Трансперсональная психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансперсональная психология



сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является С. Грофф. Трансперсональная психология, впервые, открыто проводит масштабные исследования психологии человека, учитывая доперсональный период жизни, то есть внутриутробный и предшествующий ему цикл духовного существования вне телесной формы. Все три периода представляются, как единый цикл бытия данного индивида, что позволяет рассматривать позитивные или негативные коллизии земного человека с гораздо более высокой точки, чем это было прежде. Трансперсональная психология изучает сознание в более широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания в многомерном бытии, высшие состояния сознания, парапсихологические феномены, метапотребности и метаценности. Соответственно, в качестве терапевтических методов используются, ранее неприемлемые с точки зрения науки: медитация, холотропное дыхание, активное воображение, религиозный и мистический опыт, измененные состояния сознания. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в тренингах личностного роста, лечении наркомании, алкоголизма, суицидальных тенденций, психозов и неврозов, как разновидностей духовного кризиса.

НЛП (Нейро-лингвистическое программирование)

– направление психологии, оформившееся в 70-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Основателями НЛП являются две харизматические личности - лингвист Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер. Школа НЛП представляет собой скорее набор многочисленных техник, чем концепцию о человеке и его психологической реальности. Основой для разработки техники явилось изучение ряда высокоуспешных исторических личностей и выявление моделей их поведения коммуникации с окружающими. На основе этих моделей были разработаны техники, позволяющие клиенту быстро и эффективно изменить мысли, поведение и убеждения, которые мешают развитию, достижению целей и пониманию окружающего мира. Ряд техник направлен на достижение нужного результата при взаимодействии с другими людьми и успешную коммуникацию. НЛП - исключительно практическое направление, которое ставит основным критерием результат. Техник НЛП существует множество: шестишаговый рефрейминг, генератор нового поведения, модельный взмах, музей новых убеждений, якорение ресурсных состояний и многие другие, все они весьма эффективны в определенных случаях и работают по принципу «Делаешь так, получаешь результат». Слабостью НЛП, по мнению многих специалистов (мы к этому мнению присоединяемся), является отсутствие осмысления «картины мира» и построения адекватных моделей поведения, способных эффективно работать в самом широком диапазоне задач, в изменяющихся условиях реальности.


12) Организм и психика

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство – высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным у словиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.

В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конструкции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.

Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражительности, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной опасности, гибели, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция – это уже не только физиологическое отражение, но уже и переживание, то есть, субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, то есть мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира – человеческого восприятия, чувств, памяти и воли.

Ученые давно стремятся к разгадке мозга – этого удивительного феномена природы. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.


13)Развитие психики в филогенезе

Существовали различные подходы к проблеме возникновения психики:

1. Антропопсихизм - психика существует только у человека. Направление пошло от Декарта.

2. Панпсихизм - весь мир одухотворен, психика - свойство природы вообще (французские материалисты).

3. Биопсихизм - психика - свойство живой материи (Гоббс, Гегель, Вундт).

4. Нейропсихизм - психика есть у тех, у кого есть нервная система (Дарвин, Спенсер).

Психика является продуктом длительного, но сложного процесса развития органического мира. Простейшие организмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения - раздражимость - способность как-то реагировать на воздействия внешней среды.

Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы: у кишечнополостных (гидра, медуза). Нервная система - это отдельные нервные клетки с отростками или сетевидная нервная система; здесь наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители;

Дальнейший шаг - гаглиозная нервная система или узловая с управляющим центром (черви).

У насекомых уже отчетливо выделяются брюшной. грудной и головной участки. У высших насекомых (пчелы, муравьи) имеются обонятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения.

Развитие психики у животных:

I. Стадия элементарной сенсорной психики: поведение животных побуждается свойством, которое непосредственно не совпадает со свойством от которого зависит жизнь. На этой стадии отражается отдельное свойство и нет еще отражения предмета в целом. Паук: реагирует на вибрацию паутины от мухи, но нет отражения мухи как предмета.

Эта стадия присутствует у инфузорий, червей. ракообразных. насекомых. Для этой стадии характерно инстинктивное поведение - наследственное поведение не требующее научения; оно совершается под влиянием определенных раздражителей заданным образом, одинаково у всех представителей данного вида, способствует выживанию. Инстинкт - это ответ всего организма в отличии от рефлекса; инстинкт - шаблонны, проявляются одинаково в одинаковых действиях.

