промежуточных посадок. Комиссия фиксировала время между каждым взлетом и посадкой и суммировала данные. В итоге один из типов самолетов, находившийся в воздухе меньше других, был объявлен победителем. Однако владелец другого самолета заранее предпринял красивый ход. Он приказал своей команде летчиков и техников, чтобы при любых условиях его самолет взлетал с каждого промежуточного аэродрома первым. Соответственно, публика и корреспонденты, встречавшие самолеты на промежуточных финишах, каждый раз видели одну и ту же картину - первым прилетает и садится именно этот самолет! Натурально, его фотографии появлялись в газетах в первую очередь. Соответственно, в массовом сознании прочно укрепилась мысль, что именно он самый быстрый. А что там комиссия подсчитывала по протоколам, уже никого не волновало.

Пример 2.

Известен факт, что во время сравнительного испытания пулеметов в завтрак штатному испытателю одной из фирм, пулеметчику-асу, специально нанятый агент добавил несколько капель атропина. Как пулеметчик потом ни вглядывался расширившимися зрачками в расплывающуюся перед глазами мишень, точность стрельбы резко упала, и на вооружение была принята другая модель пулемета…

Пример 3.

На заре электротехники возникла острейшая конкуренция между вышедшими на переходный этап электрическими машинами постоянного и переменного тока. В какой-то момент произошло событие, напрямую с этой конкуренцией не связанное, но имевшее большой общественный резонанс, - была сделана малоудачная попытка казнить преступника на электрическом стуле, используя переменный ток. Что-то недорассчитали, преступник сразу не погиб, и его, причиняя невероятные страдания, долго и мучительно добивали все новыми ударами тока. Так вот, Томас Эдисон, лоббировавший машины постоянного тока, развернул вокруг этого случая шумную компанию, доказывая на его примере огромную опасность и антигуманность переменного тока и благодатность постоянного.

Ничего не поделаешь - девиз переходного этапа прост: "вчера было рано, завтра будет поздно".

Обычно параллельно пытаются выйти на рынок несколько типов ТС, но большинство попыток оказываются неудачными. В итоге возникает эффект "бутылочного горлышка" - к концу переходного этапа побеждает один тип систем, а развитие остальных временно (или навсегда) угнетается.

Таким образом, главной задачей, стоящей перед разработчиками ТС, вышедшей на переходный этап, является обеспечение скорейшего внедрения и захват рынка.

Здесь необходимо указать на одну чрезвычайно важную особенность конкуренции систем за выход на рынок. Используем для этого биологическую аналогию.

Известно, что динамика роста числа бактерий на питательной среде также хорошо описывается S-образной кривой (Рисунок 21):

Рисунок 21 Рост числа бактерий

Опыты показали, что вначале бактериям требуется некоторое время для адаптации к новым условиям, поэтому они размножаются довольно медленно, затем, приспособившись, они демонстрируют лавинообразный рост, пока не заполнят все доступное пространство. В этот момент размер колонии стабилизируется до тех пор, пока не кончатся питательные вещества либо среда не будет перенасыщена продуктами жизнедеятельности. С этого момента число бактерий идет на убыль вплоть до вымирания.

Кроме того, выяснилось, что каждый вид бактерий имеет свое характерное время адаптации (аналогично длине первого этапа у ТС) и свою максимально достижимую численность (аналогична пределу развития по главным показателям у ТС). Так вот, самое интересное началось, когда два различных вида бактерий одновременно поместили в одну чашку Петри. Результат отражен на Рисунке 22:

Рисунок 22 Рост числа бактерий (2 вида популяций)

Как видим, тип А обладал очень большим потенциалом роста, но довольно длинным периодом адаптации. Тип В, наоборот, был очень адаптабельным, но имел весьма скромный потенциал. И именно он победил в борьбе за ресурсы! Пока его более перспективный конкурент неторопливо готовился развернуться во всем блеске, он быстренько выскочил на этап бурного роста и захватил все жизненное пространство. В итоге вид А был абсолютно угнетен и вымер, далеко отстав от победителя и так и не реализовав свои выдающиеся способности.

Судя по всему, похожие события разворачиваются и в мире техники. Понятно, что система, первой вырвавшаяся на рынок, за счет ставших ей доступными ресурсов стремительно улучшает свои главные показатели и становится труднодосягаемой для конкурентов. К тому же она быстро занимает самые легкодоступные ниши, стягивает на себя внимание и ресурсы общества, вокруг нее начинает складываться некая инфраструктура, т.е. набирается инерция, отметающая конкурентов.

Так случилось в истории автомобилестроения. В борьбу вступили машины с двигателем внутреннего сгорания (Рисунок 23) и электромобили (Рисунок 24), имевшие на тот момент близкие характеристики по скорости и грузоподъемности.

