Научно-организационная практика относится к вариативной части Блока 2 «Практики» и является обязательной. Практика проводится на первом курсе во втором семестре.
Умения и навыки, полученные при прохождении научно-организационной практики необходимы для успешного выполнения научных исследований, в том числе подготовки научно-квалификационной работы (диссертации).
6. Перечень планируемых результатов прохождения практики
Планируемые результаты обучения по практике – знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы аспирантуры.
Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций:
Универсальные компетенции:
- готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
- способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).
Общепрофессиональные компетенции:
- способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1).
Профессиональные компетенции:
способностью самостоятельно применять диагностические и/или консультативные технологии, направленные на психологическое обеспечение деятельности человека, малой группы и организации (ПК-1)
способностью к выявлению, конкретизации и решению профессиональных задач в условиях реально-действующих групп и организаций с учетом их психологической специфики (ПК-2)
способностью оформлять результаты своей научно-исследовательской деятельности в форме НКР по научной специальности 19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика (ПК-4).
Планируемые результаты обучения и критерии их оценивания:
|
Код
компе-тенции
| Планируемые
результаты
обучения
| Критерии оценивания результатов обучения
|
Пороговый
уровень
| Продвинутый уровень
| Высокий
уровень
|
УК-3
| Владеть:
- навыками организации (проведения) научного мероприятия
| В целом успешное, но не систематическое применение навыков организации (проведения) научного мероприятия в соответствии с установленными требованиями.
Аспирант демонстрирует отдельные навыки самостоятельной организации (проведения) мероприятия. Планирует процесс организации (проведения) мероприятия при участии научного руководителя, использует отдельные методы и формы организации (проведения) мероприятия, в том числе, предложенные научным руководителем.
| В целом успешное, но сопровождающееся отдельными ошибками применение навыков
организации (проведения) научного мероприятия в соответствии с установленными требованиями.
Аспирант демонстрирует отдельные навыки самостоятельной организации (проведения) мероприятия. Самостоятельно планирует процесс организации (проведения) мероприятия, имеющий отдельные недостатки, связанные, в том числе, с неэффективностью реализации процесса организации (проведения) данного мероприятия или не соответствием результата установленным требованиям.
| Успешное и систематическое применение навыков организации (проведения) научного мероприятия в соответствии с установленными требованиями.
Аспирант демонстрирует навыки самостоятельной организации (проведения) мероприятия. Самостоятельно планирует процесс организации (проведения) мероприятия, в том числе, использует различные методы и формы организации (проведения) мероприятия с учетом их актуальности и эффективности.
|
УК-5
| Уметь:
-планировать свою деятельность и подводить ее итоги.
Владеть:
- навыками подготовки документов по научной деятельности
| В целом успешное, но не систематическое умение планировать свою деятельность и подводить ее итоги.
Планирование работы по выполнению части заданий практики выполняется аспирантом самостоятельно, выполнение других заданий практики осуществляется
при помощи научного руководителя.
В оформлении и (или) структуре отчета по практики допущены ошибки. В отчете нарушена логическая последовательность изложения материала, отчет частично отражает задачи и (или) содержательную часть практики.
В целом успешное, но не систематическое применение навыков подготовки документов.
Аспирант владеет навыками в целом правильного оформления документов для участия в одном или нескольких научных мероприятиях, но допускает отдельные ошибки, которые исправляет под руководством научного руководителя.
| В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение планировать свою деятельность и подводить ее итоги.
Планирование работы по выполнению основной части заданий практики выполняется аспирантом самостоятельно, выполнение других заданий практики осуществляется в процессе консультаций с научным руководителем.
В оформлении и (или) структуре отчета по практике могут быть допущены незначительные погрешности. Отчет логично построен, но в нем присутствуют неточности в изложении задач и (или) содержательной части практики.
В целом успешное, но сопровождающееся отдельными ошибками применение навыков подготовки документов.
Аспирант владеет навыками самостоятельного правильного оформления документов для участия в одном или нескольких научных мероприятиях, но допускает незначительные ошибки, которые исправляет после консультации с научным руководителем.
| Успешное и систематическое умение планировать свою деятельность и подводить ее итоги.
Планирование своей работы по выполнению заданий практики осуществляется аспирантом самостоятельно с учетом оценки своих возможностей, а затем согласуется с научным руководителем. Отчет по практике аккуратно оформлен, выдержана структура отчета. Отчет логично построен, полностью отражает задачи и содержательную часть практики, в том числе ее результаты.
Успешное и систематическое применение навыков подготовки документов.
Аспирант владеет навыками самостоятельного оформления документов в соответствии с установленными требованиями для участия в одном или нескольких научных мероприятиях разного вида.
