Система права: основные отрасли, институты, нормы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система права: основные отрасли, институты, нормы



Древнее право не знало деления на отрасли или группы юридических правил. Прошли века, и человек научился объединять правила по типичным отношениям, которые они регулировали: при наказании за совершение опасных поступков — одни нормы, по вопросам заключения брака — другие. Правила группировались и записывались в письменных источниках, так право превращается в систему.
Представим сущность права как систему, внутри которой выделяются составляющие ее элементы. Первым таким элементом является юридическое правило, которое и предписывает нам, как следует себя вести в той или иной ситуации. Оно может запрещать, разрешать или обязывать что-то сделать. Например, лишать жизни другого человека нельзя, даже если он не угоден в чем-то. Это преступление, за которое последует суровая кара закона. В других случаях разрешается ездить на автомобиле по доверенности, которую предоставит собственник. В третьей ситуации граждане обязаны платить налоги, которые пополняют государственный бюджет и помогают развивать здравоохранение, образование, культуру, а также поддерживать жизнь пенсионеров, малообеспеченных, инвалидов. Все это правовые нормы. В современном праве они приобрели обобщенный, абстрактный характер и адресованы не конкретным людям, а всем, кто оказался в поле действия этих правил.
Право можно рассматривать как систему общеобязательных правил поведения, в рамках которой выделяют нормы, институты, отрасли права.
Под нормой права понимается
общеобязательное, законодательно закрепленное правило поведения, установленное государством в качестве критерия правомерного или запрещенного поведения и обеспеченное государственными средствами. Нормы права: являются отражением общественных отношений на государственно-политическом уровне, носят общеобязательный характер, формально определены и включены в нормативно-правовой акт, обеспечиваются государством (до применения государственного принуждения), имеют властный характер предписаний, системность, специализацию на регулировании конкретного вида общественных отношений, рассчитаны на неопределенное число случаев, обращены ко всем субъектам. Всякая норма права предписывает лицам определенную форму поведения. Она или обязывает, или запрещает, или уполномочивает (дозволяет) совершить или воздержаться от совершения определенных поступков. Только общие, неоднократно применяемые нормы права способны упорядочить постоянно повторяющиеся многообразные акты поведения — производства и обмена, труда, обучения, оказания медицинской помощи, семейной жизни и повседневного быта, которые составляют содержание жизнедеятельности общества и каждого человека.
Нормам права присущи и черты, общие для всех социальных норм: представляют собой правила поведения людей в обществе, носят общественный характер, являются результатом сознательной и волевой деятельности людей.
В структуру норм права входят 3 основных элемента: гипотеза (условия, при наличии которых реализуется данная норма), диспозиция (правило поведения, права и обязанности) и санкция (неблагоприятные последствия, возникающие при несоблюдении правила поведения — диспозиции). Не всякая норма права сформулирована в статье (или статьях) закона в виде всех трех названных элементов. В ряде случаев они разделены по разным статьям закона и даже по разным законам.
Нормы права могут классифицироваться по характеру содержащихся в них правил поведения на обязывающие (предписывают совершать определенные действия), запрещающие (указание на недопустимость совершения каких-либо действий) и уполномочивающие (предоставляют возможность совершения определенных действий). По форме предписания нормы права разделяются на императивные или категорические (содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются) и диспозитивные (предоставление возможности самостоятельно решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей). В зависимости от целевого назначения нормы права распадаются на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений) и охранительные (регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением норм государственного принуждения). В зависимости от отраслей права различают административно-правовые, гражданско-правовые, конституционные и др. нормы. По времени действия нормы права подразделяются на постоянные (действуют до официальной отмены) и временные (устанавливаются на небольшой промежуток времени, по истечении которого прекращают свое действие). По кругу лиц, на которые распространяется действие норм права, они классифицируются на общие (распространяющие свое действие на всех лиц данной территории) и специальные (действующие лишь в отношении определенной категории лиц — работников правоохранительных органов, военных, несовершеннолетних и т. п.). По юридической силе (в зависимости от места, которое занимает орган, издавший правовую норму, в общей системе государственных органов) нормы права делятся на законы и подзаконные акты.
Правовые нормы, несмотря на их многообразие, тесно связаны между собой, согласованы и образуют единую систему права.

Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременного их разделения на отрасли и институты. Система права подразделяется на крупные части — отрасли права (совокупность взаимосвязанных между собой правовых норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества).
В системе российского права можно назвать следующие отрасли: конституционное, или государственное право (правовые нормы, закрепляющие основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти, национально-государственное устройство; важнейший источник — Конституция РФ), административное право (правовые нормы, регулирующие управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти — деятельности органов государственного управления), гражданское право (регулирование имущественных и некоторых личных неимущественных отношений), семейное право (имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений ), трудовое право (условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и др.), финансовое право (отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, банков и других финансовых учреждений), уголовное право (юридические нормы, определяющие общественно опасные деяния — преступления и наказания за их совершение). Все эти отрасли относятся к материальным.
К отраслям процессуального права, содержащим правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права, относятся: гражданско-процессуальное (деятельность судов в связи с рассмотрением споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата) и уголовно-процессуальное право (деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел).

Виды институтов права

Основа классификации Наименование видов Их сущность
Сферы распространения Отраслевые Сравнительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходит за рамки одной отрасли права (например, в уголовно-процессуальном праве институт потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого)
Межотраслевые Существуют и действуют в рамках двух или более отраслей права
Правовой характер Материаль ные Регулируют реально складывающиеся между людьми отношения по поводу производства, распределения, обмена, передачи материальных благ, реализации субъектами общественных отношений своих прав и свобод
Процессуальные Регламентируют исключительно процедурные, организационные вопросы (порядок разрешения споров, конфликтов, расследование и рассмотрение правонарушений и т. п.), которые имеют важное значение и тесно связаны с использованием и реализацией индивидами своих прав
Выполняемые функции Регулятивные Регулируют соответствующие общественные отношения
Учредительные Закрепляют правовой статус субъекта общественных отношений
Охранительные Охраняют нормальный ход и развитие общественных отношений, оберегают от пагубного воздействия с чьей-либо стороны
Внутренняя структура Простые Не содержат в себе каких-либо внутренних образований
Сложные Имеют в составе мелкие самостоятельные элементы — субинституты

 

Источники права

Существует несколько форм существования права, которые считаются источниками права:
• правовой обычай (сложившееся правило поведения, к которому дана отсылка в законе);
• правовой прецедент (решение по определенному делу, которое становится обязательным правилом при разрешении аналогичных дел; чаще всего вступает в силу в случаях, когда существуют неясности или пробелы в законодательстве). Особенно важную роль прецеденты имеют в Великобритании и ряде других стран (СШАг, Австралии, Канаде);
• нормативно-правовой акт — государственный акт, содержащий нормы права.
Обычай — эта самая древняя форма права. Она формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной силой, которая придавала ей общеобязательный характер. Многие юристы объясняли обычай как неписаный источник права, который формировался только в древности и постепенно стал привычным в поведении людей. Это не совсем так. Современные этнографы, историки доказали, что многие обычаи создаются и в настоящее время, довольно часто применяются в различных правовых ситуациях. Закон не может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношений, которые выстраиваются в жизни. Практика намного богаче тех юридических правил, которые ее регулируют. Да и нет смысла оформлять в нормативно-правовых актах все подробности поведения людей. Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которые очень успешно применяются субъектами права, способны оказать существенную помощь в регулировании даже самых нестандартных правоотношений. В настоящее время в нашей стране появились различные обычаи, которые позволяют решать множество проблем при выстраивании взаимоотношений между участниками правовых отношений. В некоторых случаях закон просто отсылает к обычаям делового оборота (деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил при передаче имущества, денег, информации, оказании услуг). Например, статья 5 ГК РФ обращает внимание на обычаи делового оборота, указывая на то, что они могут использоваться в практике взаимоотношений предпринимателей. Обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. Примером правового обычая является дипломатический этикет. Встреча высокопоставленных делегаций сопровождается особыми правилами церемониального характера.
Важную роль в правовой жизни людей играет правовой прецедент. Прецедент — это решение суда (судебный прецедент) или должностного лица (административный прецедент) по конкретному делу, которым руководствуются в дальнейшем при разрешении типичных правовых проблем. Такое решение становится нормативным. Родиной прецедента по праву считают Англию. Английские суды с давних времен не просто применяли право, но и участвовали в его создании.