Рисунок 23 Машина с бензиновым двигателем

Рисунок 24 Электромобиль

У электромобиля была масса преимуществ - простота управления и обслуживания, бесшумность, отсутствие вонючего выхлопа. Не было только одного - инфраструктуры: ни электросетей, ни зарядных станций, ни пунктов обмена батарей… Конечно, для машин с ДВС бензоколонок тоже не было. Но им крупно повезло. Дело в том, что существовала развитая отрасль промышленности, производившая керосин для освещения. Керосин добывали из нефти, но при этом образовывался очень неприятный побочный продукт - бензин. Для ламп он не подходил в силу взрывоопасности, и девать его было некуда (обычно его сливали в реки, отравляя по мере сил окружающую среду). Правда, одно применение нашли - его продавали в аптеках в качестве наружного средства для кожи. Таким образом, автомобили с ДВС получили очень дешевый ресурс - бензин, и готовую сеть снабжения - аптеки! Вот так и случилось, что уже больше ста лет весь мир ездит на дымящих и рычащих бензоходах вместо бесшумных и чистых электромобилей, загнанных в унизительные ниши типа цеховых погрузчиков (в лучшем случае), инвалидных кресел и тележек для перевозки игроков в гольф, да еще, пожалуй, луноходов. И только совсем недавно прогресс в производстве батарей и fuel cell достиг такого уровня, что общество снова всерьез заинтересовалось электромобилями.

Таким образом, на переходном этапе побеждает не самая перспективная ТС, а самая приспособленная к существующей надсистеме (в частности, инфраструктуре и доступным ресурсам).

Причины переходного этапа

· Главная причина - неустойчивое равновесие между силами, ускоряющими и тормозящими внедрение.

· Нарастает сопротивление со стороны конкурирующих систем, владеющих рынком.

Известно, что с появлением первых автомобилей их главными противниками стали владельцы контор дилижансов. Используя свой вес и влияние, они всячески лоббировали принятие законов и правил, препятствующих эффективному использованию автомобиля. Например, одно из правил требовало приделывать к передку машины муляж лошадиной головы, чтобы "не пугать лошадей". Другое, совсем драконовское, предписывало, чтобы перед машиной бежал слуга с колокольчиком, предупреждая прохожих о приближении этого ужасного детища прогресса. А дорожная полиция заодно с гражданскими активистами устраивала на прямолинейных участках дорог засады на водителей, хоть чуть-чуть нарушивших бессмысленно-жестокие ограничения скорости.

· Острая конкуренция со стороны соперничающих модификаций ТС.

3.2.2.1.1.3 Признаки переходного этапа

· Быстро нарастают темпы роста главных показателей (Рисунок 25).

Причина понятна - ТС уже внятно демонстрирует свои достоинства, это снижает риск инвестиций в нее, соответственно, система получает дополнительные ресурсы для развития, что и отражается на быстром росте главных показателей.

Рисунок 25 Ускорение роста главных параметров (по книге Г.С. Альтшуллера "Творчество как точная наука" М. Советское радио 1979)

· Система достигла уровня развития, практически удовлетворяющего первоначальным требованиям общества.

Следует отметить, что иногда выход на переходный этап происходит по независящим от ТС причинам. Например, ситуация в обществе может измениться так, что снизится уровень притязаний к ТС, и она сразу станет востребованной. Так, с началом 1-й мировой войны сразу стали нужными самолеты, несмотря на все тогдашнее их несовершенство.

· Делаются попытки внедрения в разных областях, большей частью неудачные или имеющие локальный успех.

· Количество патентов в течение переходного этапа сначала повышается, а затем может немного снизится (Рисунок 26).

Рисунок 26 Количество патентов (по книге Г.С. Альтшуллера "Творчество как точная наука" М. Советское радио 1979)

Это объясняется, во-первых, тем, что при переходе к промышленному внедрению возникают новые задачи, решения которых находят отражение в патентах, во-вторых, тем, что окончательно проясняются (и патентуются) все особенности новой ТС, в-третьих, тем, что при переходе к внедрению создают патентный зонтик, а в-четвертых, тем, что в этот момент берут патенты, которые раньше придерживали, чтобы преждевременно не истек срок их действия.

Отметим, что наряду с другими признаками, базирующимися на патентной статистике, данный признак малонадежен и имеет скорее справочно-познавательное значение.

· Уровень патентов в течение переходного этапа сначала немного повышается, а затем снижается (Рисунок 27).

Рисунок 27 Уровень изобретений (по книге Г.С. Альтшуллера "Творчество как точная наука" М. Советское радио 1979)

3.2.2.1.1.4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.014 с.)