II. Перцептивная психика.

Характеризуется способностью отражения уже в форме отражения объектов, поведение становится более сложным; появляется новая форма закрепления опыта - двигательные навыки - закрепленные операции, автоматизированные способы выполнения действия, сформированные в процессе упражнения. Впервые двигательные навыки обнаруживаются у животных имеющих кору головного мозга. Навыки формируются методом проб и ошибок; возможны переносы навыков.

III. Стадия интеллекта (обезьяны. дельфины).

Этим животным доступно целостное отражение отдельных предметов. а также отражение связей между предметами. Особенности решения задач на этой стадии:

1. После ряда безуспешных попыток, вдруг находится успешное решение.

2. При аналогичной ситуации успешное решение воспроизводится.

3. Решение легко переносится в другие ситуации.

4. Способность решать двухфазные задачи (первая часть действий животных непосредственно не ведет к достижению желаемого результата - она подготовительная; фаза использования.

IV. Стадия сознания: отражаются существенные связи между объектами, отражение опосредованно речью, возникает логическое мышление.(Детье, Стеллар)

Существуют качественные особенности психики человека, которые существенно выделяют его из животного мира. Эти особенности возникают в результате антропогенеза и культурно-исторического развития человечества, и непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания.

Классики марксизма: ведущие факторы возникновения сознания – труд и язык. (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и т.д.).

Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства».

Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к какому-либо биологическому мотиву. У человека же, по мнению Леонтьева, с появлением сознания информация начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».

В соответствии с общим положением, согласно которым всякое изменение отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности.

Всякий совместный труд предполагает разделение труда. В условиях качественного труда возникают такие операции, которые не направлены прямо на предмет (биологический мотив), а имеют в виду лишь промежуточные действия.


14) Нервная система и психика

Психика – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающей в процессе взаимодействия высоко организованных живых существ с внешним миром и осуществляющих в их поведении регулятивную функцию.
Психика изучает ориентировочную функцию душевных или психологических явлений, т.е. их участие в анализе ситуации построения плана и контроля выполнения.
Интеллектуальная психика – способность животного отображать межпредметные связи, ситуацию в целом, в результате чего оно способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения (приматы, хищники, дельфины).
Интеллектуальное поведение животных не выходит за биологические рамки и действует только в рамках ситуации.
Физиологическое и психологическое развитие человека осуществляется в результате специфической для нее деятельности, имеющей целью обеспечение своего существования – труда. Руки перестают быть опорой, появляются первые свойства осязания, что помогает познавать первые свойства предметов.
Речь способствовала развитию абстрактного мышления, а отражательная деятельность начинает носить сознательный характер.
Формируется сознание – высшая форма психической деятельности.
Самосознание – относительно устойчивая, осознанная и эмоционально окрашенная система представления человека самого себя, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми.
Основной физиологической предпосылкой формирования сознания и самосознания человека является эволюция развития нервной системы.
Первичный элемент НС (клетка, нейроны, дендриты, нервные окончания) формирует возбуждение, передаваемое другим клеткам виде электрических импульсов.
Рецепторы – первые НС воспринимают раздражение

НС состоит из:


-центральной
-периферической
-соматической
-вегетативной


Центральная НС: нервные клетки, формирующие головной и спинной мозг (объединяет все части), является органом управления
Головной мозг функционально делится на:
-электрический блок (поддерживает тонус), расположен в верхних отделах мозга, относящихся к ретикулярной НС
-блок приема, переработки и хранения информации (вески, затылок, темечко)
-память (обеспечивает программирование, регуляцию, контроль деятельности НС)

 

Структурные и физиологические компоненты: кора больших полушарий, серое вещество (2-5 мм), 15 млрд. нервных клеток
-лобный отдел – анализ и синтез отражаемого
-темечко – двигательный центр
-затылок – зрение
-виски – слух
Значительную часть занимают клетки, отвечающие за деятельность кистей рук и большого пальца
Передний мозг:


-правое и левое полушарие
-конечный мозг
-промежуточный (таламус, гипоталамус)


Средний мозг:
-под большими полушариями (рефлекторная регуляция тонуса в мышцах, поза, движения)
Задний мозг:
-мозжечок
-продолговатый мозг
Спинной: объединяет организм и подчиняет его головному мозгу

15)Типы конституции и психологические характеристики человека

Одной из важнейших характеристик человека является его телесная конституция, которая, по мнению специалистов, тесно связана с психическим состоянием индивидуума.

