Итоги реализации областного проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоги реализации областного проекта



"Дворовая практика" в 2010 году

 

В рамках постановления Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 № 149 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области" и областной целевой программы "Молодежь Нижегородской области" на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 14.07.2009 № 490 на территории области с 2007 года реализуется областной проект "Дворовая практика" (далее – Проект).

Проект направлен на организацию содержательного и позитивного досуга детей и молодежи на дворовых площадках в каникулярный период силами студенческой молодежи.

Ключевыми особенностями Проекта являются:

- работа с детьми и молодежью на дворовых площадках осуществляется силами студенческой молодежи, прошедшей необходимое обучение для работы по месту жительства;

- Проект направлен на охват организованными формами досуга и занятости детей и молодежи старше 12 лет;

- реализация Проекта на территории муниципального образования осуществляется при постоянном методическом сопровождении специалистов учреждений дополнительного образования детей и под контролем структурного подразделения органа местного самоуправления, ответственного за организацию Проекта на территории муниципального образования;

- дворовые площадки по месту жительства функционируют в течение всего периода летних каникул не менее трех-четырех раз в неделю от трех и более часов в день;

- структурным подразделением органа местного самоуправления, ответственным за организацию Проекта на территории муниципального образования, проводится постоянный мониторинг эффективности работы дворовых площадок с целью выявления и популяризации востребованных молодежью форм занятости, дальнейшего развития Проекта на территории района.

За период с 2007 года по 2010 год количество муниципальных образований – участников Проекта увеличилось в 2,5 раза.

 

Анализ реализации Проекта в Нижегородской доказывает его востребованность. Педагогам Проект дает возможность привлечь молодые кадры, воплотить новые идеи организации работы с детьми и молодежью по месту жительства.

Администрациям учреждений среднего и высшего профессионального образования педагогического профиля Проект предоставляет возможность организовать педагогическую практику студентов в интересной форме.

В муниципальных образованиях формируется кадровый резерв студентов, которые принимают активное участие в реализации Проекта (Ардатовский, Арзамасский, Балахнинский, Бутурлинский, Варнавинский, Выксунский, Дальнеконстантиновский, Краснобаковский, Кстовский, Павловский, Семеновский муниципальные районы).

Получают распространение востребованные молодежью интересные малозатратные формы работы на дворовых площадках (Балахнинский муниципальный район (заместитель начальника управления образования и молодежной политики М.В. Маслова), Вачский муниципальный район (начальник управления образования С.Н. Сачков), Выксунский муниципальный район (начальник отдела по делам молодежи В.Н. Булатов), Городецкий муниципальный район (начальник управления образования и молодежной политики В.И. Полозова), Дальнеконстантиновский муниципальный район (начальник отдела культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта Е.И. Филимонова), городской округ г. Арзамас (и.о. председателя комитета по физической культуре, спорту и молодежной политики Д.В. Рьянов), городской округ г. Дзержинск (начальник управления по делам молодежи, культуры, физической культуры и спорта Н.В. Пронина), городской округ г. Саров (и.о. директора департамента по делам молодежи и спорта Л.В. Пустынникова). Складывается система проведения районных (междворовых) мероприятий (фестиваль дворовых команд "Дворовый олимп", междворовые турниры, соревнования, спартакиады).

В июле-августе 2010 года соответствии с приказом министерства образования Нижегородской области от 30.06.2010 № 235-а "Об изучении опыта работы по реализации областного проекта "Дворовая практика" рабочей группой были осуществлены выезды на дворовые площадка муниципальных образований.

В 2010 году в целях эффективной реализации Проекта в большинстве муниципальных образований разработаны нормативные правовые документы, обеспечивающие организацию эффективной работы по месту жительства с детьми и молодежью в рамках Проекта:

- постановления глав администраций "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи", в которых предусмотрена реализация Проекта (Ардатовский, Дальнеконстантиновский, Лукояновский, Павловский, Перевозский, Семеновский муниципальные районы);

- распоряжение администрации "О реализации областного проекта "Дворовая практика" (Выксунский, Дальнеконстантиновский, Шарангский муниципальные районы).

