Назовите предмет науки истории государства и права Беларуси, раскроить ее задачи и особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назовите предмет науки истории государства и права Беларуси, раскроить ее задачи и особенности.



Назовите предмет науки истории государства и права Беларуси, раскроить ее задачи и особенности.

ПРЕДМЕТ ИГПБ - структура и компетенция гос учреждений в их историческом развитии, а также определение направления их дальнейшего развития; основные исторические закономерности возникновения, становления, развития государства и права на территории Беларуси.

ЗАДАЧИ:

1. изучение исторического хода событий в их хронологической последовательности

2. выявление основных закономерностей развития структуры и деятельности органов гос власти и правоотношений граждан

3. определение правового положения классов, сословий

4. выявление и изучение источников права

5. исследование развития основных ветвей права (гос, штатского, криминального, процессуального и т.д.)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГПБ: изучалась в некоторые периоды односторонне и тенденциозно; исторические события и факты трактовались субъективно и произ­вольно: обращалось внимание больше на негативные моменты в жизни народа дооктябрьского периода; некоторые проблемы и вопросы белорусской истории замалчивались или мало изучались (национально-освободительное движение, воен­ная история, правовая история и др.); история Беларуси тесно связана и переплетена с историей соседних народов, особенно литовского, польского, русского; на протяжении столетий сменялось название белорусского народа, что создает определенные трудности в изучении истории государства и права Беларуси

 

Дайте характеристику историографии истории государства и права Беларуси.

I. Первые сообщения о Беларуси встречаются в:

- Белорусско-Литовских летописях (1446г., Быховца и др.).

- Древне-русские летописи (повесть временных лет, Слово о полку Игореве и др.).

II. Сведения о Беларуси содержатся в международных соглашениях:

-Договор 1229г.

III. Книги о Беларуси начали печататься на беларускац языке в ХVI в.:

-Библия Ф. Скорины

Политические и правовые взгляды Ф. Скорины:

Политическим идеалом Ф. Скорины является просветительская гуманная сильная монархия. Монарх должен быть набожным, чутким, мудрым, образованным, справедливым к своим поданных. Он обязан управлять государством в строгом соответствии с законом, обязаны следить за справедливым отправления правосудия. Одновременно он должен быть сильным и грозным, в необходимых случаях должен уметь защитить свой народ. Предпочтение Ф. Скорина отдавал миролюбивому и образованному хозяину.

Классификация право по Ф. Скорине:

Все права Скорина разделял на естественное и писаное. НП заложена в самом существе человека, оно одинаковое для всех людей, присуще каждому человеку и неза от места и времени. ЧП Скорина разделял на:

1. Божская права (нормы Ветхого и Нового завета, Библия)

2. Церковное / Каноническое право (постановления, каноны, принятые церковной властью)

3. Земское право (в зависимости от тех общественных адноисин, что регулировались определенными нормами права Скорина выделял:

- Международное право

- Государственное право

- Уголовное право

- Военное право

- Городское право

- Морское право

- Торговое право

- Посполитой права (гражданское + семейное право)

Скорина о законодательстве:

Закон должен быть пригодным для выполнения, полезным для населения и соответствовать обычаем времени и места.

Скорина о цели уголовного наказания:

С одной стороны наказать преступника, с другой стороны предупредить других лиц способных совершить преступления.

Сымон Будный

В 1562 г. в Несвижской типографии вышел "Катехизис" переведен Будным на белорусский язык. До этого "Катэхезису" С. Будный написал предисловие о войнах справедливые и несправедливые. Справедливая - ради защиты отечества, долг каждого честного человека - принимать участие в такой войне. Несправедливая война - разбой, долг каждого честного человека не удейничаць в такой войне. Основная работа С.Будного "про светскую власть", он выразил отношение к имуществу и государства. Христианский человек может владеть имуществом, может исполнять обязанности судьи, только судить справедливо, честно и не брать взятки. Взгляды о политике такие же как у Ф. Скорины.

