Гигиеническая организация перемен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиеническая организация перемен.



Для поддержания работоспособности на протяжении дня помимо правильного построения и расписания уроков имеет значение организация перемен. Они должны быть достаточными по длительности, так как снятие утомления складывается из двух фаз: 1) восстановления и 2) упрочения достигнутого состояния восстановления. Если отдых ограничится только первой фазой, то новая, даже незначительная нагрузка сразу же возвращает организм в состояние сниженной работоспособности. Время упрочения восстановления работоспособности зависит от степени утомления и видов отдыха. Исходя из средней степени утомления, за гигиеническую норму принята длительность малых перемен 10 мин, большой — 30 или двух больших перемен по 20 мин каждая. Недопустимо сокращать длительность перемен ни за счет задержки детей на уроке, ни за счет предварительных звонков с перемены. Перемена важна и для проветривания класса.

Наибольший эффект имеют так называемые «подвижные перемены», проводимые на воздухе. Лица, ответственные за подвижные перемены (ученики дежурного класса, учителя), должны четко выполнять свои обязанности. Рекомендуется для каждого возраста организовывать одновременно несколько игр, чтобы была возможность выбрать наиболее интересную или поиграть самостоятельно (вдвоем, втроем, попрыгать со скакалкой и др.). Игры проводятся не только на больших, но и на малых переменах. Они заканчиваются за 2—3 мин до звонка на урок, что позволяет подготовиться к предстоящему уроку. «Подвижная перемена» обеспечивает 200- 1200 движений, удовлетворяет до 10 % суточной потребности детей в движениях, сохраняет двигательный покой на уроке, является резервом здоровья.

В обязанность медсестры школы входит контроль за санитарным состоянием мест, где проводятся перемены, а также за игровой нагрузкой в момент игры и на последующем уроке (определяется по частоте пульса).


 

Задание № 3

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАСПИСАНИЯ УРОКОВ

Цель задания: Овладеть навыками оценки и составления расписания уроков в школе с учетом гигиенических требований.

Методика выполнения задания

1. Ознакомиться с расписанием уроков класса (количество учебных смен, дней и начало занятий).

2.Заполнить таблицу расписания уроков прикрепленного класса. Внимательно изучить Приложения А,В,С (таблицы – часы, баллы …)

3. Дать оценку недельному расписанию уроков(письменный анализ в выводы), обратив внимание:

· на соответствие количества уроков учебному плану,

· распределение уроков по трудности в соответствии с динамикой работоспособности учащихся в течение дня и недели,

· чередование уроков,

· наличие сдвоенных уроков,

· место уроков физической культуры и труда в расписании дня и недели.

 

3.Выводыипредложения:


Гигиеническая оценка расписания уроков ________ класса «» школы №_________

 

№ предметы понедельн. баллы   вторник баллы среда баллы четверг баллы пятница баллы суббота баллы
1.            
2.*            
3.*            
4.            
5.            
6.            
7.            
8.            
Кол-во баллов *          
Кол-во уроков *          
Сдвоенные уроки +/ -            
Место урока физ-ры,труда            
Расписание предметов по трудности Соотв/не соотв            
Факультативы +/-            
        * *  
             
             

 

Количество учебных дней:

Недельная учебная нагрузка (в часах):

Недельная учебная нагрузка по учебному плану (в часах) (см. приложение!!!):

Выводы и предложения:



ПРИЛОЖЕНИЕ А

Гигиенические рациональные характеристики школьного расписания


Параметры расписания

Гигиенически рациональные характеристики параметров


1. Начало занятий и их сменность

Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 ч. Запрещается проведение нулевых уроков. Лучшее время для начала занятий — 8.30-9.00 ч, с организацией их только в 1-ю смену.


2.Продолжительность урока

Для учащихся начальной школы рекомендуется 35 мин., в остальных классах — 45 мин.


3. Малые и большие перемены 4. Дневная и недельная нагрузка школьников в учебных часах

Длительность малых перемен не должна быть менее 10 мин, а больших — 20-30 мин. 5-минутные перемены могут быть только после 30-35-минутных уроков. Лучше иметь две большие перемены по 20 мин с расположением их после 2-го и 3-го уроков. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх средней интенсивности.


4. Распределение по урокам учебных предметов в зависимости от их трудности

Учебные предметы по трудности должны быть распределены в течение дня в соответствии с поурочной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы ставятся на те уроки, когда работоспособность детей максимальна. Наиболее высокая работоспособность у младших школьников отмечается на 1 — 3-м уроках, оптимальная — на 2-ом уроке. Учебные предметы по трудности (с условной оценкой в баллах) располагаются в ранговомпорядке.


5. Распределение учебных предметов различной трудности!!! по дням недели

Учебные предметы по трудности должны быть распределены в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы должны приходиться на дни наиболее высокой работоспособности. Загруженность учебного дня можно определить количеством уроков и трудностью предметов (по баллам). Целесообразно распределять учебную нагрузку следующим образом: вторник и среда в 1 кл. — 4 урока с суммарной трудностью предметов до 25-27 баллов; во 2-4 кл. по 5 уроков, до 29 баллов (2 кл.) и до 30-32 баллов (3-4 кл.). Понедельник — 4 урока с суммарной трудностью предметов до 20 баллов (1-2 кл.) и до 22 баллов (3-4 кл.)- Четверг — 4 урока с суммарной трудностью предметов до 15-16 баллов (1-2 кл.) и до 17 баллов (3-4 кл.) Пятница — 4 урока с суммарной трудностью предметов до 18 баллов (1-2 кл.) и до 20 баллов (3-4 кл.). Суббота — 4 урока до 20 баллов (1-2 кл.) и до 22 баллов (3—4 кл.). + 3-й урок физкультуры


6. Распределение по урокам сходных по характеру учебных действий предметов

При освоении школьных предметов на уроках детьми выполняются преимущественно следующие виды учебных действий: аудиовизуальные, речевые, локомоторные, счетно-решающие, аналитико-синтетические. Близкие по характеру выполнения учебных действий предметы не желательно располагать на смежных уроках. Например, сходными предметами для 1-4 кл. являются: русская литература — национальная литература — история; русский язык — национальный язык; труд за станком — физкультура; ручной труд — рисование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.007 с.)