Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налоговый учет и налоговые регистры
Поскольку наряду с бухгалтерским учетом организации обязаны вести и налоговый учет, для его ведения необходимо сформировать и утвердить учетную политику для целей налогообложения (далее – налоговая политика), в которой освещаются все вопросы, связанные с исчислением налогов.
Заметим, что ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы. В то же время понятно, что наиболее сложным налоговый учет является у организаций, применяющих общую систему налогообложения, которые ведут его в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (статья 313 НК РФ). Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения осуществляемых хозяйственных операций. Используя эти данные, внутренние и внешние пользователи получают информацию, необходимую для осуществления контроля правильности исчисления налога на прибыль организаций, а также своевременной его уплаты в бюджет в полном объеме.
Статьей 313 НК РФ определено, что налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета, исходя из принципа последовательности применения налоговых норм и правил, что в свою очередь позволяет им использовать ее последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета налогоплательщик должен прописать в своей учетной политике для целей налогообложения, после чего она утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя компании. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета, о чем напомнил Минфин России в Письме от 27.06.2017 г. N 03-03-06/3/40299. Как вы знаете, в налоговом учете под учетной политикой понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Исходя из этого определения, можно сказать, что налоговая политика налогоплательщика, является основным документом, необходимым для исчисления налогов и на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Аналогичное правило с 01.01.2017 г. предусмотрено и для плательщиков страховых взносов пунктом 3.4 статьи 23 НК РФ. Учитывая такую квалификацию этого документа, нужно помнить, что непредставление налоговой политики в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, предусмотренном НК РФ, может привести фирму к налоговой ответственности (пункт 5 статьи 23 НК РФ). Отметим, что зачастую налогоплательщики полагают, что налоговая политика компании утверждается в том же порядке, что и бухгалтерская учетная политика. Это ошибочное мнение, ведь из бухгалтерского и налогового законодательства не вытекает, что налоговая политика является составной частью бухгалтерской учетной политики организации, поэтому она утверждается в порядке, установленном НК РФ. При утверждении своей налоговой политики налогоплательщику нужно учесть следующие моменты. Так как налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (пункт 1 статьи 285 НК РФ), то утвердить ее необходимо до начала следующего календарного года. Поскольку в ее основу положен принцип последовательности применения налоговых норм и правил, ежегодно утверждать налоговую политику не придется. Однако представить себе организацию, применяющую одну и ту же налоговую политику в течение ряда лет сложно, ведь фирма может принять решение о смене применяемых ею для целей налогообложения методов учета, могут измениться и сами нормы налогового законодательства. Помимо всего прочего, компания может сменить род деятельности или параллельно с существующим бизнесом начать осуществлять новые виды деятельности. Поэтому перед началом следующего календарного года налогоплательщику следует проанализировать нормы налогового права, которые будут действовать в следующем году и при необходимости откорректировать свою налоговую политику.
Отметим, что налоговое законодательство не запрещает налогоплательщикам вносить в существующую налоговую политику изменения или дополнения, однако порядок их внесения, а соответственно и сроки применения, зависят от причины внесения таких изменений. Если организация добровольно меняет методы учета, то новые правила, закрепленные в налоговой политике, она сможет применять только со следующего календарного года. В случае изменения норм налогового законодательства «обновленные» нормы налоговой политики будут применяться компанией с момента вступления в силу таких норм. Кроме того, изменить свою налоговую политику в течение года можно и при начале осуществления новых видов деятельности. Согласно абзацу 7 статьи 313 НК РФ, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. Кстати, о том, что налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях: в случае изменения норм налогового законодательства, и в случае начала осуществления нового вида деятельности, говорит и сам Минфин России в Письмах от 14.04.2009 г. N 03-03-06/1/240, от 10.11.2016 г. N 03-03-06/1/65799. Заметим, что любые изменения и дополнения, вносимые в налоговую политику налогоплательщика, как и сама налоговая политика, утверждаются приказом (распоряжением) руководителя компании.
Обратите внимание! В тексте НК РФ ничего не сказано о том, в какие сроки должен отредактировать свою учетную политику налогоплательщик в связи с поправками, внесенными в законодательство о налогах и сборах. По мнению автора, в этой ситуации налогоплательщик должен руководствоваться следующим. В первую очередь необходимо внимательно изучить обновленные нормы НК РФ и уточнить сроки их вступления в силу, после чего следует проанализировать, к какому результату у налогоплательщика приведет использование новых норм. Затем нужно обратиться к правилам, закрепленным в пунктах 2 и 4 статьи 5 НК РФ.
Напомним, что акты налогового законодательства, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют, а улучшающие положение налогоплательщика могут иметь обратную силу, если прямо это предусматривают (пункты 2 и 4 статьи 5 НК РФ). Поэтому при желании налогоплательщик всегда может доказать, что обновленные нормы налогового законодательства, ухудшающие его положение, он должен применять после вступления обновленных норм в силу, но не ранее 1-го числа очередного календарного года.
