Тема 2. Становление и развитие социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Становление и развитие социологии



Калининград

Социология: /Авт.- сост. д.с.н., доцент Кривошеев В.В. – г. Калининград: МФЮУ, 2015. – 45 с.
 
 
Рассмотрена и одобрена кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол № 2 от "08" _октября 2015 г.
 
 
 
 
   
 
Автор: д.с.н., доцент Кривошеев В.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  © Кривошеев В.В., 2015 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2015 © Калининградский филиал МФЮА, 2015

Пояснительная записка

Социология относится к тем отраслям знания, которые призваны помочь студенту, будущему бакалавру и специалисту, постоянно ориентироваться в социальной действительности, тех процессах, которые в ней происходят. Формирование социологического мышления специалистов экономического и юридического профиля, кроме того, позволяет студентам по-новому оценить и осмыслить ситуацию в основных подсистемах общества, выявлять общие тенденции развития социума, его трансформации по постиндустриальному сценарию.

Среди общественных наук социология выделяется многоаспектностью проблем изучения, объемным теоретическим и практическим материалом, что связано, в первую очередь, со сложностью изучаемого предмета: современного общества, процессов, которые в нем происходят. Поэтому для изучающих социологию важно обладать многими компетенциями. В частности, речь идет о том, что в компетенции современного специалиста по указанным направлениям и специальностям входит знание основных положений и понятий социологии, научных взглядов и концепций, которые составляют суть этой науки. Эти знания в дальнейшем помогут специалисту в его практической работе с людьми, социальными группами, организациями, так как способны обеспечить:

- более глубокое проникновение в мир социальных взаимодействий, отношений, что практически дает возможность управлять человеческим поведением, уметь вдумчиво применять властные полномочия, управлять конфликтами, внедрять инновационный подход в коллективах;

- возможность взглянуть на окружающие нас явления с широких социальных позиций, увидеть многообразие социальной жизни, ситуаций в ней. При этом открываются новые альтернативы, новые возможности для принятия жизненно важных решений;

- понимание взаимосвязи социологии с другими науками, изучающими социальные явления и процессы, включенность в них человека.

Изучение студентами социологии является первичным шагом в освоении методов социологического анализа, который может применяться в самых различных областях деятельности, как связанной с будущей профессиональной деятельностью, так и выходящей за круг её проблем. В частности, речь идет о том, что студент может научиться оценивать социальные предпочтения, корректировать свое поведение и поведение членов коллектива, правильно строить управленческую деятельность структур.

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины "Социология" заключается в:

обеспечении понимания студентами природы социальной действительности, использовании эмпирических исследований в оценке своей деятельности, деятельности социальной организации любого уровня, развитие социологического мышления будущего специалиста и на этой основе повышение социального познания, умения разбираться в многообразии средств и способов анализа эффективности его деятельности.

Задачи учебной дисциплины "Социология" заключаются в:

- формировании у студентов понимания основных проблем современного социального познания, теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, принципов соотношения методологии и методов социологического знания;

- углублении знаний у студентов многообразных социальных процессов и явлений современного общества;

- воспитании социологического мышление у студентов, передача им навыков анализа современных проблем общества применительно к конкретному участку деятельности.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- закономерности и этапы возникновения социологии, научного изучения социальных явлений и процессов;

- основные социологические понятия и категории, подходы к выявлению закономерностей развития общества.

Уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат социологии, основные закономерности социологического знания в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в современной социологии, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, других социальных системах.

Владеть:

- навыками социологического мышления и воображения для выработки системного, целостного представления о проблемах общества;

- навыками первичного социологического анализа явлений и процессов на разных уровнях социальной организации.

 

Наиболее общим результатом изучения курса должно стать приобретение студентами социологической компетенции.

При этом понятие "компетентность" рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом "Социология".

Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать теоретическую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.

В общем виде можно выделить следующие предметные компетенции:

Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности самостоятельно найти ответы по наиболее актуальным проблемам социальной жизни.

Владение социологическим языком, умение осмысленно употреблять основные понятия и категории социологии.

Понимание того, что каждая социологическая школа, направление возникли не случайно, они обусловлены экономическими, политическими, социальными явлениями, созвучными конкретному этапу в развитии общества.

Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

 

Студент направления 38.05.01 "Экономическая безопасность" по результатам изучения социологии должен овладеть следующими компетенциями:

ОК-4 - способностью ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач;

ОК-7 - способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;

 

Студент направления 40.03.01 "Юриспруденция" по результатам изучения социологии должен овладеть следующими компетенциями:

ОК-1- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-3 - быть способными совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина "Социология" является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла знаний федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные студентами в средней школе по курсу "Обществознание".

Знания по социологии являются основой, на которой во многом базируется изучение других вузовских дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла знаний: истории, культурологии, политологии и др.

В курсе социологии формируется ряд значимых универсальных компетенций, которые оказывают важное влияние на качество подготовки выпускников.

Одна из особенностей интегрированного курса "Социология" состоит в проблемно-хронологическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать учащимся комплексное представление об истории становления и развития философского знания, месте и роли философского мышления в овладении профессиональными компетенциями.

Итоговой формой контроля является экзамен.

Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет социологии

Проблема научного познания социального. Общество как многозначная категория и реальность. Сочетание неповторимости, уникальности и повторяемости социальных явлений и процессов. Особенности понятия «закон», «закономерность» по отношению к обществу, социальным явлениям.

Общество, трактуемое в социальной философии как часть мира, выделившаяся из него, от него качественно отличающаяся и относящаяся к нему как к естественной среде обитания. Сущность различий социального и несоциального. Субстанциональный и функциональный аспекты рассмотрения социального.

Специфика предмета социологического знания. Общество, понимаемое в социологии как сложно структурированная, самодостаточная система. Общество – как надорганическая, надындивидуальная реальность, главными элементами которой являются связи, взаимодействия, отношения индивидов. Общество как взаимообусловленный комплекс структур. Общество для социологии – целостность, предельно общая категория. Социология как наука об обществе, других социальных системах и процессах, происходящих в них. Современные различия в определении предметного поля социологии.

Макро - и микросоциология. Главное для социологии – нахождение первичной абстракции, позволяющей развертывать анализ реального общества. Фундаментальная и прикладная социология, задачи, которые они решают. Понятие социологических теорий среднего уровня. Современная социология и ее проблемы.

 

Тема 6. Социология культуры

Социологическое рассмотрение культуры как целостного феномена, обеспечивающего воспроизводство и функционирование социальной жизни. Культура как исторически сложившаяся система, обеспечивающая социальное наследование основных форм жизнедеятельности людей. Основные элементы системы культуры. Культура духовная и материальная, их влияние друг на друга. Нормативный характер культуры. Виды социальных норм, проблемы выявления и отграничения норм. Ценности как основа культуры. Виды и уровни ценностей. Знаково-символические элементы культуры. Язык как средство аккумуляции, передачи социального опыта и информации. Основные социальные функции культуры.

Культура доминирующая и субкультура, понятие контркультуры. Проявления контркультуры в современном обществе. Культурный этноцентризм как обособление инкультуры от других источников и условий социального наследия. Культурный релятивизм как форма растворения своеобразного этнического культурного наследия, стихийного восприятия ценностей, норм, форм взаимодействия, принятых в иной культурной среде. Взаимообусловленность двух этих подходов к реализации культуры в жизни общества. Общество как целостная макросоциокультурная система.

 

Тема 7. Социология личности

Отграничение и определение понятий «человек», «индивид», "индивидуальность", «личность». Специфика социологического понимания личности. Интра- и интериндивидуальный подходы в изучении личности. Первичные факторы формирования личности и внутриличностных структур. Роль биологической наследственности, среды обитания в появлении личностных качеств человека.

Личность как продукт социализации. Понятие «социализация» с социологической точки зрения. Групповой опыт, индивидуальный опыт, включенность в культуру и определенные этнические сообщества как условия появления зрелой личности. Социально-психологическая концепция «зеркального Я» и ее место в социологическом понимании появления уникального, наделенного специфическими социальными свойствами индивида. Основные этапы социализации. Подходы к решению этой проблемы в советской и зарубежной социологии. Дотрудовая, трудовая и послетрудовая социализация как уровни формирования личности с точки зрения советской социологии. Первичная и вторичная социализация. Особенности ресоциализации и условия, при которых этот процесс наиболее важен. Проблемы социализации подрастающего поколения в современной России.

