Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов



Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением. В свете сказанного выше о продуктивных методах можно отметить следующие достоинства проблемного обучения:

1) проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;

2) проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

3) проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;

4) проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;

5) проблемное обучение делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

6) проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;

7) проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

8) проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы;

9) проблемное обучение формирует творческую личность.

Перечень достоинств проблемного обучения этим не исчерпывается, но и приведенного достаточно, чтобы спросить: почему мы не сделаем все обучение проблемным, если оно так соответствует требованиям дня сегодняшнего и еще более дня завтрашнего?

Причин тому несколько.

1. Продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами.

2. Есть учебные проблемы, которые непосильны для учащихся. Понизить уровень проблемности (т. е. кое-что подсказать учащимся) можно только репродуктивными методами.

3. Есть учебные проблемы, которые очень легки для учащихся. Создать на их базе проблемную ситуацию просто невозможно, т. к. учащиеся решают их с первого предъявления. В этом случае более уместно применение репродуктивных методов.

4. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо, чтобы они уже имели некоторый «стартовый» запас знаний. Создать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов.

5. При формировании умений и навыков (особенно технических), где показ, подражание и репродукция имеют очень большое значение, продуктивные методы уступают репродуктивным по эффективности.

6. По сравнению с репродуктивными продуктивные методы требуют значительно больших затрат времени на изучение учебного материала.

7. Продуктивные методы для успешного применения требуют более высокой педагогической квалификации преподавателя и больших затрат педагогического труда как при проведении проблемного занятия, так и на этапе его подготовки.

 

3. Виды обучения в высшей школе. Основными видами учебной деятельности в вузе являются лекция, семинар, практические и лабораторные занятия. Перечислим основные виды лекций и требования к лекции, которым должны придерживаться преподаватели. Существует огромное разнообразие видов лекции. С ними вы можете познакомиться в соответствующих источниках [2], [4], [5], [6].

Слово «лекция» имеет латинский корень «lection» – чтение. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объёмного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция имеет трёхчастную форму: введение, основную часть и заключение. Основной тезис (основная мысль) темы должен быть произнесён преподавателем за двухчасовую лекцию не менее 9 раз.

Виды лекций: вводная, установочная, заключительная, традиционная, проблемная, лекция-консультация, лекция – пресс-конференция, «лекция вдвоём», лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация), лекция-исследование.

Лекция должна:

–иметь чёткую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции),

– иметь твёрдый теоретический и методический стержень, важную проблему;

– иметь законченный характер освещения определённой темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

– быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь чётко выраженную связь с практикой;

– быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;

– обладать силой логической аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;

– находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

– содержать методическую обработку материала (выделение главных мыслей, положений, подчёркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

– быть наглядной, сочетаться с демонстрацией аудио-визуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

– излагаться чётким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

– быть доступной для восприятия данной аудиторией.

Главная цель лекционного этапа обучения, кроме научного содержания, – доходчивость материала, способствующая его восприятию и усвоению обучающимися; мысль, логичность, умение показать интересное в излагаемом вопросе, дать формулировки – сжатые, точные и запоминающиеся, добиться подъёма интеллектуальной энергии обучающихся, вызвать движение мысли вслед за мыслью лектора, добиться ответной мыслительной реакции. Лекция – школа научного мышления.

Семинар. Цель семинара: изучить наиболее сложные вопросы дисциплины, привить обучающимся навыки самостоятельного поиска и анализа информации, формировать и развивать научное мышление, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументированно излагать и отстаивать своё мнение. Семинар – это вид обучения, опирающийся на групповое мышление, активизацию коллективной мыслительной деятельности в рассматриваемой области, нахождение неожиданных решений сложных научных вопросов и проблем.

Выделяют три типа семинаров: 1) способствующие углублённому изучению определённого систематического курса, 2) помогающие изучению отдельных основных или наиболее важных тем (проблем) курса, 3) исследовательского характера с независимой от лекций тематикой (спецсеминары).

