Метод воспитания - это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод воспитания - это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.



Следовательно, метод выводится в процессе осознания поставленной цели, он жестко диктуется ходом производимого мыслительного анализа.

Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова.

Классификация методов воспитания:

1.Метод воспитательного воздействия:

В педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия; метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.

Метод убеждения выступает в виде следующего:

  • суждение педагога;
  • аргументация педагога (например:«В транспорте мальчикам лучше не садиться, ибо всегда найдутся те, кто слабее»);
  • мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении и самочувствии (например:«Мне не нравится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы»);
  • сообщение об общепринятом в культуре (например:«Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки»);
  • диалог педагога с детьми;
  • обмен впечатлениями по восприятию художественного образа;
  • совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии (например:«Я советую тебе, как умному и красивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки»).

Метод упражнения - это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.

В поступке соединяется внутреннее и внешнее отношение, но чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой. Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реализуется следующим образом:

  • примером педагога (например, учитель-мужчина встает при входе в классную комнату женщины);
  • просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка (например:«Пожалуйста, отнеси диапроектор малышам»);

Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. В других источниках мы можем увидеть, что этот метод называется – Метод поощрения и наказания.

К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка — наиболее эффективна, так как, рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.

Назовем виды открытой оценки, выстраивая их последовательность по усилению меры воздействия. Положительную станем называть по традиции поощрением, отрицательную оценку - наказанием. Поощрение организуется:

  • одобрением - предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово «хорошо»);
  • похвалой - развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки (например: «Замечательно! Теперь всем будет комфортно»);
  • материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка-символ, лакомство);
  • благодарностью - персональным либо коллективным признанием значимости сделанного ребенком;
  • присвоением звания - признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда.

Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы.

Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности, потому нуждается в особом педагогическом искусстве.

Специфика педагогической деятельности. Задачи педагога в деятельности преподавания. Требования к личности педагога.

54.02.05 Живопись (вид – станковая живопись)

54.02.01 Дизайн (по отрасли – в культуре и искусстве)

Понятия «учитель» и «педагог», обозначающие лиц, занимающихся педагогической деятельностью, часто употребляют как синонимы, хотя спектр значений, которые вкладываются во второе из них, значительно шире. Учителем обычно называют педагога общеобразовательной школы, преподающего один или несколько учебных предметов. Педагог– общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности.

К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т.д., чьи знания и опыт становятся достоянием других.

Педагогическая деятельность основывается на целенаправленном, специально организованном педагогическом взаимодействии, целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося. Для обозначения вида профессиональной деятельности, основным содержанием которой является воспитание, обучение, образование и развитие учащихся и воспитанников, существует более точное название – профессионально-педагогическая деятельность.

Педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.).

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся.

Объект — тот, кого воспитывают, формируют как личность. Объект педагогической деятельности сам является субъектом.

Общая цель педагогической деятельности — приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность. Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО. Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

1)знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

2)научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

3)педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

4)высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

 

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование. Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен, но хочется выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:

1) умственные;

2) дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т.д.);

3) перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);

4) организаторские качества;

5) волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);

6) коммуникативные;

7) тактичность;

8) педагогическое воображение, способность к распределению внимания;

9) динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

10) эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);

11) оптимистическое прогнозирование;

12) креативность.

Представленные выше профессионально значимые характеристики представляют собой – идеальный образ учителя.

Все эти свойства, не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.014 с.)