Основные социологические теории личности. Марксистская концепция личности. Личность как ансамбль общественных отношений. Общество как решающий фактор появления развитой личности. Личность как продукт длительного исторического развития, предметно-чувственной деятельности. Усложнение и разделение труда как факторы усложнения личностных структур. Ролевая теория личности. Понятие социального статуса, виды статусов. Статус предписанный и достигаемый. Социальная роль как поведенческая модель, как поведение, ожидаемое от индивида, занимающего определенное положение в обществе. Ролевое поведение как реальное действие личности. Возможность конфликта между социальной ролью и ролевым поведением. Способы преодоления ролевого напряжения. Понятие комплексов генеральных ролей личности. Общегражданский, профессиональный и семейный комплексы ролей. Ролевое обучение, его виды и содержание.

Типология личности, основы выделения типов личности. Маргинальная, конформистская и модальная личности. Проблемы изучения личности в современной России. Социализирующие возможности современного российского социума. Маргинальность и люмпенизация российского общества.

 

Тесты

Вариант 1

1. Основным методом эмпирического социологического исследования является

А) письменный и устный опрос

Б) лабораторный эксперимент

В) такого нет, социология использует комплекс методов

Г) сравнительный анализ конкретной ситуации

2. Социология как наука возникает

А) в середине XX века

Б) в середине XIX века

В) в начале XX века

Г) в начале XIX века

3. Понятие аномия, используемое Э. Дюркгеймом, означает

А) состояние общества, в котором полностью соблюдаются все нормы

Б) состояние общества, в котором отсутствуют нормы и правила

В) общество, в котором господствует тоталитарный режим

Г) состояние общества, в котором нарушена моральная и правовая регуляция

4. Понятие «общественная формация» первым стал использовать

А) Маркс

Б) Вико

В) Дюркгейм

Г) Вебер

5. Социальная группа, которая основана на наиболее многосторонних и сложных связях, это:

А) футбольная команда

Б) этническая группа

В) студенческая группа

Г) персонал фирмы

6. Социология делится на

А) диалектическую и метафизическую

Б) творческую и репродуктивную

В) теоретическую и эмпирическую

Г) новаторскую и консервативную

7. Родиной социологии по праву считают

А) США

Б) Россию

В) Францию

Г) Германию

8. Субъективная школа российской социологии представлена

А) Плехановым и Лениным

Б) Строниным и Гумилевым

В) Де-Роберти и Кареевым

Г) Лавровым и Михайловским

9. Спенсер считал, что общество аналогично

А) организму

Б) механизму

В) молекуле

Г) отдельному органу

10. Закон трех стадий развития общества был сформулирован

А) Спенсером

Б) Вебером

В) Контом

Г) Дюркгеймом

11. Маркс считал, что главной движущей силой общества, локомотивом истории является

А) эволюция

Б) революция

В) прогресс

Г) регресс

12. Первыми использовали понятие класс

А) Маркс и Энгельс

Б) Вебер и Тённис

В) Гизо и Смит

Г) Дюркгейм и Парсонс

13. По темпу, скорости социальные изменения делятся на

А) открытия и изобретения

Б) революционные и эволюционные

В) общие и глобальные

Г) глубокие и частичные

14. Во взглядах Маркса, Дюркгейма и Вебера общим является признание

А) труда в качестве основного слагаемого социальной жизни

Б) коммуникации и взаимодействия как главного элемента социальной жизни

В) революции как основного способа решения проблем социальной жизни

Г) культуры как основного средства воздействия на все явления

социальной жизни

15. Социальная структура – это понятие, которое передает

А) все изменения, которые происходят в социальной системе

Б) устойчивую связь элементов социальной системы

В) совокупность элементов социальной системы

Г) конфликт элементов социальной системы

16. Конт утверждал, что социология должна стать такой же наукой, как и любая естественная. При этом он считал, что социология должна:

А) выработать свой подход к изучению явлений и процессов социальной жизни

Б) строится на основе законов биологии

В) использовать такие же методы и открывать фундаментальные законы, как и другие законы