Разновидности семинарских занятий:

семинар с элементами проблемности (2 вида проблемных вопросов: уяснение методологических выводов и выработка умений и навыков самостоятельного применения теоретических сведений для анализа событий и явлений);

семинар с использованием «сократовского» метода обучения (вопросно-ответная беседа, 2 черты: «сократовская индукция» – построение наводящих вопросов, отвечая на которые студент сам убеждается в несовершенстве ранее высказанных положений, «сократовская ирония» – мнимое незнание преподавателем обсуждаемого вопроса в противовес самоуверенности студента);

семинар с использованием метода «мозговой атаки» (недопустима критика по поводу выдвигаемых идей, все участники равны, уход в сторону от проблемы не допускается, развитие высказанных идей, выбираются рациональные идеи, установление организационных правил);

семинар с использованием метода «круглого стола» (принцип коллективного обсуждения проблемы, умение соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии, интеллектуальная терпимость, доверие участников, объективность, искренность, активность, откровенность, определённый уровень эмоциональной напряжённости, юмор; заранее готовятся вопросы в пределах темы, домашние заготовки, продумывание стимулов для поддержания дискуссии);

семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций (используются конкретные ситуации, взятые из профессиональной практики: стандартная, критическая и экстремальная; ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение, ситуация-проблема, ситуация-оценка; необходимо найти сюжет, составить вопросы–задания, задачи, следующие из темы и ситуации; за одну практику – 2–3 такие ситуации);

семинар-беседа, семинар-диспут, специальный семинар, учебная тематическая дискуссия, семинар-экскурсия, семинар-исследование и др.

Основные задачи семинара:

– углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы;

– проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом;

– привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала в студенческой аудитории;

– выработать умение формулировать, обосновывать и излагать собственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои взгляды.

Вопросы семинара не сводятся к воспроизведению лекции и её основных формулировок, должны стимулировать студента к продуктивно-преобразовательной деятельности, быть проблемными по форме, но не слишком широкими, иметь строго очерченные границы, побуждать обучающихся к работе с первоисточниками; развивать и закреплять навыки самостоятельной работы, умения составлять планы докладов, их тезисы, готовить развёрнутые сообщения, выступать с ними перед группой, участвовать в дискуссии и обсуждении.

Особенности подготовки студентов:

1 этап: уяснение темы, целей и вопросов, своей роли и задачи на семинаре (подготовка реферата, выступления и т.п.), объёма и порядка работы, предусмотреть необходимые и дополнительные источники.

2 этап: сбор и ознакомление с рекомендованной литературой.

3 этап: глубокое изучение источников.

4 этап: работа с конспектом, его разметка, составление плана выступления.

Со стороны преподавателя необходим режим непосредствованного руководства или консультирования.

Особенности подготовки преподавателя:

– изучение исходной документации;

– уточнение целей и задач семинара, времени подготовки студентов;

– определение объёма выполненной работы каждым студентов;

– определение проблем, которые следует поставить на лекции перед семинаром;

– разработать план занятия, который необходимо выдать студентам до проведения семинара;

– в плане должны быть обозначены тема, дидактические и воспитательные цели занятия, организационно-методические указания, учебные вопросы (основа плана), темы докладов, рекомендованная литература;

– подготовить 2-3 вопроса для двухчасового занятия;

– помнить, что у студента на подготовку есть только 4-6 часов, за которые он может прочитать и законспектировать не более 60 страниц текста;

– в список дополнительной литературы включать монографии, статьи из сборников и журналов, но количество их должно быть минимальным;

– в указаниях отметить продолжительность выступлений и порядок консультаций к семинару;

– могут быть даны логические задания по первоисточникам;

– разработать сценарий семинара, который должен отвечать 2 принципам: принципу нарастания сложности и принципу целевой системности;

– произвести расчёт времени: на вступительное слово – не более 5 минут, основной доклад одного из студентов – 15–20 минут, выступления с мест – не более 10 минут, исправление ошибок – 15 минут, заключительное слово преподавателя – 10 минут;

– выбор схемы обсуждения (реферативно-докладная, вопросно-ответная и смешанная);

– для обеспечения дискуссионного характера семинара заранее продумываются вопросы, примеры, сюжеты;

– семинар начинается с проверки готовности студентов к семинару (Кто не готов к занятию? – постоянно и твёрдо);

– следующий этап – проблемное вступительное слово преподавателя как установка на мобилизацию внимания;

– для рефератов и докладов студентам предоставлять кафедру, остальные желающие могут говорить с места;

– иметь дополнительные, уточняющие, наводящие, встречные, проблемные вопросы студентам;

– предварительно распределить между студентами учебные поручения: кто по какому вопросу докладчик, содокладчик, оппонент, рецензент и др.;

– открытие «лицевого счёта» с дифференцированным количеством баллов за участие, которые потом переводятся в оценки.