Лев Сапега

Источники для изучения взглядов Сапеги: "Обращение ко всем сословий ВКЛ", "Прысвячэннеда издания Статута 1588 г королю польскому и ВКЛ Сигизмунду Августу", "Статут 1588 г." Самостоятельная работа: "Изложение Трибунальским прав". Эпистолярное наследие Сапеги: "Письмо епископа Иосифата Кунцевича". Лев Сапега считал, вто государство возникло естественным путем и предназначается для достижения возможно лучшей дороги. Она основывается на принципах внутраного единства, централизма, правопорядка, законности. Обращение ко всем сословий ВКЛ Сапега начнет: "Мудрецы всех веков считали, что в каждом государстве порядочному человеку не можете быть ничего дороже чем его свобода». Суть свободы составляет неачужальныя права человека: право собственности, право личной неприкосновенности. Для защиты гражданских свобод существует право, которое Сапега рассматривал как подлинное проявление разума человека. Уважение к праву должна обеспечить государству стабильное и устойчивое развитие, социальный мир, внутренний порядок, жизнь в соответствии с законами - абавясковая условие существования государства. Только право дает возможность быть действительно свободными. Каждый человек должен знать границы своей свободы для этого он должен изучать законы. Закон должен быть одинаковым для всех сословий, вместе с тем он должен быть направлен против отдельных правонарушителей. Если в обществе отсутствует уважение к праву, царит беззаконие, такое общество не можете считаться человеческим, справедливым, оно является волчьей зграеей. Право должно не допустить использования государственной властью в корыстных целях правителя, все это дает основание рассматривать Сапеге как сторонника идеи правового государства.

Михалок Литвин

≈ 1550 написан сацияльна-политический трактат о нравах татар, литовцев и Москвитян. Он сравнивал нравы, обычаи, традиции, организацию управления и суда в Татарской, Литовской, Московской государств. Сильное государство он связывал с разумностью законов, со стабильностью семьи. IV раздел о правасуде. Он выделил основные недостатки судебной системы:

- Отсутствие апиляцыйных судов

- Погрешности в системе показаний свидетелей

- Отсутствие норм судебной грамотности

- Отсутствие гласности

- И др.

Эти недостатки были частично исправлены в ходе судебной реформы в Беларуси в XVI в.

IV. В XVII - XVIII в. законы и книги печатаются на польском и латинском языках. В 1641 г. в составе Виленско-иезуитской академии создан юридический факультет. В 1644 г. - начал работать. Учредитель юридического факультета сын Л. Сапеги - Казимир Сапега. Он жертв библиотеку своего отца, и на пожертвование профессоров 12500 польских злотых. Пригласил 4 профессоров: 2 немцев (гражданское право - Дильгер, первый декан юрфака; каноническое право - Шауэр), 1 испанца (гражданское право - Сокс), выходца из Беларуси уроженцем Витебской земле И. Ялизаровскага имевший доктора гражданского и канонического права.

Классификацыя права по Ялизаровскому:

- Божскае право

- Право народов

- Естественное право

БП и НП выступают как самостоятельные виды права, не подчиняются друг другу. Государство - это созданный из множества поселений союз людей, объединившихся для достижения лучшей жизни.

Его основная работа о политической общности людей.

V. В 1816г. издается работа Линда о Литовском уставе. В 1881 г. выходит книга Чацкого о Литовским и Польским праве.

VІ. Пасля присоединения Беларуси к Российской Империи интерес к истории Беларуси увеличивается. Особый вклад вносят студенты и преподаватели Вильнюсского университета: А. Мицкевич, Я. Чечот, Т. Зан

VІІ. У XIX в. создаются Киевская, Московская школа права и др.. В Киевском университете работали: Антонович, Костомаров, Малиновский, Демченко, Довнар-Запольский и др. В конце XIX в. ученые начинают отдельно изучать историю Беларуси. Большой вклад внесли: Печэта, Коялович, Довнар-Запольский и др..