Еще в эпоху дореволюционной России многие юристы признавали, что закон дополняется нормами, которые создаются в судебной практике. Известный юрист Е.Н. Трубецкой писал: «В жизни всегда встречаются случаи, которые не предусмотрены законом, а потому суд должен играть творческую роль в разрешении правовых проблем. Разрешая всякие казусы, он волей неволей создает новые нормы». Однако большинство юристов убедительно доказывали, что суд не может и не должен творить право, а судебная практика, по мнению С. С. Алексеева, «не должна устанавливать первоначальные нормы. Ее роль (судебной практики) — восполнительная: конкретизировать правовые нормы в процессе толкования».
Договор с нормативным содержанием
В последние годы в России возросло значение договора как важной формы, в которой участники возникших правоотношений выражают свою волю. Договор представляет собой соглашение двух или более лиц, которое приводит к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. В соответствии с действующим законодательством можно заключать любые договора, даже те, которые напрямую не предусмотрены законом. Главное — они не должны противоречить праву. Обратим внимание и на то, что ст. 422 ГК РФ устанавливает приоритет договора над тем законом, который принимается позже. В п. 2 указанной статьи говорится: «Если после заключения договора

принят закон, устанавливающий обязательные правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия договора сохраняют силу…».
В российской системе права ведущей формой (источником) права является нормативный правовой акт.

Источники права — это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.

Виды источников права:

Правовой обычай (или обычное право).
Это вошедшее в привычку народа правило поведения, которому государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение своей принудительной силой. Государство соглашается признавать и защищать только то, что считает полезным для себя.

Судебный прецедент (или юридический прецедент, право судей, судебное право).
Прецедент в данном случае означает судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел.

Нормативно-правовой акт ( полное название: нормативно-правовой акт государственных органов).
Это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Естественное право.
Это прирожденные и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах.

Принципы права.
Это основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

Правовая доктрина.
Это используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

Религиозные догмы.
Это утверждённые высшими инстанциями положения вероучения, объявляемые непреложной истиной, не подлежащей критике. В переносном значении то же, что догма.

Нормативный договор.
Представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

Правосознание.
Представляет собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Правовые акты

Нормативно-правовой акт — это властное предписание государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами:
— содержит общеобязательные правила поведения (т. е. нормы права);
— односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан;
— обладает соответствующей юридической силой;
— характеризуется неконкретностью адресата;
— действует независимо от своего исполнения;
— является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства.
Виды нормативно-правовых актов — конституция (основной закон),

система законодательства,

подзаконные акты (указы, постановления, акты местных органов власти).

