Функциональный статус социолога-практика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональный статус социолога-практика



Позиция социолога-практика и в обществе, и в организации — позиция маргинальная. В медицинском колледже или госпитале эти ученые трудят­ся в отделах, имеющих низкий статус.

В промышленной организации он занимает место функционального спе­циалиста. Но в отличие от инженера, технолога или бухгалтера, которые постоянно трудятся на предприятии, считаются как бы «своими» и находят­ся в своей профессиональной культуре, социальный ученый ничего такого не имеет, хотя ориентируется на те же научные нормы и ценности. Он все­гда аутсайдер, стоящий вне традиций изучаемой им организации. Изолиро-

ванный от своих коллег, консультант в то же время тесно связан с админис­трацией, хотя и для нее он остается маргинальной личностью.

Прикладник выполняет две функции: 1) непосредственно научную, уча­ствуя как ученый-исследователь в каком-то проекте; 2) социально опосред­ствованную, выступая в роли посредника при решении трудовых конфлик­тов и отношений, выполняя функции супервайзера, менеджера, выбираемого или назначаемого общественного деятеля. Но как бы ни сложилась его судьба, для практического социолога не характерно постоянное пребывание в дол­жности. Если у фирмы дела идут хорошо, то он может рассчитывать только на более или менее долговременную занятость. Тем он разительно отлича­ется от своего академического коллеги.

Отчасти компенсацией за слабые гарантии занятости служит в среднем более высокий, чем в университете, заработок. Например, начинающий со­циолог-практик получает зарплату, равную ставке высокооплачиваемой уни­верситетской должности ассистента профессора. Специфика функциональ­ного статуса социолога-практика заключается еще и в том, что в организа­ции он всегда под жестким контролем. В это понятие вкладывается установление конкретных сроков завершения работы, зависимость от ре­зультатов деятельности других (ученых, менеджеров, функциональных спе­циалистов, администрации). Академическая же работа — индивидуальная автономия, свобода творчества, незначительный контроль сверху. Ясно, что для людей несобранных, безынициативных прикладная работа не подойдет.

Социокультурный статус социолога-практика

С долей уверенности можно утверждать, что академическая социология, по разнообразию социокультурных ролей ученого, монохроматична. У нее всего один цвет в палитре. Академический социолог — почти всегда каби­нетный деятель: он преподает, исследует или консультирует в лаборатории, аудитории или офисе, т.е. в среде себе подобных.

Напротив, прикладные социологические исследования полихроматичны, многоаспектны. Куда только не закидывает судьба ученого-практика. Если расположить играемые им роли на некотором континууме, то окажется, что количество ролей чрезвычайно велико и многообразно. На первом полюсе континуума — самом «тихом» — располагаются академические социологи, которые занимаются прикладными исследованиями от случая к случаю: либо ради подработки, либо ради интереса. На противоположном полюсе мы мо­жем поместить экстремальные роли практического специалиста. Так, мно­гие специалисты в области ПСИ трудятся администраторами тюрем, психи­атрами в госпиталях для душевнобольных людей, домах престарелых и инва­лидов и т.п.

Социология преступности накладывает на ученого особые обязательства, он постоянно контактирует с криминогенной субкультурой — наркоманами, владельцами оружия, профессиональными ворами и убийцами, преступны­ми синдикатами, мафиозными образованиями, проститутками, алкого­ликами, юношескими бандформированиями. Проводя включенное наблю­дение — а это самый эффективный и наиболее полный источник информа­ции, — ученый постоянно рискует жизнью. У него особый социокультурный статус, ролевое поведение, которое предполагает знание языковых символов,

мотивов преступного поведения, норм конспирации, стереотипов восприя­тий «посторонних» и многое другое. У него должны быть выдающиеся спо­собности; если ученый не сможет наладить доверительные контакты с пре­ступным миром, у него останется один-единственный источник — занимать­ся кабинетной работой, т.е. цитировать труды своих коллег-криминалистов.

Хоторнский эффект

В учебниках социологу рекомендуют занимать нейтральную позицию, когда он сталкивается с респондентами или заключает контракт с админис­трацией. Но жизнь опровергает иллюзии ученого, как только он попадает в организацию. Поначалу к социологу на предприятии относятся по-дружес­ки. Но вот наступает первая фаза исследования: для сбора предварительной информации, анализа заводской документации и беседы с экспертами социо­логу подолгу приходится вращаться среди руководства предприятия и цехов, консультировать и консультироваться с менеджерами и специалистами фун­кциональных служб.

Буквально через месяц, вспоминает собственный путь практической ра­боты Д. Миллер, рабочие начинают смотреть на него как на марионетку ад­министрации или, что еще хуже, штатного агента39. Все, о чем социолог вы-спрашиваету простыхлюдей, воспринимается ими как доносительство, выве­дывание каких-то секретов с целью передать информацию наверх.

Не ведая о том, другой социолог — Р. Брайн, будучи еще старшекурсни­ком социологического факультета, вознамерился провести эмпирическое исследование на предприятии. Он не ставил перед собой сложных задач, ограничившись обычным опросом. Брайн спрашивал респондентов о том, кто кого любит или не любит, кто кому симпатизирует и к кому равнодушен. Особых трудностей не предвиделось, однако рабочие не пошли на контакт. Они отвечали неискренне, отмечая как эмоционально приемлемых буквально всех поименованных в анкете. Опрос грозил сорваться. Пришлось изменить методику и конструкцию вопросника. Во второй раз Брайн спрашивал рес­пондентов только о десяти самых близких им товарищах. Опрос удался, но Брайн пришел к выводу, что исследователь способен сильно влиять на ход и результаты опроса40.

Подобные случаи подтверждают давно известную истину — она называ­ется хоторнским эффектом — влиянием ученого на ход исследования. Это остается в индустриальной социологии неустранимым фактором. Социолог не может остаться нейтральным, как бы он к этому ни стремился. Его пове­дение «в поле» — результирующая двух систем ценностей: науки и организа­ции. Он должен быть готов к компромиссу между двумя мирами (рабочих и менеджеров), в которых он вынужден жить и трудиться.

Miller D.C. The Impact of Organization and Research Value Structures on Research behavior // Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W.Gouldner and S.M.Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 39-41. 4" Brain R.K. The Researcher's Role: A case Study // Human organization. 1950. Vol. 9. P. 23-28.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.004 с.)