Игры по развитию воображения, подражанию действий взрослых. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры по развитию воображения, подражанию действий взрослых.



1) Учим ребенка искать спрятанные предметы, играть в прятки;

· Спрячьтесь, накрывшись платком/одеялом, играйте в эту игру по очереди (для маленьких прячемся также, закрывая лицо руками);

· Спрячьтесь где-нибудь в комнате, пусть ребенок вас найдет. В случае необходимости второй взрослый помогает ребенку искать. Играйте в эту игру по очереди.

· Заверните куклу или игрушку в бумагу и дайте ребенку, чтобы он ее «нашел».

· Спрячьте маленькую игрушку на глазах у ребенка в одной руке, покрутите двумя руками сжатыми в кулаки, стараясь как бы "запутать" его, затем перестаньте двигать руками и попросите ребенка показать в какой руке игрушка,

· Спрячьте игрушку в коробку и сумку, чтобы ребенок смог открыть обе эти вещи, чтобы достать игрушку. Покажите ребенку игрушку, когда вы прячете ее. Помогайте малышу в поисках и нахождении этой игрушки. Затем снова спрячьте игрушку и позвольте ребенку найти ее самостоятельно.

· Спрячьте мячик или тапок. Скажите: "Где твой тапок?" "Где он?". Возьмите ребенка за руку и поищите тапок (за стулом, диваном, под столом). Подбодрите ребенка, говоря: "Нет, это не под диваном и т.д." Когда найдете тапок, скажите: "Тапок под столом!". После этого попросите ребенка спрятать тапок, и теперь вы будете его искать.

2) Учим ребенка выполнять простые игровые действия по подражанию: покормить и уложить спать куклу, катать машинку, изобразить полет игрушечного самолета и т.д.

3) Поиграйте с любимой куклой или мягкой игрушкой ребенка. При этом кукла выполняет разные действия - ходит, сидит, стоит, спит, кушает, моется, играет.

4) Поставьте друг за другом 2-3 стула. Поиграйте в поезд. - пусть один будет стулом машиниста, а другие - пассажиров. В этой игре все по очереди будут машинистами.

5) Поиграйте в дом: устройте прием гостей - кукол и животных и напоите их чаем.

6) Используйте знакомые обычные предметы в новом необычном применении (карандаш-градусник, носовой платок-одеяло, пуговицы-печенье для кукол и т.д.).

7) Обыгрывайте ситуации с игрушечной мебелью, чайным набором, куклами, животными, одеждой для кукол. Пусть ребенок вообразит себя мамой или папой и убирает дом, ходит по магазинам, к доктору, можно также поиграть в школу, занятие с сурдопедагогом (ребенок выполняет роль педагога).

Учимся на кухне

1) Позвольте ребенку видеть, что вы делаете с продуктами, которые вы вместе купили (складываете, моете, нарезаете, варите). Дайте ему что-то сделать вместе с вами - убрать кастрюли, помыть ложки, фрукты, приготовить печенье и т.п. Обращайте его внимание на последовательность действий.

2) Помойте грязные пластмассовые тарелки и стаканчики мочалкой. Обратите его внимание на результат - (понятия «грязные-чистые»). Помойте с ребенком кукол маленькой тряпочкой с мылом.

3) Посмотрите (потрогайте, попробуйте, понюхайте) вместе с ребенком содержимое банок в буфете, называя все, что смотрите и, рассказывая для чего это.

4) Накрывайте с ребенком на стол, сортируя ложки, вилки, тарелки и т.д. Объясняйте, кто и где сидит и пр.

5) Позвольте ребенку помочь вам разобрать покупки (рассортировать банки, коробки, овощи и продукты, которые должны храниться в холодильнике, буфете).

6) Сложите в одно место ярлыки, наклейки с банок и коробок и сравните их с ним с ярлыками в магазине, когда вы идете туда вместе с малышом.

На прогулке

1) Гуляя с ребенком по улице, обращайте его внимание на окружающие предметы (деревья, трава, машины). Называйте, сравнивайте, дайте ребенку их потрогать.

2) Во время прогулок собирайте с ребенком разные предметы в сумку (шишки, листья, камешки). Затем сядьте где-нибудь и поговорите с ребенком об этих предметах.

3) Учим ребенка кидать, бросать, катать мяч рукой и ногой, бросать мяч друг другу. Играем в футбол.

4) Играем в догонялки и прятки.

5) Учим перепрыгивать через веревку, ходить по веревке, расстеленной по земле.

6) Учим ребенка лепить разные вещи из песка с помощью формочек, лепим дом, поезд и т.д.

7) Учим прыгать, лазить по лестницам, ходить по узким дорожкам, перепрыгивать с камешка на камешек, перелезать через приспособления на детской площадке, допрыгивать до линии и пр.

Развитие мелкой моторики

1) Расстегиваем/застегиваем пуговицы и застежки-молнии на одежде.

2) Расшнуровываем/зашнуровываем шнурки, заплетаем/расплетаем косички из ниток, лент, завязываем/развязываем узелки.

3) Играем в мозаику и игры, в которых надо действовать с мелкими предметами (для детей старше 1,5 лет или когда ребенок перестает все брать в рот).

4) Просовываем в небольшие отверстия разной формы в крышках банки мелкие предметы (пуговицы, монеты, кусочки разноцветного картона и пр.).

