Виды, способы и формы проведения практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды, способы и формы проведения практики



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЁВА»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор - проректор

по науке и инновациям

___________________ Прокофьев А.Б.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о практиках обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

 

Самара, 2018

Общие положения

1.1 Настоящее Положение о практиках обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее – ОПОП ВО), реализуемой в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва» (далее – Университет), формы, виды и способы ее проведения, обязанности должностных лиц и обучающихся, организацию текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации результатов прохождения практик, финансовое обеспечение организации практик.

1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1259;

-Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации);

-Трудового кодекса Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года;

- Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 1383;

-Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утверждены заместителем Министра образования и науки РФ А.А.Климовым от 08.04.2014 г. № АК-44/05 вн);

-Устава Университета.

 

Основные понятия

 

2.1 Практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практика обучающихся является обязательной составной частью ОПОП ВО по каждому направлению и направленности (профилю) подготовки аспирантов.

2.2 Цель, содержание и порядок отчетности по практике определяются программой практики и настоящим Положением.

2.3 Программы практики – это нормативно-методический документ, определяющий основные характеристики практики, условия её проведения и включающий в себя:

- указание вида (типа) практики, способа (при наличии) и формы (форм) ее проведения;

- перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

- указание места практики в структуре образовательной программы;

- указания объёма практики в зачётных единицах и её продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;

- содержание практики;

- указание форм отчетности по практике;

- фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

- перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;

- перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

- описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

Руководитель ОПОП ВО может включить в её состав также иные сведения и (или) материалы.

2.4 Программа практики разрабатывается на основе требований ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки, и являются составной частью ОПОП ВО.

2.5 Практика в полном объеме относится к вариативной части ОПОП ВО по направлению и направленности (профилю) подготовки аспиранта.

2.6 Практика для лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

 

Заключительное положение

В настоящее Положение могут быть внесены коррективы в соответствии с изменениями в нормативных документах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Рособрнадзора и решениями Ученого совета Университета.

 

 

Разработчик

Начальник отдела аспирантуры и докторантуры Е. В. Еськина

 

Согласовано:

 

Начальник управления подготовки

научных кадров М. А. Шлеенков

 

 

Начальник планово-финансового

управления С. Г. Матвеев

 

 

Председатель профсоюза обучающихся С. В. Заика

 

 

Председатель Совета обучающихся Э. А. Кочарова

 

 

Начальник правового управления А. А. Павлушкин


Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА»

(Самарский университет)

 

Индивидуальный план педагогической практики

аспиранта ________________________________________________________

Ф.И.О. аспиранта полностью

Направление подготовки____________________________________________

Направленность (профиль) подготовки________________________________

Место прохождения практики _______________________________________

Время прохождения практики с ______________ по _____________________

Этапы практики Содержание этапа практики (Планируемые формы работы) Формы текущего контроля
       
   
       
   
       

 

 

Аспирант _____________________________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

Научный руководитель

должность, степень, звание_____________________________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

 

Руководитель практики

должность, степень, звание _____________________________ ______________________

подпись инициалы, фамилия


Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА»

(Самарский университет)

 

Индивидуальный план исследовательской практики

аспиранта ________________________________________________________

Ф.И.О. аспиранта полностью

Направление подготовки____________________________________________

Направленность (профиль) подготовки________________________________

Место прохождения практики _______________________________________

Время прохождения практики с ______________ по _____________________

Этапы практики Содержание этапа практики (Планируемые формы работы) Формы текущего контроля
    Подготовительный    
   
  Исследовательский    
   
  Отчетный    

 

 

Аспирант _____________________________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

Руководитель практики

от Самарского университета

должность, степень, звание _____________________________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

 

Руководитель практики

от профильной организации

должность _____________________________ _____________________

подпись инициалы, фамилия


Приложение 3

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА»

(Самарский университет)

 

ОТЧЕТ

о прохождении педагогической практики

 

аспиранта ________________________________________________________

Ф.И.О. аспиранта полностью

Направление подготовки____________________________________________

Направленность (профиль) подготовки________________________________

Место прохождения практики _______________________________________

Время прохождения практики с ______________ по _____________________

 