VІІІ. Разнастайная и польская историография: Ю. Бардах, Кутшэба, Островский, Макаревич и др..

ІХ. Советская историография большая: Печэта, Игнатовский, Юшков, Ярмолович, Юхо, Сокол, Вишневский, Капысски, Мартинович, Бровка, Довнар и др.

Х. Документально-правовой материал:

1Акты Западной России в 5 томах

2Акты Юго-Западной России в 15 томах

3Акты Виленской архияграфичнай комиссии в 39 томах

3. Проанализируйте происхождение названия "Беларусь".

Существует много версий: Русь, свободная от татаро-монгольского ига; страна белых снегов, от бедага цвета одежды или волос населения; Западная Русь; христианизированы Русь; в значении духовного благополучия и др. Название "Белая Русь" возникает сравнительно поздно и существует параллельно с названием "Литва". Об этом свидетельствуют, документы XVIII в., В которых встречается иногда удвоенное словосочетание: "литвин-Белорусец" или "Белорусец-литвин».

В. Н. Татищев писал, что название «Белая Русь» впервые встречается в 1135 в летописях и так называют Ростова-Суздальскую землю. В сявязи с этим-это название возникло в связи с введением христианства. Белой Русью называли и Московско-Суздальскую Русь русского централизованного государства, и это название имело такое же значение, как и Великая Русь. При князе Иване третьем термин «Белая Русь» вносится в титул Великого князя Московского. Белой Русью иногда называли и украинские земли. Известно, что это название постепенно распространяется на территории Беларуси, особенно в XVII - XVIII вв.

После присоединения земель Беларуси к Российской империи эта территория стала официально называться "Беларусь". В 1796 г. царь Павел I распорядился объединить Полоцкую и Могилевская губернии в одну губернию с центром в Витебске и назвал ее "Белорусском". Затем постепенно название "Беларусь" распространяется и на другие губернии.

Примечательно, что даже во второй половине XIX в. Западная Беларусь продолжала еще оставаться Литвой. Гродненская и Виленская губернии относились к Литовского Полесья (1882 г.) Только в конце XIX - начале XX в. название "Беларусь" приобрела современное, этническое, географическое и государственно-политическое значение. Однако после активизации в начале 30-х гг. XIX в. национально-освободительного движения начинается более интенсивная русификаторской политики царизма, в контексте которой официально запрещается слово "Беларусь" и вводится новое название - "Северо-Западный край".

Полоцкое княжество.

 

В письменных источниках раннефеодальное государственное образование восточных славян Полоцкое княжество известно под названием «земля». Его центром являлся город Полоцк, который упоминается в летописи «Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Выгодное географическое положение способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр торговли и ремесел. С X в. Полоцкое княжество существует как как сильное государство, обладающее собственной, известной во всей Европе княжеской династией, сильным войском, развитыми торговыми связями с другими княжествами.

 

Способ государственного управления в Полоцкой земле представлял собой княжеско-вечевой строй.

 

Законодательная власть в Полоцком княжестве принадлежала вече, или народному собранию. Вече приглашало князя на княжение, издавало законы, выбирало урядника (урадцев, чиновников), одобряло объявление войны или мира. Власть вече распространялась не только на город, но и на всю волость, разбросанные по всему княжеству веси. В Полоцком княжестве вече просуществовало до самого конца XV в. (1488), когда городу было предоставлено Магдебургское право.

 

Исполнительная власть в Полоцком княжестве принадлежала князю. Часто князь являлся одним из родоначальников племени. Энергия и способность, особенно в военных делах, выделяли его из общей массы председателей. В некоторых местах, где жизнь была относительно спокойной, властителем становился князь как первый на основании родового старшинства по возрасту. Помимо местных в Полоцком княжестве были и пришлые князья.