Конечно, законы являются важнейшими из них. Отличительные признаки закона — публичность (постановление, не обнародованное ко всеобщему сведению, не может иметь силу закона), конкретность (закон выражает норму действительных жизненных отношений, а не отвлеченные истины и идеалы), реальная применимость (угроза принудительными и карательными мерами на случай неисполнения требований или нарушения его запрещений).
Законы делятся на две группы — основные и текущие. К основным главным образом относятся конституции, являющиеся фундаментом для всего законодательства. В федеративных государствах, таких как Россия, наряду с общей конституцией основные законы есть и у каждой отдельной территории. Стабильность конституции показывает равномерность развития того или иного государства, его прочность и четкий механизм, а также согласие среди граждан по поводу основных целей и задач развития.
Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока отклонит его, то Государственная дума и Совет Федерации вновь рассматривают этот закон, если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию в течении 7 дней и обнародованию (ст. 107 Конституции). В России за всю историю ее государственно-правового развития понятие «федеральный конституционный закон» впервые закреплено Конституцией Российской Федерации 1993 года. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы. Признание за федеральными конституционными законами принципа верховенства выражается также в том, что, будучи приняты палатами Федерального собрания, они, как и принятые поправки к Конституции, не могут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение, что возможно в отношении федеральных законов.
Конституция обязывает Президента России независимо от того, имеются у него возражения по принятому конституционному закону или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят Федеральным собранием, и обнародовать (ч. 2 ст. 108 Конституции). Конституция Российской Федерации дает перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной думы (ст. 108 ч. 2 Конституции), в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства.
Текущие законы принимаются законодательными органами государства и устанавливают правила в важнейших сферах жизни общества
. Чаще всего они объединяются в кодексы, каждый из которых имеет свою специфику. Если конституции устанавливают общие принципы, то законы разъясняют их конкретное применение в обществе и меняться они могут значительно быстрее вместе с изменениями в жизни людей. Например, несколько десятков лет назад никто не мог предусмотреть такого преступления, как компьютерное пиратство, а сегодня оно представляет огромную опасность.
Однако текущие законы также не исчерпывают всех конкретных случаев, возникающих в жизни. Поэтому необходимы подзаконные акты — нормативные документы государственного органа, изданные на основе закона и для его исполнения. К таким актам в нашей стране относятся Указы Президента РФ, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства РФ, постановления органов правосудия, распоряжения министерств и ведомств и другие нормативные акты органов государственной власти.
Все нормативные правовые акты имеют пределы действия. Таким словосочетанием юристы называют порядок, согласно которому важные юридические документы приобретают или прекращают свою силу, распространяются на определенных людей, территорию, ситуации. В юриспруденции выработаны правила пределов действия нормативно-правовых актов.
Нормативные правовые акты вступают в силу в следующих случаях:
— когда указана конкретная дата вступления в силу. Например, Трудовой кодекс РФ вступил в силу 1 февраля 2002 года, что было заранее обозначено в законе;
— когда указаны обстоятельства, с наступлением которых документ приобретает юридическую силу. Например, в некоторых законах может быть записано, что он вступает в силу «с момента подписания», «с момента опубликования» или «при вступлении в силу другого нормативно-правового акта». Значит, узнать действует ли такой закон, можно лишь удостоверившись в существовании обстоятельств, которые связаны с его силой;
— нередки ситуации, когда принятый закон не содержит информации о том, с какого момента он становится реально действующим, не принимается и других документов по этому поводу. В таких ситуациях юристы руководствуются следующими правилами: законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, а нормативно-правовые акты Президента РФ или Правительства РФ — по истечении 7 дней. Акты министерств — через 10 дней после официального опубликования. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов федерации, муниципальных органов может определяться ими самостоятельно.
Нормативные правовые акты прекращают свое действие:
— когда истек срок, на который они были приняты. Предположим, Указ Президента РФ о деноминации денежных знаков установил правила обмена денег на территории страны в течение строго определенного времени, по завершении которого его нормы прекратили свою силу;
— при отмене специальным актом. Во многих случаях устаревший нормативный акт просто отменяется, ибо теряет свою значимость;
— при принятии другого нормативно-правового акта, который регулирует подобную ситуацию. Данное правило позволяет создавать новые нормативные акты, не отменяя при этом те, что существовали по данной проблеме прежде;
— при исчезновении обстоятельств, которые регулировались нормативно-правовым актом.
К настоящему времени сохранилось множество документов прошлой эпохи. Еще в эпоху римского права была сформулирована аксиома, согласно которо йзакон не имеет обратной силы. Правила этого принципа прошли сквозь столетия и прочно закрепились в современной юриспруденции. Согласно такой аксиоме, закон регулирует только те отношения, которые имеют место на момент его принятия и будут существовать в будущем, если закон станет действовать. Закон «не шагает назад» и не распространяется на те отношения, которые существовали в прошлом. Однако сложно найти в области юриспруденции правила без исключений, и здесь они есть также. Закон может регулировать отношения, которые существовали до момента появления в том случае, если он смягчает или устраняет наказуемость. Таковы правила действия закона во времени. Однако существуют и определенные правила действия закона в пространстве. Этим словом обозначают территорию, на которую распространяется действие закона. Например, федеральные законы действуют в пределах границ всего российского государства. К территории государства в данном контексте относят и недра, и континентальный шельф, и территориальные воды, и воздушное пространство. Даже судна, находящиеся в водах другого государства под флагом нашей страны, признаются территорией РФ. Законы действуют и по кругу лиц, то есть они имеют определенного адресата или же распространяются на всех граждан страны, лиц без гражданства, юридических лиц, лиц, которые имеют двойное гражданство либо вообще являются иностранцами. Законы субъектов Федерации будут иметь юридическую силу только в пределах территории субъекта Федерации.

Правоотношения

Правоотношение — это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных юридических прав и юридических обязанностей, гарантированных государством.

