Проблема предотвращения формирования и развития «общества потребления» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема предотвращения формирования и развития «общества потребления»



 

Проблема предотвращения формирования и развития «общества потребления». Для характеристики постиндустриального общества важным представляется критерий соотношения производства и потребления, который отражается в графике динамики деловой жизни с точки зрения производительности труда и способности потребления.

Постиндустриальное общество способно производить как аграрные, так и промышленные продукты, намного превышая свои собственные потребности. Социум на этапе постиндустриального общества вступает в период перепроизводства, которому свойственно принципиально необходимое максимальное развитие маркетинга и услуг и к которому может быть применен термин «общество сервисного хозяйства».

Появление информации в качестве потребительских благ ведет к качественным сдвигам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель жизнедеятельности индивидов. По мнению Ю.М. Каныгина, в условиях информационного общества особо важную роль начинают играть не просто материальные и духовные блага, а организационно-информационные факторы - «порядки». Уровень и образ жизни людей начинают зависеть не столько от количества продуктов, одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования и т.д.

Специфика существования людей в условиях перепроизводства материальных благ и услуг требует теоретической и прикладной разработки механизмов «социальной защиты» культурно-духовного развития личности, иначе говоря, «интеллектуального маркетинга» для предотвращения формирования так называемого «общества потребления», ибо значительное количество людей может включиться в гонку за качеством услуг ради них самих. Таким образом, может минимизироваться деятельностная и максимизироваться потребительская сторона образа жизни людей, что в конечном итоге приведет к деградации общества.

Главным источником крупных прибылей во все большей мере становятся идеи, а не материальные предметы. Идея подается лишь один раз, после чего начинает приносить доходы в зависимости от количества людей, выступающих в качестве покупателей, клиентов или потребителей, а не от того их количества, которое занято в воспроизводстве прототипа. В своих конкурентоспособности, эффективности и прибыльности капитал зависит от потребителей, и маршруты его передвижений ориентируются наличие или отсутствие потребителей, либо же на возможность их «создания» посредством генерирования и насыщения спроса на предлагаемые идеи.

Данная проблема уже заявила о себе в развитых странах мира, где фиксируется возникновение «общества одноразовых стаканов» (по выражению А. Тоффлера). Цивилизация Запада, сильно влияющая в контексте глобализации на весь остальной мир, стала цивилизацией временных потребностей, одноразовых вещей и творческого разрушения, а ее индустрия развлечений, использующая новейшие разработки в области информационных и коммуникационных технологий, нацелена на выработку так называемого «комфортного образа жизни», влекущего за собой экологическую катастрофу вплоть до уничтожения человечества.

Не удается преодолеть своеобразный «демонстрационный эффект», который экономист Ф. Хирш определил как феномен «позиционной экономики», в которой важен не абсолютный уровень потребления, а относительный в сравнении с другими членами общества. В экономике, где важно не потреблять, а потреблять больше других, индивидуальный выигрыш отдельных людей не прибавляет счастья обществу в целом.

Для преодоления опасности возникновения общества потребления необходимо:

• систематически в масштабах государства производить поиск и отбор людей, заинтересованных в самом процессе деятельности, творческой работы с дальнейшим созданием для них благоприятных условий. Это направление должно иметь для общества, государства приоритетный, стратегический характер;

• формировать общественное мнение о необходимости трудовой деятельности и творчества, воспитывать с детства установку на это;

• создавать гибкую, совершенную систему материального и морального стимулирования индивидуальной деятельности как таковой.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключаются важнейшие черты информационного общества?

2. Дайте характеристику основных закономерностей формирования информационного общества.

3. Какие новые возможности и новые проблемы влечет за собой стремительное развитие информационной среды обитания?

4. Какие новые возможности для человека возникают в информационном обществе?

5. В чем состоят принципиальные особенности информационной экономики?

6. Перечислите основные направления развития информационных технологий.

7. Охарактеризуйте особенности движения России к информационному
обществу.

8. Каковы основные тенденции в изменении социальной структуры общества в процессе его информатизации?

9. Назовите основные проблемы трудовой деятельности в постиндустриальном и информационном обществе.

10. Сделайте сравнительный анализ основных стимулов трудовой деятельности в индустриальном и постиндустриальном, информационном обществе.

11. В чем заключается проблема развития «общества потребления»?

12. Какова роль и значение России в предотвращении «общества потребления»?

Литература

1. Стратегия развития информационного общества в России//25 июля 2007 года.- Режим доступа:http://www.kremlin.ru

2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры.- М., 2006.

3. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов.- М.:Академический проект, 2004 (2000).- 350 с.

4. Могилев А.В., Листрова Л.В. Информация и информационные процессы. Социальная информатика.- СПб:БХВ-Петербург, 2006.-240 с.

5. Соколова И.В. Социальная информатика:Учебное пособие – Изд.2-е, перераб.и дополн.–М.:Издательство ПЕРСПЕКТИВА; Издательство РГСУ 2008.- 274 с.

6. Рунов А.В. Социальная информатика: Учебное пособие/ Рунов А.В. – М.:КНОРУС, 2009.-428 с.

 

 

Тема 7. Человек в информационном обществе

План

1. Информационный образ жизни.

2.Социально-психологические аспекты информационного образа жизни

3. Информационная свобода личности

4. Информационное неравенство

5. Информационная безопасность личности, общества, государства

 

1. Информационный образ жизни. Понятие «информационный образ жизни», его слагаемые, их современное состояние

Существуют два смысла понятия «информационный образ жизни»:

1) образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни в значительной степени пронизываются информационными отношениями, базирующимися на современных информационно-телекоммуникационных технологиях;

2) информационный аспект современного образа жизни.

Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни.

Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, отдельной личности, определяемая социально-экономическими условиями.

Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой.

Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это - трудовая, общественно-политическая, учебная, бытовая, социально-культурная, а также досуговая деятельность. Рассмотрим новые возможности, предоставляемые современным этапом информатизации, для совершенствования ряда из перечисленных выше слагаемых образа жизни.

Трудовая деятельность. Рассредоточенное производство знания занимает все большее место в современном мире. Уже сегодня социальные научные сети, функционирующие на основе информационно-телекоммуникационных технологий, успешно действуют в различных странах, в том числе и в России. Тенденция к рассредоточению производства знания наблюдается и в прикладных сферах. Так, работа на дому становится сегодня распространенным способом организации производства нового знания, например, в сфере прикладного программирования. В связи с распространением телеработы трансформируется в целом рынок труда.

Общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью) и возможностей сети Интернет. Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм, принимать участие в различных анкетированиях, голосованиях и т.д. Активно развивается также рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера на базе новых сетевых возможностей.

Учебная деятельность. Научное направление – педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования), определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа, в частности, помогут осуществить необходимую смену парадигмы образования, которая должна быть направлена на раскрытие и развитие индивидуальных возможностей человека.

Бытовая деятельность. Бытовые компьютеры в принципе предназначены для массового использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых и других задач. Социологические исследования «Семья и новые информационные технологии». показали, что произошли определенные изменения в формах использования информационных и коммуникационных технологий. В начале 90-х гг. домашняя информационная техника приобреталась и использовалась преимущественно для развлечений. В конце 90-х гг. существенно расширился набор домашних развлечений, а также выявились формы использования телеработы в разных областях: подготовка лекций преподавателями, проведение на дому платных вычислительных работ, набор по заказу текстов на компьютере, расчет архитектурных проектов и т.д.

Телеработа на дому позволяет активизировать дополнительный трудовой потенциал граждан муниципального сообщества. Важными областями применения бытовых компьютеров также являются

• обеспечение информационных потребностей людей (доступ к различным базам данных и знаний, использование электронной почты и др.);

• участие в системе электронной торговли (широко используются виртуальные магазины, а также виртуальные организации, оказывающие интерактивные услуги), банковские операции (осуществление гражданами электронных денежных переводов, электронных платежей), резервирование путешествий и др.;

• автоматическое управление домашним хозяйством (управление микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной системой, устройствами бытовой техники, обеспечение неприкосновенности и безопасности жилища и др.).

В настоящее время одной из актуальных проблем становится проблема подготовки родителей и детей к появлению в их доме компьютерной техники. Неинформированность большинства населения о возможных негативных последствиях использования компьютеров в домашних условиях может вызвать и уже часто вызывает следующие проблемы: резкое ухудшение успеваемости и здоровья подростков, существенное ослабление семейных связей, ухудшение атмосферы в семье, ослабление уровня и обеднение характера социализации семей и т.д. Важно через СМИ формировать общественное мнение о необходимости развития информационной культуры в быту. Информация о специфике применения компьютера в семье должна быть доступна, в том числе и в виде сопроводительной инструкции при покупке компьютера, что в широком смысле является осуществлением прав покупателя. Очевидно, необходимы и государственные научно-исследовательские программы по данной проблеме.

Социально-культурная и досуговая деятельность. Появление технологии мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения. Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения. Развитие мультимедийных технологий отразилось не только на науке и игре, но и на искусстве. Однако предоставляемые новыми информационными технологиями возможности для интеллектуального и культурно-духовного развития личности реализуются весьма неудовлетворительно.

Современный среднестатистический член российского компьютерного сообщества изъясняется языком, на 50% состоящим из искаженных производных от английского техносленга, а его жизненный стиль активно вписывается в-стандарты массовой культуры. Как результат, практически полная остановка собственного развития - вся деятельность по сути сводится к локализации программ, техники, идей. Редкие исключения принципиально ситуацию не меняют.

Вестернизация, американизация русского языка, видимо, происходит по ряду причин, в том числе следующим: практически все программные продукты (за небольшим исключением) имеют англоязычную программу установки; практически ни одна программа, имеющая возможность поиска, не переключает автоматически клавиатуру на ввод кириллицы; в значительном числе программ присутствуют англоязычные элементы интерфейса и т.д.

В результате значительного падения в целом уровня социализации современной молодежи на повестку дня вышла проблема ресоциализации личности в условиях информатизации, значение решения которой для интеллектуального развития общества, очевидно.

Информатизация представляет богатые возможности и для реализации различных досуговых интересов. Однако в мире достаточно давно фиксируется четкая тенденция развития «инфоразвлечений», становления, как иногда определяется специалистами, цивилизации избыточного досуга. Проблеме маркетинга досуга через глобальную сеть Интернет посвящают свои исследования ученые целого ряда зарубежных стран.

Как известно, развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства). Компактные диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколения интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ, компьютерной мультипликации. Оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются продукцией пятого поколения.

По оценкам специалистов в 2000 году число пользователей сети Интернет в мире достигло примерно 1 млрд. и количество купленных персональных компьютеров превысило число купленных телевизоров. Таким образом домашний компьютер вместе с разнообразными on-line-службами, текстовыми и аудиовизуальными новостями, видеоиграми в перспективе может поглотить интерактивное телевидение. В настоящее время отмечается начало конвергенции Интернет и телевидения, точнее, интерактивных телевизионных и Интернет-технологий, т.е. тенденция перехода от глобального телевидения к телевидению в глобальной сети.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.017 с.)