Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — грандиозная эпопея. В нем перед читателем встают судьбы людей, захваченных водоворотом исторических событий в трагическом XX веке. Автор рисует колоритные, яркие характеры казаков и казачек. Большое место в романе занимают женские образы. Многие свои сокровенные мысли связывает писатель с образами Натальи Коршуновой, Ильиничны и Аксиньи. В «Тихом Доне» перед читателем предстают простые малообразованные люди, сила чувств которых ничуть не уступает переживаниям просвещенных героев классических произведений. Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой — это противопоставление «любви-страсти» и «любви семейной». Наталья заранее была обречена на несчастливую семейную жизнь. На нелюбимой женился Григорий, женился тогда, когда его возлюбленная Аксинья «неистовствовала в поздней горькой своей любви». И никакие, даже самые неоспоримые, достоинства Натальи не могли разорвать связи Григория с Аксиньей. Портрет Натальи обращает на себя внимание такой деталью, как «раздавленные работой руки». С годами Наталья меняется, но автор все же подчеркивает в ней черты, говорящие о ее работоспособности и трудолюбии. В дом Мелеховых Наташа вошла сразу во многом потому, что покорила Ильиничну своим трудолюбием (чего не было у другой ее невестки — Дарьи). «Работящая Наталья вошла свекрам в душу»,— говорит о ней автор. Огромное терпение, стеснительность и целомудрие отличают Наталью. Она не целуется до свадьбы с мужем, потому что «совестно», а сама, озаренная счастьем, высчитывает в уме дни, оставшиеся до свадьбы. Наталья — однолюбка. Ее любовь непонятна горячему по нраву Григорию, она холодна и медлительна, глубоко скрыты чувства Натальи. «Ты — как этот месяц,— говорит ей Григорий,— не холодишь и не греешь». С рождением детей Наталья меняется. Она становится увереннее. «Расцвела и похорошела диковинно»,— замечает о ней автор. Любовь ее стала согревающей. Наталья полна глубочайшего достоинства, хотя ей приходится очень нелегко. Героиня ведет сложный поединок со своей судьбой. Оскорбительно для нее поведение мужа, тайком встречающегося с Аксиньей, унизительны насмешки хуторян. Мучаясь от роковой отрешенности Григория, Наталья идет вымаливать его у Аксиньи в Ягодное. Ее любовь жертвенная, она любит до самозабвения.
Отчаявшись в своих попытках вернуть мужа, Наталья бунтует и уходит из дома Мелеховых. От безысходности она испытывает огромное горе: «металась в своей девичьей горенке, как подстреленный чибис по ендовой куге»,— говорит о ней автор. Постепенно Наталья понимает, что при жизни в доме Мелеховых у нее еще остается надежда на возвращение мужа, на восстановление семьи, рождение детей, а вне его она обречена на одиночество. Важны для Натальи поддержка Ильиничны, Пантелея Прокофьича. Она сроднилась с ними. Любимы ею стены, в которых вырос ее возлюбленный. Наталья превосходит Аксинью талантом удивительной верности, нескончаемого терпения. Ее огромная страждущая душа — самая крепкая ограда для всего дома.. Это чувствуют и ценят все Мелеховы, а Ильинична находит в невестке надежную Союзницу в борьбе за домашний очаг, потому что это для них обеих — одна из высших ценностей. Наталья пытается и не может понять Григория, его невольные отступления от нравственных норм, поворот от дома, семьи, хотя он всегда искренен, открыт перед ней. «Чужая ты какая-то...»,— прямо говорит Григорий. Наталье безумно трудно, она противостоит не только Аксинье, против нее восстает война, забирающая Григория, ей приходится бороться и со всеобщим неуважением к чистоте и хрупкости. Наталья немногословна, хотя ее терзают острые внутренние боренья. О глубине и силе ее переживаний говорят не слова, а поступки. Не выдержав нелюбви Григория и презрительного отношения хуторян, она пытается покончить с собой и даже идет на огромный страшный грех — избавляется от ребенка. Она не упрекает Григория, узнав о его поведении в походе, а лишь сурово молчит. Великое чувство любви к Григорию пронесла Наталья через всю жизнь. Этим она вызывала зависть легкомысленной гулящей Дарьи. За это любили и ценили ее Ильинична, Пантелей Прокофьич, Дуняшка. Умирая, Наталья «простила Григорию все... и вспоминала о нем до последней минуты». Традиционное народное понимание предназначения любви — это, прежде всего, продолжение рода. А значит, по народным меркам, правильный выбор всегда остается за семьей, долгом, детьми. Любовь к мужу у Шолохова неразрывно связана с материнством, и не случайно говорится о Наталье: «Всю жизнь вбивала в детей».