 

В Полоцком княжестве князья имели исполнительную власть, занимались военной делом, ходили в походы со своей дружиной в другие земли. Кроме того, князь был занят административными делами, вершил суд, охранял торговые пути и караваны в своем княжестве.

 

На восточнославянских землях действовали законы, называвшиеся «правдами». Наиболее известен среди них сборник «Русская правда», разработанный при великом киевском князеЯрославе Мудром. Суд осуществлял князь или его представители. Вина обвиняемого определялась обычно в пользу князя через денежные штрафы либо физические наказания. Считалось, что доказательство вины зависит от «суда божьего». Например, если у обвиняемого оставались ожоги после держания руки над огнем, то это свидетельствовало о том, что он действительно виновен.

 

Туровское княжество.

Туровское княжество образовалось на территории южной Беларуси в бассейне Припяти и ее притоков. Столица княжества - город Туров упоминается в летописи под 980 г. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное.Главным городом княжества был Туров, упоминаемый в первый раз в летописи под 980 годом; другими важнейшими городами Туровского княжества были Пинск, сделавшийся впоследствии главным городом самостоятельного Пинского княжества, Мозырь и Слуцк. Вместе с Пинским княжеством выделилось и Дубровицкое княжество.

 

Социально-экономическое развитие и участие Туровщины в княжеских усобицах XI-XII вв. привели к дроблению княяжества на отдельные уделы. Вообще, Туров хотя и зависел от Киева, но географическое окружение (многочисленные топи, болота, реки, непролазные чащи) способствовало более самостоятельному хозяйствованию и княжескому правлению. С 1158 г. Туровское княжество стало независимым от Киева и здесь закрепилась династия Юрия Ярославича, внука великого князя Святополка Изяславича. Уже в 60-70-х гг. XII в. он разделил княжество между сыновьями на Туровское, Пинское и Дубровицкое. Это время относительного спокойствия на Туровщине; в летописях нет известий о междоусобных войнах и сварах. Судя по всему, и татаро-монгольское нашествие обошло стороной этот край, а следовательно, и Рудобельщину: путь азиатских завоевателей прошел южнее Турова.

 

С конца XII в. ослабленные междоусобицей удельные княжества Турово-Пинской земли долгое время находились под влиянием галицко-волынских и литовских князей. Но и сами турово-пинские князья нередко пользовались помощью одних в борьбе против вторых, чтобы таким способом сохранить свои владения и политическую независимость. Есть сведения об участии пинских и туровских князей в походах галицко-волынских князей против Литвы в 1251, 1252, 1275 гг., но в начале XIV в. при Гедимине (1316-1341 гг.) Турово-Пинская земля окончательно попала в подчинение великих князей литовских.

 

Основной формой территориальной и сословной организации населения в XIV — первой половине XVI вв. были сельские и волостные общины, в рамках которых кровнородственные связи дополнялись сословными, общественно-бытовыми и хозяйственными сношениями.

 

Смоленское княжество.

 

Было расположено в бассейне Верхнего Днепра (совр. Смоленская, юго-восток Тверской областей России и восток Могилевской области Беларуси). Граничило на западе с Полоцким, на юге с Черниговским, на востоке с Ростово-Суздальским княжеством, а на севере с Псковско-Новгородской землей. Его населяло славянское племя кривичей.

 

 

Смоленское княжество обладало чрезвычайно выгодным географическим положением. На его территории сходились верховья Волги, Днепра и Западной Двины, и оно лежало на пересечении двух важнейших торговых путей – из Киева в Полоцк и Прибалтику (по Днепру, затем волоком до р.Каспля, притока Западной Двины) и в Новгород и Верхнее Поволжье (через Ржев и озеро Селигер). Здесь рано возникли города, ставшие важными торгово-ремесленными центрами (Вязьма, Орша).

