Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игры на формирование умения выделять синтагматические связи между словами
«Кто как ест». Логопед демонстрирует детям на наборном полотне картинки, на которых нарисованы животные и птицы, и предлагает определить, кто как ест (например, кошка лакает молоко, собака грызет кости, корова жует сено, курица клюет зерно, белый медведь ест рыбу). «Что делает человек этой профессии и с помощью чего он это делает?». Детям предлагается составить словосочетания по образцу, предложенному логопедом. Логопед демонстрирует детям предметные картинки, изображающие людей разных профессий, и предлагает сказать: а) что делает человек этой профессии (например, учитель учит детей, доктор лечит людей, строитель строит дома, шофер водит машину, продавец продает товар, художник рисует картины, парикмахер стрижет волосы, портной шьет одежду, повар готовит еду); б) что делает человек этой профессии и с помощью чего он это делает (например, дворник подметает метлой, художник рисует красками, парикмахер стрижет ножницами, портной шьет иглой). «Продолжи». Детям предлагается составить словосочетания по образцу, предложенному логопедом (например, рисовать на бумаге). В случае затруднений ребенку задается вопрос: «Рисовать на чем?» Речевой материал: варить (в чем?), мыться (где?), гулять (где?), плавать (где?), спать (на чем?), кататься (на чем?). «Кто как может передвигаться (голос подавать)». Логопед предъявляет детям картинки, изображающие животных и птиц, и предлагает определить: а) кто как может передвигаться (например, лошадь скакать, рыба плавать, змея ползать, лягушка прыгать, птица летать); б) кто как может голос подавать (например, лошадь ржать, кошка мяукать, собака лаять, лягушка квакать, воробей чирикать, волк выть, свинья хрюкать, утка крякать, ворона каркать, гусь гоготать, комар жужжать, медведь рычать, петух кукарекать, корова мычать). «Отгадай животное». Логопед предлагает детям отгадать, о каком животном идет речь. (Кто может?) сторожить, грызть, лаять —... (Кто может?) мяукать, лакать, царапаться —... (Кто может?) хрюкать, рыть землю, чавкать —... (Кто может?) ржать, бегать, скакать—... (Кто может?) мычать, жевать, давать молоко —.... «Что какие звуки издает?». Логопед называет различные предметы (явления природы) и предлагает детям определить, какие звуки они могут издавать (какими звуками могут сопровождаться): дверь скрипит, бумага шуршит, ветер свистит, листья шелестят, ручеек журчит, гром грохочет, град стучит, дождь шумит.
«Назови». Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой?какая?какое?какие? На тему «Осень» Трава (какая?) —... Дождь —... Небо -... Ветер —... Облака —... Листья —... Земля —... На тему «Весна» Небо (какое?) —... День—... Снег—... Сосульки —... Листочки —... Травка—... Ручеек—... «Назови, кому или чему это принадлежит». Логопед демонстрирует на наборном полотне картинки, на которых изображены части целого предмета или животного, и предлагает детям составить словосочетание. Например, на картинке нарисованы уши зайца, ребенок говорит: «Уши зайца».
В случае затруднений логопед задает вопрос: «Уши (кого?) зайца». Речевой материал: крыша дома, ножка стола, хвост лисы, колесо машины, труба дома, спинка стула, дверца шкафа, стрелки часов, рога коровы, антенна телевизора. Формирование умения выделять парадигматические отношения между словами Логопедическая работа в данном направлении предусматривает формирование у детей понятия о семантической структуре слова в единстве основных его компонентов (денотативного, коннотативного, сигнификативного, контекстуального), организацию семантических полей, лексической системности. Слово представляет собой основной элемент языка и речи. При изучении слова значимыми являются лингвистические, психолингвистические, психологические, психофизиологические подходы. Но при любом подходе подчеркивается важность изучения семантической стороны слова. В качестве основных компонентов структуры лексического значения слова С. Д. Кацнельсон, А. А. Леонтьев, Н. В. Уфимцева выделяют следующие: — денотативный (основное предметно-понятийное со — коннотативный (дополнительная к денотату часть зна
— сигнификативный (или лексико-семантический, отра — контекстуальный (отражение значения слова в контек Ребенок прежде всего овладевает денотативным компонентом значения слова, то есть устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением. Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается ребенком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова. Усвоение значения слова у детей тесным образом связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс формирования понятий. Овладевая понятием, ребенок учится выделять в предметах главные, существенные признаки, классифицировать предметы на основании признаков, обозначать группу однородных предметов словом. Характер нарушений лексики детей с ЗПР обусловливает последовательно-параллельное уточнение денотативного, коннотативного и формирование понятийного и контекстуального компонентов значения слова с постепенным переходом от денотативного к контекстуальному компоненту. В логопедической работе используются игры и упражнения на соотнесение слова с непосредственными предметами, признаками и действиями. При предъявлении предмета или его изображения прежде всего определяются существенные признаки (яблоко —желтое, сочное, круглое), части предмета, функциональное назначение (яблоко используют к пищу), местонахождение (яблоко растет на дереве), а также действия предмета (яблоко созревает, висит и т. д.). Преимущественное внимание в процессе коррекционно-ю воздействия уделяется понятийному компоненту, формирование которого значительно замедляется у детей с задержкой психического развития. Несмотря на то что для детей дошкольного возраста с ЗПР существенную трудность представляет овладение переносным значением, методика логопедического воздействия предусматривает работу по формированию контекстуального компонента значения слова. Это предполагает ориентацию на «зону ближайшего развития» и определяет коррекционно-развивающий характер логопедического воздействия. На начальных этапах работы отрабатываются прямые значения слова, затем контекстуальные и, наконец, переносные. Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов и предполагает организацию семантических полей по различным признакам. Эта работа тес- но связана с совершенствованием логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Вначале проводится группировка, объединение елок в тематические группы. Затем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, периферии, установление парадигматических отношений между словами на основе противопоставления и аналогии.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.008 с.) |