Правила-советы для преподавателей:

– создать на семинаре непринуждённую, раскованную обстановку свободного обсуждения;

– поощрять активность студентов (умение говорить и слушать); научить студентов внимательно и критически относиться к выступлениям товарищей;

– во время семинара вести заметки в рабочей тетради и использовать их в заключительном слове;

– не следует вмешиваться в речь выступающего (за редким исключением);

– не использовать актив группы каждый раз, а привлекать их к обобщениям;

– использовать средства наглядности.

В конце семинара необходимо заключительное слово преподавателя: язык лаконичный и строгий, мысль сжатая, нет назиданий и поучений, демонстрация методического мастерства, такта и интеллекта, оценка выступления каждого студента, группы в целом, существо и значение обсуждаемых проблем, отметить слабые и яркие выступления, рекомендовать дополнительную литературу, высказать пожелания к следующему семинару.

 

Практические и лабораторные занятия. Практические занятия являются самой ёмкой частью учебной работы в вузе.

Практические занятия – вид репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по решению различных прикладных задач, образцы которых были даны на лекциях. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определённый профессиональный подход к решению каждой задачи. В связи с этим вопросы о том, сколько нужно задач и какого типа, как их расположить во времени в изучаемом курсе, какими домашними заданиями их подкрепить, в организации обучения в вузе весьма существенные. Ведущая функция – методическая, цель – дать целостное представление о предмете и методах изучаемой науки.

Очерёдность лекций и практических занятий играет существенную роль. Лекция является первым шагом подготовки студентов к практическим занятиям, на которых поставленные в лекции проблемы приобретают конкретное выражение и решение. Практическое занятие как развивающее, закрепляющее выполняет также функцию подготовительного занятия к восприятию лекции.

 

Цели практических занятий:

– помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

– научить студентов приёмам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчётов, графических и других видов заданий;

– научить их работать с книгой, служебной документацией и схемами, пользоваться справочной и научной литературой;

– упрочить образовавшиеся на лекции связи и ассоциации путём повторяющегося выполнения действий, характерных для изучения дисциплины (однообразные стереотипные повторения не приводят к осмыслению знаний);

– формировать умение учиться самостоятельно, т. е. овладеть методами, способами и приёмами самообучения, саморазвития и самоконтроля;

– обеспечивать развитие творческой активности личности студента, его научного мышления и речи; способствовать росту обучающихся как творческих работников;

– проверить знания студентов – средство достаточно оперативной обратной связи.

Требования к практическому занятию

1. Научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с другими видами учебных занятий и практикой.

2. Не только должно строго чередоваться во времени с лекцией, но и быть с ней методически связанным проблемной ситуацией.

3. Должно готовить обучающихся к очередной лекции.

4. Нельзя ограничиваться выработкой только практических навыков и умений решения задач: обучающиеся всегда должны видеть связь курса с практикой; больше показывать обучающимся практическую значимость ведущих научных идей и принципиальных научных концепций и положений.

5. Чем ближе лекционные сведения к материалу, рассматриваемому на практическом занятии, тем легче преподавателю вовлечь студентов в творческий поиск.

6. Чёткая согласованность подачи материала на лекции и на практическом занятии как в определении понятий, так и в изложении последовательности отдельных фактов, сокращений, обозначений и т. д.

7. Научить студентов коллективной работе, формировать групповое мышление.

8. Должно проходить в атмосфере доброжелательности, доверия, раскрепощённости, чтобы студенты могли спросить обо всём, что им неясно, и поделиться своими соображениями.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия начинается с изучения исходной документации (учебной программы, тематического плана и т. д.) и заканчивается оформлением плана проведения занятия. У преподавателя должно сложиться представление о целях и задачах практического занятия и о том объёме работ, который должен выполнить каждый обучающийся.