 

В Смоленской земле вечевая жизнь была менее интенсивна, чем в Полоцке, но и здесь вече занимало прочную позицию и являлось руководителем политической жизни земли. Вече сохранило за собой важное право признавать или не признавать вновь вступающего на стол князя. Весьма большой функцией веча было издание законов.Так, знаменитая грамота Ростислава Мстиславовича об утверждении Смоленской епархии в 1150 г. издана «думой с людьми своими». Вече не только издает законы, но и ведет вместе с князем дипломатические сношения: в посольствах оно посылало, например, в Ригу, своего представителя, который действовал рядом с княжеским представителем. Есть указания и на то, что Смоленское вече самостоятельно, независимо от князя решало вопрос о войне и мире. Так широко была развита политическая жизнь в стране. В Смоленске рано намечаются и партии, причем выделяется боярская партия в противовес более демократическим элементам. Между партиями происходили иногда крупные столкновения.

 

Бояре и дружинники князя не пользовались какими-либо преимуществами. Важнее были особенности экономического развития, которые сказывались в строе земель. Это различие давало себя чувствовать и создавало как бы два класса населения — добрых людей, т. е. более зажиточных людей и богатых и малых людей — с небольшим материальным достатком. Более состоятельные классы часто получали доминирующее значение на вече.

Декабря.

Мирный и Торговый договор Полоцка (подписан князем Герденем) с городом Ригой и Ливонским орденом; в соответствии с договор Полоцк отказывался от Претензия на нижнее Подвинье и латгальские земли, а Орден гарантировал нерушимость Полоцких земель; оговорены права немецких и полоцких Купцова в Риге и Полоцк.

(Происхождение и биография Герденя изучены слабо. Предположительно он был сыном давила. Считается, что после смерти Миндовга и Товтивила в ходе междоусобицы в 1264 Гердень утвердился в Полоцк и Витебске. Города эти в то время вели обширному торговлю с немецкими землями. Чтобы обеспечить мир и поддержать торговлю, 22 декабря 1264 в Риге Гердень заключил Мирный договор с Ливонским геррмейстером Конрадом фон Мандерном.

10. Раскроить причины и концепции образования Великого княжества Литовского. Охарактеризуйте административно-территориальное устройство ВКЛ.

Самым сложным в истории и науке является вопрос об образовании ВКЛ. Ученые предлагают много канцэпый образования.

Самая традиционная - литовская концепция. Согласно ей ВКЛ было образовано на территории Восточной части современной Литвы - Аукштайтию. Согласен с ней основная причина объединения земель - внешняя агрессия. Эта концепция и поддерживалась и не поддерживалась дореволюционными и советскими учеными. Владимир Терентьевич Пашута (советский историк, член-корреспондент АН СССР) и Лаврентий Семенович Абецэдарски (белорусский историк, доктор исторических наук, профессор, Член-корреспондент АПН СССР) подтрымливали ее.

Вторая концепция Николая Ермоловича (белорусский историк, публицист, писатель и поэт). Согласно ей Новогрудок и новогрудские княжества явились тем политическим центром, вокруг которого началось объединение белорусских, литовских и украинских земель. Произошел объективный процесс объединения белорусских земель в интересах белорусских феодалов, что и характеризует это государство прежде всего как белорусский. В ВКЛ господствующей является белорусский культура, государственной стал белорусский язык.

Третья - Центральная концепция образования ВКЛ. Согласно ей основной частью ВКЛ являлось Новогрудского княжества, которое увеличивалось, усиливалась.

О причинах, профессор Е.А. Юхоадначав, что что прежде всего развитие производительных сил, укрепление производственных отношений вызвали увеличение общественного разделения труда, что в свою очередь способствовало развитию торговли и ликвидации обособленности мелких государств-княжеств, слиянию их в более крупные государства.