 

Аспирант ___________________________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

Научный руководитель

должность, степень, звание________________________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

 

Руководитель практики

должность, степень, звание _______________________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

 

Самара, 201___


 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА»

(Самарский университет)

 

ОТЧЕТ

о прохождении исследовательской практики

 

аспиранта ________________________________________________________

Ф.И.О. аспиранта полностью

Направление подготовки____________________________________________

Направленность (профиль) подготовки________________________________

Место прохождения практики _______________________________________

Время прохождения практики с ______________ по _____________________

 

 

Аспирант ___________________________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

 

Руководитель практики

от Самарского университета

должность, степень, звание _____________________________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

 

Руководитель практики

от профильной организации

должность _____________________________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

 

Самара, 201___

 

Основные итоги практики

Кратко представляются итоги практики: мероприятия, выполнение индивидуальных заданий, ориентированных на получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

 

 

Аспирант __________________________ ФИО

подпись

Примечание: к отчету могут быть приложены материалы, подтверждающие выполнение отдельных видов работ.


Приложение 4

ХАРАКТЕРИСТИКА

аспиранта-практиканта ____ курса_________ формы обучения

 

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

______________________________________________________________

(ФИО аспиранта)

Аспирант _______________ находился на исследовательской практике

(ФИО)

в ________________________________________________________________________________

(наименование организации-базы практики)

 

в период с «____»__________ 20___ г. по «____»__________ 20___ г.

 

За время прохождения практики аспирант зарекомендовал себя …… (отразить деловые качества аспиранта, уровень его подготовки и освоенные компетенции в ходе выполнения индивидуальных заданий).

Программа практики выполнена полностью (если выполнена не полном объёме, то необходимо указать причины невыполнения).

Рекомендую зачесть/не зачесть практику аспиранта ______________________

(ФИО)

 

 

Дата     Печать Должность руководителя практики от профильной организации/структурного подразделения университета подпись ФИО

 

Лист регистрации изменений

№ редакции документа Описание изменений Ответственный за изменения Дата введения изменения
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЁВА»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор - проректор

по науке и инновациям

___________________ Прокофьев А.Б.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о практиках обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

 

Самара, 2018

Общие положения

1.1 Настоящее Положение о практиках обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее – ОПОП ВО), реализуемой в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва» (далее – Университет), формы, виды и способы ее проведения, обязанности должностных лиц и обучающихся, организацию текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации результатов прохождения практик, финансовое обеспечение организации практик.

1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1259;

-Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации);

-Трудового кодекса Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года;

- Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 1383;

-Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утверждены заместителем Министра образования и науки РФ А.А.Климовым от 08.04.2014 г. № АК-44/05 вн);

-Устава Университета.

 

Основные понятия

 

2.1 Практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практика обучающихся является обязательной составной частью ОПОП ВО по каждому направлению и направленности (профилю) подготовки аспирантов.

2.2 Цель, содержание и порядок отчетности по практике определяются программой практики и настоящим Положением.

2.3 Программы практики – это нормативно-методический документ, определяющий основные характеристики практики, условия её проведения и включающий в себя:

- указание вида (типа) практики, способа (при наличии) и формы (форм) ее проведения;

- перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

- указание места практики в структуре образовательной программы;

- указания объёма практики в зачётных единицах и её продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;

- содержание практики;

- указание форм отчетности по практике;

- фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

- перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;

- перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

- описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

Руководитель ОПОП ВО может включить в её состав также иные сведения и (или) материалы.

2.4 Программа практики разрабатывается на основе требований ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки, и являются составной частью ОПОП ВО.

2.5 Практика в полном объеме относится к вариативной части ОПОП ВО по направлению и направленности (профилю) подготовки аспиранта.

2.6 Практика для лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

 

Виды, способы и формы проведения практики

3.1 В соответствии с ФГОС ВО (уровень подготовки кадров высшей квалификации) практиками обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре являются практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Данное условие позволяет отнести практики к виду «производственная».

Типами производственной практики устанавливаются:

- педагогическая практика;

- практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (далее – исследовательская).