Вместе с тем, в Бутурлинском (начальник отдела образования и молодежной политики В.В. Козлов), Спасском (начальник управления образования И.Н. Зайцева), Уренском (начальник отдела образования И.П. Смирнов) и Лысковском (начальник управления образования и молодежной политики В.И. Пермякова) муниципальных районах нормативная правовая база по реализации Проекта не была разработана.

В целом организаторами дворовых площадок на местах выступали органы, осуществляющие управление в сфере образования, молодежной политики, культуры и спорта.

Работа с детьми и молодежью на площадках осуществлялась силами 430 студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования Нижегородской области.

Залогом успешной реализации Проекта является обучение работающих на дворовых площадках студентов, а также их кураторов из числа педагогов муниципальных учреждений дополнительного образования детей.

Весной 2010 года на базе государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области" для организаторов Проекта был проведен цикл вводных обучающих семинаров, теоретические и практические занятия со студентами и их кураторами, разработана примерная программа работы студентов с детьми и молодежью на дворовой площадке.

В 42 % муниципальных образований - участников Проекта были проведены целевые обучающие семинары для студентов (Ардатовский, Арзамасский, Балахнинский, Бутурлинский, Варнавинский, Вачский, Володарский, Воскресенский, Выксунский, Дальнеконстантиновский, Кстовский, Кулебакский, Семеновский, Тоншаевский муниципальные районы, городской округ г.Н.Новгород). Результатом целенаправленной работы со студентами и правильного выбора форм работы с молодежью на площадках стало увеличение количества посещаемости дворовых площадок детьми и молодежью на 15-20% по сравнению с муниципальными образованиями, не проводившими обучение студентов.

За период с 2007 года более чем в четыре раза увеличилось количество дворовых площадок, что свидетельствует о заинтересованности в Проекте как органов местного самоуправления, так и детей, молодежи, их родителей.

В июне 2010 года в 36 муниципальных образованиях области работало 19 % площадок, в июле – 41%, в августе – 40% от общего количества дворовых площадок. В Арзамасском, Володарском, Дальнеконстантиновском, Лукояновском, Сергачском, Сосновском муниципальных районах, городском округе г. Саров дворовые площадки работали на протяжении всего лета.

Вместе с тем в Спасском муниципальном районе (руководители Проекта – заведующая ИДК РОУ Е.И. Лакасева, директор МОУ ДОД "Дом детского дома творчества" С.П. Недошитова) действовали шесть дворовых площадок, которые работали только один день в течение летнего периода, что ставит под сомнение эффективность проведенной работы.

Всеми формами отдыха и занятости за три летних месяца были охвачены более 12 тысяч детей и молодежи в возрасте от 8 до 19 лет, что в два раза больше, чем в предыдущем году.

Анализ возрастного состава детей и молодежи на дворовых площадках показал, что более 40% от общего количества охваченных работой – дети в возрасте до 12 лет, в то время как основной целевой аудиторией Проекта является молодежь старших возрастных групп.

Это свидетельствует как об ошибках руководителей Проекта в выборе востребованных молодежью старших возрастных групп форм работы на дворовых площадках, так и недостаточном информационном сопровождении хода реализации Проекта на территории муниципального образования.

Основными направлениями работы на дворовых площадках в 2010 году стали: спортивно-туристическое, досуговое, познавательно-развлекательное, трудовое, пропаганда здорового образа жизни.

Для широкого информирования детей и подростков о работе дворовых площадок в Арзамасском, Богородском, Варнавинском, Вачском, Вознесенском, Володарском, Выксунском и других муниципальных образованиях привлекались средства массовой информации (районные газеты, местное телевидение, радио), что позволило увеличить посещаемость площадок подростками старше 12 лет на 21 % по сравнению с другими муниципальными районами – участниками Проекта.

Финансирование Проекта осуществлялось из средств областного и местного бюджетов. Консолидированный бюджет Проекта в 2010 году составил более 2 700 000 рублей.