Ильиничну и Наталью многое объединяет. Им обеим присуще мудрое спокойствие хранительниц семейного очага. Обе они терпеливые продолжательницы мелеховского рода. Обеих отличает глубоко запрятанная способность к духовной жизни. Ильинична, как и Наталья — великая труженица. Весь ее день проходит в заботах по дому. Семья и дети — смысл ее жизни. Большая хлопотунья, Ильинична, несмотря на возраст, сохраняет дородный стан, «гусыней плавает» по двору и дому. Она тоже немало натерпелась от мужа, но молчит об этом, не ропщет. Глубокая женская мудрость помогает ей сохранить верность долгу, сохранить настоящую счастливую семью, стать ее центром, родить и воспитать троих детей. Великое чувство материнства заложено как в Наталье, так и в Ильиничне. Наталья всю себя посвящает детям, Ильинична до последнего издыхания неистово ждет Григория. Как матери, обе эти женщины осуждают насилие. Их отличает необыкновенная мягкость и доброта. Ильинична не делит мир на красных и белых. Она способна на проявление любви к самым разным людям. В ее сердце не находится места для мести и ненависти. Теплом она согревает даже тех, кто причинил ей боль. Она сближается с Аксиньей, жалеет Кошевого. Поразительная внутренняя сила Ильиничны — она ни слезинки не выронила, узнав о смерти мужа, хотя внутренние ее переживания были глубоки. Аксинья — полная противоположность и Ильиничне, и, прежде всего, Наталье. В Григории борются два чувства — страстная любовь к Аксинье и тоска по семейной жизни. Не случаен такой выбор имен писателем: Аксинья означает «чужая», а «Наталья — «родная». Аксинья — воплощение непосредственной жизни, бурного протеста. «Не таюсь — грех на мне. Бей, Степан!», говорит она, глядя в глаза мужу, и снова, улучив момент, идет на встречу с Григорием. Автор подчеркивает в Аксинье силу, цельность, горячность чувства, удивительное стремление к счастью. У нее пламенное сердце. «За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» — неистово восклицает она. Любовь Аксиньи — это глубокий, страстный порыв, утверждающий право на личную свободу человека. Нет оков, которые могли бы сковать его. Григория и Аксинью многое объединяет. Это мятежные, ищущие души. В них неискоренима тяга к чему-то запредельному, безумному, бушующему. Григорий любит Аксинью, но изломана судьба не только у Натальи, но и у Аксиньи тоже. Любовь гулящей солдатки в отсутствие мужа, «жалмерки», каковой стала во всеобщем представлении Аксинья после близости с Мелеховым,— обычное дело для казачьего хутора, и Григорий не воспринимает вначале всерьез предложение Аксиньи бежать с хутора. Обидными словами отвечает он на ее упреки. Горько Аксинье от ощущения растоптанности чувства. Постепенно Григорий понимает, что по-настоящему привязан к Астаховой, чувствует он «сосущую тоску». Глядя на нелюбимую Наталью, он постоянно вспоминает Аксинью, сравнивает их, и сравнение это не в пользу Натальи. Большое значение имело в развитии отношений Григория и Аксиньи рождение дочери. Даже неугомонный Пантелей Прокофьич перестал настаивать на возвращении сына домой. Меняется портрет Аксиньи, она предстает уже не порочной «жалмеркой», а женщиной-матерью.
Тоска по умершему ребенку, по ласке, теплу не позволила Аксинье противостоять напористым ухаживаниям Листницкого. Не смогла она, в отличие от Натальи, хранить верность любимому. Виной этому и ее горячий нрав, страстная натура, неумение сопротивляться наплыву чувств, сдерживать их, прятать глубоко в себе. В финале книги любовь Аксиньи и Григория приобретает трагически возвышенный, совершенно иной, эпический характер. Горяча и страстна любовь Аксиньи, она готова идти за возлюбленным хоть на край света, не боясь никаких трудностей. Поражает необыкновенная ее внутренняя сила. Аксинья проникается к Григорию почти материнской нежностью. Она окружает лаской и заботой Полюшку и Мишатку. Любовь к Григорию помогает ей сблизиться с Ильиничной. Это уже совсем другая Аксинья. Григорий забирает Аксинью, чтобы бежать с ней на Кубань. Нет над ними больше никакой власти, духовная, крепкая, ничем не объяснимая связь осталась их единственным богатством. Теперь им предоставилась никем и ничем не ограничиваемая возможность жить чистой, открытой, свободной жизнью. «А я все боюсь — не во сне ли это?» — говорит Аксинья, боясь поверить своему счастью. Несмотря на разность, Аксинья и Наталья — обе одинаково дороги и близки читателю. Они очень женственны и прекрасны, каждая по-своему. В романе возникают и другие женские образы. Это и Дарья, это и Лиза Мохова, являющиеся примером того, какой не должна быть женщина. Женские образы проходят через литературу разных времен и народов. Наташа Ростова, Элен Безухова, тургеневская Ася и другие — все они стали воплощением писательских представлений о женских добродетелях и пороках. Женщина — продолжательница рода, это очень высокая миссия, поэтому женские образы находят в творчестве художников такое широкое осмысление.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.18.83 (0.009 с.) |