Государство имело Многоэтнический состав населения. Политико-экономическим центром ее являлись белорусские земли. Первой столицей жяржавы был г. Новогрудок. В 1323 году столица была перенесена в Вильно. Сначала административно-государственное устройство ВКЛ характарывазалася сохранением старых границ, которые существовали между отдельными княжествами. При большом князья Гедимин это разделение государства не претерпел существенных изменений. Однако в целом государственному устройству Княжества был присущ разделение территории на 2 части - центральную (главную), которая иногда называлась Литвой, и в основном белорусские земли, а также прысмыкаючую часть ("прыслуховваючую"), в которую входили как белорусские, так и украинские и литовские земли.

При княжении Альдгерда центральная часть государства была разделена на 2 части, 2 военно-административные округа, получивших затем название-воеводства Виленское и Трокское. Такое разделение было вызвано необходимостью постоянно давать отпор крестоносцам на западе государства и татарам - на востоке. Я.А Юхо отмечает, что только за период с 1345 по 1382 крестоносцы совершили 96 набегов на Беларусь и Литву. На противодействие крестоносцам были направлены в первую чернее силы Трокского воеводства, а татарам противостояла Виленское воеводства.

Отношения между центром и прысмыкаючами землями на начальном этапе существования государства строились на личной зависимости удельных князей этих земель от великого князя - на основе сюзерэнитэту-вассалитета. Позже, в XV-XVI вв., Крупные вассальные княжества были преобразованы в воеводства или уезды, в которых стали править наместники великого князя - воеводы и старосты.

Сеймовых суд

Первоначально заседании проходили во время созыва Сейма (на них присутствовал Великий князь и паны рады, по Статута 1588 г дела рассматривались хозяином, панами рады и 8 депутатами Сейма, причем не обязательно во время созыва Сейма)

Суд панов рад

Рассматривал самые разные дела по поручению Великого князя, поступавшие на его имя; его решения имели законную силу независимо от количества членов совета, присутствовавших на судебной заседании (не менее 2)

Маршалкавски суд

Возглавлял 1 или 2 маршалки; рассматривал дела по поручению или приказу Великого князя; место проведения - великокняжеский хозяйский двор, когда возникала необходимость, то этот суд мог переходить в другое место.

Комиссарский суд

Рассматривал земельные споры крупных феодалов; судьи - комиссары, которые должны были выезжать на место споры и там рассматривать дело.

Волостное собрание

Состояло из:

-Сельских и волостных представителей власти;

-По одному представителю от каждых 10 крестьянских дворов.

ВгубернияВиленскай, Гродненской, Минской батраки мели право посылать на волостной сход по 1 избранному от каждых 20 взрослых работников.

Компетенция вол.собрания:

-Выборы волостных должностных лиц;

-Выборы судей волостного суда;

-Определение и раскладка мирских сборов и повинностей;

-Проверка рекрутских списков;

-Раскладка рекрутских повинностей;

-Создание и содержание волостных школ.

Волостное управление состояло из:

-Волостного председатель;

-всех сельских старост;

-сборщиков налогов.

Отдельное положение в системе волостных органов занимал волостной писарь, которого не выбирали крестьяне, а назначали мировые посредник, а потом - земский начальник.

Волостной писарь решали фактически большинство волостных дел.

Волостной суд выбирался волостным сходом каждый год в составе от 4 до 12 судей. Дела в суде должны была рассматривать коллегия в составе не менее трех судей. Волостному суду были подсудны дела по незначительнымуголовным или административным проступкам.

Волостной суд имел право приговаривать крестьян к следующим наказаниям:

-Арест до семи дней;

-Наказание прутами, до 20 ударов;

-Денежный штраф до 5 рублей;

-общественныеработы до 6 дней.

Решения волостного суда по всем делам считались окончательными. В 1863г. был принят закон, согласно которому крестьяне получили право подавать жалобы на приговоры волостных судов съезда мирныхпосредников, когда волостной суд нарушал свою компетенцию.