Основным методическим документом преподавателя при подготовке и проведении практического занятия являются методические указания.

Требования к подготовке преподавателя к практическому занятию:

– просмотреть текст лекции;

– выделить понятия, положения, закономерности, которые необходимо проиллюстрировать на конкретных задачах и упражнениях;

– подобрать вопросы, контролирующие знания на понимание обучающимися теоретического материала;

– выбрать материал для примеров и упражнений;

– подбирая задачи и логические задания, представлять дидактическую цель: какие навыки и умения применительно к какой задаче развивать, каких усилий это потребует от обучающихся, в чём должно проявиться творчество студентов при решении данной задачи;

– выполнить или решить подобранные задачи и тесты самим преподавателем (предварительно решить и методически обработать);

– подготовить выводы из решённой задачи, подготовить итоговое выступление;

– планировать время как для решения простейших, распространённых примеров, так и для более сложных, заслуживающих дальнейшей проработки;

– поддерживать ощущение увеличения сложности выполняемых заданий, что ведёт к осознанию собственного успеха в учении и положительно мотивирует познавательную деятельность;

– учитывать подготовку и интересы каждого студента, чтобы студенты были заняты напряжённой творческой работой, и каждый получил возможность проявить свои способности;

– вначале давать студентам лёгкие задачи, которые рассчитаны на репродуктивную деятельность, требующую простого воспроизведения способов действий, данных на лекции для осмысления и закрепления; решение задач по образцу;

– затем предлагать задачи, рассчитанные на репродуктивно-преобразовательную деятельность, предполагающую умение дать анализ целесообразности данного способа действия, высказать свои соображения по поводу условий задачи, гипотез, полученных результатов, т. е. развивать умения и навыки применения изученных методов и контролировать их наличие у обучающихся;

– затем предлагать ещё более сложные задачи, т. е. комплексные, предназначенные для контроля глубины изучения материала или курса – вначале требующие отдельных элементов продуктивной деятельности, а затем – полностью продуктивной (творческой);

– подобрать иллюстративный материал, необходимый для решения задач, продумать расположение рисунков и записей на доске и т. д.;

– создав систему практических задач (логических заданий) по теме, выбрав необходимые задачи для конкретного занятия, рассчитав время для решения каждой из них, преподаватель приступает к разработке плана проведения практического занятия для каждой группы с учётом её подготовленности.

В какой форме целесообразно составить план? В той, наверное, к которой привык сам преподаватель. Он включает общие исходные данные для проведения практического занятия и содержательную часть. Необходимо отметить в плане следующее:

– сколько времени необходимо затратить на проверку домашних заданий,

– сколько времени затратить на опрос обучающихся по теории и какие вопросы задать;

– какие примеры и задачи будут решаться у доски и в какой последовательности; на что обратить внимание в той или иной задаче;

– как расположить чертежи и вычисления по каждой задаче (тесту);

– кого опросить по теории и кого вызвать к доске для решения задач;

– какие задачи предложить для решения на местах без вызова к доске;

– какие задачи предложить «сильным» студентам;

– какие задачи задать для самостоятельного решения дома.

Порядок проведения практического занятия:

– краткое вступительное слово, в котором преподаватель объявляет тему, цель и порядок проведения занятия;

– в быстром темпе пересказать или на экране показать кадры с материалом, излагавшимся на предшествовавшей лекции и относящимся к данному практическому занятию;

– поставить перед студентами ряд контрольных вопросов по теории, а затем через какое-то время вызвать конкретного студента для ответа;

– можно предложить всем студентам решать задачи самостоятельно, в тех же случаях, когда у большинства студентов работа застопорилась, преподаватель может прервать её и дать необходимые пояснения (частично-поисковый метод);

– в других случаях задачу решает и комментирует своё решение вызванный к доске студент или преподаватель, а остальные студенты должны не просто переносить это решение в тетрадь, а вдумчиво и с пониманием соединять общие действия с собственной поисковой деятельностью;

– наряду с обучением своему предмету (дисциплине) основной задачей любого преподавателя является научить студента думать, добиваться знания методов изучаемой науки;

– проводить решение любой задачи по определённой схеме, по этапам, каждый из которых педагогически целесообразен;