Г) сравнивать социальные процессы с геологическими и физическими

17. Основным фактором социальной жизни Маркс признавал

А) интеллект человека

Б) культуру общества

В) способ производства материальных благ

Г) способ распространения религиозных верований

18. Понятие конвергенция означает

А) конфликт между разными цивилизациями

Б) синтез достижений разных обществ

В) утверждение западного образа жизни

Г) масштабную реформу какого-либо общества

19. Социология и социальная философия

А) имеют общий предмет исследования

Б) имеют общий объект исследования

В) используют одинаковые методы исследования

Г) не имеют ничего общего

20. Этническая социальная группа от остальных групп отличается

А) длительностью формирования

Б) наличием социальных взаимодействий

В) наличием социальных связей

Г) наличием социальных отношений

21. Социальная роль - это

А) реальное поведение человека

Б) поведение, которое ожидается от человека

В) поведение человека в общественном месте

Г) отношение человека к другим людям

22. Среди целей социальной организации, по Пригожину, отсутствуют

А) цели системы

Б) цели ориентиры

В) цели задания

Г) цели потребности

23. В основе развития постиндустриального общества находится

А) сельскохозяйственное производство

Б) промышленное производство

В) производство предметов роскоши

Г) информация и высокие технологии

24. Модальная личность, с точки зрения Дьюбойс, - это

А) личность профессионала, высококвалифицированного работника

Б) личность наемного работника, не имеющего высшего образования

В) личность, характеристики которой наиболее часто встречаются в социальной группе

Г) личность, занимающая промежуточное положение между социокультурными системами

25. К социальным движениям по составу участников относится движение

А) феминисток

Б) революционеров

В) реформаторов

Г) пацифистов

 

Вариант 2

1. Социология может быть разделена на социальную статику и социальную

динамику. Так считал

А) Маркс

Б) Вебер

В) Конт

Г) Спенсер

2. Предметное поле социологии состоит из следующих элементов

А) общество как макросоциальная система, другие социальные системы и процессы, которые в них происходят

Б) общество, как часть мира, которая отделилась от природы, но от природы качественно отличается и относится к ней как к естественной среде обитания

В) общество, понимаемое как простая совокупность индивидов, социальных общностей

Г) общество, понимаемое как добровольное объединение людей, социальных кругов, категорий

3. Мечников выделял следующие эпохи в истории общества

А) традиционная, индустриальная, постиндустриальная

Б) речная, морская, океанская

В) геологическая, биологическая, социальная

Г) архаичная, экономическая, коммунистическая

4. По Спенсеру главное отличие общества от организма состоит в том, что

А) общество может расти, а организм нет

Б) клетка в организме менее свободна, чем человек

В) организм может развиваться, а общество нет

Г) общество может усложняться в процессе эволюции, а организмы нет

5. В доминирующей культуре могут присутствовать разные субкультуры. Под ними понимаются:

А) нормы, ценности, лексические элементы, которые полностью противостоят доминирующей культуре

Б) нормы, ценности, лексические элементы, которые ничем не отличаются от доминирующей культуры

В) нормы, ценности, лексические элементы, которые передают профессиональные и иные различия в рамках доминирующей культуры

Г) нормы, ценности, лексические элементы, которые давно изжили себя

6. Концепцию социальной мобильности развивал

А) Сорокин

Б) Мечников

В) Стронин

Г) Михайловский

7. Позитивная стадия развития человеческого интеллекта, а значит и общества связывалась Контом с

А) утверждением философии в качестве главного элемента духовной жизни общества

Б) утверждением религии в качестве главного элемента духовной жизни общества

В) утверждением права и политики в качестве главного элемента духовной жизни общества

Г) утверждением науки в качестве главного элемента духовной жизни общества

8. Психологическое направление российской социологии развивали

А) Лавров, Михайловский

Б) Мечников, Стронин

В) Плеханов, Ленин

Г) Де Роберти, Кареев

9. По содержанию социальные изменения бывают

А) революционными и эволюционными

Б) локальными и глобальными

В) открытиями и изобретениями

Г) реформами и контрреформами

10. Теория постиндустриального общества предполагает выделение следующих стадий в развитии общества

А) теологической, метафизической, позитивной

Б) аграрной, индустриальной, постиндустриальной

В) архаичной, экономической, коммунистической

Г) речной, морской, океанской

11. Система как объект изучения отличается от иных, несистемных объектов тем, что

А) система состоит из элементов, которые связаны, взаимодействуют друг с другом

Б) система состоит из элементов, которые не связаны и не взаимодействуют друг с другом

В) система состоит из элементов, которые связаны, взаимодействуют с другими объектами