Итак, данные налогового учета, исходя из статьи 313 НК РФ, должны содержать следующую информацию: - порядок формирования суммы доходов и расходов; - порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; - сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
- порядок формирования сумм создаваемых резервов; - сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Подтверждением данных налогового учета выступают: - первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); - аналитические регистры налогового учета; - расчет налоговой базы.
Заметим, что в НК РФ самостоятельного понятия «первичного учетного документа» нет. Вместе с тем на основании статьи 11 НК РФ налогоплательщик вправе использовать понятие первичного учетного документа, закрепленное в Федеральном законе от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ). О том, что использование бухгалтерской «первички» в качестве подтверждающих документов в налоговом учете не противоречит нормам НК РФ, говорят и финансисты в Письме от 17.01.2014 г. N 03-03-06/1/1156. В бухгалтерском учете подтверждать факты хозяйственной жизни большинство компаний (за исключением организаций государственного сектора) может как унифицированными формами первичной учетной документации, так и самостоятельно разработанными аналогами, удовлетворяющими требованиям пункта 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ. Формы используемой первичной документации определяет руководитель экономического субъекта по представлению главного бухгалтера или иного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Так как подтверждением данных налогового учета может выступать и бухгалтерская справка, унифицированной формы которой не существует, то этот документ компании придется разработать самостоятельно и закрепить его использование приказом по бухгалтерской учетной политике.
Обратите внимание! Самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов могут наряду с обязательными реквизитами первичного учетного документа содержать и дополнительные реквизиты. В Письме Минфина России от 04.02.2015 г. N 03-03-10/4547, финансисты обращают внимание налогоплательщиков на то, какие ошибки в первичных учетных документах не являются критичными для признания расходов в целях налогообложения. По мнению финансистов, ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обуславливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. С этим подходом согласна и ФНС России, которая Письмом от 12.02.2015 г. N ГД-4-3/2104@ «О направлении письма Минфина России от 4 февраля 2015 года N 03-03-10/4547 о несущественности ошибок в первичных учетных документах» довела это мнение финансистов до сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
По общему правилу, установленному в пункте 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ, первичные учетные документы составляются при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, то сразу после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. При этом Закон N 402-ФЗ позволяет пользоваться первичными документами, оформленными как в бумажном виде, так и в виде электронных документов, подписанных электронной подписью. Следует помнить, что Закон N 402-ФЗ запрещает принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок!
В бухгалтерском учете информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется и накапливается в регистрах бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 10 Закона N 402-ФЗ). Формы регистров бухгалтерского учета, как и формы бухгалтерской «первички», утверждаются руководителем компании с подачи главного бухгалтера или иного лица, на которое возложено ведение учета. Регистры бухгалтерского учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: ü наименование регистра; ü наименование экономического субъекта, составившего регистр; ü дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; ü хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; ü величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; ü наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра; ü подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Бухгалтерские регистры организация также может вести как в бумажном, так и в электронном виде (пункт 6 статьи 10 Закона N 402-ФЗ). При этом информация, содержащаяся в бухгалтерских регистрах организации, не считается коммерческой тайной!
В налоговом учете также имеются аналогичные документы – регистры налогового учета, под которыми понимаются сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета (статья 314 НК РФ). Заметим, что налоговое законодательство позволяет в качестве налоговых регистров использовать регистры бухгалтерского учета, но при этом указывает, что если в них содержится недостаточно информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, то налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета любыми дополнительными реквизитами. Кроме того, НК РФ предоставляет возможность налогоплательщику вести и самостоятельные налоговые регистры. При этом налоговым и иным органам запрещено устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Вследствие этого налогоплательщики вправе использовать любую самостоятельно разработанную форму налогового регистра, содержащую следующие обязательные реквизиты: - наименование налогового регистра; - период (дату) составления; - измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; - наименование хозяйственных операций; - подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров. По мнению автора, в виде справочной информации целесообразно включить в форму налогового регистра и бухгалтерскую корреспонденцию счетов. Такой прием позволит в дальнейшем оперативно производить сверку с данными бухгалтерского учета.
Обратите внимание! Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к данным налогового учета организации, обязаны хранить налоговую тайну. Это в полной мере касается и налоговых органов, которые за разглашение налоговой тайны могут быть привлечены к административной и даже к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 183 Уголовного кодекса Российской Федерации. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 12.04.2011 г. N 03-02-08/41.
Если налогоплательщик не готов разрабатывать формы налоговых регистров самостоятельно, то он может воспользоваться формами, рекомендуемыми налоговиками к использованию в Рекомендациях МНС России от 19.12.2001 г. «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». Заметим, что перечень регистров налогового учета, предлагаемый налоговиками, не является полным, как не является исчерпывающим и перечень приведенных в них показателей. Однако регистры, рекомендуемые к использованию, могут быть расширены, дополнены, разделены или иным способом преобразованы организациями с сохранением информации по основным перечисленным показателям. Предлагаемые регистры разделены на пять разделов. В частности, для ведения налогового учета могут быть использованы следующие регистры налогового учета: Регистры промежуточных расчетов, предназначенные для отражения и хранения информации о порядке проведения расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ (под промежуточными понимаются показатели, для которых не предусмотрено отдельных строк в налоговой декларации по налогу на прибыль, то есть их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.041 с.) |