Профессионализация социальных работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионализация социальных работников



Активная профессионализация социальных работников началась после Второй мировой войны. Сегодня в круг их обязанностей входит широкий спектр заботы об эмоциональном, психологическом, физическом, социаль­ном и даже экономическом благополучии различных слоев населения, в наи­большей мере подверженных депривации и разного рода ущемлению прав.

Сегодня в США более 400 университетов и колледжей предлагают програм­мы по социальной работе (бакалавр по социальной работе обучается 4 года; магистр, доктор по социальной работе — еще 2 года). Обучение предполагает разнообразные занятия в аудитории и практику в социальной службе под на­блюдением преподавателей. Но образование не считается законченным даже

при получении ученой степени — после окончания вуза требуется глубокая практика и обучение на дополнительных специализированных курсах.

Ведущая профессиональная лига социальных работников в США — Нацио­нальная ассоциация работников социального обеспечения насчитывает около 100 тыс. членов, в основном это магистры, бакалавры и доктора. Звание соци­альных работников получили всего 200 тыс. американцев, кроме них еще 450 тыс. человек называют себя социальными работниками. Из общего числа более 60% заняты непосредственным оказанием социальных услуг, 20% трудятся админи­страторами, 7% — контролерами, 6% — педагогами и воспитателями.

С 1970-х гг. в США действует шестиуровневая шкала квалификации. Два класса относятся к допрофессиональной подготовке: помощник по социаль­ной работе (диплом средней школы), специалист системы социального об­служивания (незаконченное высшее образование). Они не принимают само­стоятельных решений, собирают текущую информацию, ведут прием кли­ентов, выполняют отдельные поручения, осуществляют уход за детьми и другие простейшие процедуры. На профессиональном уровне выделены 4 класса: бакалавр, магистр, доктор без стажа, доктор с практическим стажем работы. Вузовский диплом открывает дорогу для сложной, творческой дея­тельности, связанной с самостоятельной работой с клиентами, администри -рованием, преподаванием и занятиями наукой.

До 1974 г. первой профессиональной степенью считалась магистерская. Но, в связи с повышением уровня обучения бакалавра ситуация изменилась. В це­лом по стране сформировалась стройная система непрерывного образования, включающая очное и заочное обучение, университетские и неуниверситетские курсы повышения квалификации для работников всех степеней и уровней, са­мообразование, консультации, мастерские, конференции и симпозиумы.

Образование по социальной работе может быть первым и единственным, а может быть вторым, дополнительным. Совмещение разнопрофильных об­разований сегодня широко распространено и приносит пользу социальной работе. Самаже она все более специализируется, в ней возникают новые более узкие направления. Она вторгается в соседние области знания и ищет с ними кооперации. Последняя тенденция — объединение усилий факультетов со­циальной работы и юриспруденции, архитектуры, менеджмента, коммерции, образования, здравоохранения, богословия, медицины и др.

В нашей стране должность социальных работников официально учреж­дена только в 1991 г. по инициативе Комитета по делам семьи и демографи­ческой политики при Совете Министров РФ. Квалификационный справоч­ник пополнился новой профессией. В экспериментальном порядке к подго­товке подключилось 31 учебное заведение. Вопрос о профессиональной подготовке социальных работников курирует Министерство социального обеспечения. Для координации научной и учебной деятельности создан Рос­сийский государственный социальный институт (Москва).

Подготовка социальных работников развернулась и на социологических факультетах. Ныне социальная работа — вполне оформившаяся сфера потреб­ления услуг социологов. На рынке труда здесь уже достаточно тесно, специ­алисты отмечают большую конкуренцию. Выделился куст вузов, и немало, которые готовят специалистов этого профиля. Представители государствен­ных и муниципальных служб социальной защиты заказывают вузовским фа­культетам социологии подготовку специалистов; специалисты нужны так-

же учебным заведениям, предприятиям, социально-реабилитационным службам, центрам социального обслуживания населения. Эксперты, в част­ности, зав. отделением социальной работы факультета социологии СПбГУ проф. В.Н. Келасьев, уверены, что удельный вес приложения сил социоло­гов, специализирующихся по социальной работе, будет возрастать8.

КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

«Социальная работа» — термин, который некогда объединял представи­телей не одной, а скорее нескольких профессий, сегодня является названи­ем самостоятельной профессии и научной дисциплины, исповедующей ком­плексный подход.

Замечено, что в кризисные периоды, особенно во время спада экономики (например, перед Первой Мировой войной, во время Великой Депрессии, а также в 1960— 1970-е гг., когда социальные проблемы затрагивали огромные массы людей), потребность в комплексном подходе к социальной помощи воз­растала. С его помощью социальным работникам удавалось справится сразу со множеством человеческих проблем. В периоды стабилизации, напротив, ус­танавливался консервативный политический климат, потребность в соци­альных службах сокращалась, социальные работники ограничивались частной практикой и узкой специализацией. Таким образом, периоды консервативной политики способствовали развитию специализированного подхода к практи­ке социальной работы, особенно к клинической практике, а периоды либера­лизации требовали не избирательного или элитарного, а комплексного, ши­рокомасштабного решения социальных проблем.