Люди различаются по многим факторам, трудно составить список тех признаков, по которым они отличаются: он будет очень большим. Люди отличаются по уму, чувствам, здоровью, талантам, по конституции.

Рассмотрим некоторые типы телесных конституций.

Гиперстеническая конституция:
ее обладатель широкоплеч, имеет очень хорошо развитую грудь, крепкое телосложение. Жизнерадостен, общителен, энергичен, имеет хорошее здоровье. Среди гиперстеников по внешнему виду можно выделить соматиков: форма головы квадратная с крепкой нижней челюстью, имеют резко выраженный левополушарный тип мышления, значит, у них присутствуют в действиях логика и деловая хватка. Эти люди "без сантиментов", энергичны, напористы, на встречи не опаздывают.

Астеническая конституция:
характерны узкие плечи, слаборазвитая грудь, хрупкое сложение в сочетании с повышенной возбудимостью нервной системы. К ним относятся церебротоники: форма головы треугольная вершиной вниз, широкий мозговой череп, узкий подбородок; часто замкнуты, имеют монотонный голос, сдержанны, мышление левополушарное. К полноте не склонны.

Нормостеническая конституция:
ее представители отличаются атлетическим телосложением в сочетании с уверенностью. Являются как бы средним звеном между двумя первыми типами конституции. По внешнему виду можно выделить виоцеротоников: форма головы треугольная вершиной вверх, массивный подбородок, узкий мозговой череп. Стиль мышления правополушарный. Общителен, любит и принимает жизнь, чувствителен, имеет склонность к полноте.
Это наиболее часто встречающиеся типы телесной конституции.
Однако, наряду, с типами телесной конституции человека, выделяют, типы психической конституции человека:

Психоастеническая конституция:
ее обладатели имеют склонность к тревожным реакциям, нерешительности, чувству неполноценности, слабоволию, навязчивым состояниям.

Гипопароноическая конституция:
в ней выражены ранимость, подозрительность, склонность к переоценке собственной личности.

Иктафинная конституция:
характеризуется тугоподвижностью психических процессов, педантизмом, ханжеством, угодливостью, в сочетании с атлетическим телосложением, вспыльчивостью.
Думаю, что вполне можно провести параллель между телесной и психической конституциями человека, и все это связать с его темпераментом...


16) Пол и психологические характеристики личности

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.

Интересы и склонности

Первое, что характеризует с психической стороны человека, - это его интересы и склонности, в которых выражается направленность личности.

Интерес - это тенденция к ознакомлению с каким-нибудь предметом, к изучению его, стремление воспринимать его, думать о нем.

Склонность - это тенденция заниматься какой-нибудь определенной деятельностью.

Способности и одаренность

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Темперамент

Еще со времен древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.

Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся:

1) в эмоциональной возбудимости (быстрота возникновения чувств и сила их),
2) в большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне (в движениях, речи, мимике и т.д.),
3) в быстроте движений, общей подвижности человека.

Холерик - человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам.

Сангвиник - человек быстрый, подвижной, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяются.

Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства.

Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне.

Характер

Словом "характер" обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует ждать от него. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о "бесхарактерном" человеке.


17)Общение и речь

Исследования языка и речи проводилось в рамках основных научных направлений психологии – в рамках бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа, ролевой теории, гуманистической психологии. И все эти направления внесли свой вклад в развитие этой проблемы.

Среди социально-психологических теорий, которые основаны на парадигме бихевиоризма и которые повлияли на проблему речи и на разработку области общения, можно отметить теории социального научения и теории обмена. В рамках теории социального научения происходит систематическая модификация поведения человека при повторении одинаковых ситуаций. Так выделяют реактивное научение, т.е. выработка условного рефлекса на основе ассоциативных связей, инструментальное научение, т.е. закрепление необходимого поведения с помощью поддержки или подкрепления и научение на основе наблюдения. По отношению к речи, исходным положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что ребёнок обладает врождённой потребностью и способностью подражать. К важнейшим формам способности подражать сторонники данного подхода относят способность подражать звукам. Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведёт к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению основным её элементам, а механизмами формирования речи выступают подражание и подкрепление.