– если это практическое занятие на технике, то необходимо максимально приблизить действия студентов к реальным, соответствующим будущим функциональным обязанностям;

– использовать при работе на тренажёрах или действующей технике фактические документы, технологические карты, бланки и т. д.;

– возможно, разработать каждому обучающемуся своё специальное задание, состоящее из двух разделов и приложения, в первом разделе указываются общие учебные вопросы (теория), во втором разделе – как студенту организовать самостоятельную подготовку к занятию, что изучить, исполнить, к чему быть готовым, меры безопасности, в приложении даются выдержки из руководств, пособий и инструкций, графики работ на учебных точках и другой необходимый справочный материал;

– развивать определённые профессионально значимые качества личности, вырабатывать индивидуальные и коллективные умения и навыки.

Рабочим документом преподавателя является план проведения занятия. Параллельно с разработкой учебно-методических материалов производится подготовка техники и учебных мест к отработке практических задач, подбору и заказу необходимой документации (схем, бланков и т. д.).

С руководителем учебной лаборатории согласовываются следующие вопросы: какая техника и к какому времени должна быть подготовлена, какие контрольно-измерительные приборы должны быть на рабочих местах, какие данные должны быть представлены обучающимся на рабочих местах, какой технической документацией их обеспечить.

Иногда практическое занятие требует деления учебной группы на подгруппы (бригады). В каждой подгруппе назначается старший из числа наиболее подготовленных студентов. Для активизации работы целесообразно подготовить несколько проблемных ситуаций, которые могут быть созданы в ходе занятия. После их разрешения проводится обсуждение, даётся краткая оценка действий участвующих в ней студентов. Преподаватель подводит итоги сначала по подгруппам: указываются успехи и недостатки в работе обучающихся, а затем по всей учебной группе. После подведения итогов преподаватель выдаёт задание на самостоятельную работу и отвечает на вопросы обучающихся. На этом практическое занятие заканчивается.

 

Лабораторный практикум – существенный вид учебного процесса в вузе, в ходе которого обучающиеся сталкиваются с самостоятельной практической деятельностью в конкретной области; важнейшее средство повышения профессиональной подготовки будущего специалиста.

Лабораторное занятие – это один из видов самостоятельной практической работы обучающихся, на котором путём проведения экспериментов происходит углубление и закрепление теоретических знаний в интересах профессиональной подготовки.

Лабораторные занятия, как и другие виды практических занятий, являются промежуточным звеном между углублённой теоретической работой обучающихся на лекциях, семинарах и применением знаний на практике. Они удачно сочетают элементы теоретического исследования и практической работы.

Формируя программу лабораторных занятий, важно выделить ту часть практического обучения, которую можно решать наиболее успешно в лабораторных условиях.

«Лаборатория», «лабораторный» (от лат. labor – труд, работа, трудность, laboro – трудиться, стараться, преодолевать трудности) означает связь умственных и физических усилий в поиске путей и средств для разрешения научных и жизненных задач.

Цели лабораторных занятий:

– углубление и закрепление знания теоретического курса путём практического изучения в лабораторных условиях изложенных в лекциях законов и положений;

– приобретение навыков в научном экспериментировании, анализе полученных результатов;

– формирование первичных навыков организации, планирования и проведения научных исследований.

Главной задачей всех опытов является изучение существа явлений (внутренних процессов, протекающих в изучаемых технических явлениях, или непосредственно в природе, или в личности человека), усвоение методики современных научных исследований применительно к специальной подготовке обучающихся, а также понимание, насколько трудно для студента освоить ту или иную проблему без постановки экспериментов.

Успех лабораторных занятий зависит от многих слагаемых: от теоретической, практической и методической подготовленности преподавателя, его организаторской работы по подготовленности занятия, от состояния лабораторной базы и методического обеспечения, а также от степени подготовленности самих обучающихся, их активности на занятии.

Формы организации лабораторного занятия зависят, прежде всего, от числа студентов, содержания и объёма программного материала, числа лабораторных работ, а также от вместимости учебных помещений и наличия оборудования. В зависимости от этих условий в вузах применяют следующие формы проведения лабораторных занятий: фронтальную, по циклам, индивидуальную и смешанную (комбинированную).