В целом социальных работников можно разделить на две большие кате­гории: практиков, работающих с клиентами (их называют еще клинициста­ми) и теоретиков, занятых научными исследованиями и преподаванием. Объект, социальной работы — клиент — тот, кто ищет помощи социального работника (индивид, группа, семья), обращаясь к нему непосредственно либо опосредовано, через агентство, где трудится социальный работник. Иногда, оценив обстановку (социальный диагноз) и разработав план поддержки се­мьи, индивида, группы, социальный работник вдруг обнаруживает, что ре­шение проблемы зависит от социального контекста — местных властей, на­селения общины или района, функционирующих здесь специальных инсти­тутов и учреждений. В таком случае объектом социальной работы становится вся община, все социальное окружение.

МОДЕЛИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Ключевым фактором в научном становлении социальной работы явилась публикация в 1917 г. книги Мэри Ричмонд «Социальный диагноз». В этом классическом труде М. Ричмонд писала: «Хороший социальный работник за­нимается не тем, что вытаскивает людей из нищеты; он думает о том, что бы такое сделать, чтобы вовсе избавиться от нищеты».

Социология в Санкт-Петербурге («круглый стол»)// http://www.soc.pu. ru:8101/publications/jssa/1999/ 2/ltable.html

После М. Ричмонд парадигма «изучение, диагноз, лечение» стала глав­ной моделью в социальной работе. Правда, первая четверть XX в. прошла ско­рее под верховенством не социальных, а психоаналитических методов с их субъективизмом. В 1930—1940-е гг. распространилось влияние бихевиориз­ма, а вместе с ним обострилось внимание к объективным фактам. Однако ав­торитет и значение психоанализа не ослабевали и в дальнейшем. В одном из самых первых крупных трудов, посвященных научным основам социальной работы, М. Карпф (1931) перечислил дисциплины, на которые она должна опираться в своем развитии: биология, экономика, медицина, психиатрия, социология, статистика, антропология, педагогика, социальная психология.

В 1970-е гг. доминирующим становит­ся системный или комплексный подход, согласно которому от социального работ­ ника требовалась не узкая специализация на одном методе или области, что часто делало его беспомощным, а универсальность, умение сочетать разные методы и средства. Возросло значение социологии и теории систем. Необходимость в объединении возникла по мере того, как внутри социальной работы как единой тематической области росло число узких специализаций, направлений, подхо­дов, методов и теорий. Диверсификация знания грозила целостности самой науки, специалисты разбегались по своим профессиональным квартирам, мало понимая друг друга, часто и не интересуясь тем, что творится у соседей. Парал­лельно усиливалась внутринаучная критика обоснованности и достоверности данных, формировался вкус к серьезной методологической работе.

Все это свидетельствует об определенном уровне научной и профессиональ­ной зрелости социальной работы, которая сегодня представляет собой мощ­ную индустрию, в которой заняты миллионы людей во всем мире. Ныне в соци­альной работе используется несколько моделей практической деятельности. Первая модель, называемая «решение проблем» (problem-solving), предполага­ет, что социальный работник должен принимать самое активное участие в пси­хологической поддержке, требующейся для преодоления тех трудностей, с ко­торыми сталкивается клиент в личной или общественной жизни. Вторая мо­дель называется «снятие стресса»: специалист выполняет функцию «психо-социального терапевта», который может поставить правильный диаг­ноз клиенту, переживающему, например, глубокий стресс, а затем найти эф­фективные инструменты, прежде всего социально-психологического свойства, коррекции и лечения пострадавшего. Наряду с ними существуют еще «функ-ционалистские» модели, которые ориентированы не на активное вмешатель­ство и глубокую терапию, а косвенную социально-психологическую поддер­жку не столько самих клиентов, сколько взаимоотношений между ними, на­пример между супругами, родителями и детьми. Следующая группа моделей включает: а) модификацию поведения (behaviour-modification), б) кризисное вмешательство (crisis-intervention), в) концентрацию внимания клиента на решении краткосрочных заданий (short-term task-centredness). В последнее время получили распространение течения, связанные с феминизмом, защитой со­циальных прав и борьбой с угнетением личности. Нередко социальных работ­ников воспринимают как поборников социальной справедливости9.

Oxford Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1998. P. 622.

Как правило, социальные работники предпочитают иметь в своем арсе­нале целый набор самых разных моделей и средств, нежели проявлять себя приверженцами одного направления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.009 с.)