·
|
ОПК-1
| Уметь:
- осуществлять поиск научной информации с помощью информационно-коммуникационных технологий сети «Интернет»
| В целом успешное, но не систематическое умение осуществлять поиск необходимой информации.
Аспирант осуществляет самостоятельный поиск части необходимой информации, с помощью отдельных информационных систем, баз данных, библиотечных каталогов и т.д. Поиск остальной информации выполняется при помощи научного руководителя.
| В целом успешное, но сопровождающееся отдельными недостатками умение осуществлять поиск необходимой информации.
Аспирант осуществляет самостоятельный поиск практически всей необходимой информации, с помощью отдельных информационных систем, баз данных, библиотечных каталогов и т.д. Поиск части информации выполняется после консультаций с научным руководителем.
| Успешное и систематическое умение осуществлять поиск необходимой информации.
Аспирант осуществляет самостоятельный эффективный поиск необходимой информации (в том числе в разных форматах) с помощью различных информационных систем, баз данных, библиотечных каталогов и т.д.
|
· ППК-1
| Знать:
диагностические и/или консультативные технологии, направленные на психологическое обеспечение деятельности человека, малой группы и организации
| Фрагментарное (неполное) знание диагностических и/или консультативных технологий, направленных на психологическое обеспечение деятельности человека, малой группы и организации
| Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания диагностических и/или консультативных технологий, направленных на психологическое обеспечение деятельности человека, малой группы и организации
| Сформированные систематические знания диагностических и/или консультативных технологий, направленных на психологическое обеспечение деятельности человека, малой группы и организации
|
ПК-2
| Уметь:
- выявлять и конкретизировать задачи в области научной деятельности в условиях реально действующей организации
Владеть:
-навыками выбора методов и средств для решения поставленных задач, оценки их целесообразности и реалистичности
| В целом успешное, но не систематическое умение выявлять и конкретизировать задачи в области научной деятельности в условиях реально действующей организации. Аспирант способен ставить и конкретизировать задачи с помощью научного руководителя
В целом успешное, но не систематическое применение навыков выбора методов и средств для решения поставленных задач с учетом их целесообразности и реалистичности.
Выбор методов и средств для решения задач осуществляется аспирантом в процессе консультаций с научным руководителем, для решения отдельных задач – при помощи научного руководителя.
| В целом успешное, но сопровождающееся отдельными ошибками умение выявлять и конкретизировать задачи в области научной деятельности в условиях реально действующей организации. Постановка и конкретизация задач осуществляется в целом самостоятельно, в отдельных случаях в процессе обсуждения с научным руководителем.
В целом успешное, но сопровождающееся отдельными ошибками применение навыков выбора методов и средств для решения поставленных задач с учетом их целесообразности и реалистичности. Выбор методов и средств для решения большинства задач осуществляется аспирантом самостоятельно, для решения отдельных задач – в процессе обсуждения с научным руководителем.
| Успешно и систематически выявляет и конкретизирует задачи научной деятельности. Постановка задач осуществляется логично и самостоятельно
Успешное и систематическое применение навыков выбора методов и средств для решения поставленных задач с учетом их целесообразности и реалистичности.
Выбор методов и средств для решения осуществляется аспирантом самостоятельно.
|
· ППК-4
| Знать:
Правила оформления научно-квалификационной работы (диссертации) и требования к ее структуре
| Фрагментарные (неполные) знания правил оформления НКР и требований к ее структуре
| Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания правил оформления НКР и требований к ее структуре
| Сформированные систематические
знания правил оформления НКР и требований к ее структуре
|
Объем практики
Объем практики составляет 6 зачетных единиц (216 академических часов), продолжительность практики 4 недели.
Содержание практики
№
| Разделы (этапы)
практики
их содержание
| Формируемая компетенция (часть компетенции)
| Примерная
продолжительность
(в неделях)
|
1.
| Подготовительный этап.
| УК-5
| 0,2 – 0,5 недели
|
2.
| Работа в электронных библиотеках, базах данных и поисковых системах
| ОПК-1
ПК-1
ПК-2
ПК-4
| 0,5 – 1 неделя
|
3.
| Подготовка документов по научной деятельности
| УК-5
| 1 – 2 недели
|
4.
| Участие в организации (проведении) научных мероприятий
| УК-3
ПК-2
| 0,5 – 1 неделя
|
5.
| Заключительный этап
| УК-5
| 0,2 – 0,5 недели
|
| Промежуточная аттестация
| Зачет с оценкой
|
Содержание разделов (этапов) практики.
Подготовительный этап.
На данном этапе практики аспирант знакомится с программой практики (ее целями, задачами, общим содержанием и т.д.).
Осуществляется планирование деятельности аспиранта во время практики: определяются конкретные цели и задачи, методы их достижения и решения, сроки выполнения.