В целях дальнейшего развития работы с детьми и молодежью по месту жительства в 2011 году рекомендуем главам муниципальных образований:

- разработать нормативную правовую базу по реализации Проекта на территории района;

- провести анализ примененных в 2010 форм работы с детьми и молодежью по месту жительства, изучить интересы и потребности детей и молодежи с целью подбора востребованных форм работы и привлечения большего количества молодежи на дворовые площадки;

- использовать возможности учреждений образования, спорта, культуры для расширения форм работы с молодежью в рамках Проекта;

- организовать работу дворовых площадок в течение всего лета, не менее пяти дней в неделю;

- проводить постоянный мониторинг эффективности работы дворовых площадок;

- информацию о ходе реализации Проекта регулярно заслушивать на районном координационном совете по организации летнего отдыха и занятости детей и молодежи.

___________________________

 

 

Р а з д е л II

Методическая копилка

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБЛАСТНОГО ПРОЕКТА «ДВОРОВАЯ ПРАКТИКА»

 

Выбор площадок

При выборе дворовой территории, на которой будут работать студенты, важно помнить, что:

ü работа должна осуществляться там, где она действительно востребована (в микрорайонах/населенных пунктах, где в летний период времени остается наибольшее количество детей и молодежи). В связи с этим необходимо провести изучение особенностей микрорайона/населенного пункта (наличие досуговых центров для детей и молодежи, удаленность населенного пункта от крупных районных центров и т.д.), а также социального заказа жителей. Сбор информации при изучении социального заказа можно проводить в форме анкетирования, беседы и т.д.;

ü при организации работы в дворовом социуме немаловажную роль играет составление «Карты двора», в которой будут отмечены не только особенности ландшафта (транспортная дорога, пруд, строения микрорайона), но и все места, где бывают ребята: клубы, игровые и спортивные площадки, места для общения детей и молодежи, и те места, которые называют зоной высокой социальной напряженности – проблемные зоны. На карте необходимо отметить игровые и спортивные площадки, на которых будет организована работа. Составлению «Карты двора» должна предшествовать работа по сбору необходимой информации среди родителей, детей и молодежи;

ü территория должна быть безопасна для игр (если во дворе нет специальной площадки, необходимо огородить часть дворовой территории на время реализации проекта);

ü необходимо предусмотреть наличие на площадке информационного стенда, на котором будет ежедневно размещаться информация о запланированных мероприятиях;

ü работа студентов в рамках проекта должна осуществляться строго на одной и той же территории и в одно и то же время (об изменениях работы площадки необходимо заранее информировать население). Это позволит собирать наибольшее количество детей и молодежи и повысит степень доверия со стороны родителей;

ü для формирования системы работы в рамках реализации проекта необходимо разработать программу деятельности дворовой площадки, предусмотрев в ней проведение текущих или итоговых районных междворовых мероприятий (например, междворовые соревнования «Дворовый Олимп»);

ü в ходе работы дворовых площадок в рамках реализации проекта необходимо проводить постоянный мониторинг эффективности работы.

 

2. Количество площадок и сроки их работы

При планировании работы в рамках проекта «Дворовая практика» желательно предусмотреть создание как минимум трех работающих в один период времени площадок. Это позволит студентам обмениваться информацией, советами, наработками, сравнивать результаты и продумывать совместные мероприятия. Для более эффективного взаимодействия студентов необходимо создать условия для их регулярных встреч (желательно раз в неделю).

Рекомендуемый период работы студентов на площадке – 1 месяц. Время и график работы составляется для каждой площадки индивидуально, с учетом особенностей конкретной территории и пожеланий со стороны местного населения (желательно не менее 4-6 часов в день, 5-дневная рабочая неделя).

 

3. Выбор учреждений-кураторов

Правильный выбор учреждения-куратора и заинтересованность педагогов этого учреждения в работе студентов во многом определяет успех реализации проекта.

Идеально подходят на роль кураторов учреждения, имеющие опыт работы с детьми и молодежью по месту жительства. Может быть использован ресурс учреждений дополнительного образования детей, культуры, общеобразовательных учреждений, советов общественного самоуправления.