Охарактеризуйте состав и деятельность местных органов управления и самоуправления на территории Западной Беларуси в 1921-1939 гг. Расскажите о положении белорусского меньшинства в Польше в 1920 х - 1930 х гг.

Вся территория Западной Беларуси во время польской оккупации падраздялялася на четыре воеводства:

Первый Виленское,

Вторая Новогрудская,

Третья Белостокское,

Четвёртое Полесское с центром в г. Бресте.

Местными органами государственной администрации в воеводстве были воевода и воеводского управления.

Воевода:

 назначался президентом по предложению министра внутренних дел, утвержденной Советом Министров;

 был представителем правительства на территории воеводства;

 координировал деятельность всех государственных учреждений на территории воеводства;

 мог осуществлять контрольные полномочия над всеми государственными учреждениями, которые непосредственно ему не подчинялись;

 надзоров, чтобы деятельность государственных учреждений соответствовала общей политике государства.

Свои функции воевода выполнял через воеводского управления, которое состояло из отделов:

 общего;

 безопасности;

 самоуправления;

 административного;

 здравоохранения;

 военного;

 земледелия;

 промышленности;

 работы и др.

Главное внимание воевод в западно воеводствах направлялась на:

 ополячивание края,

 на недопущение национально-освободительной борьбы белорусского народа,

 установление жесткого контроля за прессой, общественными и политическими движениями, партиями и организациями.

 осуществления надзора за работой подчиненных им уездных органов власти.

Во главе уездной администрации стоял староста, который назначался министром внутренних дел и подчинялся воеводе. Ему было подчинено уездное управление - староство. Полномочия старосты во многом были подобными полномочий воеводы. В уездном управлении в отличие от воеводства была меньшее количество отделов и назывались они рефератами.

К 1933 г. в уездах существовали уездные сеймики как органы местного самоуправления, делегаты на которые выбирались разместилась районная советами. После 1933 г. в уездах были образованы уездные советы, которые выбирались разместилась районная рядами, а их исполнительными органами стали уездные управы из шести человек во главе со старостой. Но эти органы самоуправления были в значительной мере только декоративными, так как сами они без старосты ничего решать не могли. Количество уездов в Западной Беларуси в разные времена колебалась от 20 до тридцать четвёртые (Например, в Новогрудская воеводства в 1932 г. входили: Барановичский, Воложинский, Лидский, Новогрудский, Несвижский, Слонимский, Столбцовский, Щучинский, в состав Виленского воеводства: Ошмянский, Браславский, Виленский, Дисненский, Молодечненский, Поставский, Свенцянски уезды.)

Большие города, с численностью жителей за 75 тыс. человек, выделялись в самостоятельные городские уезды и взначальвалися городскими старостами. Малые города образовывали городские гмины. Каждый сельский район падраздялявся на гмины. Разместилась районная администрацию составляли войт и разместилась районная правление, состоявшее из заместителя войта и двух или трех заседателей. Заседатели выбирались разместилась районная советом, в состав которой входило 10-15 советников. Разместилась районная совет выбирали делегаты разместилась районная собрания, состоявший из 100-150 представителей местных поселений - обще. Гмины состояли из общества, которые могли об 'объединять несколько хуторов или небольших сел, однако могло быть, что одна деревня образовывало общину. Во главе общины стоял солтыс, который по закону должен был избираться на общественном собрании или общественным советом, но на самом деле солтыс, как и разместилась районная войт, назначался уездным старостой.

На все государственные должности в воеводствах, уездах и гмина Западной Беларуси предназначались только поляки и, как правило, уроженцы самой Польше, выходцы из богатых слоев населения. Чтобы не допустить простых людей на работу в государственном аппарате, в 1933 г. был принят закон, согласно которому даже на должности в гминнаеправленне могли «выбираться» только лица, которые имели среднее образование и должны были выдержать экзамены в специальной уездной комиссии. Вся система местных органов государственной власти базировалась на принципе бюрократического централизма, на полном подчинении мест центру, без учета местных интересов, на подавлении всего белорусского.