Г) система не состоит из отдельных элементов, а выступает как некий монолит

12. Социальную философию и социологию

А) объединяет общий предмет и общие методы изучения

Б) объединяет общий объект и стремление к рациональности

В) ничего не объединяет

Г) объединяет полное сходство приемов и методов изучения общества

13. Теорию конфликта в социологии представляют

А) Дюркгейм и Парсонс

Б) Вебер и Спенсер

В) Маркс и Дарендорф

Г) Кастельс и Белл

14. По методам исследования социальных явлений и процессов социологию разделяют на

А) индуктивную и дедуктивную

Б) теоретическую и эмпирическую

В) метафизическую и диалектическую

Г) функциональную и структуралистскую

15. С точки зрения Платона, главным, что заставляет людей объединяться, действовать совместно являются

А) эмоции, чувства

Б) рациональность, интеллект

В) нужда, потребности

Г) интуиция, наитие

16. Гражданское общество, с точки зрения Гегеля, это

А) социальное пространство, которое всецело подчинено государству

Б) социальное пространство, которое включено в семейные связи и взаимодействия

В) социальное пространство, которое подчинено корпоративным интересам

Г) социальное пространство, которое занимает место между государством и семьей

17. Произведение «Протестантская этика и дух капитализма» принадлежит

А) Гоббсу

Б) Марксу

В) Веберу

Г) Спенсеру

18. Возрождение социологии в нашей стране после длительного перерыва произошло только в конце 1950-начале 1960-х годов. Почему почти тридцать лет социологические исследования в СССР не проводились?

А) социология не могла выработать научные представления об развитии общества как системы

Б) в СССР господствовал такой режим, которому не нужны были точные представления о путях развития общества

В) советский народ считал, что социология – это лженаука

Г) социология не развивалась нигде в мире

19. Причинами появления социологии в середине XIX века являются

А) возникновение нового, индустриального общества и завершение построения научной картины мира природы

Б) развитие феодального общества и господство религиозной картины мира природы

В) становление традиционного общества и развитие художественной культуры

Г) возникновение информационного общества и господство этики

20. Теорию информационного общества в настоящее время развивает

А) Белл

Б) Ростоу

В) Кастельс

Г) Бжезинский

21. Социальные группы по степени организованности связей и взаимодействий делятся на

А) первичные и вторичные

Б) формальные и неформальные

В) ин-группы и аут-группы

Г) референтные и нереферентные

22. К элементам социальной организации не относится

А) социальные технологии

Б) цели

В) внешнее окружение

Г) этические нормы

23. М. Вебер использовал понятие «идеальный тип». Это понятие означает

А) идеальный индивид в данный момент развития общества

Б) идеальное развитие экономической системы

В) предварительная теоретическая конструкция, позволяющая изучать реальные объекты и явления

Г) идеальное представление о будущем состоянии какого-либо социального объекта

24. По мнению Аристотеля, общество может нормально развиваться и управляться, если в нем большинство составляют

А) богатые и знатные люди

Б) люди, имеющие умеренные доходы

В) бедные люди

Г) люди, которым безразличны дела общества

25. Основы «понимающей социологии» сформулировал

А) Гоббс

Б) Маркс

В) Вебер Г)Спенсер

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методы организации СРС, рекомендуемые образовательные технологии)

 

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

- формирование социологического мышления, приобретение навыков создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;

- развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

- осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

- получение, обработка и сохранение источников информации;

- понимание глубинных основ социологического знания, его обусловленности общим социальным развитием общества, состоянием экономики и политической сферы общества..

Для решения указанных задач студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и социологической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью выполнения письменных самостоятельных работ (эссе; минирефераты).

Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение "научных конференций" с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо социологической проблеме или социологу. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

 