5) Учим ребенка обводить по контуру разные предметы (руку, кубики и др.).

6) Складываем фигурки из маленьких палочек (спичек).

7) Лепим фигурки из пластилина.

8) Режем ножницами по линии, контуру, вырезаем фигурки.

9) Рисуем и срисовываем (линии, круг, квадрат, треугольник, чашку, человека, дерево и др.).

10) Нанизываем вместе с ребенком бусинки на леску. Дайте ребенку попытаться нанизывать бусинки на леску самостоятельно. Ободряйте его, помогайте ему, если это необходимо.

11) Завязываем нанизанные бусинки ожерельем; покажите ребенку, как вы это сделали.

12) Чередуем нанизывание бусинок по цвету, форме, размеру. Нанизываем бусинки разными узорами.

13) Играем в пальчиковые игры.

14) Найдите предметы, которые ребенок мог бы разбирать, манипулировать ими, разбирать, складывать вместе, включать, открывать. Можно использовать старые часы, дверные замки и ключи, выключатели, отвертки и винты.

Глава 9. Психологическая помощь. Роль родителей и близких.

Дооперационный этап

Подготовка к послеоперационной реабилитации и обучение родителей.

Работа с родителями начинается уже при отборе детей на кохлеарную имплантацию. На этом этапе психологическая помощь ребенку и его близким заключается, в первую очередь, в предоставлении максимально полной информации о кохлеарной имплантации - устройстве и принципе работы КИ, хирургической операции, послеоперационной слухоречевой реабилитации. Важно рассказать родителям об особенностях развития детей с КИ, проблемах, которые возникают в разные периоды жизни ребенка, способах решения этих проблем, ответить на их вопросы.

Обязательно обсуждаются условия слухоречевой реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации по месту жительства:

- есть ли у ребенка возможность регулярно заниматься с сурдопедагогом, логопедом, а при необходимости и с психологом;

- как обеспечить ребенку речевую среду (посещение логопедического или массового детского сада, группы интеграции детского сада для детей с нарушениями слуха);

- есть ли у родителей возможность самим регулярно заниматься с ребенком развитием слуха, речи. Имеют ли они опыт таких занятий и необходимую профессиональную поддержку.

Во многих случаях это совсем не простая задача помочь родителям найти детское учреждение, в котором ребенок мог бы общаться с нормальнослышащими детьми, и при этом иметь возможность регулярно заниматься с сурдопедагогом.

Наличие у родителей опыта самостоятельных занятий является одним из важных условий для проведения кохлеарной имплантации за счет бюджетных средств детям этой категории. Но независимо от того, кто оплачивает проведение кохлеарной имплантации специалисты и родители/близкие ребенка должны осознавать, что эффективность кохлеарной имплантации, т.е. то, научится ли ребенок слышать и понимать речь с КИ, говорить, очень сильно зависит от того, чему ребенок научился до операции, умеют ли родители сами заниматься с ним развитием остаточного слуха, речи, мышления. Родителей надо настроить на регулярные, самостоятельные занятия с ребенком под руководством сурдопедагога, предоставить им информацию и литературу о том, как развивать у него слух, речь, мышление и двигательные навыки до операции, чтобы его лучше подготовить к послеоперационной слухоречевой реабилитации с КИ.

В С.-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи родителям, не имеющим опыта самостоятельных занятий, дается испытательный срок 2-6 мес, для того, чтобы дома они нашли сурдопедагога, который будет заниматься развитием у ребенка остаточного слуха в СА и устной речи, а также учить родителей заниматься этим с ребенком дома. Родителям объясняют, как заниматься с ребенком, рекомендуется литература, которая поможет им заниматься с малышом дома (Королева, 2005а; Корсунская, 1969; Леонгард, Самсонова, 1991; Пелымская, Шматко, 2003; Шматко, Пелымская, 2003). Когда родители повторно приезжают на консультацию в Институт, то оценивается динамика развития у ребенка навыков общения, слуховых реакций, речи, учебных и общих познавательных навыков. Также проверяется, как родители научились заниматься с ребенком.

Очень важно познакомить родителей ребенка с другими родителями, которые уже имеют опыт самостоятельных занятий с малышом до и после имплантации. Они могут рассказать, с какими проблемами они сталкивались на разных этапах, поделиться советами, как заниматься с ребенком, решать разные проблемы. Пример и достижения других родителей нередко оказывают более сильное воспитательное действие на родителей, чем все усилия специалистов. Осознание, что есть люди, у которых сходные проблемы и с которыми можно всегда посоветоваться, поделиться очень поддерживает и помогает всем родителям.

Наш опыт свидетельствует, что, то насколько нам удалось вовлечь родителей в процесс обучения малыша и научить их это делать, оказывает определяющее влияние на результаты кохлеарной имплантации. Именно поэтому в главе 10 представлены рекомендации для развития слуха и речи у ребенка с КИ в домашних условиях. Эти рекомендации сурдопедагог может дать родителям, но необходимо, чтобы при этом он помогал и показывал, как проводить представленные там упражнения, объяснял им все что не ясно. Очень важно привлечь к развитию ребенка и обучить не только маму ребенка, но и папу, бабушек, дедушек, если они постоянно общаются с ребенком. Все знают, как охотно малыши подражают и занимаются со старшими братьями и сестрами. И если нам удалось привлечь их к занятиям с малышом, то дело пойдет намного быстрее!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.012 с.)