Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И сравнительных исследований
Различают несколько видов повторных и сравнительных исследований: 1) международные и межрегиональные, цель которых заключается в выявлении общего и специфического, связанного с особенностями социально-экономической природы, культуры, истории отдельных стран или с особенностями условий и образа жизни населения различных регионов одной страны; 2) панельные повторные, проводимые по единой программе на той же самой выборке и с использованием единой методики и процедур анализа данных (это наиболее стандартизированный вид сравнительных исследований с определенным временным интервалом, их цель — анализ динамики, изменений изучаемых явлений и процессов); 3) повторные когортные — особая разновидность панельных исследований, отличающаяся тем, что выборочный объект — определенная возрастная группа, изучаемая на протяжении достаточно длительного периода (термин «когорта» заимствован из демографии, им обозначают людей одного поколения (более строго — одного года рождения), прослеживая, как с течением времени у них меняются условия и образ жизни, интересы, ценностные ориентации и установки); 4) повторные трендо-вые, которые осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно единой системы процедур для того, чтобы установить тенденции (тренды) социальных изменений и развития. Панельные и когортные исследования называют также генетическими, а трендовые — псевдопанельными. Все повторные исследования могут быть отнесены кдиахронным в отличие от разовых — синхронных. В психологии длительное исследование одной совокупности называют лонгитюдным (от английского longitudinal — протяженный), а в педагогике — монографическим изучением (всесторонним описанием) одного объекта (коллектива, группы, совокупности субъектов) или одного социального института (школы). Любое повторное и сравнительное исследование предполагает прежде всего соблюдение требований сопоставимости двух и более разовых исследований, будь то сравнение данных по разным странам и регионам или выявление тенденций и сдвигов во времени при анализе одного либо нескольких аналогичных социальных объектов. Кроме того, обязательным условием является обоснование существенности или несущественности различий по сравниваемым показателям в качественном и количественном аспектах.
С точки зрения логики экспериментального анализа при сравнении эмпирических данных должны соблюдаться следующие правила: 1) два состояния одного процесса сопоставимы, если они содержат хотя бы одно общее свойство или показатель; 2) ни один фактор не может быть признан причиной сравниваемых явлений, если в одном случае при регистрации изучаемого явления он имеет место, а в другом — нет (правило сходства по Миллю); 3) данный фактор не может быть причиной изучаемого явления, если в одном случае он имеет место, а само явление не фиксируется, несмотря на то, что в другом случае регистрируются и явление и данный фактор (правило различия по Миллю); 4) некий фактор (условие, обстоятельства...) не может достоверно считаться определяющим в отношении изучаемого процесса, если в другом случае (исследовании) наряду с ним изучаемому процессу сопутствуют иные факторы. Перечисленные логические правила, напоминающие нам о строгости экспериментального вывода, нельзя игнорировать. Но проблемы сравнительного анализа — это прежде всего область содержательного, качественного изучения и только затем формально-количественного. В каких же именно аспектах сопоставимы и в каких несопоставимы изучаемые объекты, каковы ограничения сопоставимости по объективным условиям, по составу и выборке обследуемых, по выделенным показателям для сравнения? С особыми трудностями приходится сталкиваться в международных сравнительных исследованиях, где даже соблюдение всех формальных правил единства методик и выборки не гарантирует от возникновения проблем, связанных с различием образа жизни, культуры, восприятия и реакции людей на одни и те же «стимулы» (например, вопросы анкеты). В разных странах неодинаковы стандарты благосостояния, системы образования, социально-профессиональные «дистанции», а при разных общественно-экономических формациях различны социальная структура, характер социальных отношений, мировоззрение и идеология, весь уклад жизни.