Задания на самостоятельную работу

Тема Вид, название и краткое содержание задания Планируемые часы на выполнение задания Интернет-источни-ки Форма отчетности и контроля
Предмет социологии Ознакомиться с материалами сайта.   Ресурс доступа http://sociology2015.ru/index/0-26 Подготовить схему ответа.
Становление и развитие социологии Проанализировать отрывок работы О. Конта «Курс позитивной философии».   Ресурс доступа http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/kont_positive_philosophy.html Подготовить сообщение.
Социальная система и ее элементы Проанализировать материалы сайта.   Ресурс доступа http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/26235/26255/ Подготовить опорный конспект.
Социальная структура Проанализировать вторую и четвертую главы работы Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура».   Ресурс доступа http://socioline.ru/node/979 Подготовить миниреферат
Социальные организации и социальные институты Ознакомиться с материалами сайта.   Ресурс доступа http://sociology2015.ru/index/0-26 Подготовить сообщение на практическое занятие.
Социология культуры Изучить отрывок из книги В.Я. Звездина «Социология культуры».   Ресурс доступа http://socioline.ru/node/412 Подготовить сообщение на практическое занятие.
Социология личности Ознакомиться с работой В.Б. Ольшанского «Социология личности в России»   Ресурс доступа http://www.ecsocman.edu.ru/data/000/699/1219/019Glava16.pdf Подготовить сообщение на практическое занятие.
Социальные изменения и движения Познакомиться со статьей Е. В. Крюковой «Новые социальные движения в современной России: проблемы и перспективы».   Ресурс доступа http://club.fom.ru/books/Krukova-ps-thesis.doc Подготовить сообщение на практическое занятие.
Социология девиантного поведения и преступности Проанализировать главы из монографии Д.А. Ли «Преступность как социальное явление».   Ресурс доступа http://crimestudy.ru/smartsection.item.3/lee_crime_as_social_object.html Подготовить сообщение на практическое занятие.
Эмпирическая социология и ее методы Проанализировать главу «Эмпирическая социология» работы В. Плахова «Западная социология»,   Ресурс доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Plah/_05.php Подготовить сообщение на практическое занятие.

 

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Социология"

1. Основные проблемы выявления предметного поля социальной философии

2. Специфика предмета социологии

3. Уровни социологического знания

4. Социально-философские идеи Античности и Средних веков

5. Социально-философские идеи эпохи Возрождения и Нового времени

6. Становление теоретической социологии: социология О. Конта

7. Органическая социология Г. Спенсера

8. Социологизм Э. Дюркгейма

9. Понимающая социология М. Вебера.

10. Марксистская социология.

11. Основные школы российской социологии.

12. Зарубежная социология ХХ века

13. Социальная система и ее элементы.

14. Система культуры. Ценностное наполнение культуры.

15. Культурная норма и ее виды.

16. Понятие социальной структуры в широком и узком смысле. Классовая структура общества.

17. Понятие социальной структуры в широком и узком смысле. Классово-статусная структура общества. Теория стратификации.

18. Социальные группы и их виды.

19. Этнические социальные группы.

20. Понятие личность в социологии. Личность и общество.

21. Социализация личности и этапы этого процесса.

22. Марксистская теория личности. Ролевая концепция личности.

23. Социальная организация и ее элементы.

24. Институционализация отношений и взаимодействий.

25. Семья как социальный институт.

26. Характер и содержание социальных изменений.

27. Социальная мобильность как социальное изменение.

28. Понятие и виды социальных движений.

29. Основные теории, раскрывающие природу социального конфликта

30. Формы, ресурсы и стадии конфликта

31. История и предмет экономической социологии

32. Социальные связи и взаимодействия в экономической сфере

33. Экономическое сознание и проблемы его зрелости в современной России

34. Понятие девиантного поведения и его виды

35. Социологические теории девиантного поведения

36. История прикладной социологии.

37. Социальный факт как основа прикладного социологического исследования.

38. Проблема репрезентативности прикладного социологического исследования.

39. Программа эмпирического исследования, ее основные разделы.

40. Методы эмпирической социологии.

 

Глоссарий

Аккультурация - процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие.

Анализ документов – один из методов социологического исследования, позволяющий получать сведения о прошедших событиях, изучая документы.

Анкетный опрос – наиболее распространенный метод социологического исследования; позволяет собирать информацию с помощью опросных листов с заранее сформулированными вопросами.

Аномия - кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

Антипозитивизм – одно из направлений в социологии; его представители выступали за исследование социальной жизни на основе понимания и допустимости субъективных оценок, полагая, что у социологии свои особые методы познания, отличные от методов познания у наук о природе.

Аскриптивный статус - см. Приписанный статус.

Аттитюд - относительно устойчивая система убеждений, относящихся к какому-то объекту и имеющих своим результатом оценку этого объекта.

Базис - совокупность производительных сил и производственных отношений.

Большая социальная группа – (умозрительное) объединение большого количества людей по наиболее общим признакам. К большим социальным группам можно отнести: 1) этнические общности (расы, нации, народности, племена), 2) социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни), 3) социально-демографические общности (совокупности, выделяемые по половозрастным признакам), 4) социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.234 с.)