Политическое бесправие, социальный и национальный гнет белорусского населения Западной Беларуси вызвали борьбу за свои права, национальное и социальное освобождение из-под польской оккупации. В первые годы после захвата Западной Беларуси национально борьба белорусского народа носила характер широкой партизанской войны.

В середине 20-х годов в Западной Беларуси возникла массовая демократическая организация - Белорусский крестьянско-рабочая громада, которая в начале 1927 насчитывала в своих рядах более 100 тыс. человек. Программа Громады включала требования:

 передачу помещичьей земли крестьянам,

 право на национальное самоопределение

 ряд других демократических требований.

Против польской оккупации активно действовали различные политические партии и общественные организации, движения:

Первый Коммунистическая партия Западной Беларуси (ликвидировано по постановлению исполкома Коминтерна в 1938 г.),

Вторая Белорусский христианско-демократическая партия,

Третья Белорусский крестьянский союз,

Четвёртое Общество белорусского школы

Пятый некоторые менее влиятельные организации.

Польский полицейско-бюрократический режим постоянно вел жесткую борьбу против всех белорусских политических и общественных организаций, проводил аресты, ссылки, заключения в концлагеря, делал бандитские нападения на активных деятелей национально-освободительной борьбы в Польше. Были изданы законы, которые предоставляли самые широкие права администрации, полиции и судебно-следственным учреждениям в борьбе с белорусским национальным движением. Законом от 14 февраля 1928 разрешалось полиции и другим вооруженным силам государства расстреливать демонстрации и др. 17 июня 1934 г. президент Польши и Совет Министров издали декрет, согласно которому каждый человек мог быть «задержан и принудительно помещен в место изоляции...» Постановление о принудительной изоляции выдавал следственный судья по представлению властей, которые выполнили задержание. Постановление следственного судьи обжалованию не подлежит. Изолированный может быть заключен на три месяца. Изоляция может быть продлена на последующие три месяца в том же порядке. Согласно этому декрету в концлагерь, который был образован в Березе Картузской, были заключены сотни белорусских деятелей без суда и следствия, ведь если были какие-то доказательства, что свидетельствовали об их участии в освободительной борьбе, то тогда их вели в суд. В Западной Беларуси до 1932 применялась царское уголовное Улажэнне 1903 г., а в 1932 г. был введен в действие Уголовный кодекс Польши, согласно которому лица, виновные в освободительной борьбе, карались самыми суровыми карами, вплоть до смертной казни. Но никакие кары не могли запугать борцов за свою свободу, за освобождение народа из-под польской оккупации

Назовите предмет науки истории государства и права Беларуси, раскроить ее задачи и особенности.

ПРЕДМЕТ ИГПБ - структура и компетенция гос учреждений в их историческом развитии, а также определение направления их дальнейшего развития; основные исторические закономерности возникновения, становления, развития государства и права на территории Беларуси.

ЗАДАЧИ:

1. изучение исторического хода событий в их хронологической последовательности

2. выявление основных закономерностей развития структуры и деятельности органов гос власти и правоотношений граждан

3. определение правового положения классов, сословий

4. выявление и изучение источников права

5. исследование развития основных ветвей права (гос, штатского, криминального, процессуального и т.д.)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГПБ: изучалась в некоторые периоды односторонне и тенденциозно; исторические события и факты трактовались субъективно и произ­вольно: обращалось внимание больше на негативные моменты в жизни народа дооктябрьского периода; некоторые проблемы и вопросы белорусской истории замалчивались или мало изучались (национально-освободительное движение, воен­ная история, правовая история и др.); история Беларуси тесно связана и переплетена с историей соседних народов, особенно литовского, польского, русского; на протяжении столетий сменялось название белорусского народа, что создает определенные трудности в изучении истории государства и права Беларуси

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.102 с.)