Особенно необходима поддержка со стороны учреждений-кураторов в первую неделю работы студентов: оказание помощи в информировании населения, в проведении первых (рекламных) мероприятий.

Важно единое понимание цели и задач проекта: работа должна вестись не в помещениях учреждения и не с организованными детьми, а во дворе, с детьми и молодежью, проживающими в конкретном дворе. Именно поэтому в проекте не определены требования, касающиеся количества человек, ежедневно посещающих площадку. Данная характеристика напрямую зависит от конкретного микрорайона/населенного пункта.

 

4. Подбор студентов

Функции по подбору студентов для работы во дворах возлагаются на координаторов проекта в администрациях муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Обязательное условие при подборе студентов – возраст от 18 лет и старше, доведение до студентов полной информации о предстоящей работе и их добровольное согласие. Это очень важно для успешной подготовки участников проекта и их последующей работы во дворах.

 

 

5. Обучение студентов в рамках областного проекта

«Дворовая практика»

В рамках реализации областного проекта «Дворовая практика» учреждения-кураторы осуществляют методическую подготовку студентов – участников проекта. При подготовке студентов могут быть использованы следующие формы работы: семинары, совещания, выездные профильные смены. (Приложение 1).

В рамках обучения студентов – участников областного проекта «Дворовая практика» может быть разработано Положение о проведении районного конкурса «Я – вожатый!» (Приложение 2).

 

6. Договоры, акты сдачи-приемки работ и другие документы

Схема выстраивания договорных отношений в рамках реализации проекта, условия и форма договора в каждом отдельном случае индивидуальны:

ü между образовательным учреждением, являющимся куратором, и студентом может быть заключен договор о выполнении работ (Приложение 3);

ü кроме договора о выполнении работ, заключенном между учреждением-куратором и студентом, может быть заключен 3-хсторонний или 2-хсторонний договор о совместной работе по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан (в случае привлечения к работе на дворовой площадке учащихся-волонтеров в целях формирования кадрового потенциала для работы дворовой площадки в последующие годы) (Приложение 4);

ü может быть заключен договор подряда между координатором и куратором дворовых площадок (Приложение 5);

ü по итогам выполненных работ составляется акт сдачи-приемки выполненных работ (Приложение 6);

ü в ходе работы дворовых площадок координаторы и кураторы проекта осуществляют контроль за работой студентов, оказывают методическую помощь. При изучении состояния организации работы дворовой площадки может быть составлен соответствующий акт (Приложение 7);

ü в целях эффективной реализации областного проекта «Дворовая практика» могут быть разработаны должностные инструкции куратора проекта (Приложение 8);

ü в рамках организации проекта «Дворовая практика» в муниципальных районах и городских округах могут быть разработаны Положения о проведении районных конкурсов и мероприятий среди дворовых команд (Положение о проведении районного конкурса на лучшую организацию работы дворовых площадок, Положение о проведении районной спартакиады среди дворовых команд «Дворовый Олимп») (Приложение 9).

 

 

7. Инвентарь

Студенты разрабатывают проект своей деятельности на площадке с обязательным заполнением раздела «Материально-техническое обеспечение», в котором описано все необходимое им оснащение. Данный проект должен быть согласован с руководителем учреждения-куратора до начала работы на площадке и доработан с учетом имеющегося материально-технического обеспечения.

Примерный перечень необходимого оснащения:

· канцтовары (ватман, бумага, ножницы, ручки, карандаши, фломастеры, краски, кисточки, блокноты, альбомы для рисования, скотч, планшетка и т.д.);

· свисток;

· мячи (футбольный, волейбольный, баскетбольный);

· скакалки, обручи;

· тарелки для фризби;

· городки;

· шашки, шахматы, домино, нарды;

· набор веревок для проведения веревочного курса;

· канаты;

· призовой фонд для проведения различных мероприятий;

· средства на организацию чаепитий;

· медицинская аптечка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.055 с.)