Фронтальная форма предполагает одновременное выполнение работы всеми обучающимися, а на каждом занятии внимание преподавателя сосредоточивается лишь на одной работе, готовится необходимое оборудование для каждого.

По циклам: в один цикл объединяются 4–5 работ, осуществляемых на одном оборудовании (материальной базе); работы выполняются по графику; используется эта форма по дисциплинам, имеющим в программе чётко обозначенные разделы примерно одинаковой продолжительности по времени.

Индивидуальная форма: для вузов, располагающих большими возможностями, студент может одновременно работать над различными темами, лучше могут быть учтены научные интересы и склонности отдельных обучающихся, позволяет расширить тематику, представляет студентам большие возможности для научных исследований.

Смешанная (комбинированная) форма организации лабораторных занятий, позволяющая использовать преимущества каждой из рассмотренных выше форм: в курсах, читаемых в начале обучения, применяют фронтальную форму, затем переходят к цикловой и индивидуальной. Главное условие – чтобы каждая лабораторная работа выполнялась обучающимися самостоятельно.

Подходы к выполнению лабораторных работ:

– работа по алгоритму в стандартных условиях (в основном для студентов первых курсов);

– частично поисковые действия, достаточно самостоятельное решение несложных творческих задач при подсказке преподавателя (для студентов вторых – третьих курсов);

– активные творческие действия студентов, действующих в условиях, близких к реальным, при косвенном контроле преподавателя (для студентов старших курсов).

Задача на подготовку к лабораторной работе может быть поставлена на лекции или на практике с таким временным расчётом, чтобы студенты смогли качественно подготовиться. Подготовка студентов к лабораторной работе проводится в часы самостоятельной работы с использованием учебников, конспектов лекций и данных методических указаний. На выпускающих кафедрах допуском к лабораторной работе является сдача студентом коллоквиума, который является не только формой контроля, но и видом индивидуальной методической помощи обучающимся, а также методом стимулирования их самостоятельной работы. В зависимости от возможностей и напряжённости учебного плана коллоквиумы могут проводиться в плановое учебное время, во внеучебное время и во время самой лабораторной работы.

Лабораторные работы выполняются обучающимися самостоятельно. Преподаватель должен осуществлять научное и методическое руководство действиями обучающихся, ограничиваясь только направляющими вопросами. Чем старше курс, тем отчётливее снижается степень регламентирования, и роль преподавателя сводится к обязанностям консультанта, который никогда не вдаётся в подробные объяснения необходимых действий, как это делается в школе. Отчёт по результатам лабораторной работы выполняется предварительно сразу же, после чего обучающиеся приступают к оформлению отчёта. Лабораторные занятия заканчиваются защитой результатов работы и полученных выводов. Иногда такая защита организуется перед всей группой обучающихся, и если они выполнялись фронтально и вполне самостоятельно, интересно знать, к каким выводам пришли товарищи. Задаётся много вопросов, проходит дискуссия, что и надо для более глубокого уяснения изучаемой дисциплины. В заключении преподаватель подводит общие итоги. Как правило, обучающийся не получает задание на выполнение следующей лабораторной работы, пока не отчитается за предыдущую.

Вывод

В вузе функционируют разнообразные организационные виды обучения: лекции, практические занятия и их разновидности – семинары, лабораторные занятия, практикумы, научно-исследовательская работа студентов, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. В дидактике эти виды трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определённых дидактических задач, как организационные формы обучения, как способы осуществления взаимодействия студентов и преподавателей, в рамках которых реализуются цели, содержание и методы обучения.

Содержание темы представлено в рис. 42, 43.

 

Вопросы для повторения

1. Назовите цели образования.

2. В чём состоит сущность образования в нашей стране.

3. Дайте определение обучению. Какие методы и виды обучения вы знаете? Дайте им определения и приведите примеры.

4. Расскажите о роли лекции в образовательном процессе вуза. Назовите требования к лекции.

5. Какие виды лекции вы знаете?

6. Каково значение практических занятий в вузе? Назовите виды практических занятий и требования к ним.


Рис. 42. «Педагогический процесс» и «Отношения в семье» (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)


Рис. 43. Методы воздействия на личность (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)


ТЕМА 17. ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОКОЛЕНИЙ

 

В СЕМЬЕ

 

План



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1074; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.116 с.)