Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональный статус социолога-практика
Позиция социолога-практика и в обществе, и в организации — позиция маргинальная. В медицинском колледже или госпитале эти ученые трудятся в отделах, имеющих низкий статус. В промышленной организации он занимает место функционального специалиста. Но в отличие от инженера, технолога или бухгалтера, которые постоянно трудятся на предприятии, считаются как бы «своими» и находятся в своей профессиональной культуре, социальный ученый ничего такого не имеет, хотя ориентируется на те же научные нормы и ценности. Он всегда аутсайдер, стоящий вне традиций изучаемой им организации. Изолиро- ванный от своих коллег, консультант в то же время тесно связан с администрацией, хотя и для нее он остается маргинальной личностью. Прикладник выполняет две функции: 1) непосредственно научную, участвуя как ученый-исследователь в каком-то проекте; 2) социально опосредствованную, выступая в роли посредника при решении трудовых конфликтов и отношений, выполняя функции супервайзера, менеджера, выбираемого или назначаемого общественного деятеля. Но как бы ни сложилась его судьба, для практического социолога не характерно постоянное пребывание в должности. Если у фирмы дела идут хорошо, то он может рассчитывать только на более или менее долговременную занятость. Тем он разительно отличается от своего академического коллеги. Отчасти компенсацией за слабые гарантии занятости служит в среднем более высокий, чем в университете, заработок. Например, начинающий социолог-практик получает зарплату, равную ставке высокооплачиваемой университетской должности ассистента профессора. Специфика функционального статуса социолога-практика заключается еще и в том, что в организации он всегда под жестким контролем. В это понятие вкладывается установление конкретных сроков завершения работы, зависимость от результатов деятельности других (ученых, менеджеров, функциональных специалистов, администрации). Академическая же работа — индивидуальная автономия, свобода творчества, незначительный контроль сверху. Ясно, что для людей несобранных, безынициативных прикладная работа не подойдет. Социокультурный статус социолога-практика С долей уверенности можно утверждать, что академическая социология, по разнообразию социокультурных ролей ученого, монохроматична. У нее всего один цвет в палитре. Академический социолог — почти всегда кабинетный деятель: он преподает, исследует или консультирует в лаборатории, аудитории или офисе, т.е. в среде себе подобных.
Напротив, прикладные социологические исследования полихроматичны, многоаспектны. Куда только не закидывает судьба ученого-практика. Если расположить играемые им роли на некотором континууме, то окажется, что количество ролей чрезвычайно велико и многообразно. На первом полюсе континуума — самом «тихом» — располагаются академические социологи, которые занимаются прикладными исследованиями от случая к случаю: либо ради подработки, либо ради интереса. На противоположном полюсе мы можем поместить экстремальные роли практического специалиста. Так, многие специалисты в области ПСИ трудятся администраторами тюрем, психиатрами в госпиталях для душевнобольных людей, домах престарелых и инвалидов и т.п. Социология преступности накладывает на ученого особые обязательства, он постоянно контактирует с криминогенной субкультурой — наркоманами, владельцами оружия, профессиональными ворами и убийцами, преступными синдикатами, мафиозными образованиями, проститутками, алкоголиками, юношескими бандформированиями. Проводя включенное наблюдение — а это самый эффективный и наиболее полный источник информации, — ученый постоянно рискует жизнью. У него особый социокультурный статус, ролевое поведение, которое предполагает знание языковых символов, мотивов преступного поведения, норм конспирации, стереотипов восприятий «посторонних» и многое другое. У него должны быть выдающиеся способности; если ученый не сможет наладить доверительные контакты с преступным миром, у него останется один-единственный источник — заниматься кабинетной работой, т.е. цитировать труды своих коллег-криминалистов. Хоторнский эффект В учебниках социологу рекомендуют занимать нейтральную позицию, когда он сталкивается с респондентами или заключает контракт с администрацией. Но жизнь опровергает иллюзии ученого, как только он попадает в организацию. Поначалу к социологу на предприятии относятся по-дружески. Но вот наступает первая фаза исследования: для сбора предварительной информации, анализа заводской документации и беседы с экспертами социологу подолгу приходится вращаться среди руководства предприятия и цехов, консультировать и консультироваться с менеджерами и специалистами функциональных служб.
Буквально через месяц, вспоминает собственный путь практической работы Д. Миллер, рабочие начинают смотреть на него как на марионетку администрации или, что еще хуже, штатного агента39. Все, о чем социолог вы-спрашиваету простыхлюдей, воспринимается ими как доносительство, выведывание каких-то секретов с целью передать информацию наверх. Не ведая о том, другой социолог — Р. Брайн, будучи еще старшекурсником социологического факультета, вознамерился провести эмпирическое исследование на предприятии. Он не ставил перед собой сложных задач, ограничившись обычным опросом. Брайн спрашивал респондентов о том, кто кого любит или не любит, кто кому симпатизирует и к кому равнодушен. Особых трудностей не предвиделось, однако рабочие не пошли на контакт. Они отвечали неискренне, отмечая как эмоционально приемлемых буквально всех поименованных в анкете. Опрос грозил сорваться. Пришлось изменить методику и конструкцию вопросника. Во второй раз Брайн спрашивал респондентов только о десяти самых близких им товарищах. Опрос удался, но Брайн пришел к выводу, что исследователь способен сильно влиять на ход и результаты опроса40. Подобные случаи подтверждают давно известную истину — она называется хоторнским эффектом — влиянием ученого на ход исследования. Это остается в индустриальной социологии неустранимым фактором. Социолог не может остаться нейтральным, как бы он к этому ни стремился. Его поведение «в поле» — результирующая двух систем ценностей: науки и организации. Он должен быть готов к компромиссу между двумя мирами (рабочих и менеджеров), в которых он вынужден жить и трудиться. Miller D.C. The Impact of Organization and Research Value Structures on Research behavior // Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W.Gouldner and S.M.Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 39-41. 4" Brain R.K. The Researcher's Role: A case Study // Human organization. 1950. Vol. 9. P. 23-28.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.004 с.) |