Интерпретируя данные межнациональных (международных) исследований, необходимо, конечно, в первую очередь учитывать воздействие социально-экономических и социально-культурных факторов. Но в методическом аспекте оно может быть фиксировано при условии, что качественные различия между странами были приняты во внимание уже в ходе разработки инструментария, а соответствующие коррекции всех инструментов исследования предприняты на стадии пилотажа методик. С этой целью производят тщательное сопоставление главных параметров выборок: отнесение к социальной группе, выравнивание по уровню образования, другим подобным показателям социального статуса, а затем осуществляют работу (весьма утомительную) по идентификации методик, особенно опросных. В последнем случае социально-культурные различия респондентов могут радикальнейшим образом повлиять на сопоставимость результатов межнационального исследования. Как заметил французский социолог Ж. Фридманн, нельзя не учитывать, что американец склонен во всех обстоятельствах демонстрировать благополучие и улыбаться, а француз при тех же условиях — жаловаться на свою судьбу. В межрегиональных исследованиях, получивших ныне широкое распространение в нашей стране, чрезвычайно важно учитывать данные государственной статистики об особенностях экономических и социальных условий жизнедеятельности населения в сравниваемых регионах: сведе- ния о производственном потенциале и развернутости инфраструктуры, с «поясных» различиях в уровне заработной платы (например, Крайние Север и Дальний Восток), о положении с трудовыми ресурсами и миграционных потоках, национальном составе и общей плотности населенш и т.д. и т.п. Так, в исследовании В. Мартыновой, посвященном выяснению региональных различий в отношении рабочих к труду с учетом специфики условий и образа жизни, обнаружилось, что барнаульские рабочие более удовлетворены теми аспектами производственной ситуации, которыми ленинградцы менее довольны. Анализ конкретной социальной ситуации в двух городах убедил в том, что в Барнауле намного меньше возможности выбора места работы (отсюда меньшая текучесть, большая «терпимость» к данным условиям труда на данном производстве), существенно выше ставки заработной платы, ниже показатели общей квалификации при выполнении аналогичных функций на рабочем месте. В целом притязания работников к условиям труда здесь значительно более умеренны, что и отразилось в ответах. Если же ограничиться «прямым» сравнением, можно прийти к весьма сомнительному выводу о худшем положении ленинградцев. При проведении повторных и сравнительных исследований любого типа возникает вопрос об идентичности или сопоставимости методик сбора первичных данных. В межнациональных и межрегиональных исследованиях обычно используют единую методику. Иногда к ней добавляют «вкладыш», т.е. дополнительные пункты информации, связанные с особыми условиями деятельности в той или иной стране (регионе) и особыми научно-практическими интересами организаторов исследования. В повторных исследованиях дело осложняется тем, что с течением времени возникают новые явления и процессы, новые социальные проблемы, которые невозможно было предвидеть раньше. Поэтому методики «базового», т.е. первого, обследования не могут полностью и без изменений использоваться в повторных. Но тогда неясно, можно ли сравнивать данные, полученные разными методами.
Решение проблемы состоит в том, что часть полевых документов дублирует инструментарий базового обследования, а другая вводится заново. Например, при повторном обследовании отношения молодых рабочих к труду мы полностью использовали все пункты информации базового обследования, добавив немало новых, связанных с особенностями быта, внепроизводствен-ной активности рабочих, их образа жизни. Устанавливая прямые связи между новыми и имеющимися в обоих исследованиях показателями, мы даем более широкую интерпретацию последним. Естественно, такая интерпретация правомерна прежде всего применительно к повторному обследованию, но с определенным допущением ее можно распространить и на базовое. Правда, в этом случае нужны дополнительные тщательные проверки и перепроверки устанавливаемых зависимостей, построение анализа по логике мысленного эксперимента. Напомним, что, поскольку порядок вопросов в анкете влияет на характер ответов респондента, все пункты информации, копирующие базовую методику, должны располагаться в начале опросного листа повторного обследования, а новые — после них. Это позволяет осуществлять прямое сопоставление данных, фиксированных единой процедурой. Наилучшая сопоставимость данных, как верно отмечают Ф. Шереги и его соавторы, достигается тогда, когда уже при проведении первого исследования планируются повторные. Так организовали свою работу новосибирские социологи. Здесь заранее предполагается развитие общей концепции и соответственно оставляются открытыми некоторые методические вопросы, используются не прямые сопоставления, но сравнения типологических структур, относительно инвариантных в разных обследованиях, применяются не прямые индикаторы, а составные показатели. Не следует преувеличивать значение полной формальной идентичности содержания полевых документов. Важно, чтобы требования сопоставимости соблюдались в отношении ведущих показателей, отвечающих программным задачам повторного исследования. Индикаторы этих показателей должны соответствовать изменившимся условиям, т.е. они могут быть разными. Например, критерии высокой производственной активности, использованные ранее, — участие в соцсоревновании, рационализаторском движении и т.д. — могут оказаться недостаточными, и для прямого сопоставления к ним нужно добавить новые, скажем, участие в передовых починах за экономию сырья, энергии, высокое качество продукции и др.
