В.И. Добреньков, А.И. Кравченко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко



ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ

Москва

ИНФРА-М

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ТОМИ

ЭМПИРИЧЕСКАЯ

И ПРИКЛАДНАЯ

СОЦИОЛОГИЯ

Москва

ИНФРА-М

(К 316(075.8) Ж 60.5я73

Д55

Добреньков В.И., Кравченко А.И.

55 Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 2: Эмпирическая и прикладная социология. - М.: ИНФРА-М, 2004. - VI, 986 с.

ISBN 5-16-001796-8 (т. 2) ISBN 5-16-001547-7

Второй том 15-томного курса «Фундаментальная социология» посвящен ис­тории, методологии и методам эмпирической и прикладной социологии. Чита­тель познакомится с критериями разграничения фундаментальной и прикладной социологии, историей эмпирической социологии за рубежом и в России, исто­рией, показателями и методами статистики, теорией и методологией выборки, ви­дами социологического исследования, основами качественной и количественной социологии. Несомненно, ему будет интересно узнать о заводской социологии, социальном управлении, социальной работе, социальной инженерии и управлен­ческом консалтинге, история, методология и конкретные методы которых осве­щены в этом произведении. Завершает книгу анализ рынка социологических ус­луг, описание известных исследовательских центров мира, информация о фор­мах и способах трудоустройства выпускников социологических факультетов.

Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям социологических факультетов и кафедр, ученым-исследователям, а также всем, кто интересуется фундаментальными вопросами социологической науки.

УДК 316(075.8) ББК 60.5я73

IBN 5-16-001796-8 (т. 2) IBN 5-16-001547-7

© Добреньков В.И., 2004 © Кравченко А.И., 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

Второй том 15-томного курса «Фундаментальная социология» посвящен эмпирической и прикладной социологии, которые, согласно предложенной авторами в первом томе концептуальной схеме, расположены на двух ниж­них этажах социологического здания. Три верхних этажа — научная картина мира, общая теория и частносоциологические теории — освещены в первом томе.

Цель эмпирического исследования — приращение научных знаний, откры­тие новых закономерностей и обнаружение неизвестных социальных тенден­ций, а цель прикладного — решение практической проблемы путем прило­жения знаний, добытых частной теорией и эмпирическими исследования­ми. На двух нижних этажах сконцентрированы почти все социологические силы. Большинство выпускников социологических факультетов как у нас в стране, так и за рубежом занимаются социологическими исследованиями, а не созданием теории или проведением теоретического анализа, не связанного с участием в полевом исследовании. В широком смысле слова все они поле­вики, а не кабинетные мыслители.

Именно о них и пойдет речь во втором томе. В нем собран такой обшир­ный материал, что он не уместился в стандартные объемы книги даже энцик­лопедического формата, в связи с чем было решено разбить второй том на две книги. Словарь и список литературы находятся в конце второй книги.

Первая книга второго тома начинается с изучения теории и методологии социологической науки. Фундаментальная (академическая) и прикладная социология, качественная и количественная методология, социальное и со­циологическое исследования — вот те понятия, которые студенты (если бы только они!) часто путают, недопонимают, употребляют не по назначению. Теоретическая мешанина пагубно отражается на практической деятельнос­ти: то допустил непростительную ошибку в публикации, на конференции или приватном разговоре в профессиональном кругу, то применил не тот метод, который следовало, или взялся за решение масштабной проблемы, когда надо было умело редуцировать ее к вполне конкретной и нужной заказчику. Без знания теории и методологии выборки, статистических показателей и коэф­фициентов вы и шагу ступить не сможете, особенно устраиваясь на работу в опросное агентство.

Далее речь пойдет об истории эмпирической социологии за рубежом и в России, истории статистики (включая земскую и социальную статистику), а также историческом очерке, повествующем о становлении основных направ­лений прикладной социологии: прежде всего это заводская социология, со­циальное планирование и управление, социальная инженерия, социальная работа и консалтинг.

Изучение истории необходимо — из нее мы узнаем о своих предшествен­никах, далеких и близких, создававших бессмертные (и не очень) произве­дения, тем самым внесших свой вклад в науку. История любой дисципли­ны, если она излагается в единстве с социально-экономическими условия­ми развития общества и логикой становления научной мысли, сразу же

V

перестает быть скучным нагромождением фактов: кто и когда жил, что и как изучал, какое признание получил и за что его критиковали. Историю науки, в том числе социологии, нужно любить, уважать и охранять потому, что каж­дый из нас, живущих сейчас, является ее строителем. Прямо или косвенно, персонально или в составе творческого коллектива он обязательно попадет на ее страницы.

Создавая нетленные шедевры или занимаясь будничной деятельностью, каждый из нас трудится над общим делом — приращением новых знаний, открытием непознанного и созданием более совершенных методов изучения социальной реальности. И каждый из нас в ответе за то, что он оставит по­томкам и каким словом они вспомнят нас. Ведь очень скоро — а время летит вперед с удвоенной скоростью — и мы станем частью научной истории.

Так что история, теория и методология вовсе не далекие от эмпиричес­кой и прикладной социологии темы научного дискурса. Они находятся в самом эпицентре наших интеллектуальных усилий. Глубокое знакомство с ними — обязательный элемент профессионального становления социолога, того самого, о котором пойдет речь в заключительном разделе второй кни­ги. Здесь вы познакомитесь с двумя реалиями наших дней — научными цен­трами, которые проводят исследования или накапливают эмпирические дан­ные, и рынком социологического труда, на который вы обязательно попа­дете (возможно, не один раз). Научная инфраструктура социологии — так называется заключительный раздел книги — представляет собой не только совокупность исследовательских центров и научных архивов, но также слож­но организованный рынок научного труда и социологических услуг. Что там происходит, какие страсти разыгрываются, с какими трудностями в будущем придется столкнуться молодому поколению — об этом вы прочтете в разде­ле. Поверьте людям, повидавшим многое на своем веку: лучше познакомиться с трудностями заранее, чем потом, расплачиваясь недополученными гоно­рарами.

Таким образом, завершающая тема второй книги звучит в унисон с зак­лючительным разделом первого тома, который, как вы уже знаете, был по­священ проблемам институциализации социологии. В нем читатель узнал о том, где он может обучаться и приобретать профессиональные знания. В новом разделе вы познакомитесь с тем, где эти знания можно применить на практике и как эффективнее трудоустроиться после завершения учебы на социологическом факультете.

Вот, собственно говоря, то, о чем авторам хотелось рассказать вам в крат­ком предисловии к первой книге. В следующий раз разговор пойдет о тех инструментах, при помощи которых социолог зарабатывает себе на хлеб, добывает новое знание и навеки остается в истории своей науки.

РАЗДЕЛ I

ТЕОРИЯ

И

МЕТОДОЛОГИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.005 с.)