Однако данная теория не может полностью объяснить процесс усвоения языка. Так, необъяснимой остаётся быстрота усвоения речи, наблюдаемая у детей в раннем возрасте. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в процессе научения. Далее в развитии ребёнка существуют моменты, которые не могут быть объяснены подражанием речи взрослых (это относится, в основном, к творческой деятельности). Это говорит о том, что в рамках теории речевого научения очень трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.

Ещё одной теорией, рассматривающей проблему формирования речи, является теория специфических задатков, автором которой является Н. Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и её основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трёх лет. Этот возраст является сензитивным для развития речи. В течение этого периода развитии речи обычно происходит без осложнений, но вне его усвоить язык или трудно, или вообще невозможно.

Основная идея когнитивного подхода заключается в том, что подведение человека зависит от того, как он воспринимает социальное окружение. Насколько бы ни хаотична или противоречива была ситуация, люди привносят в неё определённый порядок. Когнитивные схемы, организующие восприятие и интерпретацию социального мира человека, влияют на поведение человека. И в этой связи, в центре внимания когнитивистов оказываются процессы восприятия, интерпретации, запоминания, формирования образов и их последующая активность. Большое значение для разработки проблем общения и речи имели теории структурного баланса, коммуникативных актов, конгруэнтности, теория каузальной атрибуции. Основные идеи этих теорий отражены в работах Ф. Хайдера, Т. Ньюкома, Ч. Осгуд, Э. Джонса, К. Дэвис, Дж. Келли, Л. Росс и др.

Остановимся более подробно на одной из наиболее известных и популярных теорий усвоения языка и формирования речи в рамках когнитивного подхода – когнитивной теории Ж. Пиаже. Согласно данной теории развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребёнка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребёнка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трёх создаёт предпосылки для успешного освоения ребёнком речи.

Другая теория рассматривает развитие речи с психолингвистических позиций. С данной точки зрения, процесс речевого развития представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся всё более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение. Затем осуществляется разворачивание данного слова в целые фразы. Так, одна и та же мысль может быть выражена и словом, и целой фразой.

Общение является условием формирования и развития всех познавательных процессов личности человека.

общении, – это не установление соответствия между речью и внешним миром, а установление соответствия между конкретной ситуацией, подлежащей обозначению деятельности, т.е. между содержанием, мотивом и формой этой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами речевого высказывания – с другой.

В процессе общения самым теснейшим образом связаны социальное и личное. Средства коммуникации, которыми пользуются субъекты в процессе общения, общественны по своему происхождению, но индивидуальны по употреблению.


18) Сознание

Сознание — это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само-контролировании поведения человека.

Теоретические основы сознания:

1. Аноэтичное сознание (процедурная память) — это состояние, когда мы не сознаем ничего, но регистрируем сигналы окружающей среды и реагируем на них.

2. Ноэтичное сознание (семантическая память) — это состояние, когда мы сознаем что-то, не входящее в имеющееся окружение, как бы символическое сознание.

3. Автоноэтичное сознание (эпизодическая память) — это то, что мы знаем о себе самом, память о событиях личной жизни.

 

Функции сознания человека

Исходя из структуры сознания можно вывести основные его функции:

· Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

· Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

· Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

· Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

· Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

· Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Развитие сознания:

У простейших организмов, а также растений сформировалась способность "отвечать" на воздействие внешней среды, эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью — простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде. Эту стадию психики можно назвать сенсорной.

Через многие миллионы лет организмы приобрели способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму, температуру и т.п.

Это сделалось возможным потому, что у животных появилась нервная система, которая дала возможность активизировать отношения с окружающей средой. Это персептивная стадия развития.

Наивысшей формой отражения в животном мире является восприятие, которое позволяет представить объект целиком и полностью. Психика, как результат взаимодействия мозга с внешним миром и психическая деятельность дали возможность животным не только приспособиться к окружающей среде, но и в определенной мере проявить внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду.

У высших млекопитающих уже появляется элементарное мышление. Так, например, обезьянам присуща психическая деятельность сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют стадией интеллекта.

Объединив все перечисленные стадии психики человек "добавил" чувства, волю, а на основе механической памяти животных у него развивается логическая, смысловая память, таким образом, все формы психического отражения у него объединились в единое целое. Этой единой, сложной, высшей формой отражения в эволюции природы и является сознание.


19) Индивид, личность, индивидуальность.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

 

ü Отличается самостоятельностью в поступках;

ü Способна нести ответственность и решать проблемы;

ü Контролирует поведение, обладает силой воли;

ü Способна изменяться с течением времени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.48 (0.079 с.)