Право проявляет свою силу в конкретных общественных отношениях, которые оно регулирует. Большая часть отношений между людьми, их объединениями регулируется нормами права. Так образуются правовые отношения. Однако любое правоотношение возникает на основе определенных жизненных обстоятельств. Кто-то решил купить машину — возникло правоотношение по договору купли-продажи. У другого человека, недавно застраховавшего свое имущество, сгорел дом — возникли новые правоотношения со страховой компанией. Третий решил уволиться с работы, а потому его отношения с работодателем прекратились. Наступление таких жизненных обстоятельств может ­приводить к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. Они-то и называются юридическими фактами. Во многих случаях для наступления определенных правовых последствий необходима совокупность юридических фактов. В этом случае говорят о факт­ическом составе. Предположим, для того чтобы возникли пенсионные правоотношения, необходимо, чтобы гражданин достиг определенного возраста, имел трудовой стаж и оформил соответствующие документы в органах социальной защиты населения. Факты, которые свидетельствуют об отсутствии каких-то обстоятельств, называют отрицательными.
Все юридические факты можно разделить на две большие группы:
• действия — они связаны с волей и сознанием людей. Например, дарение, поступление в вуз, перевозка груза и проч.
• события — они не связаны с волей человека и возникают, как правило, в силу различных обстоятельств, порождая, тем не менее, правовые последствия. Событием может стать смерть человека, повлекшая за собой, например, прекращение трудовых правоотношений.
Все те, кто участвует в правоотношениях, разделяются на две категории: физические и юридические лица.
Физическое (или индивидуальное) лицо
— гражданин государства, иностранец, лицо без гражданства, беженец, насильственно переселенное лицо и др. Для того чтобы вступать в правовые отношения, они должны обладать правоспособностью (способность быть носителем гражданских прав и обязанностей обычно возникает с момента рождения, может быть ограничена решением суда — например, запрет на занятие какой-либо профессией; раньше существовала процедура гражданской смерти, когда человека лишали всех гражданских прав, но теперь это не допускается) и дееспособностью (способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять обязанности; возникает с момента достижения определенного возраста и при наличии психического здоровья).
По законодательству Российской Федерации дееспособность наступает с 18 лет, а частичная — с 6 лет (право совершать мелкие покупки и т. п.). С 14 лет возможно привлечение к уголовной ответственности за некоторые преступления (особо тяжкие), возможно также вступление в брак.
Юридическое (или коллективное) лицо — организация, которая имеет в собственности или хозяйственном управлении имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может участвовать в судебном процессе.
Юридическими лицами могут быть государство и его органы, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, религиозные объединения, благотворительные и коммерческие организации и др.
С момента возникновения этих организаций они сразу обладают и правоспособностью, и дееспособностью. Закон определяет отдельные виды деятельности, которыми можно заниматься только при специальном разрешении (лицензии), которое дается на время и может быть досрочно прекращено в случае каких-либо нарушений.
И физические, и юридические лица при наличии правоспособности и дееспособности вступают в правоотношения. В основе их лежат юридические факты. Если вдруг случилось наводнение, пронесся ураган, разразилось землетрясение или произошло другое стихийное бедствие, началась эпидемия, то это сразу влечет за собой возникновение юридических отношений — правительство выделяет средства для пострадавших, вызываются спасатели, привозятся продукты и медикаменты и т. п. Такие юридические факты, происходящие помимо воли человека, носят название событий. Смерть человека также влечет за собой возникновение правовых отношений — в первую очередь наследственных.
Помимо событий, к юридическим фактам относятся и действия, то есть поступки самих людей или организаций. Если эти действия законны, то они считаются правомерными, а в обратном случае — противоправными.
Как ни странно, не только действие, но и бездействие может вызвать правоотношения. Например, человек написал заявление о краже или причинении ему физических увечий, а специальные органы не завели уголовного дела; врач, находясь на рабочем месте, не оказал помощи больному, и тот умер; зоотехник знал об опасном инфекционном заболевании у нескольких животных, но ничего не предпринял, и в результате эпидемии погибло все стадо, и т. п. В таких случаях люди и организации несут ответственность за свое бездействие.
Объектами правоотношения называют то, на что направлены права и обязанности субъектов права. Это могут быть материальные блага: вещи, ценности, имущество; нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство и честь), продукты духовного творчества (произведения литературы, музыки, компьютерные программы), ценные бумаги, документы.
Содержанием правоотношения называют совокупность прав и обязанностей, которыми наделены участники правовой ситуации. В литературе выделяют фактическое и юридическое содержание. К первому относят сами действия, а ко второму — возможность поступать или не поступать определенным образом, зафиксированная в действующем законодательстве.

Правонарушения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.029 с.)