Особый вопрос — определение интервала времени, в рамках которого целесообразны сравнительные исследования. Этот интервал устанавливается в «масштабе» анализируемых социальных процессов. В случае оценки организационных нововведений повторное обследование проводится по схеме эксперимента «до-после» вскоре после реализации нововведения. При изучении социальных тенденций (трендовые исследования) «масштаб» сопоставления должен быть увеличен до нескольких лет в зависимости от проблематики. Важно, однако, выдерживать более или менее единый интервал времени или же использовать неравные интервалы, но связанные с качественными изменениями в экономических и социальных условиях деятельности людей (например, переход на пятидневную рабочую неделю, введение новой системы школьного образования и т.д.). От каких факторов зависит оценка существенности различий? Прежде всего — от содержания «собственной», внутренней динамики изучаемых процессов или явлений, иными словами, от меры их устойчивости и изменчивости. Такие формы и виды деятельности людей, как отношения в сфере труда, досуга, быта, т.е. в решающих компонентах образа жизни, обладают весьма высокой устойчивостью. Изменения в этих видах деятельности не могут происходить, что называется, ежечасно и ежедневно. Поэтому даже небольшие сдвиги и различия будут здесь важны и в принципе существенны для социального анализа. Изменения во взглядах и оценках, подверженные множеству случайных обстоятельств, которые сами по себе мобильны и неустойчивы, должны оцениваться в ином масштабе. Чтобы признать их существенными, размах различий в численных выражениях должен быть намного выше, чем при оценке фактов поведения, практической деятельности и ее результатов. Существенность различий зависит также от общественной значимости изучаемого явления. Чем она выше, тем более существенны даже малые изменения и различия, и наоборот, чем менее значим для жизни общества, для функционирования данного социального института, организации и т.д. тот или иной процесс, тем шире будет диапазон вариаций, в рамках которых мы можем полагать явления однопорядковыми или существенно не различаю щимися. Наконец, с формально-статистической точки зрения существенность раз личий в фактических данных прямо зависит от численности сравниваемы подвыборок (чем меньше выборки, тем большие различия могут оказатьс несущественными вследствие величины выборочной ошибки) и от величи ны ошибки фиксирования первичных данных. Вспомним, что абсолютно точных измерений мы никогда не достигае\-Все данные фиксируются с определенной погрешностью, связанной и природой изучаемого процесса, и с особенностями инструмента измерена и с ошибкой выборки, и с субъективными ошибками исследователя. Зна чит, существенные различия сравниваемых в численном выражении дан ных должны непременно перекрывать величину ошибки, допущенной пр: их первичной регистрации. Но так как в сравнительных и повторных ис следованиях мы имеем дело с удвоенной ошибкой измерения первичны данных, логично предположить, что существенный сдвиг фиксируется тог да, когда его величина перекрывает удвоенную ошибку первичной регист рации данных.
Методологические и методические вопросы организации повторных i сравнительных исследований разработаны пока еще плохо. Несмотря на боль шой зарубежный и уже немалый отечественный опыт, здесь остается мно жество нерешенных проблем. К их числу относятся, например, методы ана лиза динамических кривых, т.е. временных последовательностей. Они хоро шо разработаны применительно к экономическим показателям, hi совершенно не освоены в социологии. Между тем прямое перенесение пра вил и процедур, используемых в экономике, на область социальных процес сов вряд ли обоснованно. Ведь из-за того, что нельзя применять абсолютн< идентичные индикаторы (в экономике это единицы продукции, стоимост ные показатели и другие материально-ресурсные единицы), прибегая к ком бинированным социальным показателям (например, индексам), мы не мо жем пользоваться стандартными статистиками. Они слишком точны приме нительно к слишком неточным социальным показателям. Выход, как нам кажется, следует искать в разработке типологически: процедур, сочетаемых с изучением динамических рядов. Переход от одноп «типа» (конфигурации показателей, характеризующих некоторые явления кдругому, «наполненность» статистик таких типологических образований пс временной шкале — все эти приемы анализа более адекватны сути сложны: явлений, которые изучает социолог. И опять-таки мы упираемся в теорети ко-методологические проблемы. Типизация (теоретическая или эмпиричес кая) имеет смысл лишь постольку, поскольку сами типы могут быть как-тс упорядочены по их качественным особенностям, от некоторого «отсталого> через переходные состояния к некоторому «передовому», «идеальному». Сокращено по источнику: Ядов В.А. Методологическое обоснование повторных и сравнительных исследований // Социологические исследования 1985. № 1.С. 17-25. ГС. Батыгин, И.Ф. Аевятко
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.013 с.) |