3.2 Педагогическая практика является компонентом профессиональной подготовки к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования. Педагогическая практика является обязательной.

3.3 Исследовательская практика является компонентом профессиональной подготовки к научно-исследовательской деятельности в области знаний, соответствующих направлению и направленности (профилю) подготовки аспиранта. Исследовательская практика является обязательной при условии включения ее в ОПОП ВО по соответствующему направлению и направленности (профилю) подготовки аспиранта.

3.4 Способы проведения практики: стационарная и выездная.

Стационарная практика проводится в Университете или в профильной организации, расположенной на территории города Самара.

Выездная практика проводится вне города Самара. Выездная практика может проводиться в полевой форме в случае необходимости создания специальных условий для ее проведения.

3.5 Трудоемкость одной недели практики, как правило, составляет 1,5 зачетные единицы.

3.6 Практика проводится в следующих формах:

а) непрерывно – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных образовательной программой;

б) дискретно:

- по видам практик – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики;

- по периодам проведения практики – путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.

Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.

4 Цели, задачи и содержание педагогической практики

4.1 Цель педагогической практики – приобретение аспирантами опыта преподавания специальных дисциплин, организации учебной и научно-методической деятельности, а также умений и навыков практической преподавательской деятельности. В частности, умений и навыков:

- систематизации образовательных и воспитательных целей и задач учебного процесса;

- структурирования учебного материала на основе актуальных и современных научных знаний;

- устной презентации и письменного изложения предметного материала в дидактических пособиях;

- владения современными образовательными технологиями;

- использования различных педагогически и психологически целесообразных форм и методов организации учебной деятельности;

- диагностики и оценки эффективности учебной деятельности;

- мотивации и активизации учебной и учебно-исследовательской деятельности;

- оценки и самооценки качества проведенных занятий.

4.2 Педагогическая практика состоит из:

самостоятельной работы, включающей, но не ограничивающейся:

- анализом посещаемых занятий, результатов тестирования и наблюдения за действиями преподавателей и обучающихся, специфики проведения аудиторных и внеаудиторных занятий, а также методов и приемов работы преподавателей;

- участием в проектировании учебных программ, методических пособий и учебников, контрольно-измерительных материалов и учебно-методического комплекса по дисциплине (УМКД), а также планирование учебной и внеучебной работы с обучающимися; подготовке и проведении пробных занятий;

- разработкой программы прохождения практики и оформление итоговой документации;

аудиторной нагрузки, включающей, но не ограничивающейся:

- посещением и проведением занятий;

- изучением и консультациями по документации, связанной с организацией учебной и внеучебной работы;

- участием в организационных собраниях и итоговом собрании.

4.3 За прохождение педагогической практики выставляется зачет на основании отчета о практике.

4.4 Содержание педагогической практики определяется программой практики, которая составляется в соответствии с настоящим Положением.

4.5 Содержание практики учитывает научные и учебно-методические интересы и возможности выпускающих кафедр.

5 Цели, задачи и содержание исследовательской практики

5.1 Целью исследовательской практики является формирование у аспирантов компетенций, направленных на реализацию практических навыков и умений квалифицированно проводить научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов и информационно-коммуникационных технологий.

5.2 Задачами исследовательской практики являются:

- развитие и закрепление полученных теоретических знаний по дисциплинам, включенным в программу подготовки аспирантов в соответствии с учебным планом направленности (профиля);

- приобретение навыков участия в коллективной научно-исследовательской работе в составе организации;

- знакомство с современными методиками и технологиями работы в научно–иссле­довательских организациях;

- овладение профессиональными умениями проведения содержательных научных дискуссий, оценок и экспертиз;

- приобретение навыков формирования заявок на ресурсное обеспечение процессов проведения исследований из различных источников, в том числе грантов.

Исследовательская практика может включать в себя следующие виды работ:

- научно-исследовательская работа в коллективе (отделе, лаборатории, кафедре и т.п.) ка­кого-либо подразделения Университета или сторонней организации, заключившей соответствующий договор с Университетом;

- участие в дискуссиях по научным проблемам или гипотезам, проведение экспертизы новых научных результатов;

- оформление заявки на грант, конкурс научно-исследовательских работ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.109 с.)